Распознавание минеральных удобрений практическая работа таблица
Распознавание минеральных удобрений (практическая работа)
Известно, что в неподписанных чашках находятся минеральные удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит. Нам предстоит подписать чашки.
1. Приготовим раствор первого неизвестного минерального удобрения. Отберем в пробирки пробы этого раствора. В первую пробирку добавляем концентрированную серную кислоту ( H 2 SO 4 ) и медь ( Cu ) – реакция не идет. Значит, нитрат-ионов ( NO 3 — ) в растворе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария ( BaCl 2 ) – выпадает белый осадок. Следовательно, в испытуемом растворе присутствуют сульфат-ионы ( SO 4 2- ).
В третью пробирку наливаем раствор щелочи и нагреваем его. Влажная универсальная индикаторная бумага становится синей у отверстия пробирки. Это значит, что выделяется аммиак ( NH 3 ). В испытуемом растворе присутствуют ионы аммония ( NH 4 + ).
В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO 3 – изменений не происходит. Это значит, что хлор-ионов ( Cl — ) и фосфат-ионов ( PO 4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили в пробах сульфат-ионы и ионы аммония. Следовательно, определяемое удобрение – сульфат аммония ( NH 4 )2 SO 4 .
2. Приступим к анализу второго неизвестного удобрения. Приготовим раствор удобрения и пробы этого раствора. В первую пробирку добавим концентрированную серную кислоту и медь – появился бурый газ.
Следовательно, в растворе присутствуют нитрат-ионы ( NO 3 — ). Во вторую пробирку добавим раствор хлорида бария BaCl 2 – изменений не происходит. Это значит, что сульфат-ионов ( SO 4 2- ). в исследуемом растворе нет. К третьей пробе добавим раствор щелочи и нагреем пробирку. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония ( NH 4 + ) в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO 3 – изменений не происходит. Хлорид-ионов ( Cl — ) и фосфат-ионов ( PO 4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили только нитрат-ионы. Следовательно, анализируемое удобрение является нитратом натрия NaNO 3 .
3. Приготовим раствор третьего неизвестного удобрения и отберем пробы. К первой пробе добавляем серную кислоту H 2 SO 4 и медь Cu : изменений не происходит. Нитрат-ионов ( NO 3 — ) в пробе нет. Раствор хлорида бария BaCl 2 обнаруживает присутствие сульфат-ионов SO 4 2- : выпадает белый осадок сульфата бария.
К третьей пробе добавляем раствор щелочи и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага у отверстия пробирки не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония ( NH 4 ) в пробе нет. В четвертой пробирке при добавлении раствора нитрата серебра выпадает желтый осадок. Это свидетельствует о присутствии в пробе фосфат-ионов.
Следовательно, анализируемое удобрение является суперфосфатом.
4. Приготовим раствор четвертого неизвестного удобрения и отберем пробы раствора. К раствору в первой пробирке добавляем концентрированную серную кислоту H 2 SO 4 и медь Cu : реакция не идет. Это значит, что нитрат-ионов ( NO 3 — ) в пробе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария BaCl 2 – изменений нет. Сульфат-ионы ( SO 4 2- ) в пробе не обнаружены. Третью пробу анализируем на присутствие ионов аммония ( NH 4 + ).. Добавляем щелочь и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет цвет у отверстия пробирки. Значит, ионов аммония в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO 3 – выпадает белый творожистый осадок. Следовательно, в растворе присутствуют хлорид-ионы.
Мы обнаружили в пробах только хлорид-ионы ( Cl — ). Следовательно, анализируемое удобрение является калийной солью, или сильвинитом KCl . NaCl .
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.
Соблюдать правила работы с кислотами, щелочами, растворами хлорида бария и нитрата серебра. Особо осторожно обращаться с концентрированной серной кислотой. Не вдыхать выделяющиеся оксиды азота.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Источник
Практическое занятие № 4. Распознавание минеральных удобрений
Задание. Распознайте образцы азотных, фосфорных и калийных удобрений.
Соблюдайте правила техники безопасности при проведении опытов!
Оборудование. Пробиркодержатель, штатив с пробирками, склянка для сбора отработанных реактивов, содержащих серебро, банка для других отходов, графитовый стержень, горелка, спички.
