Меню

Распространение почвы подчинено закону

Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

География | 5 — 9 классы

Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

На территории преобладает горный рельеф.

Здравствуйте друзья?

Помогите с географией , заранее спасибо!

Подчиняется ли положение всех климатических поясов закону широтной зональности?

В чем проявляется закон широтной зональности и высотной поясности?

В чем проявляется закон широтной зональности и высотной поясности.

Кто из исследователей открыл закон географической зональности почв?

Кто из исследователей открыл закон географической зональности почв.

Подчиняется ли положение всех климатических поясов закону широтной зональности в Евразии?

Подчиняется ли положение всех климатических поясов закону широтной зональности в Евразии?

Почему в Африке чётко выражена широтная зональность?

Почему в Африке чётко выражена широтная зональность.

СРОЧНО?

1. Почему на Земле выделяются разные виды почв?

2. От чего зависит плодородие почв?

3. Что такое почвенная зональность?

Кто открыл этот закон?

4. Почему нарушается широтное положение почв?

Широтная зональность это когда?

Широтная зональность это когда.

Пожалуйста, ребят?

Под воздействием какого почвообразующего фактора распространение почв подчиняется закону зональности и почему?

Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности?

Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности.

Подумайте, где этот закон нарушается?

Следуют ли законы широтной зональности хозяйственная деятельность и особенности жизни людей на матиреке?

Следуют ли законы широтной зональности хозяйственная деятельность и особенности жизни людей на матиреке.

На этой странице сайта размещен вопрос Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? из категории География с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

Источник

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § 21 География почв России

Вопросы в начале параграфа

Почему Россия имеет большое разнообразие типов почв?

Россия имеет большое разнообразие типов почв, так как богато разнообразие почвообразующих факторов (климат, воды, рельеф, горные породы, животные, растения).

Вопросы из текста параграфа

1. Рассмотрите схемы образования солонцов я солончаков. Какая между ними разница? Как вы думаете, где растения не могут произрастать вовсе – на солонцах или солончаках?

Солончаки образуются при высокой испаряемости и поступлении в почвенный профиль солей при близком залегании солёных грунтовых вод, когда грунтовые воды по капиллярам подходят к поверхности и испарение образует кору, препятствующую промыву почвенного профиля. Солонцы образуются при формировании в почвенном профиле карбонатов и гипса и поступлении воды из грунтовых вод.

2. Посмотрите по карте, где на территории России встречаются эти типы почв.

На территории России солонцы и солончаки встречаются в низовьях Волги на Прикаспийской низменности.

3. Почему пойменные почвы имеют слоистое строение?

Пойменные почвы имеют слоистое строение, так как при их формировании чередуется затопление и отступление воды, когда вода затапливает пойму, на ней накапливаются песчаные наносы, на которых накапливаются питательные вещества. Когда вода отступает, на песчаных наносах развиваются процессы гумификации и образуется гумус.

4. Чем можно объяснить высокое плодородие пойменных почв?

Высокое плодородие пойменных почв объясняется накоплением здесь в период затопления питательных веществ, которые осаждаются в пойме из речной воды.

5. Где распространены пойменные почвы (рис. 89)?

Пойменные почвы располагаются в долинах рек.

6. Как используются речные поймы?

Речные поймы используются как пастбища или распахиваются для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные внешние признаки почв разных типов.

Основные внешние признаки подзолистых почв: белый или серый горизонт вымывания и небольшой гумусовый горизонт.

Основные внешние признаки дерново-подзолистых почв: наличие небольшого белого или серого горизонта вымывания и наличие большего, чем горизонт вымывания гумусового горизонта.

Основные внешние признаки темно-серых лесных почв: темно-серый цвет верхнего горизонта, расположение гумусового горизонта в середине профиля.

Читайте также:  Внекорневые опрыскивание по листу подкормки

Основные внешние признаки чернозёмов: мощный (до метра и более) однородный гумусовый горизонт.

