Напишите пожалуйста 15 диалектизмов
посмотри — над всеми вопросами есть окошко ПОИСК ПО САЙТУ. до того. как тратить свои скудные ученические баллы имеет смысл поместить свой вопрос туда и ответом будут подобные вопросы. вот. например:
Алексей Крук Профи (574) 2 года назад
4
Буряк — свекла, баять — говорить, кочет — петух, зенки — глаза, баситься — рядиться, щеголять
божить — обожать, боготворить, желать
братыня — медный или оловянный сосуд для разливки пива
воркунок — бубенчик
голбец — загородка, чулан между печью и полатями
горнушка — зауголок с ямкой налево от шестка русской печи, куда сгребают уголь
горшовик — тряпица, которой берут горячий горшок
грядка — жердь, слега, подвешенная от стены к стене
губа — гриб
дресва — крупный песок, гравий
ендова — широкий сосуд с отливом или носиком для разливки пива
ерошка — неряха, задира
жигучий — жгучий
залавка — лавка вдоль стены
зобня — плетушка, кошель
камка — шёлковая тонкая ткань с узором
клевить — слезить, растрогать
кокора — дерево с корнем клюкою
кондовый — крепкий, плотный
коты — женские полусапожки
кошевка — корзинка
кошуля — сорочка, рубашка (не косоворотка)
кулига — клин земли, чистое и безлесное место, небольшой покос
куна — небольшой зверёк, куница
куть — бабий угол в избе, кухня
куфта — моток, свёрток, куделя; тип женской прически
лагун — бочка, бочёнок
манежно — жеманно
матица — брус, лежащий поперёк избы, на который настилался потолок
мостовина — половица
мутовка — сосновая палка с сучьями для замешивания теста, сбивания масла
начто — зачем
некрут — рекрут
новина, навина — холст, полотно длиной в четырнадцать метров
носовик — носовой платок
пелёва — мякина
поветь — сеновал, расположенный над скотным двором
подклет — нижняя изба, подызбица
пряспица — прялка
рань — раньше
ременчатый — сделанный из ремней
ростань — развилка дорог, распутье
свестя — свояченица, сестра жены
середь — кухня в крестьянской избе
сильница — лукошко сеятеля, которое носится на ремне через плечо; сарай для сена или мякины
соломат — жидкий кисель, мучная каша
стювать — отговаривать
сулея — скляница, винная бутылка, полуштоф
сутки, сутный угол — угол, где хранятся иконы
тысячкой — крёстный жениха
уроки — порча
уросливый — подверженный порче
хробостко — звучно, громко, шумно
чажолчошко — верхняя крестьянская одежда из плотной теплой ткани
черевень — удлинённый черенок, ручка
чередить — устанавливать порядок, очерёдность
чупаха — грязный
шаять — гореть, тлеть
шибко — сильно
шипица — растение с шипами, колючками
Источник
Диалектизмы
Диалектизмы в русском языке: определение, классификация, примеры.
Что такое диалектизмы?
На протяжении всей истории русского литературного языка наблюдалось пополнение его лексики диалектизмами.
Диалектизмы (от греч. dialektos — «диалект, говор») — слова, словосочетания, выражения с характерными для территориальных диалектов языковыми особенностями.
Диалектизмы в основном присутствуют в устной речи сельского населения, при этом в официальной обстановке носители диалектов переходят на литературный язык. Основными проводниками литературного языка является школа, телевидение, радио, газеты, литература.
Все диалектизмы обладают характерными чертами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими. Это дает основание сгруппировать их по общим признакам.
Классификация диалектизмов
Лексические диалектизмы
Лексические диалектизмы — слова, известные только носителям диалекта и употребляющиеся на определенной территории. В южно-русских говорах: буряк — свекла, цибуля — лук, а в северных: кушак — пояс, голицы — рукавицы, лоснись — в прошлом году.
Лексические диалектизмы имеют синонимы в литературном языке.
Этнографические диалектизмы
Этнографические диалектизмы — слова, которые называют предметы быта, одежду, кушанья, растения, известные только в определенной местности.
