Меню

Проекты по исследованию почвы

Научная работа по экологии на тему «Исследование почв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отдел образования Кузнецкого района Пензенской области.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. Евлашево.

Исследовательская работа по экологии

Исследование пробы почв с разных регионов России

Конновой Анны Александровны

Учащейся 10 класса

МОУ СОШ р.п. Евлашево

Руководитель: Булатова Анастасия Юрьевна

МОУ СОШ р.п Евлашево

1.Образование почв и их разнообразие…………………………. 6

2.Подготовка кислотных вытяжек. ………………………………………..…. 9

3. Определение водопроницаемости почвы……………………………………10

4. Исследование кислотности почвы……………. ……………………………11

В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы чтобы избежать проблем мы должны следить за составом почвы. В последние годы подобных исследований не проводилось. Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное «царство природы».

С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными.

Загрязняющие вещества – это вещества антропогенного происхождения, поступающие в окружающую среду в количествах, превышающих природный уровень их поступления. Загрязнение почв – вид антропогенной деградации, при которой содержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенному воздействию, превышает природный региональный фоновый уровень. Превышение содержания определенных химических веществ в окружающей человека среде (по сравнению с природными уровнями) за счет их поступления из антропогенных источников представляет экологическую опасность. Работа носит прикладной (практический) характер, поскольку исследование образцов почв позволяет дать реальную объективную оценку состояния окружающей среды и принять научно обоснованные меры по улучшению экологической ситуации.

Цель исследования : изучить экологическое состояние почв, взятых с различных районов России. Оценка соответствия показателей качества почвы установленным нормативам.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.

2.Подготовить образцы почвы к проведению анализа.
3.Провести анализ химического состава почв и определить значение рН.

4. Определение водопроницаемости почвы

5. Предложить способы повышения плодородия почвы, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

Актуальность: Экологический мониторинг должен проводится регулярно для контроля качества почв. Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.

Объект исследования : образцы почв, взятых с различных участков России: . из города Пенза, Петропавловск-Камчатский, город Москва (2 образца), Пензенская область р.п. Евлашево.

Гипотеза: если изучить физико-химические свойства почвы, то можно будет составить план по улучшению состояния почвы, так как рост и урожайность растений напрямую зависит от плодородия почвы.

Место исследования: лаборатория.

• Определение рН потенциометрическим методом анализа

• Определение водопроницаемости почвы

• Определение концентрации ванадия с использованием метода феррометрического титрования.

Оборудование: цифровой рН-метр DEKO , лабораторная посуда, химические реактивы.

Новизна проекта: Мы проводим контроль и сравнение показателей по почвам разных регионов одновременно.

1. Образование почв и их разнообразие.

Почвы занимают уникальное, но вполне закономерное положение в ландшафте. Они возникают там, где наиболее тесно взаимодействуют между собой живые организма и неорганическая (косная) материя при непосредственном участии водной и воздушной среды, и образуют особые природные системы. Почва оказалась первым типом особого класса природных систем земной коры, которые В. И. Вернадский назвал биокосными. Почва формировалась в течение длительного времени в верхней части коры выветривания в процессе взаимодействия горных пород, рельефа, климата, почвенно-грунтовых вод, растительных и животных организмов, микроорганизмов, деятельности человека.

Каждый из компонентов природы накладывает свой отпечаток на «внешность» почв и «физиологию» протекающих в них процессов, поэтому почву справедливо считают детищем и зеркалом ландшафта. Одним из важных факторов почвообразования в последнее время становится человек. Он может оказывать двоякое – как положительное, так и отрицательное – воздействие на почвы. К сожалению, пока приходится констатировать гораздо больше случаев его негативного влияния на почвенный покров.

Примерно 10 тыс. лет назад человек со­временного типа (прежде его называли кроманьонцем) — первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», — совершил так называемую неолитическую ре­волюцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса. В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии, эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, пос­тоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии — отрасли науки, имеющей дело с наиболее жизненно важным свойством почвы — плодородием.

Плодородие почвы — это её способность обеспе­чивать сельскохозяйственные растения элемен­тами минерального питания и влагой и в ре­зультате этого давать урожай. Естественным плодородием обладают целинные, не возделы­ваемые человеком почвы. Уровень плодородия может быть повышен человеком путём внесения удобрений, благодаря различным способам обра­ботки, мелиорацией и другими специальными мероприятиями.

Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы — пахотный, где находятся корни возделываемых растений. Это корнеобитаемый слой почвы — объект агрономиче­ского почвоведения.

Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.

Читайте также:  Все для комнатных цветов земля удобрения

Поэтому до второй половины XIX в. внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения по­лучали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего — механический состав и органическое вещество почвы. 1

Для исследования я взяла образцы почв. Из города Пенза, Петропавловск-Камчатский, город Москва , Пензенская область р.п.Евлашево. Пробы отбирались со всех участков на глубине 5 см. Масса пробы составила примерно 100 г с каждого участка.

Источник

Исследовательская работа «Исследование химического состава почвы пришкольного участка» в 9 классе

Наталья куркина
Исследовательская работа «Исследование химического состава почвы пришкольного участка» в 9 классе

«Определение химического состава почвы пришкольного участка»

Работу выполнил: Ларионов Игорь

ученик 9 класса

Научный руководитель: Куркина Н. В.

2. Основное содержание. Теоретическая часть работы___5

2.1. Почва. Состав почвы___5

2.2. Химические и физические свойства почвы ___5

3. Практическая часть рабо___6

1. 3.1. Пробоотбор и подготовка к химическому анализу___ 6

2. 3.2. Приготовление водной вытяжки___ 7

3. 3.3. Определение актуальной кислотности почвы___ 7

4. 4. Качественное определение химических элементов в почве:___8

4.3. Железо (II и III)___9

5. Определение гумуса___ 9

5.1. Определение механического состава почвы___10

7. Список использованной литературы

Пришкольный участок МБОУ «Уринская» СОШ был основан 1941г замечательным человеком, учителем, пионером Мичуринского движения Тимофеем Михайловичем Малика. Под его руководством был заложен плодово- ягодный питомник на площади в два гектара, саженцы для которого были выписаны из Горно-Алтайска. Это послужило основой садоводства в Баргузинском районе и за его пределами.

В 1946 г школа занялась развитием пчеловодства, которое тоже благотворно повлияло на развитие этой отрасли в районе. В этой большой, трудоёмкой и плодотворной работе большую роль сыграл заслуженный учитель школы РСФСР Тимофей Михаёлович. Его сподвижником была Прасковья Семёновна Вербенко. Она тоже прибыла в Уринскую школу из далёкой Украины после окончания сельскохозяйсвенного института.

За успехи юннатской работе школа пятикратно была участницей Выставки достижений народного хозяйства, 38 юных юннатов побывали на ВДНХ в Москве. Все они были награждены бронзовыми медалями и ценными подарками, а новатор этого дела Т. М. Малика был награждён Золотой медалью и ценным подарком. Школа была награждена Дипломом ВДНХ и автомашиной ГАЗ-53.

В настоящее время пришкольный участок имеет площадь 0,33га. Во время пятой трудовой четверти ученики 5-10 классов работают на участке, сажают и ухаживают за растениями. Выращивают не плохие урожаи картофеля, свеклы, моркови, помидор, капусты, перцев, баклажан и др. культур. Все эти овощи поступают в школьную столовую для удешевления питания школьников. В 2016г мы заложили сад из плодово- ягодных культур, саженцы которых подарил школе бывший выпускник.

Для того, чтобы повысить урожайность овощных культур, нужно применять органические и не органические удобрения, но поскольку мы на пришкольном участке выращиваем экологически чистые овощи, не применяем неорганические (химические) удобрения, а используем только органические перегной (азотные удобрения) и древесная зола (фосфорно-калийные удобрения). Поэтому надо знать норму внесения удобрений, исследуя химический состав почвы.

1. Цель исследования:

Изучить состав и свойства почвы пришкольного участка наиболее часто употребляемыми методами изучения состава почв, некоторых компонентов вещественного состава, проведение исследований классическими химическими и инструментальными методами; применение результатов на практике.

Задачи исследования:

1. Приобщить учащихся к самостоятельной работе с информацией.

2. Исследовать состав, структуру, тип почв.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

4. Установить связь между химическим составом почвы и растениями, которые способны компенсировать проблемы пришкольного участка.

5. Развивать учебно–коммуникативные умения.

