Общая классификация удобрений
Питательную ценность удобрений условились выражать через массовую долю в них азота N, оксида фосфора (V) Р205 или оксида калия К20.
Массовую долю азота в удобрении рассчитывают так же, как и массовую долю элемента в каком-либо соединении с известной молекулярной формулой. Например, для определения массовой доли азота в азотном удобрении — натриевой селитре NaN03 находят сначала относительную молекулярную массу NaN03:
Mr(NaN03) = 23 + 14 + 48 = 85.
Далее относительную атомную массу азота Ar(N) = 14 делят на относительную молекулярную массу соединения и результат выражают в процентах.
При определении массовой доли Р205 и К20 в удобрении нужно учитывать, что самих соединений, отвечающих этим формулам, в удобрениях нет, поэтому расчет носит условный характер. Например, массовую долю Р205 в двойном суперфосфате Са(Н2Р04)2 рассчитывают следующим образом:
1) находят относительную молекулярную массу дигидрофосфата кальция
Мг[Са(Н2Р04)2] = 40 + 4 + 62 + 128 = 234
и относительную молекулярную массу оксида фосфора
(V) Мг(Р205) = 62 + 80 = 142;
2) зная относительную молекулярную массу оксида фосфора (V) и учитывая, что в молекулах обоих сравниваемых веществ содержится одинаковое число атомов фосфора (по два атома), делят второе число на первое, результат выражают в процентах. Итак,
u>(P205) = HI = 0,607, или 60,7% .
Рассмотрим теперь, как определяют в удобрениях массовую долю К20. Пусть требуется найти массовую долю К20, отвечающую чистому хлориду калия КС1. Для этого поступают следующим образом:
1) вычисляют относительную молекулярную массу хлорида калия
МДКС1) = 39 + 35,5 = 74,5
и относительную молекулярную массу оксида калия
Мг(К20) = 78 + 16 = 94;
2) зная относительную молекулярную массу оксида калия и учитывая, что в молекуле хлорида калия один атом калия, а в молекуле оксида калия — два атома, делят относительную молекулярную массу оксида калия на удвоенную относительную молекулярную массу хлорида калия, результат выражают в процентах. Азотные, калийные и фосфорные удобрения.
Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах. Наиболее типичные азотные удобрения представлены в таблице 11.
Аммиачную селитру NH4N03 — довольно концентрированное азотное удобрение (34,5% азота) получают по реакции между аммиаком и азотной кислотой:
Выпускают это удобрение в мелкокристаллическом виде или в форме гранул. Относится к лучшим азотным удобрениям и пригодна к применению на кислых и щелочных почвах. Дальнейшее совершенствование технологии производства аммиачной селитры должно идти в направлении улучшения ее физических свойств: чтобы селитра не слеживалась, важно повысить прочность гранул, которая позволяла бы смешивать аммиачную селитру механизированным способом с другими удобрениями.
Мочевина также является эффективной формой азотных удобрений. Она имеет высокое содержание азота (46%) и меньше слеживается по сравнению с аммиачной селитрой.
Жидкий аммиак — это высококонцентрированное удобрение (82% азота). В сельском хозяйстве, используют не посредственно жидкий аммиак, а также аммиакаты, получаемые при растворении в нем аммиачной селитры или смеси аммиачной и кальциевой селитры.
Названия и химический состав калийных удобрений представлены в таблице 1. Основным сырьем для их производства служит минерал сильвинит КС1 • NaCl, богатейшие залежи которого располагаются в Соликамске. Здесь на глубине от 100 до 300 м залегают миллиарды тонн сильвинита.
Каким способом отделить хлорид калия от хлорида натрия? Растворимость хлорида натрия с понижением температуры почти не изменяется, а растворимость хлорида калия резко уменьшается. Поэтому при охлаждении до комнатной температуры насыщенного при 100 °С раствора сильвинита в воде значительная часть хлорида калия выпадает в осадок. Кристаллы отделяют фильтрованием, а раствор используют для растворения следующей порции сильвинита. Этот способ осуществляют в промышленности.
Фосфорные удобрения (табл. 2) получают при переработке руд, содержащих фосфор (фосфориты и апатиты), из костей животных в небольшом количестве и отходов металлургического производства (шлаки).