Шанежки — пирожки с картофелем, приготовленные особым способом; драники, дранки — оладьи из картофеля; манарка — род верхней одежды.
Этнографические диалектизмы не имеют синонимов в литературном языке.
Лексико-семантические диалектизмы
Лексико-семантические диалектизмы — слова, которые совпадают по звучанию с литературным языком, но в определенном диалекте имеют свое значение.
Губы — все грибы, кроме белых; верх — сливки; баран — рукомойник; сам — хозяин.
Фонетические диалектизмы
Фонетические диалектизмы — слова, которые в диалекте получили особое звуковое оформление. Они отличаются отдельными звуками, несвойственными общеупотребительному языку.
Бревно — берно — бервено; баня — байня, цепь — чепь, ферма — хверма, бумага — бамага, паспорт — пашпорт; ведро — вядро; снег — снех; друг — друх.
Словообразовательные диалектизмы
Словообразовательные диалектизмы — слова, которые отличаются по своей словообразовательной структуре от слов общеупотребительного языка.
Тут — туточки; здесь — здеся; гусыня — гуска; даром — дарма; откуда — откуль; их — ихний; там — тама; когда — колды; куда — куды.
Морфологические диалектизмы
Морфологические диалектизмы — слова, которые имеют грамматические изменения, совершенно не свойственные общеупотребительному языку.
Идут — идеть, идуть; берут — беруть; под столбом — под столбам; у меня, у тебя — у мене, у тебе; пошла по ягоды (вместо за ягодами); он уехавши (вместо уехал).
Акцентологические диалектизмы
Акцентологические диалектизмы — слова, тождественные по значению с данным словом, но в диалекте имеет другое ударение.
ГоворИт — говОрит, студЁно — стУдено.
Диалектизмы широко использовались писателями для стилизации, передачи местного колорита прошлого времени, речевой характеристики персонажей. Диалектные слова встретим в произведениях Некрасова, Тургенева, Бунина, Есенина, Шолохова, Шукшина, Пришвина и других.
В индивидуальной речи диалектизмы нужно изживать, особенно фонетические.
Примеры диалектизмов
Диалектизмы Новгородской области
Бродня — мелкое место в реке.
Брониться — колосится (о пшенице, овсе)
Буки — букашки.
Вранина — враньё.
Вспыхнуть — отдохнуть, перевести дух.
Вязно — озеро.
Ажно — даже.
Тупица — колун, топор для колки дров.
Лопотина — одежда.
С наворота — сходу, стремглав.
Диалектизмы Тульской области
Жамки — пряники.
Яво, хто, щчо — его, кто, что.
Махенькой — маленький.
Жвыкнуть — ударить.
Колдобина — яма без воды на дороге.
Почитай — почти.
Сварганить — сказать острое слово.
Галдить — шумно разговаривать.
Надысь — недавно.
Подталдыкивать — поддакивать.
Диалектизмы Вологодской области
Белушка — деревянная или глиняная чашка с яркой росписью.
Выбаситься — нарядиться.
Байло — пустомеля.
Выпехать — вытолкнуть.
Выпялиться — высунуться вперёд.
Алялюшка — род пирога, испечённый на сковороде.
Глянулось — понравилось.
Гумага — бумага.
Гречиха — гречневая каша.
Горько — больно.
Диалектизмы Кировской области
Жарёха — картофель тушёный со свежими грибами.
Уповод — много времени.
Баской — красивый.
Дековаться — играть, дурачиться.
Поточка — птичка.
Черепеня — тарелка, блюдо.
Толды — тогда.
Эко — это.
Бадог — длинная палка.
Больно — очень.
Больно баской! — Очень красивый!
Диалектизмы Ставропольского края
Харчи — еда, пища.
Шо — что.
Вечерять — ужинать.
Дробына — лестница.
Нема — нет.
Мыша, лоша — мышь, лошадь.
Уся — вся.
Захилеть — зачахнуть.
Дюже — очень.
Махотка — глиняный горшок.
Чумичка — девушка.