Основной внешний признак каштановых почв: коричневый цвет (каштановый) на всей мощности профиля, к низу профиля чуть светлеет.

Основные внешние признаки почв пустынь и полупустынь: отсутствие выращенного гумусового горизонта, профиль почв серый и светлеет к нижней части профиля.

2. Сопоставьте почвенную карту России с климатической и с картой природных зон. Выясните главную закономерность в размещении типов почв на территории страны. Какими основными причинами она определяется?

Расположение почв по территории России подчиняется закону широтной зональности. Также распределение почв обусловлено условиями увлажнения территории атмосферными осадками.

3. Под определенной растительностью формируются вполне определенные почвы, т.е. характер растительности во многом определяет почвенные свойства. Существует ли обратная зависимость – влияет ли почва на растительность?

Почва также влияет на растительность, так же как и растительность на свойства почвы. Это проявляется в том, что для каждого типа растительности подходят определенные свойства почвы (влагосодержание, содержание гумуса, содержание неорганических веществ и прочее).

4. Сопоставьте почвенную карту и карту плотности населения. Какие районы и с каким преобладающим типом почв наиболее заселены?

Наиболее заселены территории с распространением дерново-подзолистых, серых лесных и черноземных почв. Это связано с тем, что издревле здесь формировались сельскохозяйственные районы, и эти территории были наиболее заселены исторически (здесь ядро русского государства).

5. Посмотрите по почвенной карте, какие типы почв наиболее распространены в России. Почему? Как эти почвы можно оценить с точки зрения сельскохозяйственного использования? Какой тип почв, с вашей точки зрения, требует больших затрат труда для получения урожая?

Наиболее распространены в России подзолистые и мерзлотно-таёжные почвы, так как наибольшая часть страны находится в таёжной зоне. С точки зрения сельскохозяйственного использования мерзлотно-таёжные почвы менее пригодны для ведения сельского хозяйства, чем подзолистые, так как в мерзлотно-таёжных почвах гумусовый горизонт представлен крупными почвенными частицами (грубогумусовый горизонт) и сильнокислой реакцией водного раствора почв, а также сильным зимним промерзанием профиля. Поэтому ведение сельхоз работ на мерзлотно-таёжных почвах намного дороже, чем на подзолистых почвах.

6. Какой тип почв наиболее распространен в районе вашего проживания? Как эти почвы используются в сельском хозяйстве?

Района моего проживания – Санкт-Петербург и Ленинградская область. В районе моего проживания распространены подзолистые и дерново-подзолистые почвы. В сельском хозяйстве почвы используются для выращивания ржи, овса пшеницы, картофеля и овощей, но лишь при должной мелиорации (известкование и внесение минеральных удобрений, в некоторых местах и осушение).

7. Используя почвенную карту мира, определите, какие страны характеризуются такими же типами почв, как и Россия. Как вы думаете, похожи ли эти страны по использованию сельскохозяйственных земель на Россию?

Похожими с российскими типами почв располагают Канада и США. Поэтому можно сказать, что эти страны похожи на Россию по использованию сельскохозяйственных земель, так как страны находятся в схожих климатических условиях.

Источник

«География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта»

«География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта».

Цели урока: О. – содействовать выявлению закономерностей распространения почв;

— особенность получения знаний об основных типах почв, о почвенной карте;

— создать условия для закрепления основных понятий по теме;

Р. – содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

— создать условия для работы с различными источниками географической информации;

В. – помочь осознать значимость изучаемой темы;

— содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.

Тип урока по дидактической цели: Изучение нового материала.

Тип урока по позновательной деятельности: Непроблемный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: карта, текст учебника, рисунки.

I – Организационный момент

Сегодня мы проводим непростой урок. У нас гости. Поприветствуйте их.