Простой суперфосфат Са(Н2Р04)2 + 2CaS04 получают при взаимодействии фосфоритной или апатитовой муки с серной кислотой по уравнению:
Простой суперфосфат применяют для питания всех культур. К недостаткам его относится наличие гипса CaS04, который является балластом и тем самым удорожает транспортировку удобрения от завода до поля. Поэтому особое значение он имеет для культур, нуждающихся, кроме фосфора, в гипсе (клевер и другие бобовые). Лучшей формой его применения является гранулированный простой суперфосфат.
Новое
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. >>>
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.>>>
Источник
Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов.
Цель: научиться определять дозы внесения минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов.
Оборудование: коллекция минеральных удобрений, плакаты и таблицы, иллюстрирующие влияние основных питательных элементов на рост и развитие растений.
Ход работы:
1. Определение питательной ценности основных азотных, калийных и фосфорных удобрений.
Питательную ценность удобрений условились выражать через массовую долю в них азота (азотные удобрения), оксида фосфора (5) или оксида калия. Для определения массовой доли питательного вещества в удобрении используют формулу для определения массовой доли компонента смеси:
Результат расчёта можно выражать в долях от единицы или в процентах.
а) Рассчитайте массовые доли азота в следующих удобрениях: NaNO3, NH4NO3. Какие из них наиболее концентрированные? Какова преимущества концентрированных удобрений?
б) Рассчитайте содержание питательных элементов в удобрениях, состав которых выражен формулами: KNO3, K3PO4, (NH4)2HPO4. Дайте химические названия предложенных удобрений.
2. Определение по формуле принадлежность удобрения к комплексным.
Обучающиеся получают карточки с химическими формулами удобрений, определяют наличие в них питательных веществ, используя схему классификации удобрений, делают вывод о принадлежности того или иного удобрения к комплексным.
а) Все ли удобрения можно смешивать друг с другом? Можно ли смешивать аммиачную селитру с известью? Ответ обоснуйте.
б) Д.И.Менделеев в 1867 г. писал: «Я восстаю против тех, кто печатно и устно проповедует, что всё дело в удобрении, что, хорошо удабривая, можно и кое-как пахать». Объясните эту позицию великого химика. Какое значение имеет применение удобрений в комплексе с другими приёмами агротехники?
Отчёт по практической работе:
3. Ход работы (решённые задания из пунктов 1 и 2).
4. Вывод по работе (что научились делать, к каким результатам пришли).
Приложение 3
Программа объединения дополнительного образования
«Кружок химиков-экспериментаторов»(68 часов)
Эксперимент – искусство вопрошать природу.
Не развлекать школьника…, а, опираясь на его
потребности, воспитывать, развивать и
совершенствовать его личность.
Программа кружка рассчитана на разновозрастной состав участников (обучающиеся 8-10 классов).
· углубление знаний по предмету, развитие и совершенствование навыков химического эксперимента, навыков правильного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
· формирование общих умений, навыков и основных способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
· воспитание аккуратности при работе с химическими веществами, как необходимое условие формирования адекватного отношения к окружающей среде и месту человека в ней.
Программа составлена на комплексной межпредметной основе и включает следующие основные части: а) теоретическую – знакомство с химическими веществами, способами их получения, б) практическую – включающую демонстрационные опыты, производимые учителем или обучающимися под его руководством, лабораторные опыты, производимые обучающимися с использованием инструктивных карт. Содержание эксперимента отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 68 часов. Схема проведения занятий может иметь произвольный характер: 2 занятия в неделю по 1 учебному часу или 1 занятие по 2 учебных часа. Занятия проводятся в свободное от учебной деятельности время, определённое расписанием кружковых занятий. Форма проведения занятий разнообразна: эвристические беседы, практические работы. Формы контроля: практическая работа, сообщения, итоговый отчет по технике проведения эксперимента, проведение Недели химии. Обучающимся предлагаются самостоятельные творческие работы, темы которых оговариваются заранее, определяется порядок работы над ними и форма предоставления итогов работы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
После освоения образовательной программы обучающиеся должны знать – понятия: химическое вещество, эксперимент, методика проведения; правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
должны уметь – 1) владеть навыками проведения химического эксперимента; 2) оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим во время проведения химического эксперимента; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и проводить её обработку;
Теоретические и практические работы доступны для обучающихся 8-10 классов. Программа адаптирована к условиям массовой школы, усвоение её теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.
