Меню

Проект почва важнейшая часть экосистемы

Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Школа 2100»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc 666.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир »

Автор разработки: учитель начальных классов Ракитина Наталия Леонидовна

Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы»

– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Предметные: — познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

Организация образовательного пространства

система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

№1: салфетки, горшочек с почвой,

№2: почва, стакан с водой, ложка,

Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.

  • А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.- М.: БАЛАСС.
  • А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь.- М.: БАЛАСС.

I. Организационный момент. Дети поделены на 2 группы.

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(Образовательная технология «Проблемный диалог»)

— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?

— Но прежде, чем начать любое исследование необходимо определить ОБЪЕКТ исследования. Вот и мы с вами сейчас определим объект нашего исследования, отдагав загадку:

Есть на свете чудесная кладовая.

Положешь в неё мешок зерна,

Горсть семян превращаются в целую кучу огурцов.

— Сказка ли это? (нет)

— Чудесная кладовая есть на самом деле. И называется она? (ПОЧВА)

— Итак, объектом нашего исследования будет ПОЧВА.

В XIX веке в России возникла наука – ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.

— А тогда, зачем мы будем исследовать почву, если учёные уже многое открыли?

— Какова же цель нашего исследования? (Узнать новое о почве)

— Вот несколько методов исследования:

Прочитать книги о том, что исследуешь.

Спросить у других людей, у специалистов.

Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.

— А как вы думаете, в нашей лаборатории, какой будет основной метод исследования, судя по тому, что у вас на столах? (ОПЫТ)

— Для проведения опыта, нам понадобятся специальные халаты. Оденьте их и занимайте места в лаборатории.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

— Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему, они не растут в воде? (нет питательных веществ, нет воздуха)

— Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый эксперимент :

— На ваших столах на белом поддоне лежит образец почвы. Поставьте его под микроскоп. Что мы наблюдаем с вами на мониторе? (минералы, соли, глину)

— Какой можно сделать вывод? (почва состоит из различных веществ)

— Учёные такое предположение называют ГИПОТЕЗА. А гипотезу нужно обязательно проверить. Давайте проведём ещё несколько экспериментов, чтобы ДОКАЗАТЬ или ОПРОВЕРГНУТЬ нашу гипотезу.

— У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху и придавите. Что вы наблюдаете? (появилось тёмное пятно)

— Почему салфетка потемнела? (от воды)

— Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)

— Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете? (пену, пузырьки) — Значит, в почве есть воздух.

— Присмотритесь внимательно, что вы видите? (травинки, палочки)

— Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)

— А что с ними будет происходить в почве? (высыхать, загнивать)

— И образуется в почве перегной.

Эксперимент (проводит учитель)

Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем.

— Что вы наблюдаете? (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)

— Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.

— Проведём ещё один эксперимент. Он длительный по времени, поэтому я заранее его приготовила для вас. Пластиковую бутылку разрезала на 2 части. В одну часть (воронку) я насыпала почву. Вставила её в оставшуюся часть и поставила под настольную лампу.

— Посмотрите, что оказалось на дне. Что вы видите? (личинки, червяка)

— Что доказывает это исследование? (в почве есть живые организмы) — Ребята, наша гипотеза подтвердилась? (Да, почва состоит из различных веществ)

В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?

— Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования. И посмотрим мультфильм.

— За что аплодировали червячку Кузе? (он совершает круговорот веществ в почве)

–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.

Работа в учебнике.

– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)

– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. ( Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах ).

– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)

Цель: научит школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

— Наша лаборатория подходит к концу. И я вас сейчас попрошу ответить на несколько вопросов. Для этого возьмите пультики.

(на интерактивной доске) тест PROCLass

  1. Я сегодня больше узнал используя метод:

A Провести опыт

B Найти информацию в глобальных компьютерных сетях

C Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
D Прочитать книги о том, что исследуешь

  1. Мне понравилось работать:

A я ничего нового не узнал

B открыл для себя новое

C у меня ещё много вопросов

Ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и старание.

VIII. Домашнее задание: стр.45, №5. Приготовить сообщение о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»

Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави.

Конспект урока окружающего мира по теме «Почва-важнейшая часть экосистемы.»

з классрабочая программа «Школа 2100″урок изучения нового материала.

методическая разработка урока окружающего мира «Почва-кормилица» 3 класс, УМК «Гармония»

Разработка урока по теме «Почва — кормилица» с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование — презентация, учебник — тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир».

Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс

Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» составлен с примененем приёмов технологии развития критического мышления.

конспект урока по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс.

Конспект урока в 3 классе по теме: «Почва — важнейшая часть экосистемы» с использованием технологии РКМЧП.

Урок по окружающему миру: » Почва — важнейшая часть экосистемы»

Урок окружающего мира 3 класс «Почва — важнейшая часть экосистемы», ОС «Школа 2100»

Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит.

Источник

ПОЧВА – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ Подготовила учитель начальных классов Симинягина С.Н. Симинягина С.Н. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемКлавдия Петина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПОЧВА – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ Подготовила учитель начальных классов Симинягина С.Н. Симинягина С.Н.» — Транскрипт:

1 ПОЧВА – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ Подготовила учитель начальных классов Симинягина С.Н. Симинягина С.Н.

