Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Почва — живая Земля»
Алёна Максимова
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Почва — живая Земля»
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы
«Почва – живая Земля»
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
Актуальность проекта
Дети в наше время всё больше времени проводят за компьютерными играми и у телевизоров, и меньше — на природе, имеют низкий уровень знаний о ней.
Взаимодействие ребёнка с природой чрезвычайно актуальная проблема и начинать эту работу необходимо с ранних лет. Именно в этот период ребёнок более открыт ко всему новому и интересному, более отзывчив и добрее. В этом возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе.
Цель проекта
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.
Задачи проекта:
1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.
2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).
3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.
4) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.
5) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).
Основные формы реализации проекта:
опытническая, исследовательская деятельность,
В процессе знакомства с почвой мы беседовали с детьми «Образование почвы»
«Как сохранить почву?»
«Влажная почва. Ее свойства»
«Что содержится в почве?»
Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»
«Свойства песка и глины».
(«Почва – чудесная кладовая», «Как человек ухаживает за землей?», «Кто живет под землей?», «Береги землю!», «Что
можно сделать из песка и глины?», читали книги (М. Ильин, Е.
Сегал «О чудесной кладовой», Н. А. Рыжова «Как медведь пень
потерял», Н. Павлова «Большое чудо», отгадывали загадки,
смотрели мультфильмы («Дюймовочка», «Лунтик. Лабиринт»,
«Три кота. Урожай», д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
ИЗО Аппликация на тему: «Растения и почва»
Работа с родителями
Форма взаимодействия Информационно –наглядная Рекомендации в родительском уголке.
Результаты работы над проектом :
Дети узнают, что почва — верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.
Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
Опыт «Сравни» (глина,земля и песок)
Опыт «определение состава почвы на наличие в ней влаги»
Опыт «определение состава почвы»
Опыт «определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Опыт «Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.»
Опыт «Определение состава почвы на наличие в ней перегноя»
Опыт «Показать, как происходит загрязнение почвы.»
«посадка салата и петрушки»
Уход за огородом
ПАПКИ ПЕРЕДВИЖКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом.
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.
Источник
Проект на тему «Почва. Свойства почвы» для детей старшего возраста.
проект (старшая группа) на тему
Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву), в процессе опытов установить состав почвы. Развивать мышление, наблюдательность, любознательностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochva.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации городского округа Саранск
«Детский сад № 65 комбинированного вида»
«Почва. Свойства почвы».
Воспитатель 1кв. категории
г. Саранск 2014г
- Что такое почва?
- Образование почвы.
- Выяснить свойства почвы и ее значение.
- дать представление о почве, ее значении;
- развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);
- развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.
- сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
- учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
- учить фиксировать результаты исследований;
- учить формулировать выводы;
- формировать интерес к явлениям окружающего мира.
- по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, исследовательский, творческий, игровой;
- по времени проведения: краткосрочный.
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Основные формы реализации проекта:
- занятия,
- беседы,
- игры,
- опытническая, исследовательская деятельность,
- занятия в кружке «Юный экспериментатор»,
- работа с родителями.
- Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
- Ковинько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
- Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.
- Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
- Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.
- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г.
- земля;
- вода;
- аквариум;
- оборудование для проведения опытнической исследовательской деятельности (лупа, стеклянные баночки, пластинка из оргстекла и т.д.);
- научно – популярная и художественная литература.
- развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;
- повышение уровня мотивации к занятиям;
- развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
— определение проблемы, постановка цели и задач;
— определение методов работы;
— подбор методической, научно – популярный и художественной литературы;
— оформление информационной копилки по данной тематике;
— составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в свободной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
— ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.
Совместная деятельность с родителями воспитанников:
— введение родителей в проблемную ситуацию;
— определение круга актуальных и посильных задач.
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Работа с детьми.
Формы, методы и приемы работы
— Занятие «Что такое почва?»
2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы.
1. Сухая и влажная почва.
2. Воздух в почве.
«Как сохранить почву?»
«Влажная почва. Ее свойства»
«Что содержится в почве?»
— Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»
«Свойства песка и глины».
— Наблюдения в природе.
Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).
Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».
Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).
Игра – моделирование «Рождение почвы»
Игра – моделирование «Слои земли»
Игра — викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
— Экологический праздник «День Земли»
— Экологический праздник «В царстве царя Берендея»
— Музыкальная игра «Угадай звуки»
— Рисование на тему: «Подземные жители»
— Рисование на тему: «Растения и почва»
— Выставка рисунков «Почва в природе»
Работа с родителями
— Выставка книг «Почемучка».
— Рекомендации в родительском уголке.
- Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
- Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».
— «Как вести познавательную беседу».
— «Как читать познавательную литературу».
— «Как смотреть познавательное видео и программы».
Семинар – практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.
Совместный (родители, дети, воспитатели) досуг — инсценировка «День Земли».
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ.
— Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
— обобщение результатов работы;
— презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы».
- Конспект занятия – презентации «Почва. Знакомство со свойствами почвы».
- Памятка для родителей «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по организации развивающей среды в семье
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем узнаете. Открывайте мир вместе с ваши ребенком.
- Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже — действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь»?
- Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и сразу поймет: развивающее обобщение «навырост».
- По возможности, много путешествуйте с ребенком.
- Приглашайте в свой дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребенком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои влечения предметом общения с ребенком.
