Как вести учет выращивания овощей
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Выращивание сельскохозяйственной продукции отличается большим разнообразием направлений. Производство овощных культур, несмотря на схожесть подходов, приемов, также по ряду критериев различается. Учет должен быть организован так, чтобы учесть все нюансы формирования затрат, выхода продукции при выращивании овощей.
Статьи затрат
Одна из основных целей бухгалтерской службы – сформировать систему учета издержек и калькуляции себестоимости овощной продукции. Необходимо учесть характерные особенности производства овощей, например, тепличных и выращиваемых на открытом грунте; отдельных видов продукции. В первую очередь это касается статей затрат. Технология ухода, поддержание качества почвы, теплоснабжение и другие важные особенности выращивания связаны соответствующими материальными расходами.
В учете отражают издержки на:
- семенной и посадочный материал;
- минеральные и органические удобрения;
- средства защиты растений;
- ГСМ;
- топливо и энергию на технологические цели;
- услуги и работы сторонних организаций.
Всегда имеют место затратные статьи:
- оплата труда;
- отчисления в фонды;
- налоги;
- содержание ОС;
- услуги вспомогательных производств;
- прочие.
- затраты на организацию и обслуживанию производства в целом (общепроизводственные, ОПР);
- затраты на управление хозяйством в целом (общехозяйственные, ОХР).
Разные статьи затрат предусматриваются для минеральных удобрений и органики. Содержание основных средств подразделяется на ремонтные и амортизационные издержки. В статье ремонта учитывают также и обслуживание ОС. Зарплата собирается на разных статьях по видам, например, основная и дополнительная. При производстве овощей часть оплаты за труд может выдаваться, согласно колдоговору, трудовому договору с работниками, в натуральной форме (натуроплата). Ее тоже учитывают обособленно. Отдельной статьей учитывают потери от брака овощных культур.
Типовой перечень статей затрат, которые могут использоваться при организации учета в овощеводстве, указан в Приказе Минсельхоза № 792 от 06/06/03 г.
Организация и методика учета
План счетов для сельскохозяйственного производства (пр. Минсельхоза № 68 от 29/01/02) предусматривает учет овощей на сч. 20/1. На субсчете «Растениеводство» по дебету собираются затраты на овощи в рамках годового периода, накопительно, по статьям калькуляции. По кредиту учитываются выращенные овощи.
Степень детализации данных в аналитическом учете диктуется объемом производства и его специализацией. Например, если неспециализированное хозяйство в небольших объемах выращивает продукцию, могут открываться аналитические счета «Овощи (овощеводство)», «Свёкла (свекловодство)» и т.п. Разделения по видам, сортам не делают. Специализированные овощеводческие фирмы максимально детализируют аналитический учет. Аналитические счета открываются по видам культур, нередко и по сортам их.
Приказ № 792 содержит полный перечень объектов бухгалтерского учета производственных затрат, по которым калькулируется себестоимость (наименования культур). В разрезе наименований затраты, как правило, и планируются, анализируются по итогам периода. Так, овощными культурами защищенного грунта считаются лук на перо, огурцы, помидоры, салат, рассада и ряд других культур, выращиваемых в условиях теплицы. Сюда же относят и грибы.
Примеры объектов учета при организации производства овощей на открытом грунте: капуста, овощные корнеплоды, репчатый лук и та же культура на перо, помидоры, чеснок, любые овощи, выращиваемые вне теплицы. Учет может еще более детализироваться. Капусту разделяют обычно на раннюю, среднюю, позднюю. Овощные корнеплоды также делят в учете по видам: свеклу, морковь, редис и пр. К этой группе также относят картофель, столовые бахчевые культуры: дыни, арбузы, тыкву.
Основными документами, фиксирующими уборку овощей, являются формы № СП-14, № СП-15 – «Дневник поступления продукции», соответственно, продуктов, полученных на открытом и закрытом грунте. Таблицы форм визуально несколько различаются, но сведения в них схожи. Документ ведется бригадиром: записывается вес полученной продукции, наименование, сорт, качество. Обозначается место сбора, площадь, дата. Предварительно вес от каждого сборщика урожая записывается приемщиком, в тех случаях, когда это затруднительно (например, в полевых условиях), используется тара определенной вместимости. Итоги подводятся ежедневно.
СП-15 рекомендован к использованию в специализированных хозяйствах, занимающихся выращиванием продукции на закрытом грунте.
Как правило, по этим же документам начисляется и заработок рабочим.
«Овощная» себестоимость и как ее определить
Калькуляционные методики достаточно подробно описаны в «Методрекомендациях по бухгалтерскому учету затрат в растениеводстве» (документ Минсельхоза от 22/10/2008 р. 4.4, 4.5):
- по овощам, произрастающим в условиях открытого грунта, и картофелю;
- по овощам закрытого грунта.