Место проведения исследования – территория пришкольного участка.

Объект исследования: почва с пришкольного участка

Предмет исследования: качественный состав почвы пришкольного участка

Методы исследования:

1. Метод конверта для проб отбора (автор Карпов Ю. А).

2. Приготовление почвенной вытяжки.

3. Определение кислотности почвы — лакмусовый метод.

4. Определение гумуса в почве.

5. Определение механического состава почвы.

6. Качественное определение химических элементов в почве (использование качественных реакций на катионы и анионы).

Гипотеза: Плодородие почвы можно поддерживать внесением только органических удобрений?

2. Основное содержание. Теоретическая часть.

Почва является весьма сложным биохимическим веществом, обладающим определенной инертностью по отношению к веществам, вносимым извне. Из-за этой инертности и буферности почвы в ряде случаев оказывается недостаточным внесение минеральных и органических удобрений для восполнения питательных элементов в растениях.

Дефицит же любого питательного элемента в растении приводит к заметным аномалиям в его росте и развитии. В такой ситуации не удается обычными агротехническими приемами добиться создания здорового и красивого сада. В этом случае актуальным становится исследование почвы.

«Чудесной силой» называет народ плодородие почвы. Это свойство настолько важно, что теперь почвой называют рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием.

Какая почва находится у нас на участке? Что за вещества содержатся в ней? Насколько безопасно использовать ее в сельскохозяйственных целях? Нашей работой мы попытались ответить на эти вопросы.

2.1. Почва. Состав почвы.

Почва — поверхностный слой Земли, обладающий плодородием. Почва является полифункциональной четырёхфазной системой, образовавшейся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Её рассматривают как особую природную мембрану (биогеомембрану, регулирующую взаимодействие между биосферой, гидросферой и атмосферой Земли. Формируется под влиянием климата, рельефа, исходной почвообразующей породы, а также живых организмов.

Почва состоит из:

Соотношение их неодинаково не только в разных почвах, но и в различных горизонтах одной и той же почвы. Закономерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почвы к нижним и увеличение интенсивности преобразования компонентов материнской породы от нижних горизонтов к верхним.

Читайте также:  Сырая грядка что делать

2.2. Механические элементы в зависимости от размера имеют различные физические свойства и химический состав.

Химический состав почвы неоднороден и может существенно изменяться в

зависимости от территорий. Почва активно подвергается воздействию со стороны хозяйственной и промышленной деятельности человека. В почву попадает целый ряд опасных загрязняющих веществ (очень распространено загрязнение почвы нефтепродуктами и тяжелыми металлами). Их содержание строго нормируется санитарными нормативами.

Прежде чем приступать к каким либо ландшафтным работам, желательно провести химический анализ почвы. Химический анализ почвы позволяет своевременно выявлять специфические проблемы, связанные с почвой.

. Поэтому очень важно знать количество механических элементов того или иного размера в горной породе или почве. Чаще всего для этого используется несколько методов механического анализа с целью выделения всех механических фракций.

По механическому составу верхних почвенных горизонтов и почвообразующих пород почвы делятся на песчаные (рыхлые и связные, супесчаные, суглинистые (легкие, средние и тяжелые) и глинистые (легкие, средние и тяжелые). Каждый вид почвы характеризуются своими свойствами и, зная недостатки почв, можно определить мероприятия по их улучшению.

Для определения механического состава почвы надо из горсти увлажненной земли попробовать скатать шарик,и если:

• шарик рассыпается — почва песчаная;

• шарик скатывается, но из него не получается цилиндрик — почва супесчаная;

• цилиндрик получается — почва глинистая;

• цилиндрик при сгибании растрескивается — почва суглинистая;

• изцилиндрика легко получаются кольца и жгуты почва тяжелоглинистая.

3. Практическая часть работы.

3.1 Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.

Для проведения физико–химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта. Почва изымалась с глубины 10 см, по 800–900 мг каждого образца.

Пробы нужно взять на разных территориях. Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г.Для сокращения пробы использовали метод квадратования: Измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек. (Приложение1)

3.2 Приготовление водной вытяжки.

Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5–10 минут, а затем фильтровали. (Приложение 2)

3.3 Определение актуальной кислотности почвы.

