Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы
Надежда Толокольникова
Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы
— Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов.
-Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
— Уточнить знания детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
-Формировать у детей действия обследования (восприятия,дающие возможность выявить свойства почвы:
— назвать предмет в целом (почва);
— при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
— при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая).
— Активировать речевую деятельность детей;
— Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов.
— Воспитывать экологическую культуру:
-Формировать правильные способы взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).
-Сопереживать всему живому, восприятие красоты природы.
Оборудование: Мисочки с песком, почвой, камнями, пустые мисочки. Влажные салфетки, лупы, вода, ложечки для воды, котельные трубочки,
поднос для смешивания, сухой аквариум, поднос с проросшей пшеницей.
Предварительная работа: чтение рассказов о Земле, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Земли, рассматривание глобуса.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова,обозначающие названия почвы и песка: мягкая, рыхлая, сухая, сыпучий.
Содержание организованной деятельности детей
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.
Видели ли вы когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем с вами говорить?
-Сегодня мы с вами поговорим о земле (Слайд 2). О той самой земле, по которой мы ходим. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва, она поит и кормит нас, растения, животных, насекомых, давая урожай. Вы видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю? (Слайд 3) Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.
Еще землю называют «Подземным царством», почему?
В ней обитает много жильцов (Слайд с 4 по 8, (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.). (После просмотра слайд 9)
Как узнать, из чего состоит земля? (рассмотреть через лупу, потрогать, провести опыты).
Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных.
Учёным нужна лаборатория для опытов. Вот наша лаборатория. Проходите и садитесь за столы. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? На столах стоят по 3 мисочки для каждого ребёнка – с песком, камнями, почвой, лупы. (Дети перечисляют).
Возьмите мисочки с песком, познакомимся с ним поближе. Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, пересыпьте песок из одной миски в другую, он какой (сыпучий).
Что будет, если в песок налить воды? Возьмите ложечки и налейте в песок немного воды. Куда делась вода? Все песчинки слиплись. Легче делать постройки из какого песка?
-А теперь подойдите к сухому аквариуму. В песке находится песочная пыль, чтобы она не попала в глаза, нужно защитить себя, поэтому я герметично закрыла аквариум, а в небольшие отверстия вставила трубочки. Сильно подуйте из них на песок, что получилось? (песчинки легко передвигаются по аквариуму, значит песок лёгкий и сыпучий.
Давайте исследуем камушки. Рассмотрите их, потрогайте, постучите друг о друга.
— Налейте в камни немного воды. Что – то изменилось? Потрогайте, камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как — будто, улыбаются.)
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить — меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
Физкультминутка. (Слайд 10)
Продолжение экспериментирования.
— Ну, а теперь продолжим.
Возьмите мисочки с землей, лупы и рассмотрите почву внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.)
Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений. Какого она цвета? (темная, черная)
Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь? (сухая, мягкая, рыхлая)
Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Видите, как интересно!
Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений.
-Давайте всё содержимое ваших мисочек высыпим в ёмкость и перемешаем.
— Что получилось? (земля).
— Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их (ответы детей).
— Все они необходимы земле. Ещё в состав земли входит глина, я о ней расскажу вам попозже.
-Теперь пришло время в землю посадить семена подсолнечника.
— Сейчас я палочкой сделаю в земле небольшие углубления, а вы возьмите семена и посадите в лунки. Засыпим, польём, накроем салфеткой и будем ждать всходов.
Дети садятся на стульчики.
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – только кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (Пустыня) (Слайд11)
— Где можно встретить камушки? Камни можно встретить на земле, под землёй, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. (Слайд 12, 13)
— А почву? (Слайд14, 15, 16)
— Земля – Это ещё и название нашей планеты (Слайд 17).
-Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Она кормит нас — дает нам овощи, фрукты, ягоды, грибы, радует нас мягкой травкой и красивыми цветами – все растет на земле. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин, жечь костры. Теперь я предлагаю вам вернуться к ёмкости. Открываем салфетку, всходов нет. Но если земле сказать добрые слова, то она превратится в волшебную, «живую землю», на которой всё оживает.
— Закройте глаза и повторяйте за мной: «Земля – Матушка, мы к тебе с добром, а ты к нам с ростком!» (Меняем ёмкости)
Откройте глаза, посмотрите! Что произошло? (ответы детей Своими добрыми словами вы оживили землю. (Слайд 18)
Станьте в круг и скажите ростку такие слова, чтобы он мог расти, цвести и радовать нас (пожелания детей).
— Вы были настоящими учеными. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на неё по-другому.
«Разбудим вулкан». Мастер-класс по изготовлению макета для опытно-экспериментальной деятельности Хочу пригласить Вас на мастер — класс по изготовлению макета вулкана для проекта «Разбудим вулкан». Цель и задачи проекта: формирование.
«Экспериментируем играя». Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности «Экспериментируем играя» — мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности. Файл № 1. Дети по природе своей исследователи.
Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми средней группы «Земля — наш общий дом!» Ход занятия: Дети приветствуют гостей. Воспитатель: — Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, подарим им свои.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группы «Земля-наш общий дом» Цель: Формировать нравственно- патриотические чувства воспитанников через исследовательскую деятельность и краеведение. Задачи: Обучающие:.
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Мастер – класс для педагогов по экспериментальной деятельности подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г. Суджа Малюхова Оксана.
Мастер-класс для родителей совместно с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Город волшебства» Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Мастер-класс «Кружка для папы» с детьми средней группы Самые первые подарки для мамы и папы дети делают в детском саду. Такой подарок будет дорог и ценен, хоть и выполнен ещё неумелыми детскими.
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие утят» Мастер- класс по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие утят» Составила: Кошелева Елена Владимировна.
Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.
Источник
Конспект занятия «Опыты с почвой»
Екатерина Щукина
Конспект занятия «Опыты с почвой»
Тема: «Экспериментирование с почвой».
Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.Материалы: почва.Оборудование:на каждого ребенка: клеенка;
по 1 стаканчику;
лист белой бумаги;
Ход занятия: В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.
-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.
Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).
Что такое почва?
-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?
Дети высказывают свои версии.
-А давайте мы это проверим.
Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.
Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?
-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?
Дети выдвигают свои версии.
-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?
Дети перечисляют свойства, которые они знают.
Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.
-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?
-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)
Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем,как вода впитывается: быстро или медленно?
-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?
Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.
-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.
Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?
-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?
Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.
-И песок и глина это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)
Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) А что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?
-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).
В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.
-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.
-Какие из свойств почвы используются человеком?
Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.
«Опыты для малышей» Слайд 1 «Опыты для малышей» Слайд 2 В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность,.
«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Супер-агенты. Опыты и эксперименты» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Супер агенты. Опыты и эксперименты». Разработчик Т. Е. Елясина, воспитатель.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опыты с растениями» Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)» Пособия:.
Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.
Опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни.
Опыты и эксперименты с водой Откуда берётся вода? Цель: — познакомить детей с процессом конденсации. Материал: — горячая вода. Оборудование: — ёмкость, охлажденная.
Опыты с водой для детей 4–5 лет Опыт 1. Цель: проверить, что гуашь растворяется в воде. Материалы: 3 прозрачных стаканчика, гуашь, кисточки. Ход: в 1 стакане растворить.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с молоком» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением.
Источник