Меню

Продолжи предложение почва это

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Источник

Тест по теме » Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

2. Почва состоит …

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

Читайте также:  Ландшафт дачи с грядками

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

3. Главное свойство почвы – это …

б) содержание влаги в почве;

г) способность удерживать влагу.

4. На плодородие почвы влияет…

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

6. Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

7. В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.

8. Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…

а) почва хорошо пропускала воздух;

б) почва хорошо удерживала влагу;

в) снег быстрее растаял;

г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.

9. Почва питает все живое, значит она – …

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Тема самообразования: « Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС»(1-4 класс)

День знаний в 1 классе

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» в начальной школе

Рабочая программа по УМК «Перспектива» по русскому языку 1-4 классы

«Контрольная работа с диктантом 4 класс»

Классный час Экологическое путешествие

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Перенос слов» (1 класс)

Если хочешь быть здоров.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377716 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по теме «Почва, её значение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отдел образования Оршанского горисполкома

Государственное Учреждение Образования

« Средняя школа № 17 г. Орши »

по курсу «Человек и мир»

проведённого во 2 «Б» классе

учитель начальных классов

Тема урока: Почва, её значение

Цель урока: планируется, что на выходе с урока ученики смогут выполнить тест

Задачи: организовать деятельность по формированию представлений о почве, её составе и свойствах; создавать условия для развития мышления, наблюдательности, умения делать выводы; создавать ситуации для актуализации потребности в соблюдении правил природоохранного поведения по отношению к почве, навыка работать в группе, паре.

Оборудование: презентация, оборудование для опытов, почва.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать .

-На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о воде, её свойствах, о том как нужно охранять воду. Прежде, чем приступить к изучению новой темы нам нужно проверить как мы помнит то, что выучили ранее.

• Вода — растворитель. Где в быту мы используем это свой­ство? (Когда умываемся, готовим чай, рисуем красками и др.)

• Перечислите одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха. Какими свойствами они отличаются? (Одинаковые свой­ства чистой воды и чистого воздуха: прозрачны, бесцветны, без запаха. Отличительные свойства воздуха: легко сжимается, упруг, плохо проводит тепло. Вода — жидкость. Ее отличительные свой­ства: текуча, несжимаема, растворяет вещества»)

Читайте также:  Чем можно подкормить чайную розу

• Вспомните свойства воды и закончите предложения:

а) Солнечный свет свободно проникает через толщу воды, по­тому что вода.

б) Сахар, соль растворяются в воде, потому что вода — .

• В некоторых местах, где на глубине залегает каменная соль (которой мы солим еду), иногда образуются пустоты, пещеры, во­ронки. Зная свойства воды, объясните причины этих явлений. Образуются ли пещеры, если вместо каменной соли будет залегать глина? Почему? (Вода растворяет соль, образуя в ней пустоты. Глину вода растворить не может, поэтому в местах залежи глины пещеры образовываться не будут.)

Почему люди должны заботиться о чистоте водоемов? Что для этого необходимо делать? (От загрязненной воды страдают жи­вые организмы, обитающие в водоемах и на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Нельзя есть рыбу, выловлен­ную и загрязненных водоемах. В таких водоемах нельзя купаться, а тем более пить из них воду. Поэтому люди должны заботиться о сохранении чистоты водоемов. Аля этого они не должны набе­рем у водоемов мыть машины, велосипеды, стирать одежду стираль­ным порошком. Фабрики и заводы строят очистные сооружения, в которых вода освобождается от вредных примесей и только по­ сле этого поступает в водоемы. В настоящее время также строятся предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют в производстве. Таким предприятиям не нужно брать новую воду из водоема.)

— В течение урока мы с вами выполним много разных заданий и по результатам их выполнения вы будете оценивать свои достижения известным вам значками на «Листках самооценки». Первое задание мы уже выполнили- мы повторили д/з. Оцените себя в ходе работы над д/з.

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется?

— Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (почему оно может писаться с большой и с маленькой буквы)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

— Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

— Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

4. Сообщение темы урока

-Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Чему вы хотите сегодня научиться, что узнать?

— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

— Сегодня мы с вами будем учёными- почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?

Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёным, исследователи.

-Что нам потребуется для того, чтобы хорошо выполнить свою работу?

Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, акку­ратны.

Учёные всегда работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в форму­лировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос.)

