Научно- исследовательский проект «Природное богатство — почва»
Представлен проект ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnoe_bogatstvo_-_pochva.docx | 24.09 КБ |
pochva.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна
Тема : Природное богатство — почва
Автор проекта: Хветте Данил,
ученик 3 а класса
учитель начальных классов
Цель исследования: выяснить, что такое почва, каков состав почвы и определить ее значение в нашей жизни.
- собрать и изучить информацию о почве;
- узнать о проблемах почвы и её охране;
- Знакомство с «подземным царством»: обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
- проанализировать полученные результаты
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Гипотеза исследования Мы предположим, что в почве есть воздух и вода. Это можно выяснить при лабораторных исследованиях.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края. Я в этом году уже выступал с сообщением в 3а классе.
План реализации проекта таков
1. Собрать материал.
2. Провести исследования.
3. Подготовить сообщение.
4. Сделать презентацию.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Землю правильно называть — почва. . «…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
Сказал Константин Паустовский
Если выкопать ямку в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то можно увидеть несколько слоев земли. Я подготовил для вашего внимания модель слоев в масштабе 1 к 1 (в 1 см 1 метр). Верхний тёмный слой — это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В нижней части почва постепенно светлеет и переходит в слои горных пород: песок, глину и другие.
Рассмотрим верхний слой – почву.
Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку почвоведение, которая изучает почву. Над созданием почвы беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Вот как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
Докажем, что в почве есть вода, воздух, остатки растений и животных. Провел опыты.
Я взял небольшой комок почвы и положил в стакан с водой. Понаблюдал. Из почвы выделяются пузырьки – это воздух. Он легче воды, поэтому они поднимаются на поверхность. Этот опыт доказывает, что в почве есть воздух.
Положил прокаленную почву в воду и размешал. Дал воде отстояться и увидел, на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора на дно осели мелкие частицы песка и глины. Сделал вывод, что в почве есть песок и глина, остатки растений
Положим немного почвы в железную банку и нагреем её на огне. Подержим над почвой небольшое стекло и увидим ,что стекло запотело. Это доказывает, в почве присутствует вода. Если продолжить нагревать, то почувствуется неприятный запах. Это сгорают остатки
Понаблюдал за почвой, которая находится в цветочных горшках. Если растение долго не пересаживали, то на почве наблюдается белый налет, это минеральные вещества, которые растворились при поливе почвы.
А сейчас расскажу о «жителях» почвы.
В почве обитают различные животные: мыши, суслики, кроты, хомяки, черви и другие многочисленные насекомые. Все они разрыхляют почву, выкапывая в ней ходы и норы. Огромную пользу приносят дождевые черви. Дождевые черви питаются гниющими растениями и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве, значит плодородие. По ходам червей к корням растений в почву просачивается дождевая вода и легко проникает воздух.
Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.
Большой проблемой является мусор. Папа мне рассказывал, что, когда были детьми, они играли в лесу, собирали цветы и грибы. Но сейчас, когда мы с семьей приходим в лес чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги валяются на поляне. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».
Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам.
Можно подвести итоги экспериментов Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за свойствами почв. При изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришёл к следующим выводам:
— в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
— Пришли к выводу, если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда!
Призываю — не оставлять мусор после отдыха на природе.
Список источников информации:
- Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
- Ивченкова Г.Г.Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. школы. — М.: , 2013.
Источник
Проектная работа «Почва»
проект по географии (7 класс) на тему
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochva.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 9» город Курск
Руководитель: Марина Татьяна Степановна, учитель географии,
Исследование почвы на пришкольном участке.
Яковенко Елизавета , ученица класса, МАОУ «СОШ № 9»
Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное “царство природы”. А что мы о ней знаем?
Иду по улице Верхняя Казацкая. Вот и моя школа. Поворачиваю по тропинке и направляюсь к школьному зданию, а вокруг большой участок земли, называемый пришкольным. Учащиеся и учителя школы превратили его в красиво цветущие клумбы, в красивый зеленый уголок природы в центре большого города. . Цветы приносят радость, праздничность в нашу повседневность. Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает эстетический вкус у школьников.
Но что же мешает нашим цветникам быть ярче? Почему не все виды цветов выживают на клумбах даже при хорошем уходе?
На уроке географии в 5 классе нас знакомили с почвами разных видов и выяснили, что почвы обладают неодинаковыми свойствами. Одни хорошо удерживают влагу, другие, наоборот, свободно пропускают ее в нижележащие горизонты сразу после дождя или полива. Бывают щелочные, содержащие много извести, а бывают – кислые. Есть почвы плодородные, богатые питательными веществами, а другие настолько бедные, что на них ничего не растет. Чтобы найти причину нужно хорошо знать особенности почвы и способы ее улучшения.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время большое внимание уделяется озеленению школьной территории, развитию подсобного хозяйства в школах, привлечению учащихся к активной работе на земельном участке.