Вещества. Медь, серная (1:2) и азотная (10% -я) кислоты, 1%-й раствор нитрата серебра, 10%-й раствор хлорида бария, 20%-й раствор гидроксида натрия, три образца удобрений в пробирках, пронумерованных или с иным кодом (получает каждый ученик), дистиллированная вода (в стакане или колбе).
Выполнение работы
1. Рассмотрите образцы предложенных удобрений (под № 1, 2, 3).
2. Растворите их в воде. Для этого налейте воду в каждую пробирку не более 1/3 ее объема. Отмечайте скорость растворения удобрения в воде.
3. Проведите анализ удобрений с использованием предложенных реактивов, при этом для каждой реакции берите не более 2 мл приготовленного раствора. Анализ начинайте с определения кислотного остатка. Получаемые результаты исследования можете заносить в таблицу (для образца см. таблицу «Результаты анализа минеральных удобрений»). Не забудьте написать уравнения проведенных реакций.
В случае определения нитрат-иона химизм процесса станет понятным, если уравнение реакции написать в ионном виде. Например, для калийной селитры реакция протекает согласно уравнению:
Напишите уравнение этой реакции в сокращенном ионном виде. А уравнение реакции меди с азотной кислотой мы уже писали (см. §19.8).
Выполняя работу, ориентируйтесь на таблицу, приведенную на стр. 233 в учебнике. Полученные результаты удобно записать в подобную таблицу. Приведем формулы наиболее распространенных удобрений и их реакции.
Ощущается запах аммиака. 2.
Медь растворяется. Выделяется бурый газ с резким запахом.
Фосфорит нерастворим в воде, но растворим в азотной кислоте.
Выпадает белый осадок.
Решебник по химии за 9 класс (Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева, 2000 год),
задача №4
к главе «Практические занятия».
Источник
Практическая работа по теме «Определение минеральных удобрений». 9-й класс
Разделы: Химия
Класс: 9
Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.
Форма работы: парная.
Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой, AgNO3 (раствор), КОН (конц.), ВаСI2 (раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.
Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.
а) К содержимому пробирок добавляем воду.
Наблюдения. В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.
Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.
б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.
Наблюдения: Выделяется желтый осадок.
Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат — ионы.
в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.
Наблюдения. В одной из пробирок выпадает белый осадок.
Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.
г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .
Наблюдения. Образуется белый осадок.
Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид-ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.
Источник
Практ. 5
Вариант 1
Измельченные удобрения поместите в пробирки и залейте их водой объёмом примерно в 1,5-2 раза большим, чем объём удобрения. Результаты исследования занесите в таблицу.
Вариант 2
Вариант 1
Разделите растворы двух оставшихся удобрений на две части. Для определения сульфата аммония прилейте в обе пробирки раствор гидроксида кальция и слегка нагрейте их содержимое. К отверстию пробирки поднесите влажную индикаторную бумажку. Результаты исследования занесите в таблицу.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
Вариант 2
Для распознавания аммофоса и хлорида аммония отлейте содержимое каждой пробирки в чистые пробирки и добавьте к нему раствор гидроксида кальция. Содержимое пробирки с хлоридом аммония и гидроксидом кальция слегка нагрейте. К отверстию пробирки поднесите влажную индикаторную бумажку. Результаты исследования занесите в таблицу.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
Вариант 1
Для подтверждения того, что оставшееся удобрение – хлорид калия, к раствору прилейте несколько капель раствора нитрата серебра. Что при этом наблюдается? Наличие каких ионов подтверждает выпадение белого осадка?
Наблюдается выпадение белого осадка. Белый осадок подтверждает наличие ионов хлора.
Уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде:
Вариант 2
Наблюдается выпадение белого осадка. Белый осадок подтверждает наличие ионов хлора.
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
1. К какому классу соединений относятся удобрения?
Удобрения относятся к солям
2. На основании каких опытов вы распознали удобрение?
В1. На основании опытов с гашеной известью и нитратом серебра (I), а также на основании растворимости удобрений. В2. На основании опытов с гашеной известью и нитратом серебра (I).
3. Пронумеруйте пакеты с удобрениями в соответствии с данными учителя.
Источник
Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений»
Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений».
Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так — же с помощью проб и реакций.