2 Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? (производители, потребители, разрушители) Какие роли они выполняют в экосистеме? Какие роли они выполняют в экосистеме? (производители – производят органические вещества; потребители – получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ; разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям)

3 Где живут производители, потребители и разрушители? Живые организмы живут на пересечении трёх сред. Живые организмы живут на пересечении трёх сред. Растения – производители – в почве; Разрушители – в почве; Потребители – на почве.

4 Разрушители обитатели почвы клещи и ногохвостки

5 Что такое почва? Часть экосистемы. Поверхностный плодородный слой земли.

6 НАШИ ОПЫТЫ Нальём воды в горшок с почвой. Вытечет ли вода снизу? Удерживает ли почва воду? Нальём воды в горшок с почвой. Вытечет ли вода снизу? Удерживает ли почва воду? Бросим горсть почвы в стакан с водой. Что поднимается вверх? Определите, что содержится в почве? Бросим горсть почвы в стакан с водой. Что поднимается вверх? Определите, что содержится в почве? А теперь сожжём почву. А теперь сожжём почву.

7 Результаты наблюдений Почва удерживает воду, но не всю. Почва удерживает воду, но не всю. В почве есть минеральные и органические вещества. Часть почвы опускается на дно стакана, а часть остаётся на поверхности воды. Это перегнившие остатки организмов, а из утонувшего комка почвы выходит воздух. Часть почвы опускается на дно стакана, а часть остаётся на поверхности воды. Это перегнившие остатки организмов, а из утонувшего комка почвы выходит воздух.

8 Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов. В почве живёт множество микроскопических разрушителей органических веществ. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям.

9 Плодородие почвы Почва богата перегноем или гумусом. Он образуется в результате неполного разрушения остатков организмов. Почва богата перегноем или гумусом. Он образуется в результате неполного разрушения остатков организмов. Он меньше других слоёв. Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проходит воздух, вода и живые существа. Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проходит воздух, вода и живые существа. Верхний слой почвы, насыщенный перегноем имеет тёмный цвет. Верхний слой почвы, насыщенный перегноем имеет тёмный цвет.

10 Чем богаче почва перегноем и минеральными веществами, тем она плодороднее, на ней лучше растут любые растения. Чем богаче почва перегноем и минеральными веществами, тем она плодороднее, на ней лучше растут любые растения. ЧЕРНОЗЁМ – самая богатая перегноем почва. ЧЕРНОЗЁМ – самая богатая перегноем почва. ПЛОДОРОДИЕ почв – одно из главных богатств любой страны, ведь от этого зависят урожаи всех культур. ПЛОДОРОДИЕ почв – одно из главных богатств любой страны, ведь от этого зависят урожаи всех культур.

11 ВОПРОСЫ Что же такое почва? Что же такое почва? (Это плодородный слой земли.) Как называется вещество от которого зависит плодородие почвы? Как называется вещество от которого зависит плодородие почвы?(Перегной)

12 СПАСИБО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

«Почва — важнейшая часть экосистемы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Предлагаю ва технологическую карту урока по окружающему миру «Почва-важнейшая часть экосистемы» (для учащихся 3 класса)

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углубленным изучением отдельных предметов»

Ново – Савиновского района г. Казани

Почва — важнейшая часть экосистемы

урок по окружающему миру в 3 классе

учитель начальный классов

школы №113 г.Казани

Данный урок предназначен для учителей начальных классов. Проводится по учебнику А.А.Вахрушева,1 часть 3 класс. Это урок- исследования. Он знакомит учащихся с понятием «почва», её свойствами и роли в экосистеме.

Развивает у учащихся умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширяет и углубляет знания по данной теме.

Воспитывает умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.

Использование ИКТ позволяет педагогам провести урок интересно и увлекательно.

  1. Мобилизующее начало ( организационный момент ).
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового).
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог занятия)
  9. Домашнее задание.

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (опыты)

Оборудование: Коллекция разных почв, стаканы с водой, сосуд с почвой, плакат «Почва – важнейшая часть экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для з-го класса», спиртовка, пророщенные семена фасоли, ящички с разными видами почвы, ТСО: компьютер, проектор, экран, обучающий диск «Кирилл и Мефодий», мультимедийная презентация.

Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление истинных и ложных высказываний); технологии проблемного обучения.

— познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

-формирование умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

-формировать умение работать с информацией;

-формировать умение работать с учебником.

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-развивать мотивы учебной деятельности,

-формировать экологическое мировоззрение

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Выводы:
Развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. Идти следует, как правило, «от ученика».
Не следует бояться ошибок детей, ошибка — находка для учителя.
Не нужно спешить реагировать на высказывания детей, всегда следует дождаться реакции самих детей.
Выдерживать, где это необходимо, паузу.
Доверять силам детей, не выполнять задания за них.

Технологическая карта урока «Почва – важнейшая часть экосистемы»

Источник

Читайте также:  Гидропонный способ выращивания зелени дома
Adblock
detector