Читайте также:  Удобрения для капельной системы

— Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

I. Бабичева, Милашевский, Зябрева, Аркания

II. Тимофеев, Резников, Щеголева, Степовик

III. Толмачев, Масленников, Столярова, Кононов

IV. Ясиновская, Шевцова, Аркания, Амоян

— У каждого из вас есть индивидуальные рабочие листы.

Возьмите их, подпишите число, фамилию.

— В листах есть задания, так же поля для выставления баллов за выполнения задания.

Ответственные в группах ведут контроль за вашей оценкой.

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

— Запишите тему урока в рабочих листах.

— Сегодня на уроке мы:

1) выявим закономерность в распространении почв в нашей стране;

2) научимся характеризовать основные типы почв;

3) узнаем об их хозяйственном использовании;

4) познакомимся с почвенной картой России;

5) закрепим известные уже понятия по теме;

6) вы будете работать в группах и индивидуально давать оценку.

— За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

1. Что такое почва?

2. По каким признакам различаются плодородные и неплодородные почвы?

3. Что такое перегной или гумус?

4. От чего зависит плодородие почв?

5. Какие мероприятия проводят для увеличения плодородия почв?

6. Механический состав почвы — …

(соотношение различ. По размеру минер. Частиц (песка и глины))

(русский ученый почвовед, основатель науки почвоведения, утверждал, что почва отражает взаимосвязь всех компонентов природы)

8. Основные факторы формирования почвы -…

— Проверка факторов почвообразования по схеме.

— Подсчитайте полученное количество баллов.

IV – Изучение нового материала.

1. Закономерности размещения почв России.

— Более 100 лет назад установил, что размещение основных типов почв на поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшая причина этого – широтное изменение климата.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и преобладанием равнинного рельефа.

В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине (высотная поясность)

— Почвы России разнообразны. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг, подчиняясь закону зональности. Выявим взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

— Посмотрим на экран.

— Сделаем вывод: с изменением климата с севера на юг изменяется растительность, изменяются почвы, т. е. подчиняются закону зональности.

2. Знакомство с почвенной картой.

Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты.

— Откройте атласы стр. 18-19. Перед вами карта почвы России.

— В условных обозначениях мы увидим, что цветом показаны типы почв различных природных зон.

— Проследим смену почв на европейской части страны с севера на юг.

1. Острова Северного Ледовитого океана занимают арктические почвы (1а)

2. Побережье Северного Ледовитого океана – тундровые почвы (1б)

3. Южнее мы увидим подзолистые почвы (цифра 4)

4. Двигаемся на юг в зоне смешанного леса в более теплых условиях с достаточным количеством осадков формируются дерново-подзолистые почвы (5)

5. В зоне широколиственных лесов формируются серые лесные почвы (7)

6. Южнее Серых лесных почв можно наблюдать черноземы лесостепей и черноземы степей (это по цифрой 8,9)

7. На юге европейской части страны в условиях крайне сухого и теплого климата формируются почвы каштановые сухих степей и бурые полупустынные (12,13)

— Мы увидели, что при движении с севера на юг изменяются почвы – это зональные типы почв.

— Под влиянием местных природных условий могут формироваться азональные типы почв, например, в долинах рек, днищах балок, в горах.

Луговые почвы, пойменные, болотные, горные, вулканические.

3. Основные типы почв.

— А теперь наша задача дать краткую характеристику основных типов почв, рассмотреть хозяйственное использование. Работаем с текстом учебника стр. 120-124 и картой в учебнике стр. 122-123

— Эту работу вы проводите в своих группах. Результаты записываем в таблицу, рядом есть поля для выставления баллов.

— Ответственные в группах выставляют баллы своим одногруппникам. За выполненное правильно задание 1 балл.

Читайте также:  Составы почвы для комнатных растений

1) Первое задание тренировочное выполним вместе.

— Найти в учебнике, в какой природной зоне формируются – арктические пустыни.

— Мало тепла, мало растительности, «пятнами» — условия формирования гумусовый горизонт не толще 1 см не имеют хозяйственного значения.