Обучающая: повторить значение минерального питания для роста и развития растений, его влияние на урожай, классификацию минеральных удобрений: основные, косвенные, комплексные, смешанные микроудобрения, местные, промышленные; закрепить знания по теме «Минеральные удобрения, их виды, определение минеральных удобрений», научить работать в группах и индивидуально при закреплении изученного материала темы;
Развивающая: развить логическое мышление, память, способность анализировать, привить навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении практических заданий;
Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, чувство ответственности за выполненную работу, коммуникабельность, уверенность в своих знаниях и возможностях, показать практическое значение полученных знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
Метод обучения: наглядно-демонстрационный, рассказ-объяснение с элементами самостоятельной и групповой работы
Межпредметные связи с: химия, биология, охрана труда, физика, биология, с/х машины
Вид деятельности учащихся: репродуктивный с опорой и без опоры, самостоятельная и групповая работа
Дидактический материал: таблицы-определители «Распознавание минеральных удобрений», схемы (презентация). «Влияние минерального питания на рост и развитие растений» приложения к уроку «Вопросы для актуализации знаний»
Раздаточный материал: оборудование для практической работы, тесты, бланки для ответов на тесты, порядок выполнения практической работы, таблицы для записи и сравнения результатов проведенных опытов, опорные конспекты.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.
Организационная часть: Актуализация знаний: тест-презентация (устный опрос) Практическая работа:
В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.
Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др.
Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. Для этого в почву вносят органические и минеральные удобрения
Удобрения содержат питательные элементы в связанном виде, т. е. в виде их соединений. Растения поглощают эти соединения из почвы, при этом осуществляется ионный обмен. Если, например, взять пробу почвы, насыщенной кальцием, и взболтать ее с раствором какой-либо соли, например хлоридом калия, то часть ионов К+ из раствора перейдет в соединение с почвой, а в раствор вместо К+ перейдет Са2+:
Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Навоз — наиболее распространенное органическое удобрение. В нем имеются вещества, содержащие азот, фосфор и калий, больше других нужные растению. Они усваиваются только после разложения навоза, то есть после превращения органических веществ в минеральные под действием микроорганизмов. Поэтому навоз вносят в почву осенью, чтобы за осень и весну он успел перегнить.
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения. Из азотных удобрений наиболее распространена мочевина, сульфат аммония и селитра, из фосфорных — суперфосфат, а из калийных — хлорид калия. Их получают на химических заводах.
Много соединении калия содержит зола. Золу можно применять как хорошее калийное удобрение. Минеральные удобрения растворяются в почвенной влаге и используются растениями быстрее, чем навоз.
Лучше других растворяются в воде азотные и калийные удобрения, поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине лета. Азот усиливает рост стеблей и листьев.
Фосфорные удобрения растворяются хуже, и поэтому их вносят осенью вместе с навозом. Фосфор ускоряет созревание плодов. Калий усиливает рост корня, луковиц и клубней. Фосфор и калий повышают также хладостойкость растений.
В колхозах и совхозах успешно применяют гранулированные удобрения. Их делают в виде зернышек (гранул) из смеси торфа или перегноя и минеральных удобрений. Подразделяются удобрения на простые и комплексные.
Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К2С03 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения — вещества, содержащие микроэлементы (Н3В03, молибдат аммония и др.). Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы:
* смешанные — получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений
Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.
Подкормка может быть сухой и жидкой. При сухой подкормке в почву вносят сухую золу, сухие минеральные удобрения и навоз. При жидкой подкормке удобрения, например: навозную жижу, птичий помет, разбавляют водой. Подкармливать растения лучше после дождя, когда почва насыщена влагой. Если дожди долго не выпадали, растения нужно сначала обильно полить водой, а затем подкормить.
Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек их может повредить растениям, а полученная сельскохозяйственная продукция может быть даже опасной для человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Высокие урожаи позволяют создать изобилие сельскохозяйственных продуктов.
1. Какие органические удобрения вы знаете?
2. Какие минеральные соли необходимы растениям?
3. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
4. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?
5. Что такое подкормка растений? Для чего она нужна?
6. Когда проводят подкормку растений?
7. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрений?
3.Распознавание минеральных удобрений. Перед выполнением практической работы внимательно ознакомьтесь с порядком ее проведения!
Сформулируйте цель практической работы исходя из темы и запишите ее.
Работу целесообразно проводить по вариантам, например:
Вариант 1.Распознайте удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит.
Результаты проведенных исследований можно оформить в виде таблицы.
Источник