Меню

Проект выращивание лекарственных растений

Проект «Лекарственные растения нашего участка»

Елена Самонина
Проект «Лекарственные растения нашего участка»

Экологическое воспитание сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, сделанной руками и умом человека.

Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа,они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правилах сбора.

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – на формирование знаний о лекарственных растениях.

Проектом предусмотрен объект исследования.

Предметом деятельности является процесс по изучению лекарственных растений и природоохранная деятельность.

2. Актуальность создания проекта.

Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацело на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу, способствует систематизации знаний, активизирует умственную деятельность и познавательную сферу ребенка, помогает решать вопросы нравственно-эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста надо формировать у детей представления о лекарственных растениях Брянской области.

В Брянской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.

Именно поэтому актуальным становится проект «Лекарственные растения нашего участка».

1. Создан проект «Лекарственные растения нашего участка».

Развита исследовательская, практическая деятельность.

2. Сформированы знания детей о лекарственных растениях нашего участка.

3. Повышен уровень экологической культуры у детей и их родителей.

4. Аннотация проекта.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты, тайны.

Забота о здоровье детей в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Нам надо было вызвать интерес к оздоровлению своего организма с помощью лекарственных растений.

В соответствии с ВГТ проектопирается на научные принципы ее построения:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

— сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

— единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие зания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностей образовательных областей;

— решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

— принципы гуманизации, дифференциации и индувидуализации, непрерывности системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индувидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определенным объектом информации знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта.

— Разработать систему реализации проекта на основе реальной практики и возможностей ДОУ

— Оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на 2 недели. С 8.04 по 22.04.2013. Краткосрочный проект.

Этапы, цель, сроки.

1. Подготовительно-ориентировочный этап.

2. Практический этап

3. Обобщающе-результативный этап.

6. План мероприятий. Название мероприятий, сроки, ответственные.

1 Этап. Подготовительно-ориентировочный. Беседа с детьми о необходимости растений на планете Земля.

Читайте также:  Выращивание цыплят бройлеров с первых суток

Беседы и рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях

(подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).

Вечер загадок о лекарственных растениях.

Создание книги «Зеленые друзья»

Литературная викторина «Лекарственные растения»

Целевые прогулки и наблюдения за лекарственным растениями

Подбор информации о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки….)

Ответственные: воспитатели, родители.

Выпуск газеты «зеленый бинт»

Ответственные: воспитатели, родители.

Беседы с родителями о проекте «Лекарственные растения»

Экскурсия в аптеку.

2. Практический этап.

Беседы о лекарственных растениях (подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).

Чтение художественной литературы, рассказов, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.

Создание детских рисунков на тему «Мое любимое лекарственное растение»

Рассматривание лекарственных растений на участке в их среде обитания.

3. Этап обобщающее-результативный.

Итоговое мероприятие НОД на тему «Лекарственные растения нашего участка»

Создание буклета «Лекарственные растения нашего участка» (рисунки детей).

Викторина «Лекарственные растения»

Создание фотоальбома: «Мы и наши зеленые друзья»

В результате у детей сформировались знания о лекарственных растениях. Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать их, оберегать их. Дети осознанно правильно относятся к растениям, помогающим здоровью человека.

7. Ресурсное обеспечение программы. Нормативно-правовые ресурсы.

— Закон РФ «Об Образовании»

— Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образовании» от 5.07.2001.

— Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

— Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Для проекта привлекаются: воспитатели.

Критерии оценивания проекта:

— Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).

— Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПина.

— Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

— Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе

8. Риски и пути преодоления рисков.

Риски – низкая активность родителей; большой объем работы, низкий познавательный интерес детей.

Преодоление рисков – привлечь родителей к активному участию в проекте вместе с детьми.

Провести родительское собрание по теме проекта: «Лекарственные растения нашего участка».

Повысить уровень самообразования.

Данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.

Способствует развитию кругозора, бережного отношения к лекарственным растениям своей местности.

Происходит привитие трудовых навыков через исследовательскую деятельность.

Обработка материалов позволила создать буклет «Лекарственные растения нашего участка».

Дети хорошо усвоили, что такое лекарственные растения, их значение в жизни человека.

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста Актуальность темы. В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого.

Источник

Проект «Вырастим лекарственные растения»

Вера Вакарина
Проект «Вырастим лекарственные растения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Хонхолойский детский сад «Искорка»»

Детский экологический проект:

«Вырастим лекарственные растения сами».

