Меню

Проект по рекультивации почв

Как составить проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения — пример поэтапной работы

Некоторые виды работ, проходящие на земле, предназначенной под сельскохозяйственное использование, могут нанести почве серьезный вред. Это могут быть строительные работы, прокладка подземных коммуникаций, разработка карьеров для добычи полезных ископаемых. В результате почва может просто перестать быть пригодной для выращивания на ней сельскохозяйственных культур.

Чтобы этого не произошло, проводится комплекс мероприятий по рекультивации земель. Из данной статьи можно узнать о цели и сути процесса рекультивации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Цель и суть процесса

Что же представляет из себя рекультивация? Согласно определению, зафиксированному в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает в себя несколько мероприятий по подготовке земель к последующему использованию в сельском хозяйстве, это:

  • очистка поверхности от результатов произведенных работ (строительный мусор, обломки пород и так далее);
  • планировка и формирование откосов;
  • нанесение слоя плодородной почвы;
  • устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений.

Полный перечень работ, входящих в технический этап рекультивации, описан в п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы (агрофизических, биохимических и других). Этот этап проводится только после полного завершения технического этапа.

Для чего нужен проект?

Проект рекультивации земель (сокращенно его называют ПРЗ и КРЗ) описывает комплекс мероприятий, которые будут проведены для восстановления состояния земель сельскохозяйственного назначения, в рамках этапов, описанных выше (технический и биологический), на данном конкретном участке.

Весь перечень видов деятельности, при которых необходима подготовка и реализация проекта рекультивации земель, перечислен в статье № 78 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ.

Составление

Проект рекультивации может быть разработан организацией, которая проводит работы на земельном участке, самостоятельно либо сторонней организацией, которая специализируется в этой нише. Второй способ позволит снизить временные затраты на подготовку проекта и риск возникновения ошибок и недочетов в проекте.

Цена подготовки ПРЗ индивидуальна: она зависит от технологических параметров местности, предоставленных заказчиком. Как правило, стоимость подготовки такого проекта начинается со 100 тысяч рублей.

Разработка ПРЗ состоит из четырех этапов.

  • На первом этапе осуществляются подготовительные работы: сбор планово-картографических данных, полевое исследование участка, исследование почвы и так далее.
  • На втором этапе выполняются необходимые изыскания – топографические, геологические, мелиоративные.
  • Затем специалисты переходят к составлению плана мероприятий и заполнению всех разделов проекта.
  • Финальным этапом является согласование проекта в государственных инстанциях.

В составе проекта входят следующие разделы:

  1. Описание природно-климатических, гидрогеологических и геоморфологических условий района размещения объекта.
  2. Данные о почвенно-растительном покрове, сведения о прогнозе нарушений земельных угодий.
  3. Описание проектных решений по проведению рекультивации – отдельно технического, отдельно биологического этапов.
  4. График проведения рекультивационных работ и их сметная стоимость.
  5. Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности и непосредственно природоохранных мероприятий.
  6. Технологические карты и сроки приема-передачи рекультивационных участков землевладельцам.
  • Скачать бланк проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения
  • Скачать пример проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения

Утверждение

Согласование

До того, как ПРЗ будет утвержден, он должен быть согласован со всеми заинтересованными сторонами. Конкретного перечня, утвержденного в законодательстве, нет. Все зависит от того, кто является собственником земли – государство или частная организация.

Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).

После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение. Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.

Кто утверждает?

В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства. Вопрос согласования и утверждения ПРЗ весьма индивидуален в каждом отдельном случае, поэтому прежде чем приступать к подготовке проекта, необходимо ознакомиться с региональным законодательством на этот счет. Актуальную информацию можно узнать в местном уполномоченном органе, связанном с природопользованием.

Сейчас утвердить проект во многих регионах можно при помощи многофункциональных центров государственных услуг. Для того чтобы понять, доступна ли эта услуга в вашем регионе, нужно найти соответствующую информацию на сайте МФЦ региона.

Читайте также:  Мероприятия по осушению почв

Перечень документов

Несмотря на то, что утверждение ПРЗ регулируется в каждом регионе отдельно, перечень документов является стандартным в большинстве случаев и включает в себя следующие документы:

  • Кадастровый номер земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.
  • Разрешение на использование земельного участка.
  • Информацию об общей площади земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, которые подлежат рекультивации.
  • (ОКАТО) территории, на которой расположен земельный участок.
  • ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ относительно юридического лица-заявителя.
  • Номер и дата решения (распоряжения, постановления) о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, подлежащего рекультивации, или кадастровый паспорт такого земельного участка.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
  • Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  • Локальный сметный расчет на проведение работ по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
  • Проект рекультивации в двух экземплярах.