Если речь идет о закрытом грунте, расходы необходимо группировать по видам строений:
- зимние теплицы;
- весенние теплицы;
- парники;
- пленочные укрытия;
- утепленный грунт (укрытия отсутствуют).
На заметку! Особо выделяют затраты по овощам, выращенным гидропонным способом.
Из затрат на урожай отчетного года исключительно семена, посадочный материал списываются на культуру сразу. Иные расходы требуют распределения. Здесь важно учесть определенные методическими документами нюансы по каждой культуре.
По овощам под пленкой распределяют затраты пропорционально квадратным метро-дням производства, а в парниках – пропорционально числу рамо-дней производства. Для исчисления этих показателей надо, соответственно, умножить площадь (кв. м.) под овощной культурой на число дней ее вегетационного периода; аналогично – число рам на число дней вегетационного периода.
Например: если (условно) в парнике высажены огурцы — 1100 рам и лук на перо — 550 рам, затраты на них суммарно — 3000000 руб., период для огурцов — 73 дня, для лука на перо — 42 дня, затраты в целом распределятся так, как показано ниже.
- Огурцы: 1100 рам * 73 дня = 80300.
- Лук на перо: 550 рам * 42 дня = 23100.
- Сумма: 80300 + 23100 = 103400.
- На огурцы: 3000000 *80300/103400 = 2329787 руб.
- На лук: 3000000 * 23100/103400 = 670213 руб.
Себестоимость единицы овощной продукции (кг, ц, 1000 шт. рассады) определяют, разделив суммарные затраты по культуре на выход продукции.
Пусть собрано 130000 кг огурцов и 30000 кг перьевого лука. Себестоимость составит:
- Огурцы: 2329787/130000 = 17,92 руб. на 1 кг.
- Лук: 670213/30000 = 22,34 руб. на 1 кг.
По овощам, выращенным на открытом грунте, порядок расчета себестоимости прямо зависит от специализации агрофирмы:
- в целом по овощам;
- по каждой овощной культуре.
Из суммарной величины затрат убирают побочную продукцию в сумме фактически сложившихся расходов на ее заготовку. Оставшаяся сумма распределяется по отдельным культурам пропорционально выручке от продаж. Себестоимость определяется делением исчисленных издержек на фактически полученную продукцию по видам.
В целях исчисления себестоимости клубней (основная продукция) из общих затрат на выращивание и уборку вычитают стоимость ботвы. В случае сбора такая побочная продукция оценивается суммой реальных затрат на уборку. Полученный результат делят на массу клубней. Если картофель сортируется на стандартный и нестандартный, себестоимость рассчитывают по категориям отдельно.
Определяют полезные отходы (подгнившие, битые, мелкие клубни), чтобы использовать для скармливания животным. Их можно оценивать по средней себестоимости кормовых корнеплодов или зеленой массы силосных культур. Стоимость вместе со стоимостью ботвы вычитают из общих затрат, а остальное распределяют между стандартным и нестандартным картофелем пропорционально стоимости по цене продажи.
Методика определения стоимости картофеля, отданного на корм животным, детально приведена в п. 128 р. 4.4 Методрекомендаций Минсельхоза от 22/10/2008 г.
Аналогично рассчитывают себестоимость 1 ц бахчевых культур, семян бахчевых (п. 64.8, 64.9 приказа Минсельхоза № 792).
Источник
Как вести учет зерна в сельскохозяйственных организациях
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Учет зерна – довольно трудоемкий процесс, целью которого является в первую очередь своевременное и полное отражение в документах затрат на производство, контроль использования материальных и трудовых ресурсов. Рассмотрим способы и учетные приемы, позволяющие осуществить такой учет с максимальной эффективностью.
Особенности выращивания и учет
При организации учета зерна необходимо обратить внимание на этапы выращивания зерновых культур, связанные с природной средой, сезонами:
- весенне-зимние работы (обработка почвы, внесение удобрений, снегозадержание);
- весенние работы (рыхление почвы и другие приемы обработки, работа с семенами);
- весенне-летние работы (сев, внесение удобрений, защита растений, в т.ч. обработка гербицидами, уход за растениями, в т.ч. рыхление почвы, уничтожение сорняков);
- выращивание (уборка зерновых, сбор соломы, скирдование, перевозка урожая и переработка, в т.ч. перевозка зерна на ток, соломы на ферму, очистка зерна, очистка и сортировка семян).
Каждый этап связан с возникновением производственных затрат. Затраты, как и себестоимость, исчисляются по итогам года.
Их разделяют в учете на:
- текущие;
- переходящие на будущий год.
Определенные виды затрат можно учесть только в целом, а затем распределить их по культурам, чтобы включить в себестоимость.
Документы и учетный процесс
Учет выстраивается на основании ряда нормативных документов:
- План счетов для сельского хозяйства (утв. пр. Минсельхоза № 654 от 13/06/01 г.).
- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету МПЗ в сельскохозяйственных организациях (утв. пр. Минсельхоза № 26 от 31/01/03).