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4–8. Связь между кислотностью почвы и величиной рН приведена в (Приложение№3 табл. 1.)

Актуальная (активная) кислотность – кислотность почвенного раствора. Этот вид кислотности оказывает непосредственное влияние на корни растений и почвенные организмы. Актуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл. дистиллированной воды;полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в над осадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы. Полученные результаты. (Приложение№3 таб. №2)

Номер пробы рН Кислотность

№1 6,5 Слабокислая

№2 6,5 Слабокислая

№3 6,6 Слабокислая

№4 6,5 Слабокислая

В кислых почвах (pH 4.0–5.5) железо, аллюминий и марганец находятся в формах доступных растениям, а их концентрация достигает токсического уровня. При этом затруднено поступление в растения фосфора, калия, серы, кальция, магния, молибдена. На кислой почве может наблюдаться повышенный выпад растений без внешних причин – вымочка, гибель от мороза, развитие болезней и вредителей. Напротив, в щелочных (pH 7.5–8.5) железо, марганец, фосфор, медь, цинк, бор и большинства микроэлементов становятся менее доступными растениям.

Оптимальным считается pH 6.5 – слабокислая реакция почвы. Следовательно, в почве нашего пришкольного участка, имеющего слабо кислую среду, что не ведет к недостатку фосфора и микроэлементов, большинство основных питательных веществ доступны растениям, т. е. находятся в почвенном растворе. Такая почвенная реакция благоприятна для развития полезных почвенных микроорганизмов, обогащающих почву азотом.

4. Качественное определение химических элементов в почве.

Одним из показателей валового состава почвы является содержание

в ней СО2 карбонатов. Наличие или отсутствие свободных карбонатов является важным диагностическим признаком почв и их отдельных генетических горизонтов. Присутствие в почве заметных количеств карбонатов препятствует развитию кислотности, а иногда приводит к возникновению щелочности, что оказывает важное влияние на подвижность многих веществ в почве и на агроэкологические особенности почв. Этот показатель нужен также для различных пересчетов, необходимых при интерпретации данных о содержании других компонентов валового химического состава почв.

О примерном содержании карбонатов и соответственно размерах навески для анализа можно судить по характеру вскипания почвы (пробы) от 2–3 капель 10%–ного раствора HCl.

Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%–го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода (IV) CO2 выделяется в виде пузырьков (почва “шипит”). По интенсивности их выделения судят о более или менее значительном содержании карбонатов. (Приложение№4 таб. 3)

№1 – вскипание отсутствует

№2 – вскипание отсутствует

№3 –очень слабое и кратковременное

№4 – вскипание отсутствует

3.2. Определение сульфат–ионов.

К 5 мл фильтрата добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2–3 мл 20%–го раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.

Читайте также:  Компост с червями дома

№ 1- хорошо заметно выпадение осадка

№ 2- хорошо заметно выпадение осадка

№ 3- хорошо заметно выпадение осадка

№ 4- хорошо заметно выпадение осадка

3.4. Определение железо (II и III).

В две пробирки внести по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K3[Fe(CN)6)], во вторую – несколько капель 10%–го раствора роданида калия KSCN. Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа (II) и железа (III). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве.

№ 1- не обнаружено

№ 2- не обнаружено

№ 3- не обнаружено

№4- не обнаружено

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГУМУСА В ПОЧВЕ. (ПРИЛОЖЕНИЕ№4 ТАБ 4)

Проба №1 –среднегумусная, среднеплодородная;

Проба №2- среднегумусная, среднеплодородная;

Проба №3- среднегумусная, среднеплодородная;

Проба №4- среднегумусная, среднеплодородная.

5.1Определение механического состава почвы.

По механическому составу почва бывает глинистой, суглинистой, песчаной и супесчаной. Чтобы определить какой тип почвы на нашем участке или в какую землю мы собираемеся пересаживать растения, можно воспользоваться простым методом. Комочек земли увлажняется до тестообразного состояния и скатывается ладонями в шарик. Затем из шарика раскатывается жгут. Попробуйте жгут свернуть в колечко, и в зависимости от того, что у вас получилось и определяйте какой тип почвы.

•Земля не скатывается в шарик — почва песчаная.

• Скатывается в шарик с трудом, но не раскатывается в жгут — почва супесчаная.