Диалектизмы Тверской области
Дерюги — самодельные половики.
Драчёна — блюдо из картофеля и муки с яйцами и молоком.
Зыбка — колыбель, подвешенная к потолку.
Испотки — варежки.
Утиральник — полотенце.
Охолони — остынь.
Зябнуть — мёрзнуть.
Небось — наверное.
Торба — мешок.
Малец — сын.
Источник
Напишите пожалуйста 15 диалектизмов
посмотри — над всеми вопросами есть окошко ПОИСК ПО САЙТУ. до того. как тратить свои скудные ученические баллы имеет смысл поместить свой вопрос туда и ответом будут подобные вопросы. вот. например:
Алексей Крук Профи (574) 2 года назад
4
Буряк — свекла, баять — говорить, кочет — петух, зенки — глаза, баситься — рядиться, щеголять
божить — обожать, боготворить, желать
братыня — медный или оловянный сосуд для разливки пива
воркунок — бубенчик
голбец — загородка, чулан между печью и полатями
горнушка — зауголок с ямкой налево от шестка русской печи, куда сгребают уголь
горшовик — тряпица, которой берут горячий горшок
грядка — жердь, слега, подвешенная от стены к стене
губа — гриб
дресва — крупный песок, гравий
ендова — широкий сосуд с отливом или носиком для разливки пива
ерошка — неряха, задира
жигучий — жгучий
залавка — лавка вдоль стены
зобня — плетушка, кошель
камка — шёлковая тонкая ткань с узором
клевить — слезить, растрогать
кокора — дерево с корнем клюкою
кондовый — крепкий, плотный
коты — женские полусапожки
кошевка — корзинка
кошуля — сорочка, рубашка (не косоворотка)
кулига — клин земли, чистое и безлесное место, небольшой покос
куна — небольшой зверёк, куница
куть — бабий угол в избе, кухня
куфта — моток, свёрток, куделя; тип женской прически
лагун — бочка, бочёнок
манежно — жеманно
матица — брус, лежащий поперёк избы, на который настилался потолок
мостовина — половица
мутовка — сосновая палка с сучьями для замешивания теста, сбивания масла
начто — зачем
некрут — рекрут
новина, навина — холст, полотно длиной в четырнадцать метров
носовик — носовой платок
пелёва — мякина
поветь — сеновал, расположенный над скотным двором
подклет — нижняя изба, подызбица
пряспица — прялка
рань — раньше
ременчатый — сделанный из ремней
ростань — развилка дорог, распутье
свестя — свояченица, сестра жены
середь — кухня в крестьянской избе
сильница — лукошко сеятеля, которое носится на ремне через плечо; сарай для сена или мякины
соломат — жидкий кисель, мучная каша
стювать — отговаривать
сулея — скляница, винная бутылка, полуштоф
сутки, сутный угол — угол, где хранятся иконы
тысячкой — крёстный жениха
уроки — порча
уросливый — подверженный порче
хробостко — звучно, громко, шумно
чажолчошко — верхняя крестьянская одежда из плотной теплой ткани
черевень — удлинённый черенок, ручка
чередить — устанавливать порядок, очерёдность
чупаха — грязный
шаять — гореть, тлеть
шибко — сильно
шипица — растение с шипами, колючками
Источник
Разработка урока по родному русскому языку «Диалектизмы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. . Разработка урока на тему:
«Диалектизмы-удивительные морские слова родного края».
Цели для обучающегося:
Личностные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.
Метапредметные: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные : научится давать сведения о диалектных названиях предметов быта, значения этих слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада. Получит возможность научиться использовать в своей речи диалектизмы.
Цели для учителя:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.
Цели по содержанию урока :
Познавательные : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела (диалектизмы); определять круг своего незнания.
Регулятивные : составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.
Личностные: освоение личностного смысла учения; желание учиться, формирование интересов (мотивации) к учению.
· Познакомить с диалектной лексикой как особым пластом русского языка
· Формировать умение находить диалектные слова
· Познакомить с местным говором («морскими» словами)
· Продолжить обучение со словарём
· Развивать творческие способности учащихся
· Воспитывать любовь к родному краю, языку.
— осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов;
— сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда;
-закреплять знания через составление диалогов.
-задавать вопросы, обращаться за помощью к дополнительным источникам информации, интернетресурсам, одноклассникам и учителю;
-проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения поставленных задач.
-самооценка на основе критериев успешной деятельности;
— бережное отношение к родному языку ;
– воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, экологическую культуру
-преобразовывать познавательную задачу в практическую;
-определять последовательность действий;
-адекватно использовать речь;
-предвидеть возможности получения конкретного результата;
Связь с другими предметами:
биология, география, история.
Тип урока: изучение нового материала.
Для учителя: ноутбук, разработка урока, интерактивная доска, приложения
Оборудование: словари, компьютер, интерактивная доска
Раздаточный материал: карточки с конструированным текстом, карточка с рефлексивной схемой ответа, карточка с изображением розы ветров для домашнего задания, рабочие тетради, конспект урока учителя.
Формы организации познавательной деятельности:
Ребята, прочитайте стихотворение:
— Что похоже на море?
— Русский язык, — не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою.
Дарит прохладу засушливым летом…
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово. (М. Геттуев)
— Как вы считаете, какое главное слово в этом стихотворении? ( море, ключ, слово)
Правильно: ключ, слово.
— Чем являются эти слова в тексте?( контекст. синонимами)
— Можно ли назвать слово ключом? И при каком условии? (Можно, если оно помогает что-то понять, открыть что-то новое)
— Попробуем и мы, ребята, вслед за поэтом Геттуевым окунуться в « глубь морскую» и найти ключи к познанию мира — новые слова.
-Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Лексика)
— Что изучает лексика? ( Слова и их значения)
— Какие слова называются общеупотребительными? ( Слова, которые всем понятны, они употребляются часто в речи)
Если есть общеупотребительные слова, значит есть и слова, ограниченные в употреблении.
Обратите внимание на тему нашего урока. Для работы нам нужно определить его цель. И мы с вами поиграем в игру «Лишнее слово». Необходимо найти в каждом ряду слова, которые такими являются.
1.Лисица, слон, бирюк, обезьяна;
2.Ложка, тарелка, стакан, глечик;
3.Сосна, явор, дуб, ясень.
Дети находят слова бирюк, глечик, явор. Объясняют свой выбор (слова непонятны, малоупотребительны).
Учитель: такие слова называются диалектизмами (обращает внимание на тему урока, записанную на доске. Учитель даёт толкование слова диалектизмы (слова, употребляемые на определённой территории).
1.Что значит определённая территория? (Север, юг, район, область, край….)
2.Почему возникло языковое обособление? (удалённость территорий, недостаток образования, сложившиеся традиции и верования).
Люди по указанным причинам давали свои названия явлениям и предметам окружающего мира, так и появились слова, которые были понятны только им. Их называют диалектизмами. Люди, живущие на территории нашего Неклиновского района, тоже употребляют в речи свои диалектные слова.
Опираясь на сказанное и услышанное, дети формулируют цель урока: познакомиться с диалектизмами родного края, связанными с отдельной тематической группой- «морские слова».
1. Объяснение нового материала.
В МБОУ Натальевской СОШ учатся ребята из разных поселений: Рожка, Натальевки, Ломакино, Н-Отрадного, А-Марковки. Они расположены вблизи Азовского залива, в который впадает река Миус. Наша территория граничит с Украиной, поэтому речь местных жителей отличается самобытностью: протяжностью произношения и мешаниной слов из русского и украинского языков (слова явор, глечик, бирюк выписаны на доске, учитель предлагает определить лексическое значение, пользоваться можно инернет-ресурсами или словарями). Учитель предлагает конструированные тексты ( работа в группах).
Задание: Прочитать текст, найти диалектизмы, попробовать объяснить их лексическое значение.
Карточка 1. Над головами рыбаков с криками носились мартыны.
Иногда самые смелые садились на края каюков и таскали рыбу, не обращая внимания на людей. А те кричали, махали руками. Иногда в ход шли тяжёлые бабайки, или оторвавшиеся от сетей шматы.