— Знаете ли вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?») Что ещё хотели бы узнать о почве?

— Что входит в ее состав? (На доску вывешивается следующая табличка — «Состав почвы».)

— А знаете ли вы, зачем человеку почка и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка — «Почва и человек».)

1. Что такое почва?

3. Почва и человек.

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются от­веты детей.)

5. Этап работы над новым материалом

1. — Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Правильно.

Работа с учебником на с. 28

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

— А что значит «плодородный»?

— Что такое плодородие?

— Плодородие – главное свойство почвы.

— Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

Читайте также:  Выращивание улиток для мяса

— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

— Ответили на первый пункт плана? (Да.)

2. Что входит в состав почвы?

Состав почвы (практическая работа)

— Сейчас вы будете работать в группе. Вам нужно рассмотреть образец почвы и выяснить, что входит в её состав.

Правила работы в группе

1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Работать должен каждый на общий результат.

Свои результаты мы занесём в схему.

-Что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать состав почвы?

— Какие частицы вы увидели? (Песок, глина.) Запишите свои на­блюдения в таблицу. (Дети вписывают в таблицу «песок» и «глина».)

— Проверим, что получилось.

— Оцените свою работу в группе по исследованию почвы.

-Почему возникли затруднения?

— Мы с вами почву только рассматривали, значит, для получения дальнейших результатов нам нужно провести… опыты.

— Для чего мы будем их делать?

• Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки.)

• Какой вывод мы можем сделать? (В почве есть воздух.)

• Впишите «воздух» в таблицу.

2 опыт. Нагревание почвы

(При выполнении этого опыта учителю следует помнить о прави­лах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети вниматель­но наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.)

3 опыт . Если я продолжу нагревать землю, то появиться дым с запахом. Что может гореть?

-Сделайте вывод. Значит, в почве есть… перегной.

-Наша табличка заполнена.

-Что входит в состав почвы?

— Как мы это узнали? Что мы для этого сделали?

-Оцените свою работу в ходе выполнения опытов.

-Следующий пункт нашего плана «Почва и человек»

А может ли почве что-нибудь угрожать? (Может.) Давайте прочтем текст «Почва в опасности!»

— Что может угрожать почве? (Разрушение, загрязнение.)

— Что является врагами почвы? (Вода, ветер, ядовитые веще­ства.)

(На доске заполняется таблица.)

— Как происходит разрушение почвы? (Выслушиваются ответы детей.)

Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная кор­нями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, рас­ширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям овра­гов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят пло­тины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов па­шут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. Дети могут помочь взрослым, ухаживая за посадками на склонах оврагов, охраняя растения от уничтожения.

— В результате чего происходит загрязнение почвы? (Причиной загрязнения служат, как правило, различные техногенные катастро­фы. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. боль­шая площадь плодородных земель Беларуси была загрязнена радио­нуклидами. Загрязнение почв происходит также в связи с ядовиты­ми выбросами на промышленных предприятиях и т. д.)

— Давайте составим правила, которые нужно соблюдать для защиты почвы:

— Оцените свою работу.

6. Этап закрепления изученного

Ситуации для обсуждения

• а) Ребята, придя на некогда красивую полянку, увидели неприят­ную картину. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчи­ки собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята?

«Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пено­пласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадаю! очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остает­ся смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.

Разлагаясь очень медленно, эти отходы отравляют почву. Так, консервная банка будет лежать и отравлять почву на протяжении 30 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — 1000 лет».

б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки леса. (Вырубка леса приводит к разрушению почвы, образованию рытвин, оврагов, ис­чезновению растений.)

7. Этап контроля и самоконтроля

— Сверка с эталоном.

— Оцените свою работу.

8. Этап информации о д/задании

Вам предлагается выбрать, один из вариантов и подготовить ответ.

— Как человек использует почву и её охраняет?

— Почва и ее состав.

9. Этап подведения итогов урока

— Что узнали о почве? (Учащиеся делают вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.)

— Что должен делать человек, чтобы сохранить почву?

— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

— Вы достигли цели? (да)

— Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока (провели опыты — практическим путём исследовали почву, работали по учебнику)

— У кого остались затруднения?

— У кого в «Листке самооценки» только +, один -.

— Кого бы вам хотелось отметить сегодня на уроке? Чьей работой вы были удивлены?

Источник

Adblock
detector