Меню

Простые опыты с почвой для

Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы

Надежда Толокольникова
Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы

— Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов.

-Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

— Уточнить знания детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

-Формировать у детей действия обследования (восприятия,дающие возможность выявить свойства почвы:

— назвать предмет в целом (почва);

— при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

— при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая).

— Активировать речевую деятельность детей;

— Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов.

— Воспитывать экологическую культуру:

-Формировать правильные способы взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).

-Сопереживать всему живому, восприятие красоты природы.

Оборудование: Мисочки с песком, почвой, камнями, пустые мисочки. Влажные салфетки, лупы, вода, ложечки для воды, котельные трубочки,

поднос для смешивания, сухой аквариум, поднос с проросшей пшеницей.

Предварительная работа: чтение рассказов о Земле, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Земли, рассматривание глобуса.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова,обозначающие названия почвы и песка: мягкая, рыхлая, сухая, сыпучий.

Содержание организованной деятельности детей

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем с вами говорить?

-Сегодня мы с вами поговорим о земле (Слайд 2). О той самой земле, по которой мы ходим. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва, она поит и кормит нас, растения, животных, насекомых, давая урожай. Вы видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю? (Слайд 3) Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Еще землю называют «Подземным царством», почему?

В ней обитает много жильцов (Слайд с 4 по 8, (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.). (После просмотра слайд 9)

Как узнать, из чего состоит земля? (рассмотреть через лупу, потрогать, провести опыты).

Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных.

Учёным нужна лаборатория для опытов. Вот наша лаборатория. Проходите и садитесь за столы. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? На столах стоят по 3 мисочки для каждого ребёнка – с песком, камнями, почвой, лупы. (Дети перечисляют).

Возьмите мисочки с песком, познакомимся с ним поближе. Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, пересыпьте песок из одной миски в другую, он какой (сыпучий).

Что будет, если в песок налить воды? Возьмите ложечки и налейте в песок немного воды. Куда делась вода? Все песчинки слиплись. Легче делать постройки из какого песка?

-А теперь подойдите к сухому аквариуму. В песке находится песочная пыль, чтобы она не попала в глаза, нужно защитить себя, поэтому я герметично закрыла аквариум, а в небольшие отверстия вставила трубочки. Сильно подуйте из них на песок, что получилось? (песчинки легко передвигаются по аквариуму, значит песок лёгкий и сыпучий.

Читайте также:  Виноград основные районы выращивания

Давайте исследуем камушки. Рассмотрите их, потрогайте, постучите друг о друга.

— Налейте в камни немного воды. Что – то изменилось? Потрогайте, камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как — будто, улыбаются.)

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить — меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

Физкультминутка. (Слайд 10)

Продолжение экспериментирования.

— Ну, а теперь продолжим.

Возьмите мисочки с землей, лупы и рассмотрите почву внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.)

Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений. Какого она цвета? (темная, черная)

Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь? (сухая, мягкая, рыхлая)

Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Видите, как интересно!

Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений.

-Давайте всё содержимое ваших мисочек высыпим в ёмкость и перемешаем.

— Что получилось? (земля).

— Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их (ответы детей).

— Все они необходимы земле. Ещё в состав земли входит глина, я о ней расскажу вам попозже.

-Теперь пришло время в землю посадить семена подсолнечника.

— Сейчас я палочкой сделаю в земле небольшие углубления, а вы возьмите семена и посадите в лунки. Засыпим, польём, накроем салфеткой и будем ждать всходов.

Дети садятся на стульчики.

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – только кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (Пустыня) (Слайд11)

— Где можно встретить камушки? Камни можно встретить на земле, под землёй, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. (Слайд 12, 13)

— А почву? (Слайд14, 15, 16)

Земля – Это ещё и название нашей планеты (Слайд 17).

-Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Она кормит нас — дает нам овощи, фрукты, ягоды, грибы, радует нас мягкой травкой и красивыми цветами – все растет на земле. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин, жечь костры. Теперь я предлагаю вам вернуться к ёмкости. Открываем салфетку, всходов нет. Но если земле сказать добрые слова, то она превратится в волшебную, «живую землю», на которой всё оживает.

— Закройте глаза и повторяйте за мной: «Земля – Матушка, мы к тебе с добром, а ты к нам с ростком!» (Меняем ёмкости)

Откройте глаза, посмотрите! Что произошло? (ответы детей Своими добрыми словами вы оживили землю. (Слайд 18)

Станьте в круг и скажите ростку такие слова, чтобы он мог расти, цвести и радовать нас (пожелания детей).

— Вы были настоящими учеными. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на неё по-другому.

«Разбудим вулкан». Мастер-класс по изготовлению макета для опытно-экспериментальной деятельности Хочу пригласить Вас на мастер — класс по изготовлению макета вулкана для проекта «Разбудим вулкан». Цель и задачи проекта: формирование.

«Экспериментируем играя». Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности «Экспериментируем играя» — мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности. Файл № 1. Дети по природе своей исследователи.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Читайте также:  Как готовить грядку для капусты осенью

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми средней группы «Земля — наш общий дом!» Ход занятия: Дети приветствуют гостей. Воспитатель: — Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, подарим им свои.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группы «Земля-наш общий дом» Цель: Формировать нравственно- патриотические чувства воспитанников через исследовательскую деятельность и краеведение. Задачи: Обучающие:.

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Мастер – класс для педагогов по экспериментальной деятельности подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г. Суджа Малюхова Оксана.

Мастер-класс для родителей совместно с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Город волшебства» Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Мастер-класс «Кружка для папы» с детьми средней группы Самые первые подарки для мамы и папы дети делают в детском саду. Такой подарок будет дорог и ценен, хоть и выполнен ещё неумелыми детскими.

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие утят» Мастер- класс по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие утят» Составила: Кошелева Елена Владимировна.

Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.

Источник

Конспект занятия «Опыты с почвой»

Екатерина Щукина
Конспект занятия «Опыты с почвой»

Тема: «Экспериментирование с почвой».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.Материалы: почва.Оборудование:на каждого ребенка: клеенка;

по 1 стаканчику;

лист белой бумаги;

Ход занятия: В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.

-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Что такое почва?

почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

-А давайте мы это проверим.

Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.

Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?

-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?

Дети выдвигают свои версии.

-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?

Дети перечисляют свойства, которые они знают.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?

-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)

Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем,как вода впитывается: быстро или медленно?

-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.

-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?

Читайте также:  Дипломная работа выращивание огурцов

Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)

Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.

Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?

-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?

Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.

-И песок и глина это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)

Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) А что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?

-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).

В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.

-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.

-Какие из свойств почвы используются человеком?

Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.

«Опыты для малышей» Слайд 1 «Опыты для малышей» Слайд 2 В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность,.

«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Супер-агенты. Опыты и эксперименты» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Супер агенты. Опыты и эксперименты». Разработчик Т. Е. Елясина, воспитатель.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опыты с растениями» Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)» Пособия:.

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.

Опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни.

Опыты и эксперименты с водой Откуда берётся вода? Цель: — познакомить детей с процессом конденсации. Материал: — горячая вода. Оборудование: — ёмкость, охлажденная.

Опыты с водой для детей 4–5 лет Опыт 1. Цель: проверить, что гуашь растворяется в воде. Материалы: 3 прозрачных стаканчика, гуашь, кисточки. Ход: в 1 стакане растворить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с молоком» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением.

Источник

Adblock
detector