Карточка 2 . Бродяки и венцерады рыбаков блестели на солнце от морской воды и рыбьей луски. Живое серебро из чебаков, пеленгасов и сулы сияло и переливалось на дне каюка. На отдельном каюке везли краснюка.
Карточка 3 . С утра была мыгычка, но это не остановило рыбаков. Они не боялись бурхала, который натворил много бед рыбакам. Но и бунация не самое надёжное дело при ловле рыбы. Попадается в сети лишь прожорливый душман. Его солили в тузлуке неохотно, так как он хорош был на сковородку.
Карточка 4 . Рано утром на дворах из труб кабыц тянулся дымок. Хозяйки в лафтушках приносили кизяки и кукурузные бодылья. В чавунах варилась юшка, крепко посоленная и приправленная укропом и цыбулей.
Карточка 5. Старик вечером занимался ремонтом сетей. Глычка ловко сплетала прочную нить. Под лавкой, на рядне, лежала сломанная гундеря, тычка. Нужно было выстрогать новую.
Дети находят слова, дают их лексическое толкование с помощью интернет-ресурсов, словаря и учителя.
В тетрадях дети записывают слова и подбирают к ним синонимы из общеупотребительной лексики.
5. Бродяки-сапоги для рыбалки
6. Венцерады-прорезиненный костюм для рыбалки
9. Кефаль — пеленгас
11. Осетровые — краснюки
12. Мыгычка-мелкий дождь
13. Бурхало-сильный ветер
16. Кабыца-летняя дворовая печь
17. Кизяк-лепёшка из коровьего помёта и сухой травы
18. Лафтушок-мешок или кусок прочной ткани для поклажи.
19. Бодылья-стебли кукурузы.
20. Чавун-чугунок, ёмкость из чугуна без ручек для приготовления пищи
23. Гундеря (тычка)-шест для закрепления сети
24. Глычка-деревянная игла для вязания и ремонта сети.
25. Рядно-матерчатая подстилка
26. Тузлук-крепкий соляной раствор.
Обратимся к теме урока.
1.Вспомним, что такое диалектизмы?
2.Диалектизмы-это хорошо или плохо?
3.Нужны ли диалектизмы в жизни? Где они могут пригодиться?
4.Зачем необходимо изучать диалектизмы?
Ответы детей (это часть родного языка, это история языка, это живая народная речь. Необходимо изучать, чтобы понимать культуру нашего края, необходимо сохранить для потомков как часть культуры).
Учитель предлагает каждой паре подготовить небольшие диалоги с использованием «морских слов». Учитель обращает внимание на то, что среди «морских» слов встречаются слова другой тематики. Но они необходимы как сопутствующие. Детям предлагается разыграть конкретные ситуации: «Отдых рыбаков», «Удачный улов», «Засолка рыбы». Оценивается игра самых активных участников.
Учитель: С давних пор земля славилась рыбаками. На территории Рожка была организована рыбартель «Красная звезда». Сегодня мы узнали много слов, связанных с морем. Но есть ещё одно важное условие удачной рыбалки. Ветер всегда играл важную роль в жизни рыбаков, а вот как называли розу ветров в нашей местности? Давайте послушаем.
Северный ветер-Багмут (Тремантан)
5. Домашнее задание: подписать направление ветра, с помощью интернет-ресурсов и словарей объяснить возникновение этих названий.
6. Рефлексия: Учитель проверяет усвоение материала, предлагает проанализировать удалось ли им достичь поставленной цели. Используется приём «Расскажи по схеме: я знаю, я запомнил, я смог». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало одной из фраз, записанных на карточке:
1. На уроке я узнал….
2. На уроке я запомнил….
3. Мне было интересно…. Что?
4. Мне было трудно…..
5. На уроке я выполнял….
Учитель: диалектные слова постепенно уходят из обихода. Встречаются только в речи стариков. Нам необходимо сохранить их как часть языковой культуры. Это сокровище живой русской речи.
Источник