• Скатывается легко в шарик, скатывается в жгут, но не сворачивается – почва легкая суглинистая.

• Если кольцо свернулось, но с большими трещинами – среднесуглинистая почва.

• Если трещины небольшие – тяжелый суглинок.

• Скатывается в шарик, раскатывается в жгут, легко сворачивается в кольцо – глинистая почва.

Проба №1 — лёгкая суглинистая

Проба №2 – лёгкая суглинистая

Проба №3 – среднесуглинистая

Проба №4 – среднесуглинистая

В результате проведённых опытов по определению механического и химического состава почвы,можно сделать вывод:

Почвы пришкольного участка относятся к каштаново подзолистым, легко и средне суглинистым. Пригодна почти для всех культур. Хорошо удерживает влагу. Аэрация достаточная. Навоз усваивается хорошо. Работать на такой почве не тяжело. По кислотности относятся к слабокислым из этого следует, что нужно провести работу по раскислению почвы т. е. (нужно в носить в почву не гашёную известь или древесную золу).

Чтобы получить более богатый урожай необходимо использовать местные удобрения к которым относится перегной, древесная зола. Это стимулирует развитие полезных почвенных микроорганизмов и дождевых червей. В результате их жизнедеятельности почва становится более рыхлой, структурной, лучше проницаемой для воздуха и воды и более плодородной для растений. Значит плодородие почвы можно поддерживать внесением только органических удобрений.

Цель моего исследования достигнута, изучен состав и свойства почвы пришкольного участка, осталось применить результат моей работы на практике.

Список использованной литературы.

1. Л. Г. Богатырёв, В. Д. Василевская. Почвоведение. Часть 2. 1988 год. Москва.

2. М. А. Глазовская, А. Н. Геннадиев. География почв с основами почвоведения, М., МГУ, 1995

3. В. А. Ковда. Основы учения о почвах. Издательство «Наука». Москва. 1983 год.

4. Научно-методический журнал «Химия в школе» 2001 г. Роль почвы в выращивание растений» из сайта http://www.arealand.ru/

5.Статьи из интернета:

• «Автоматический полив, анализ почвы, газоны, дренаж, зимняя посадка»;

• Морфология почв «Кругосвет». Энциклопедия. 2008 год www.krugosvet.ru ;

«Почвоведение» материал из Википедии.

«Структура почвы»

6. Х. Х. Шагиев, В. Х. Азнаев «Стерлитамакский район Республики Башкортостан». 2007 год. Уфа.

1 Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.

Приготовление водной вытяжки.

Определение актуальной кислотности почвы.

рН Степень кислотности почвы

Таблица №2 (Полученные результаты)

Номер пробы рН Кислотность

№1 6,5 Слабокислая

№2 6,5 Слабокислая

№3 6,6 Слабокислая

№4 6,5 Слабокислая

Качественное определение химических элементов в почве.

Определение карбонат – ионов.

Таблица №3. Определение величины содержания СаСО3

Вскипание Содержание СаСО3

1. Очень сильное вскипание >10

2. Сильное, продолжительное 5-10

3. Заметное, но кратковременное 4-3

4. Слабое и кратковременное 3-2

5. Очень слабое и малозаметное 2-1

6. Вскипание отсутствует Познавательно-исследовательская деятельность «Что на поверхности? Свойства почвы. Напоим почву» «Напоим почву» Цель: продолжать знакомить детей с поглотительным свойством почвы. учить обобщенным способом исследования различных обьектов;.

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Чудо-пластилин» Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая: аппликации на бумаге и прочих поверхностях; статуэтки представителей.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа «Волшебница Вода» Вводная часть Здравствуйте! Меня зовут Виктория. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

Исследовательская работа в первой младшей группе Экология малышам третьего года жизни. ЗАДАЧИ: Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным,.

Исследовательская работа «Времена года» Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл».

Исследовательская работа «Загадочная зеленка» Введение Часто в жизни мы пользуемся вещами, о которых очень мало знаем. Вот зеленка, например, есть в каждой домашней аптечке. Мы используем.

Исследовательская работа «Пластилиновая история» МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» Пермский край, г. Кудымкар. Можаев Тимофей, 6 лет Руководитель: Власова Нина Сергеевна, Введение. У.

Источник

Adblock
detector