Меню

Распределите диалектизмы по тематическим группам ерофей растение коровяк чуня лапоть 6 класс

Диалектизмы
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk._dialektizmy_6_klass.docx 30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема урока : Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?

Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока : формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Оборудование: «чудо- дерево», выставка словарей, выставка старинных книг, CD диск, презентация.

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

V. Этап реализации построенного проекта.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уважение к минувшему – вот черта,

отличающая образованность от дикости.

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! У нас сегодня с вами необычный урок. Я хочу пожелать вам удачи. Запомните, с малой удачи начинается большой успех! Ваша удача – наша радость!

1) Чтение учеником стихотворения А. Яшина «Родные слова».

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

  • О чём грустит поэт? Есть ли в стихотворении непонятные для нас слова? Как мы их назовём?
  • Почему вводит эти слова в стихотворение? Как относится автор к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять «милые с детства» слова и как относится к этому «наследству»?

— На эти и другие вопросы мы ответим с вами в течение урока.

Думаю, что вы сумели понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о диалектных словах и их роли в нашей жизни)

— Запишем тему урока «Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?»

— А с какой целью мы обратились к этой теме? (интерес к родному языку, сохранение языка, гордость за свой язык).

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

2) Сценка «Внук в гостях…»

  • А в этой сценке вам всё ли понятно? На каком языке бабушка с дедушкой разговаривали? (на исконно русском)
  • Вспомните, как назывался наш проект в прошлом году. («Музей русского слова»)

— Эти слова, как драгоценные жемчужины, отыскали для нашего проекта. Поэтому они вам близки, понятны.

-Люди живут в разных географических условиях: одни – лесистой местности, другие – в степной; одни – в горах, другие – на равнине. Это накладывает отпечаток на их жизнь, опыт и язык. Поэтому наряду с литературным языком существуют русские говоры: северные, южные, среднерусские. И если мы хотим знать историю своего народа, то должны знать и особенности его речи. Поэтому продолжением проекта стали поиски таких слов в нашей местности.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Презентация коллективного проекта «А как у нас говорят?»

V. Этап реализации построенного проекта.

Игра «Сажаем чудо-дерево». Условие: называю слова диалектные слова. Задача: распределить слова по тематическим группам – ветка.

А у наших у ворот

Чудо, чудо, чудо, чудо…

1-я ветка — дом/ хозяйственные постройки: изба, калда, упечь, ларь.

2-я ветка – домашняя утварь, предметы обихода: заступ, батог, корчик, крынка, отымалка.

3-я ветка – название кушаний: курник, мурцовка, кокурки, дрожалка, обабок.

4-я ветка – название обуви, одежды: малахай, бахилы, коты.

5-я ветка – природа и её явления: вёдро, шурга, морось, мочажина.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

  • Как вы думаете, почему мы именно так расположили свои листья-слова?

— Народные говоры – свидетели русской истории.

Физминутка. «Вспоминаем устаревшие слова»

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Употребление диалектизмов в художественной литературе.

Чтение учеником стихотворения С.Есенина «В хате».

Задание: выписать незнакомые слова (драчёнами, дёжке, паз, ухватами, махотке, квохчут, кудлатые).

  • Что придают эти слова стихотворению Есенина? (ассоциации)
  • Что мы видим? (крест, изба, труд, семья)
  • Что чувствуем? (уют, тепло, гармонию)

Проверка домашнего задания (мини исследование «Диалектизмы в лирике С.Есенина» зачитываются с комментариями)

— В каких произведениях мы ещё встречались с диалектизмами? (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

— В дальнейшем мы услышим диалектизмы в произведениях В. Астафьева, М.А. Шолохова, В. Шукшина.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

–С чего всё начиналось? Кто первый? (Сообщение ученика)

— Ребята, многие из вас, наверное, что-то любят коллекционировать? А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собираю слова?

Сообщение о В.И. Дале читает ученик .

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

— Ребята, давайте попробуем вернуться к началу урока и ответить на поставленные вопросы.

  • Для чего А. Яшин вводит такие слова в стихотворение и просит их сохранять?

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного мне наследства.

  • Для чего сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов?
  • Вернёмся к теме урока и ответим на вопрос.

Диалектизмы – это всё-таки наше наследство, наше прошлое. Не уважать своё прошлое значит быть дикарём, Иваном, не помнящим родства.

— Песня В. Мясникова «О бабушке».

— Итак, проект презентовали, дерево посадили, на все вопросы ответили. А теперь, подводя итог нашему уроку, попробуем оценить свою работу и работу одноклассника.

  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • Какое открытие для себя сделали? Что узнали?

Домашнее задание на перспективу : собирать и записывать слова -сорняки.