Цель исследования – определить свойства почвы на школьном участке. Выяснить пути возможных улучшений плодородия почв пришкольного участка.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве
— определить состояние почвы
— разработать рекомендации по улучшению качества почвы
- Собрать информацию о почве.
- Узнать основные свойства почвы.
- В процессе опытов установить состав почвы пришкольного участка.
- Выявить способы защиты почвы от разрушения.
- Сделать рисунки на тему «Земля – планета жизни» и собрать произведения фольклора о почве.
Изучение специальной литературы, опыты, выводы.
Место и объект исследования.
Россия, город Курск, ул. Верхняя Казацкая, пришкольный участок школы №9.
Почва является для растений не только источником питания, но и основной средой обитания. Корневая системы находится постоянно в почве, и поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными.
Опыты для изучения состава почвы:
Опыт 1: В непрокалённой почве есть остатки растений животных
Прокаливаем почву в жестяной баночке. Дым – горят остатки растений. Если нагревать почву до тех пор, пока из неё не перестанет идти дым, почва станет совсем серой.
Опыт 2: Почва состоит из песка и глины.
За 2 часа до урока в воду опустили прокалённую почву. Рассмотрите осадок. Внизу – песок, над песком – более мелкие частицы – глина.
Опыт 3: В почве есть вода.
Если нагревать почву в пробирке, то стекло, помещённое над ней, скоро запотеет. Через некоторое время на нижней стороне стекла появятся капельки. Откуда появилась вода на стекле?
Опыт 4: В почве есть воздух.
Бросим комочек сухой почвы в воду. Наблюдаем, как из почвы выходят пузырьки воздуха. О чём это говорит?
Опыт 5: В почве есть соли.
Капельку воды из стакана, где песок и глина, подогрели в ложке. Вода испарилась, осталась соль.
Вывод: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.
В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.
- В непрокалённой почве есть остатки растений животных
- Почва состоит из песка и глины.
- В почве есть вода.
- В почве есть воздух.
- В почве есть соли.
- Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.
- В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.
- Таким образом, первый год работы показал, что почвы пришкольного участка – черноземы обыкновенные. Второй год работы над темой мы планируем к началу весенних работ на участке выбрать два фрагмента для эксперимента непосредственно на цветнике и продолжим наблюдение, придерживаясь примерного плана работы:
- 1. Улучшение качества почв пришкольного участка
- 2. Мелиоративные мероприятия
- 3. Практическая часть (сравнение растений на двух участках)
- Заключение (по итогам двух лет работы).
Отчего почва разрушается?
- Неразумная деятельность человека:
- Неправильная обработка почвы, неграмотный уход за растениями, использование большого количества минеральных веществ (удобрений), ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками
- строительство;
- уничтожение парков и скверов;
- непродуманный выпас скота;
- вырубка леса;
- Почву размывает вода;
- Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения.
- Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
- Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
- Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
- Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
- Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Опыт наших предков
- Бросить мусор, плюнуть на землю — ПОЗОР
- Посевы делали на ровной поверхности
- Склоны холмов – для многолетних трав
- Бытовые отходы, растительные остатки складывали в компостные кучи
- Привлекали птиц.
- Использовали свойства некоторых растений для борьбы с вредителями
- Старались приметить «гнилые углы»
- Для защиты от сильных ветров сажали деревья
- Зимой для задержания снежного покрова ставили щиты.
- Вывозили на поля золу и навоз
Надо ли сжигать сухую листву и траву
1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.
Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.
2) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.
– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало . И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.
1см почвы — за 250 – 300 лет
20см — за 5 – 6 тысяч лет
На 1 м² земли живет приблизительно 80 дождевых червей
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
О чём говорят расчёты учёных?
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
Загадки и пословицы о земле
Пословицы о земле
Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.
Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Всякому человеку – и доброму, и худому – земля даст приют.
Добра мать до своих детей, а земля – до своих людей.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.
Земля – кормилица, а и та есть просит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева
Труженику земля – мать родная.
Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
Держись за землю, трава обманет.
Крестьянин без земли, что дерево без корня.
В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля заботу любит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.
Загадки о земле
Меня бьют, колотят, режут —
Я всё терплю, всем добром плачу. (Почва)
Что в году четыре раза
В бесконечном море,
Нет родней клубочка,
В космическом просторе.
Дом родной. (ЗЕМЛЯ)
Чем больше в неё вложишь,
Тем больше она отдаст. (земля)
А всем мать родная. (земля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны.
Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой
В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха».
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские.
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате.
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы.
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности «Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету»
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности «Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету».
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса «Решение проектных задач по биологии» посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн.
Источник