- ПБУ 5/01 по учету МПЗ.
Основной синтетический учет ведется на счете 20/1 (Растениеводство), аналитический учет организуется по видам зерновых.
Дебет счета – это прямые затраты, обусловленные выпуском продукции: материальные, оплата труда рабочих и пр., кроме того, суммы с кредита счетов 23, 25, 26, 28.
Кредит счета отражает фактическую себестоимость готовой (завершенной производством) продукции зерновых. Сальдо на конец месяца показывает незавершенное производство. Основная проводка здесь Дт 43/1 «Готовая продукция растениеводства» Кт 20/1 оприходовано зерно от урожая (по плановой себестоимости), а также Дт 10 (семена).
В первичном учете могут использоваться формы:
- унифицированные, утвержденные Госкомстатом;
- отраслевые сельскохозяйственные формы, утвержденные Росгосхлебинспекцией;
- собственные формы, утвержденные в организации на основании ЛНА.
Данные первичных документов собираются в сводные формы: различного вида журналы, ведомости, реестры, в соответствии с запросами и особенностями конкретной фирмы.
Сельскохозяйственная фирма имеет право самостоятельно выбирать и метод учета зерновых. К примеру, вывоз зерна с поля может оформляться:
- реестром отправки зерна и другой продукции с поля (№ СП-1);
- с помощью путёвок на вывоз продукции с поля (форма № СП-4);
- по талонам водителя, комбайнера, бункериста (формы № СП-5, № СП-6, № СП-7).
Составляются реестры приема зерна весовщиком (форма № СП-9), реестры приема зерна от водителя (форма № СП-8).
В рекомендациях Минсельхоза (пр. № 26), в части, касающейся учета зерна, содержится список первичных форм, из которого можно выбрать наиболее подходящие, построить учет таким образом, чтобы исключить потери зерновой продукции, хищения. Многие отмененные в настоящее время отраслевые формы сельхозпроизводители продолжают использовать как основу для разработки собственной «первички» по причине их функциональности.
Калькулирование и расчет себестоимости
Затраты на производство зерна учитываются по статьям (целям) затрат. Они приведены в рекомендациях Минсельхоза по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (Приказ № 792 от 06/06/03):
- семена;
- удобрения и средства защиты растений;
- ГСМ;
- зарплата персонала и отчисления;
- работы, услуги вспомогательных подразделений;
- расходы по основным средствам;
- ОПР, ОХР;
- прочие суммы.
Руководствуясь классификацией, можно рассчитать себестоимость единицы продукции и отследить воздействие отдельных факторов на этот показатель. Как следует из Рекомендаций, объектом калькуляции себестоимости зерновых будет зерно и зерноотходы. Побочной продукцией здесь будет солома. Ее оценивают по фактическим затратам на уборку и выполнению работ по заготовке.
Расчет себестоимости делают последовательно:
- Определяется сумма затрат на выращивание зерна, доработку его на току фактически и в целом. В расчет включается величина незавершенного производства начала года, годовой выход продукции – основной, побочной.
- Из общих фактических затрат исключают затраты по площадям зерновых, погибших от стихии.
- Определяют количество полноценного зерна. По данным лабораторного анализа определяют количество зерна, содержащегося в зерноотходах, т.е. зерноотходы пересчитывают в полноценное зерно. Суммируют количество полноценного зерна, полученного при доработке, и данные о полноценном зерне в зерноотходах.
- Вычисляют сумму затрат на полноценное зерно. Для этого из всей суммы затрат вычитают затраты на побочную продукцию.
- Определяют себестоимость 1 центнера зерна и побочной продукции (соломы) делением затрат на выход соответствующего вида продукции.
На заметку! Затраты по культурам, уничтоженным в результате стихийного бедствия, списывают актом на прочие расходы. Если культуры пересевались, добавляется стоимость семян, расходы на обработку участка и посевов.
Алгоритм расчета наглядно виден на условном примере. Получено 12160 ц пшеницы всего, в т.ч. полезных используемых зерновых отходов — 60 ц, соломы — 18000 ц. Затраты на солому — 955000 руб. Полностью затраты на выращивание пшеницы вместе с побочной продукцией — 9750000 руб. Лабораторный анализ показал, что содержание полноценного зерна в зерноотходах — 36%.
- 60 ц* 36% = 21,6 ц – полноценного зерна содержится в зерноотходах.
- 12160-60 = 12100 ц, 12100 + 21,6 = 12121,6 ц – всего получено полноценного зерна.
- 9750000-955000 = 8795000 руб. – затраты на полноценное зерно.
- 8795000/12121,6 = 725,56 руб./ц – себестоимость полноценного зерна.
- 21,6*725,56 = 15672,10 руб. – затраты по зерноотходам.
- 15672,10/60 = 261,20 руб./ц – себестоимость зерноотходов.
- 955000/18000 = 53,06 руб./ц – себестоимость соломы.
Источник