Источник
Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»
Алейник Светлана Дмитриевна
Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»
Исследовательская работа
на тему «Почва. Состав и свойства»
Номинация: естественная неживая природа
Гончарова Вера, Севостьянов Глеб,
воспитанники МБДОУ «Детский сад № 229»
Алейник Светлана Дмитриевна
воспитатель МБДОУ №229
г. Ростов – на – Дону
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования…. 4
3. Методы исследования…. 5
4. Исследовательская часть….6-7
4.1 Определение состава почвы;
4.2 Определение структуры почвы;
4.3 Определение наличия живых существ в почве;
5. Анализ результатов и выводы…7
6. Заключение…. 8-9
7. Обзор литературы…10-11
Выбрать тему данного исследования помог случай. У нас в детском саду проводился праздник «День древонасаждения», мы вместе с детьми, родителями и воспитателями сажали деревья, кустарники и цветы. Когда мы копали лунки для посадки растений, дети обратили внимание на разный цвет слоёв почвы и на то, что в ней много каких-то вкраплений, семян, корней и т. д. Очень заинтересовались этим вопросом и решили найти ответ в энциклопедии «Большая книга знаний», которая есть у нас в группе. Но, к сожалению. из этой книги дети узнали только некоторые теоретические сведения. И тогда мы решили узнать о почве подробней с помощью исследований, опытов. Ребята вспомнили, что они встречались с почвой, когда помогали бабушке в деревне сажать огород. Вот тогда они видели насекомых, семена, корешки и много всего другого внутри, между комьями земли, но не могли толком ничего об этом рассказать. Именно вопросы,которые дети стали задавать: «Что это такое – почва? Для чего она нужна? Есть ли польза? Везде ли её можно встретить? Как ее использовать? Нуждается ли почва в защите?» подтолкнули нас к исследованию почвы. Поэтому была выбрана тема исследовательского проекта: «Почва. Состав и свойства».
Цель исследования:
Выявить, что или кто находится в составе почвы и почему почва разная по цвету.
Задачи исследования:
1. Расширить знания детей о почве через работу с энциклопедической литературой и интернет-ресурсами;
2. Выяснить состав и структуру почвы;
3. Провести опыты для определения состава почвы;
4. Сравнить разные слои почвы;
5. Определить, кто из живых существ находится в почве и для чего;
6. Изучить, какую пользу почва приносит людям и нуждается ли она в защите.
Мы предполагаем, что в почве находятся живые существа и полезные вещества и что почва нуждается в защите.
Предмет исследования:
Почва с участка детского сада.
Методы исследования:
1. Изучение материалов из разных источников;
2. Проведение эксперимента;
3. Наблюдение за экспериментом;
4. Фотосъёмка, видеосъёмка;
5. Обработка данных эксперимента;
6. Сравнительный анализ.
Для изучения состава почвы мы провели эксперимент.
1. Изучение состава почвы
Мы разрыхляли комочки почвы палочкой, рассматривали её под лупой.
Нам удалось обнаружить : полусгнившие остатки корешков, листья, полусгнившую древесину, сгнившие семена растений. Нашли сухого жука и живого.
Опустили в стакан с водой комочек сухой земли. Мы заметили пузырьки воздуха, которые поднимались вверх.
В металлическую мисочку мы насыпали почву и стали нагревать на огне. Над почвой подержали холодное стекло. Стекло стало влажным и на нём появились капельки.
Профильтровав воду, в которой находилась почва, пипеткой накапали воду на стекло и подержали стекло над огнём. Когда вода испарилась, на стекле остался белый налет.
Нагревая над огнем почву, увидели дым и почувствовали неприятный запах — запах перегнившей листвы и древесины.
Растворили в воде почву.На следующий день в стакане образовались три слоя: нижний – темно-коричневый, средний – светло-коричневый и сверху образовалась вода.
1. Мы выяснили, что в почве есть воздух, вода, песок, глина, минеральные соли, перегной.
2. Почва является домом для некоторых видов насекомых и животных.
3. Почву необходимо защищать, охранять и ухаживать за ней.
Почва имеет несколько слоёв: перегной, песчаный, глинистый. В почве находятся полезные вещества и минеральные соли, а также почва является домом для некоторых видов насекомых и животных. Наша гипотеза подтвердилась.
Всё, что мы обнаружили в почве : мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей называется перегноем или гумусом. Плодородие почвы зависит от количества перегноя, чем больше перегноя, тем больше урожай.
В почве ещё обитают животные. Это кроты, черви, всевозможные насекомые и их личинки. Они делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие. Микроорганизмы перерабатывают растительные и животные останки, превращая их в перегной. Перегной – это остатки перегнивших растений и мелких животных. Чем больше перегноя, тем лучше урожай.
В почве есть вода. Вода необходима для роста и развития корней, стеблей, листьев, цветов и плодов.
В почве есть воздух. Землю рыхлят, чтобы насытить её кислородом. В рыхлой земле лучше прорастают семена.
В почве содержатся минеральные соли — это питательные вещества, необходимые для роста растений.
Песок помогает воде проникать вглубь и питать корни. А в глине содержится много минеральных солей, полезных для растений, но глина задерживает влагу и корни подгнивают.
Земля – это наша кормилица. И это, на самом деле, так.
Человек выращивает на земле разные растения. Растениями питаются многие животные, насекомые, птицы. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой, продуктами питания, а домашних животных – кормом. А они дают человеку молоко, мясо, яйца.
Почва – важнейшее богатство страны, поэтому ее надо охранять и оберегать.
1. 1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.
10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.
12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.
Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).
Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).
Игра — викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»
— Рисование на тему: «Животный мир»
— Выставка рисунков «Почва в природе»
Работа с родителями:
«Как вести познавательную беседу».
«Как читать познавательную литературу».
«Как смотреть познавательное видео и программы».
Познавательная Творческая -Творческая мастерская»
Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,
альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники
Прикреплённые файлы:
prezentacija-pochva_q6299.pptx | 13465,9 Кб |
Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.
Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.
Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.
Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.
Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.
Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.
Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.
Источник
➤ Adblockdetector