Сведения об авторе : Медведева Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 п. Ракитное.

Предмет: русский язык

Авторы УМК: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?

Тип урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: повторить и расширить знания по теме «Лексика», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т.д.

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка обучающихся к работе.

Чтение стихотворения А. Яшина «Родные слова».

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

  • О чём грустит поэт? Есть ли в стихотворении непонятные для нас слова? Как мы их назовём?
  • Почему вводит эти слова в стихотворение? Как относится автор к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять «милые с детства» слова и как относится к этому «наследству»?

Отвечают на вопросы.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

  • А в этой сценке вам всё ли понятно? На каком языке бабушка с дедушкой разговаривали?
  • Вспомните, как назывался наш проект в прошлом году.

1. Сценка «Внук в гостях…»

2. Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений .

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

Презентация коллективного проекта «А как у нас говорят?»

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Моделирование, построение логической цепи (П).

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Игра «Сажаем чудо-дерево».

Распределяют слова по тематическим группам.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

  • Как вы думаете, почему мы именно так расположили свои листья-слова?

Физминутка. «Вспоминаем устаревшие слова»

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Обучающиеся отвечают на вопрос, выполняют задание.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

  • Что придают эти слова стихотворению Есенина?
  • Что мы видим?
  • Что чувствуем?
  • В каких произведениях мы ещё встречались с диалектизмами?

Чтение стихотворения С.Есенина «В хате».

Выписывают диалектные слова.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Личностный результат УУД:

— осознание эстетической ценности русского языка;

— стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

— Многие из вас, наверное, что-то любят коллекционировать? А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собираю слова?

  • Для чего сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов?
  • Вернёмся к теме урока и ответим на поставленный в начале урока вопрос.

Сообщение о В.И. Дале.

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценк.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).

Песня В. Мясникова «О бабушке».

  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • Какое открытие для себя сделали? Что узнали?

Прием «Плюс-минус-интересно». Слайды №12

Домашнее задание: собирать и записывать слова сорняки

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Источник

Урок русского языка для 6 класса на тему «Диалектизмы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 6 классе на тему «Диалектизмы».

Цель урока: познакомить учащихся с термином «Диалектизмы», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

1. Урок проводится при изучении § 16 («Диалектизмы»).

2. При обучении используется у чебник по русскому языку для 5 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2011.

I . Теоретический блок:

1. Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями определенной местности.

2. В словарях диалектные слова помечаются «обл.» – областное.

Понева – шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом (обл., юж.).

3. Значение диалектных слов толкуется в словаре русских народных говоров, в Толковом словаре В. И. Даля.

Буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить), кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы), кочет (петух), балка (овраг).

4. Диалектизмы используются в художественной литературе. С помощью них писатели показывают особенности речи героев, отражают местный колорит при описании быта.

Примеры диалектизмов из сказов П. П. Бажова:

Буторовый. Невнятно говорящий, бормочущий. «Вахоня — мужик тяжёлый, борода до пупа, плечи ровно с подставышем, кулак — глядеть страшно, нога медвежья, и разговор буторовый» (П. П. Бажов, «Солнечный камень»).

Долдонить. Твердить, повторять одно и то же, бубнить. «Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»).

Лотошить. Бормотать, непонятно для других говорить, болтать. «Колтовчиха схватила его рукой за плечо, похлопывает потихоньку, лотошит с господишками, а о чём, — не разберёшь» (П. П. Бажов, «Марков камень»).

Пустоговорье. Пустые слова. «Горное начальство, может, половину того немецкого пустоговорья не понимало, а только про себя смекало: раз этот немец от вышнего начальства присланный, не прекословить же ему» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»).

II. Практический блок:

Задание № 1: спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Задание № 2: выпишите из стихотворения А. Яшина диалектизмы:

Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок – подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.

(1) Поляши, (2) лисятина, (3) пересмешки, (4) залавок, (5) сугрёвушка, (6) фыпики, (7) дежень, (8) воркуны, (9) пестери, (10) прясницы.

Задание № 3: из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

— Как не быть! всяк случается, братец ты мой, — начал опять ярославец, — ты не серчай… Вот, примерно, — прибавил он после молчка, — у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

Задание № 4: спишите, подчеркните диалектизмы как члены предложения и устно поясните их значение:

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

2. — Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
— Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
— Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
— Я мигом, бабушка.

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

2. — Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
— Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
— Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
— Я мигом, бабушка.

Домашнее задание: упражнение № 75 (2 — 3 предложениями ответить на вопрос, что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика).

Источник

Читайте также:  Кутузовец яблоня когда сбор урожая
Adblock
detector