Автор проекта: воспитатель Вакарина В. В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения — детский сад «Искорка».

Продолжительность проекта: июнь-август.

Цель проекта: познакомить детей с лекарственными растениями своего села, сформировать представления о роли растений в жизни человека; выяснить, можно ли вырастить природные лекарственные растения самим.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Задачи: формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья; развивать речь посредством обогащения словаря, рассказов-описаний, сказок, загадок; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях; учить различать лекарственные растения; познакомить детей с правилами посадки, сбора и сушки лекарственных растений; воспитывать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный — планирование.

2-й этап: организационный – создание развивающей среды, разработка содержания проекта.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Формы работы с детьми: наблюдения, НОД, рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседы, разучивание стихотворений и загадок о растениях, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, рисование, лепка, аппликация по теме.

Актуальность: Экологическое воспитание — одно из важных направлений в современной системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. В условиях современной экологической обстановки эта тема становится всё более актуальной, за нашими детьми – будущее планеты, поэтому необходимо развивать и воспитывать экологическое сознание детей, учить бережно и с пользой использовать природные ресурсы. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает немало лекарственных растений, поэтому, наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения могут помочь здоровью человека, мы с детьми решили изучить лекарственные растения, произрастающие в нашей местности – село Хонхолой, и попробовать вырастить полезные растения самим. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Содержание формирующего этапа:

1. Вводная беседа «Лекарственные растения».

2. Экскурсия по участку.

3. Конспекты НОД: «Наблюдение за мятой», «Загадочные ноготки», «Чудо-трава – шалфей», «Солнышко на стебельке», «Знакомьтесь – тысячелистник».

4. Дидактические игры: «Съедобное — несъедобное», «Определи по запаху», «Вершки корешки», «Узнай по описанию», «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?», «Почему так назвали?».

Читайте также:  Глиняная почва ее состав

5. Чтение литературных произведений:

1. Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

2. Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

3. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

4. Н. Павловой «Загадки цветов»,

5. А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

6. Сказки, стихи о растениях.

6. Исследовательно -поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения».

2. «Садим растения сами».

7. Консультация для родителей «Народная медицина»; папка-передвижка «Лекарственные растении».

8. Слушание музыки:

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы».

2. В. Моцарт «Цветы».

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики».

9. Выпуск творческого продукта – альбом «Золотые рецепты», выставка с работами детей.

10. Подведение итогов проекта.

Вывод: В ходе работы над проектом мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания, и выяснили, что лекарственные растения можно выращивать самим в домашних условиях. Был собран хороший познавательный материал о лекарственных растениях нашего края. Родители совместно с детьми оформили альбом «Золотые рецепты» по лекарственным растениям. В период работы над проектом дети обогатили словарный запас, познакомились с растениями и научились садить и ухаживать за растениями, а также передавать свои чувства в творческих работах.

Конспекты НОД по содержанию проекта:

Конспект НОД «Знакомство с лекарственными растениями».

Цель: познакомить детей с понятием «лекарственные растения», их назначением и разнообразием, заинтересовать проблемой.

-Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений, но растений не совсем обыкновенных. А вот каких, попробуйте догадаться. Я хочу прочесть вам интересную сказку. Эту сказку я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная. Итак, садимся поудобнее и слушаем сказку.

В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей

Появился муравейник, поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником

Подметает всю полянку перед муравейником.

Замечает все соринки, начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень, каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка подметал дорожку.

Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:

Где же «Скорощь помая»? Где же «Скорощь помая»?

Где же «Скорощь помая», спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку, собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку пробирается медведь —

Он решил Медвежье Ушко на опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев — предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика листья подорожника.

Он больному обещает: от компресса полегчает!

И другое средство тоже предлагает муравью:

Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!

Все больного навещают, все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой, кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь. Думал-думал как помочь?.

К муравейнику повез волчьих Ягод целый воз.

Но заметила сорока, что от волка мало прока,

И спешит по просеке с новостью на хвостике:

— Я, друзья, не ябеда, только Волчья Ягода,

Даже если мытая очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело — лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку и попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку обязательно пойдет.

Все лесные витамины от брусники до малины принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека лечит даже человека, а не только муравья.