2) Распределим задания по группам.

1 группа Бабичевой – Тундровые глеевые почвы

2 группа Тимофеев – Подзолистые почвы

3 группа Толмачев – Серые лесные почвы.

4 группа Ясиновской – Черноземы

3) Проверка выполнения задания. Выставление баллов.

— Дополнения учителя, учащихся из текста с экрана.

— В 1900 г. В. В Докучаев говорил: «Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном богатстве России, стоящим неизмеримо выше богатств Урала, Кавказа, Сибири, все это ничто в сравнении с ним… Дороже золота наш русский чернозем. Он был, есть и будет кормильцем России. Чернозем – наше национальное богатство. В Белгородской области – черноземные почвы, мы гордимся этим.

К сожалению именно зона степи и черноземы испытывают наибольшую антропогенную нагрузку т. к. здесь сосредоточена основная зона земледелия, черноземы полностью распаханы.

4) — Какая почва вами еще не охарактеризована.

— Послушайте и запишите характеристику этой почвы.

В зоне полупустынь распространены бурые полупустынные почвы. Они образуются в условиях крайне сухого климата и разреженного растительного покрова. Незначительное количество перегноя до 1 %, почвы малоплодородные. Засоление почв связано с засушливостью климата. Эти почвы не способствуют росту растен, но при орошении они превращаются в культурно – поливные плодородные почвы, которые дают высокий урожай винограда, садовых культур. Почвы используются также как пастбище для овец.

5) — давайте вспомним и о зональных почвах: мировые, болотные пойменные, горные, и вулканические.

V. Закрепление изученного материала.

1) Чтобы закрепить полученные знания и проверить их проведем цифровой диктант.

На ваших листах напечатаны названия почв, прослушайте характеристику почвы и определите к какой почве она подходит, соответственно поставьте номер характеристики рядом с названием.

1. Содержит до 1 % перегноя, малоплодородная, распространена на юге нашей страны.

2. Образуется под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой.

3. Формируется под широколиственными и смешанными лесами.

4. Содержание гумуса достигает 9 %.

5. Характерна карликовость почвенного профиля.

6. Образуется в крайне сухом климате.

7. Содержание гумуса достигает 15 %.

8. Почвенный профиль состоит только из двух горизонтов: перегнойного и глеевого.

9. Почвы полупустынь и пустынь.

10. Характерна заболоченность.

11. Протянулись вдоль арктического побережья России.

12.Почвы лесостепей и степей.

13. При орошении дают высокие урожаи винограда, садовых культур.

14. Формируются под широколиственными лесами Европейской части России.

2) Проверка. За каждый правильный ответ 1 бал.

Бурые полупустынные: 1, 6, 9, 13

Серые лесные: 3, 4, 14

Тундровые глеевые: 5, 8, 10, 11

Черноземы: 2, 7, 12

— Количество баллов так – 14 б.

— Посчитайте набранное количество баллов

3) Дополнительный вопрос:

— Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? (Территория вытянута с севера на юг, преобладает равнинный рельеф)

VI. Обобщение. – Сегодня мы узнали…

— закономерности распространения почв на территории России;

— основные типы почв и их свойства;

— хозяйственное использование почв;

— познакомились с почвенной картой;

— размещение почв подчиняется закону широтной зональности.

Какие выводы сделали после изучения темы?

Почвы России так же разнообразны, как разнообразна и вся природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.

Если набранное количество баллов:

— Посчитайте набранное количество баллов. Поставьте себе оценку.

— Есть возможность улучшить оценку ответить на дополнительные вопросы.

VIII. Рефлексивно – оценочный этап:

Плохо Отлично

— Определите свое настроение после поделанной на уроке работы.

IX. Д/з § 19, вопросы стр. 125 работать с картой почвы России

— Спасибо за урок!

— Желаем успеха!

Источник

Adblock
detector