Научно- исследовательский проект «Природное богатство — почва»
Представлен проект ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnoe_bogatstvo_-_pochva.docx | 24.09 КБ |
pochva.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна
Тема : Природное богатство — почва
Автор проекта: Хветте Данил,
ученик 3 а класса
учитель начальных классов
Цель исследования: выяснить, что такое почва, каков состав почвы и определить ее значение в нашей жизни.
- собрать и изучить информацию о почве;
- узнать о проблемах почвы и её охране;
- Знакомство с «подземным царством»: обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
- проанализировать полученные результаты
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Гипотеза исследования Мы предположим, что в почве есть воздух и вода. Это можно выяснить при лабораторных исследованиях.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края. Я в этом году уже выступал с сообщением в 3а классе.
План реализации проекта таков
1. Собрать материал.
2. Провести исследования.
3. Подготовить сообщение.
4. Сделать презентацию.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Землю правильно называть — почва. . «…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
Сказал Константин Паустовский
Если выкопать ямку в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то можно увидеть несколько слоев земли. Я подготовил для вашего внимания модель слоев в масштабе 1 к 1 (в 1 см 1 метр). Верхний тёмный слой — это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В нижней части почва постепенно светлеет и переходит в слои горных пород: песок, глину и другие.
Рассмотрим верхний слой – почву.
Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку почвоведение, которая изучает почву. Над созданием почвы беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Вот как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
Докажем, что в почве есть вода, воздух, остатки растений и животных. Провел опыты.
Я взял небольшой комок почвы и положил в стакан с водой. Понаблюдал. Из почвы выделяются пузырьки – это воздух. Он легче воды, поэтому они поднимаются на поверхность. Этот опыт доказывает, что в почве есть воздух.
Положил прокаленную почву в воду и размешал. Дал воде отстояться и увидел, на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора на дно осели мелкие частицы песка и глины. Сделал вывод, что в почве есть песок и глина, остатки растений
Положим немного почвы в железную банку и нагреем её на огне. Подержим над почвой небольшое стекло и увидим ,что стекло запотело. Это доказывает, в почве присутствует вода. Если продолжить нагревать, то почувствуется неприятный запах. Это сгорают остатки
Понаблюдал за почвой, которая находится в цветочных горшках. Если растение долго не пересаживали, то на почве наблюдается белый налет, это минеральные вещества, которые растворились при поливе почвы.
А сейчас расскажу о «жителях» почвы.
В почве обитают различные животные: мыши, суслики, кроты, хомяки, черви и другие многочисленные насекомые. Все они разрыхляют почву, выкапывая в ней ходы и норы. Огромную пользу приносят дождевые черви. Дождевые черви питаются гниющими растениями и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве, значит плодородие. По ходам червей к корням растений в почву просачивается дождевая вода и легко проникает воздух.
Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.
Большой проблемой является мусор. Папа мне рассказывал, что, когда были детьми, они играли в лесу, собирали цветы и грибы. Но сейчас, когда мы с семьей приходим в лес чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги валяются на поляне. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».
Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам.
Можно подвести итоги экспериментов Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за свойствами почв. При изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришёл к следующим выводам:
— в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
— Пришли к выводу, если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда!
Призываю — не оставлять мусор после отдыха на природе.
Список источников информации:
- Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
- Ивченкова Г.Г.Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. школы. — М.: , 2013.
Источник
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной. — презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.pes.edu-fdr.kz
Похожие презентации
Презентация на тему: » Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной.» — Транскрипт:
1 Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? Сегодня объектом нашего изучения будет ПОЧВА
2 ПОЧВЫ Учитель географии Попко Татьяна Викторовна Пешковская СШ
3 Что такое почва? Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно. Важнейшим свойством почвы является плодородие.
4 Плодородие – это способность почвы производить урожай
5 Гумус – это перегной, образовавшийся в результате переработки отмерших растений микроорганизмами
6 Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
7 Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет с круговоротом веществ в природе? Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет с круговоротом веществ в природе? Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Вот почему русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет.
8 Почва, учил Докучаев, нуждается в бережном обращении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Василий Васильевич Докучаев ( ) – основоположник учения о почвах
9 Докучаев Василий Васильевич Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почве, о законах ее образования, сохранения плодородия почвоведение. Почвоведение – это наука, изучающая почвы
10 Состав почвы Твердая часть — минеральные и органические частицы Газообразная часть – воздух Жидкая часть — вода с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениям и Живая часть — почвенные живые организмы.
11 Почвообразующие факторы – это явления и объекты природы, влияющие на формирование почвы 1. Горные породы 2. Климат (температура и влага) 3. Характер растительности 4. Живые организмы
12 Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Это интересно: По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Это интересно: По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Подумайте, как давно появились первые участки почвы.
13 Механический состав почв ГлинистыеПочву слегка увлажняют и скатывают в шнур. Шнур сгибается в кольцо без разрывов СуглинистыеШнур при сгибании разламывается СупесчаныеПочву удается скатать в шарик, но шнура не получается ПесчаныеИз почвы не получается и шарика
14 Структурная почваБесструктурная почва Состоит из маленьких комочков. Она рыхлая. В ней лучше сохраняется вода. На таких почвах хорошо растут растения. Корни получают достаточно воздуха и влаги. ПЛОДОРОДНА Диаметр комочков почвы достигает 10 мм Состоит из мелких раздробленных пылеватых частиц. Подвержена смыву водой и выдуванию. НЕПЛОДОРОДНА Диаметр комочков менее 10 мм Структура почвы
15 Структурностью почв называют способность почвенной массы распадаться на отдельные комочки различной формы и величины. На целине каждый почвенный тип характеризуется определенной структурой.
16 Задание : Почему песчаные почвы называют тёплыми, а глинистые – холодными? Почему на одних полях после дождя долго стоит вода, а на других полях вода быстро исчезает?
17 От чего нужно охранять почву Главными врагами почвы является эрозия и неправильное ведение сельского хозяйства Водная эрозия Заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли. Эрозия почвы
18 Эрозия — разрушение почв Ветровая эрозия Водная эрозия
19 Мелиорация – мероприятия по восстановлению и улучшению почв
20 Что по-вашему нужно делать, чтобы защитить почву на полях? 1.Надо сажать лесные полосы. 2.Правильно распахивать почву на склонах. 3.Зимой проводить снегозадержание. 4.Применять удобрения и ядохимикаты в меру. 5.Умеренно орошать.
21 Лес — самый эффективный защитник почвы Под пологом леса за 174 тыс. лет Под лугом — за 29 тыс. лет Смыв слоя почвы толщиной 20 см происходит:
Источник
Исследовательский проект «Почва – чудесная кладовая»
Конкурс « Первые открытия: проектная деятельность детей в ДОУ »
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом.
Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо, в первую очередь, организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей.
Одной из наиболее эффективных форм организации знакомства детей с окружающим миром является детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.
Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.
Задачи проекта:
1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.
2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).
3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.
4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).
5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.
6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).
Выполнила Малиновская Оксана Станиславовна, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №1413, г. Москва.
Источник