Проект утверждается, как правило, в течение месяца.

Основания для отказа

После рассмотрения пакета заявителю направляется уведомление – либо об утверждении проекта, либо об отказе. Отказаться от утверждения проекта рекультивации ведомство может по следующим причинам:

  • Предоставление неполного пакета документов.
  • Предоставление неверных сведений.
  • Ошибки в проекте рекультивации, отсутствие в перечне необходимых для рекультивации данного участка сельскохозяйственных земель мероприятий.

Что делать дальше?

Что происходит после утверждения проекта рекультивации сельскохозяйственных земель?

После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.

По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт. Итоговая сдача объекта не может быть произведена без этих работ.

Проведение рекультивации по проекту, который не был согласован и утвержден, влечет за собой штрафные санкции от государства, кроме того, такие действия могут нанести непоправимый ущерб природе и состоянию сельскохозяйственных земель в регионе.

Штрафы за несвоевременно или неправильно произведенную рекультивацию могут составить от 400 до 700 тысяч для юридического лица, поэтому средства, потраченные на подготовку ПРЗ специалистами, в любом случае окупятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источник

Проект по рекультивации почв

ГОСТ Р 57446-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия

Best available techniques. Disturbed lands reclamation. Restoration of biological diversity

Дата введения 2017-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Директивы Европейского парламента и Совета 2004/35/ЕС* «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» (Directive 2004/35/СЕ of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 1-2018)

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправокв ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении уровня безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, охраны объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических и физических лиц, государственного и муниципального имущества.

Читайте также:  Удобрение с цинком название

Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых, прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, при использовании арендуемых земель и территорий сельскохозяйственного назначения, а также при ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений, территорий размещения отходов производства и потребления.

Нарушение земель может привести к следующим негативным последствиям:

— торможение процессов почвообразования;

— ослабление самоочищающей способности почв и земель;

— накопление вредных веществ в растениях, из которых они прямо или опосредствованно (через продукты питания) попадают в организм человека и животных;

— нарушение почвенного покрова, гидрологического режима местности, образование техногенного рельефа:

— изменение качественного состояния земель;

— отрицательное воздействие на сохранение, восстановление и устойчивое использование биологических ресурсов;

— уменьшение и потеря биологического разнообразия;

— активизация эрозионных и других опасных природных процессов;

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля, наравне с другими природными ресурсами, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [1], Лесном [2] и Земельном кодексах Российской Федерации [3].

В декабре 2012 г. был утвержден статистический инструментарий [Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы. Форма N 2-ТП (рекультивация)] для осуществления федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы [4].

На современном этапе развития российской экономики перед бизнесом стоит задача практического объединения трех взаимосвязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание следует уделить достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочном периодах) [7]. Это возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ) и эффективном применении информационно-технических справочников (ИТС) НДТ, разрабатываемых совместно с бизнес-сообществом.

В то же время ИТС НДТ, разрабатываемые во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р [8], формируются с учетом норм европейского права и не предусматривают включение разделов, посвященных рекультивации нарушенных земель и земельных участков, в состав справочников: «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы»; «Добыча и обогащение руд цветных металлов»; «Добыча и обогащение железных руд»; «Добыча нефти»; «Добыча природного газа»; «Добыча и обогащение угля»; «Добыча драгоценных металлов», предназначенных для предприятий, деятельность которых может приводить к нарушению земель.

В настоящее время существует проблема отсутствия полной и достоверной информации о возможностях применения стандартизованных НДТ рекультивации нарушенных земель и земельных участков в целях восстановления биологического разнообразия.

Таким образом, на современном этапе всестороннего развития российской экономики появилась объективная необходимость разработки и принятия настоящего стандарта, инициатором разработки которого выступил Проект ПРООН/ГЭФ-Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» (далее — Проект).

Осуществляемое в рамках Проекта взаимодействие с компаниями энергетического сектора показало, что в указанных компаниях успешно реализованы технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков, включая агротехнические приемы в целях сохранения биологического разнообразия.

Технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков, разработанные (в том числе в целях развития традиционных технологий) и реализованные на нескольких предприятиях российского энергетического сектора в рамках Проекта [9], созданы на основе достижений науки и техники, наиболее эффективной реализации целей охраны окружающей среды и, где уместно, экономической целесообразности при условии технической возможности их применения. При этом наряду с традиционными технологиями рекультивации нарушенных земель и земельных участков, требующих восстановления почвенного плодородия, также применяются технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков в целях восстановления и сохранения биоразнообразия, основанные на применении комплекса работ по восстановлению территорий, ландшафта и экосистем, до состояния, приближенного к первоначальному.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458 [10] и Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной*, утвержденных Приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. N 665 [11], а также положениями ГОСТ Р 54097 эти технологии, прошедшие успешную апробацию в течение 6 лет, могут позиционироваться как НДТ рекультивации нарушенных земель и земельных участков.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Читайте также:  Резерв увеличения окупаемости удобрений

Данные технологии используют при восстановлении нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Кроме того, в течение многих лет в компаниях энергетического сектора для приемки рекультивированных земель успешно применяют отраслевые и региональные регламенты, определяющие состав и порядок работы комиссии по приемке земель после проведения рекультивационных работ, перечень предъявляемых комиссии по приемке земель документов, гарантийные обязательства недропользователей после завершения рекультивационных работ и после приемки рекультивированных земель и земельных участков, форму гарантийного паспорта на рекультивированные земли и земельные участки и др., что позволяет с высокой эффективностью реализовывать рекультивацию нарушенных земель и земельных участков.

Основные положения по экологическому оздоровлению нарушенных земель в городских поселениях изложены в монографии [12].

Настоящий стандарт соответствует законодательству Российской Федерации. При его разработке учтены положения федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», модельного закона «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», принятого постановлением от 3 декабря 2009 г. N 33-10 Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, а также нормы международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация.

Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы ЕС [13] и Тематической стратегии защиты почв в ЕС [14], имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации.

Объектом стандартизации являются НДТ.

Предмет стандартизации — методология применения НДТ рекультивации нарушенных земель и земельных участков. Подходы и методы, включенные в настоящий стандарт, представляют собой существующие наилучшие в экологическом плане, доступные экономически технологии, пригодные для практического внедрения и обеспечивающие высокий уровень защиты окружающей среды.

Аспектом стандартизации является восстановление биологического разнообразия.

В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области рекультивации нарушенных земель и земельных участков.

1 Область применения

Настоящий стандарт в целях восстановления и сохранения биоразнообразия устанавливает основные положения по идентификации нарушенных земель и земельных участков (далее — нарушенные земли) и применению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному.

Настоящий стандарт распространяется на деятельность:

— при землеустройстве, учете, инвентаризации, картографировании и паспортизации нарушенных земель;

— отраслевом и территориальном прогнозировании и планировании рекультивационных работ;

— проведении проектных и изыскательских работ по рекультивации земель и земельных участков, ранее нарушенных предприятиями, организациями и учреждениями по добыче и переработке полезных ископаемых, а также предприятиями, проводящими строительные или иные работы и деятельность, вызвавшие нарушение земель;

— проектировании работ по рекультивации в составе проектов горных и других предприятий, технология которых включает процессы нарушения и рекультивации земель;

— проектировании линейных, гидротехнических и других сооружений, строительство которых связано с нарушением земельных угодий;

— определении критериев приоритетности работ по рекультивации нарушенных земель для снижения возможных негативных последствий;

— проведении работ по рекультивации нарушенных земель.

Настоящий стандарт не распространяется на деятельность, связанную с выполнением работ на землях и территориях, загрязненных радиоактивными веществами.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам рекультивации нарушенных земель и земельных участков и восстановления природных ландшафтов, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей, а также для пользователей следующих информационно-технических справочников НДТ: «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», «Добыча и обогащение руд цветных металлов», «Добыча и обогащение железных руд», «Добыча нефти», «Добыча природного газа», «Добыча и обогащение угля», «Добыча драгоценных металлов».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.4.2.01 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

ГОСТ 17.4.2.03 Охрана природы. Почвы. Паспорт почв

ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 17.4.3.03 Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ

ГОСТ 17.4.3.06 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ

ГОСТ 17.4.4.02 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

ГОСТ 17.5.1.02 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации

ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель

ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

Источник

Adblock
detector