Лабораторный контроль качества почвы
Почва –поверхностный слой литосферы, сформированный после появления жизни на планете Земля вследствие действия климата, растительности и живых организмов.
Почва формируетхимический состав продуктов питания растительного и животного происхождения играет важную рольв формировании качества воды поверхностных и подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения аномальный естественный химический состав почвы в эндемических районах является причиной возникновения и локального распространения эндемических болезней, например флюороза и кариеса, зоба. Почва может быть фактором передачи возбудителей инфекционных заболеваний и инвазий людей: кишечных инфекций — брюшной тиф, паратифы А и В, бактериальная дизентерия, холера, эшерихиоз, гепатит А, амебиаз, лямблиоз, бруцеллез, туляремия, сибирская язва возбудителей столбняка, газовой гангрены, ботулизма геогельминтозов.
Яйца геогельминтов сохраняют жизнеспособность в почве от 3 до 10 лет, биогельминтов — до 1 года, цисты кишечных патогенных простейших — от нескольких дней до 3-6 месяцев.
Наиболее часто загрязнение почв города возбудителями паразитарных болезней обнаруживается на территории дворов, детских дошкольных и школьных учреждений, улиц около мусоросборников, вокруг туалетов, в местах выгула домашних животных (кошки и собаки), скверах, бульварах, парках и лесопарка
В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Гигиенические требования к качеству почв устанавливаются в первую очередь для наиболее значимых территорий: детских и образовательных учреждений, спортивных, игровых, детских площадок, зон отдыха и санитарной охраны водоемов, санитарно-защитных зон.
В почвах на территориях жилой застройки не допускается:
— превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических загрязнений
— наличие возбудителей каких-либо кишечных инфекций, патогенных бактерий, энтеровирусов. Индекс санитарно-показательных организмов должен быть не выше 10 клеток/г почвы
— наличие возбудителей кишечных паразитарных заболеваний (геогельминтозы, лямблиоз, амебиаз и др.), яиц геогельминтов, цист (ооцисты), кишечных, патогенных, простейших
— наличие преимагинальных форм синантропных мух
Почвы, отвечающие предъявленным требованиям, относятся к категории чистая.
При санитарно-эпидемиологической оценке состояния почвы выявляются потенциальные источники их загрязнения, устанавливаются границы территории обследования по площади и глубине, определяются схемы отбора проб почв.
Объем исследований и перечень загрязнителей определяются аккредитованными организациями по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зависимости от характера загрязнения почв, последующего функционального использования этой территории, стадии проектирования. В соответствии с этим санитарно-эпидемиологический контроль чаще всего включает использование стандартного перечня показателей исследований (свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть 3,4-бензапирен нефтепродукты рН). На стадии предпроектной документации обследование проводится для получения предварительной оценки санитарно-эпидемиологического состояния почв территории проектируемого строительства с использованием стандартного перечня показателей с учетом современного и перспективного использования территории.
На стадии выбора земельного участка и разработки проектной документации обследование территории проводится по стандартной схеме по химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям. Отбор проб проводится послойно из инженерно-геологических скважин. Глубина исследования зависит от существующего и перспективного использования территории. При необходимости количество исследуемых скважин может быть увеличено.
Исследования по расширенному перечню показателя проводятся на местах свалок, промышленных предприятий, полей аэрации и фильтрации, автозаправочных станций и др.
На стадии выполнения строительных работ исследования почв проводятся в полном объеме по химическим показателям. Отбор проб почв проводится послойно на глубинах: 0 — 0,2 0,2 — 1,0 1,0 — 2, 0 метров от поверхности земли и далее не реже чем через один метр в зависимости от глубины заложения фундамента здания или прокладки инженерных коммуникаций, гидрогеологических условий, интенсивности загрязнения и т.д.
Гигиеническая оценка качества почв проводится на соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы,
ГН 2.1.7.2041-06 ПДК химических веществ в почве, ГН 2.1.7.2511-09 ОДК химических веществ в почве. Для веществ, не имеющих утвержденных нормативов, применяются региональные фоновые концентрации.