— Ребята, вы догадались, о каких растениях эта сказка? Конечно, эта сказка о лекарственных растениях, которые могут вылечить от любых болезней. И эти растения окружают нас повсюду, они у нас под ногами. Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе-циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку. Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле – ведь тогда не было аптек. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» — первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Хотите поближе познакомиться с ними? Тогда внимание на экран, а на прогулке мы попытаемся найти эти растения на нашем участке (слайды мультимедиа).

-Ну вот, ребята, мы и познакомились с некоторыми лекарственными растениями. Давайте проверим, какие растения запомнились вам больше всего (загадки). Молодцы, вы запомнили почти все растения. Скажите мне – что вы будете делать, если вы заболели, а лекарств под рукой нет? (ответы детей). А если на улице зима и растения не растут? А у вас нет денег, чтобы купить их в аптеке?

— Тогда, ребята, есть 2 выхода – собрать растения впрок летом или вырастить их самим. Скажите, какой выход проще? А если вы живёте в большом городе и не можете выехать в лес? Я с вами согласна – проще вырастить эти растения самому. Но вот вопрос – эти растения растут в дикой природе – в лесу, на лугу, в степи, повсюду. А будут ли они расти в домашних условиях? (предположения детей). Выход один – проверить это! Вы мне поможете? С чего начнём? Правильно, нужно достать семена этих растений, и они у нас есть. Дальше? Конечно, нужно найти и подготовить место для посадки, а затем посеять семена и ухаживать за ними. Работы будет много, и я уверена – все вместе мы справимся! Вперёд!

Читайте также:  Прозондирую почву что значит

Конспект НОД «Главные правила»

Цель: познакомить детей с правилами заготовки лекарственных растений, областью их применения.

— Ну вот, ребята, мы с вами видим, что не зря потрудились – наш аптечный огород вырос на славу! Что же нам делать дальше? Конечно, срезать их и заготовить на зиму, а ещё ребята, неплохо собрать семена, чтобы посадить их на следующий год. А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения? Тогда садитесь поудобнее перед экраном, я хочу познакомить вас с правила сбора и применения лекарственных растений, не только тех, которые мы с вами вырастили, но и тех, которые растут в дикой природе. Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Каждый кустик и травинка, корень, ягода, орех –

Все приносит пользу людям, помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай! Береги и сохраняй!

-Правило первое: что собирать? Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

-Правило второе: когда собирать? Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

-Правило третье: как собирать? Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками). Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

-Правило четвёртое: где собирать? Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

-Правило пятое: собирая, сохранять. Многие лекарственные растения стали редкостью и занесены в Красную книгу. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

-Правило шестое: сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания –

чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

-Правило седьмое: если вы собираете семена, то брать нужно только созревшие семена, они обычно имеют тёмный цвет и легко извлекаются.

— Итак, ребята, мы познакомились с правилами сбора и хранения лекарственных растений. А чтобы лучше запомнить, какая травка от чего лечит, давайте вспомним стихи, которые мы с вами разучивали, когда знакомились с ними (дети по желанию рассказывают любимые стихи). Молодцы! И вам, и вашим родителям хочется сказать большое спасибо, мы вместе хорошо потрудились, и я уверена, что тот альбом с рецептами, который вы подготовили вместе с мамами, будет всем нам хорошим помощником в борьбе с болезнями!

Альбом-картотека «Лекарственные растения» Издавна на Руси использовали множество трав и цветов для профилактики и лечения различных заболеваний. Люди раньше самостоятельно собирали.

Детский экологический проект «Лекарственные растения» Детский экологический проект:«Лекарственные растения»[/h3] Проект разработан: Воспитателем детского сада № 244 ОАО «РЖД» Парыгиной С. А.

Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия «Лекарственные растения» «Лекарственные растения» Цели: 1. познакомить с историей использования лекарственных растений; 2. расширить знания детей о лекарственных.

Проект «Лекарственные растения нашего края» Цель проекта: — научиться любить и восхищаться красотой природы, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Задачи: • познакомить учащихся.

Проект «Лекарственные растения» (старшая группа) Вид проекта: информационно — творческий Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и.

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения» ПРОЕКТ по экологии ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Лекарственные растения» Актуальность: Дети по своей природе исследователи,.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Воспитатель: Томме Лариса Васильевна Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная,.

Тематическая папка «Лекарственные растения» Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды.

Источник

Adblock
detector