Экспертиза химических, микробиологических, паразитологических, радиологических показателей загрязнения почвы выполняется Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия, аттестат аккредитации № РОСС. RU.0001.510112 от 03.06.2013г. Для этого в ИЛЦ имеется всё: опытные, высококвалифицированные специалисты, совремённая аналитическая и измерительная аппаратура. Высокое качество исследований позволяет правильно классифицировать соответствие (несоответствие) показателей факторов почвы санитарным правилам и нормативам и дать экспертное заключение по качеству почвы той или иной территории.
Источник
Производственный контроль, экологический лабораторный контроль
Согласно ст. 25 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Для проведения производственного экологического контроля необходимо разработать и согласовать программы организации производственного лабораторного контроля.
Программа производственного экологического лабораторного контроля включает:
- программа производственного лабораторного контроля качества атмосферного воздуха и физических факторов (шум) на границе санитарно-защитной зоны
- программа производственного лабораторного контроля в местах временного накопления отходов производства и потребления
- программа производственного лабораторного контроля за сбросами
- программа производственного лабораторного контроля за почвой на границе санитарно-защитной зоны
Кроме указанного выше, существует Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, который проводится на основании ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Статья 32. Производственный контроль
1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ с 1 января 2013 года пункт 2 статьи 32 будет дополнен словами «, если иное не предусмотрено федеральным законом».
2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Постараемся дать более простую формулировку.
Производственный контроль — это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за тем, чтобы в его организации соблюдались санитарные правила:
- Контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации
- Контроль за проведением лабораторных испытаний:
- производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, микроклимат, инфразвук, ультразвук и т.п.)
- вредных факторов (замеры загрязняющих веществ в воздухе и замеры шума) на границе санитарно — защитной зоны предприятия
- выпускаемой продукции
- прочие испытания
- Контроль за проведением медицинских осмотров
- Контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов
- Контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля
- Информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.
Ответственность за непроведение производственного контроля или неполное его проведение производственного контроля является нарушением статьи 32 ФЗ РФ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Кроме указанных выше видов контроля, существует Порядок обращения с отходами.
Система контроля разрабатывается на основании ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. (п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Порядок контроля УТВЕРЖДЕН приказом Управления Росприроднадзора от «01» февраля 2011г. № 18
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами согласовывается на срок 3 года и подлежит переработке и согласованию по истечению срока, в случае изменения производственного процесса, используемого сырья, перечня и состава образующихся отходов, изменения деятельности по обращению с отходами с появлением не отражённых в действующем Порядке видов деятельности, требований действующего законодательства. Порядок обращения с отходами может быть переработан по инициативе природопользователя или по предписаниям контролирующих органов.
Перечень сведений и документов для разработки порядка производственного контроля
1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
2. Юридический адрес — с индексом.
3. Почтовый адрес — с индексом.
4. Адрес площадки (площадок) – с индексом.
5. Основной вид деятельности
6. Лимиты на размещения отходов.
7. Паспорта опасных отходов образующихся на предприятии.
8. Перечень отходов образующихся на предприятии.
9. Информация о местах временного накопления отходов на предприятии (Количество контейнеров, их объем).
10. Договора на вывоз и размещение всех отходов образующихся на предприятии.
11. Сведения об автотранспорте состоящем на балансе предприятия (количество машин, марка).
12. Договора о техническом обслуживании автотранспорта.
13. Приказы на должностных лиц в области природопользования (ответственный за ООС, за обращения с отходами производства и потребления и т.д.).
14. Свидетельства о прохождении обучения в области обращения с отходами.
15. Должностные инструкции лиц участвующих в процессе обращения с отходами.
16. Договор аренды земельного участка, зданий, сооружений или свидетельство на право собственности.
17. Информация об организационной структуре, обеспечивающей проведение производственного контроля. (Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо).
18. Информация об объектах производственного контроля в области обращения с отходами (Технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов; систем удаления отходов; объектов временного хранения (накопления) отходов на промышленных площадках; объектов захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя; систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя.).
19. Информация о контроле соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления (Перечень лиц входящих в инспекционный контроль, права и обязанности лиц, осуществляющих инспекционный контроль и т.д.).
20. Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления (при наличии процесса отбора проб отходов и регулярного проведения анализа данных проб).
21. Информация о контроле функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления.
22. Информация о контроле за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами (Инструкции).
23. Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами (Протоколы отбора проб для паспортизации отходов и аттестат аккредитации лаборатории).
24. Информация о требования к ведению и хранению документации по производственному контролю. (Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля).
Ответственность за отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Источник