Содержание.
Введение (6 ч.). Правила работы в химическом кабинете. Знакомство с лабораторной техникой. Приёмы работы в химической лаборатории. Экстремальные ситуации. Приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при проведении химического эксперимента.
Демонстрации: 1. Извержение «вулкана». 2. Вспышка глицерина. 3. Фейерверк на столе. 4. «Звёздный дождь».
Тема 1. Лабораторные способы получения неорганических веществ (14 ч.)
Получение кислорода разложением сложных веществ. Взаимодействие кислорода с простыми веществами. Значение кислорода для жизнедеятельности живых организмов.
Способы получения водорода. Устройство аппарата Кипа. Горение водорода.
Способы получения оксида углерода (4). Состав воздуха. Значение углекислого газа в природе и жизни человека.
Способы получения нерастворимых солей, кислот и оснований.
Демонстрации: 5.Получение кислорода разложением пероксида водорода.
6. Порядок сборки и заполнения аппарата Кипа. 7. Наполнение водородом мыльных пузырей. 8. Получение углекислого газа в аппарате Киппа.
Лабораторные опыты: 1. Получение кислорода разложением перманганата калия. 2. Горение серы в кислороде. 3. Горение фосфора в кислороде. 4. Горение натрия в кислороде. 5. Горение железа в кислороде. 6. Получение водорода в пробирке. 7. Испытание водорода на чистоту. 8. Получение углекислого газа в пробирке. 9. Доказательство наличия углекислого газа в воздухе. 10. Получение гидроксида меди (2). 11. Получение кремниевой кислоты. 12. Получение хлорида бария.
Тема 2. Опыты с растворами и кристаллами (6 ч.).
Растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Приготовление истинных растворов. Коллоидные растворы. Свойства коллоидных растворов. Понятие о кристаллогидратах. Насыщенный и перенасыщенный раствор. Способы получения кристаллогидратов.
Демонстрации: 9. Получение коллоидного раствора гидролизом солей. 10. «Зимний пейзаж».
Лабораторные опыты: 13. Растворение твёрдых веществ в воде. 14. Изменение растворимости при разных температурах. 15. Приготовление раствора с заданной массовой долей. 16. Получение коллоидного раствора реакцией обмена. 17. Коагуляция коллоидных растворов. 18. «Весенний пейзаж».
Тема 3. Химия взрывов и вспышек (2 ч).
Окислительные свойства некоторых неорганических веществ.
Демонстрации: 11. Окисление угля и серы. 12. Окисление скипидара.
Лабораторные опыты: 19. Окислительные свойства перманганата калия.
Тема 4. Основы химического анализа (6 ч).
Понятие о качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты: 20. Качественная реакция на сульфат-ион.
21. Качественная реакция на ион аммония. 22. Качественная реакция на карбонаты. 23. Качественная реакция на ионы железа. 24. Качественная реакция на металлы. 25. Качественная реакция на хлорид-ион.
Тема 5. Свойства органических соединений (10 ч).
Состав органических веществ. Предельные и непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды. Спирты и фенолы. Карбоновые кислоты. Углеводы. Белки. Применение органических соединений.
Демонстрации: 13.Коллекция органических веществ. 14. Качественная реакция на глюкозу. Реакция серебряного зеркала. 15. Биуретовая реакция. 16. Ксантопротеиновая реакция.
Лабораторные опыты: 26. Определение качественного состава органических веществ. 27. Получение этилена. 28. Свойства бензола. 29. Взаимодействие этанола с натрием. 30. Свойства глицерина. 31. Качественная реакция на глюкозу. Реакция с гидроксидом меди. 32. Гидролиз сахарозы. 33. Денатурация белков. 34. Обнаружение белков в продуктах питания.
Тема 6. Полимеры (4 ч).
Понятие о полимерах. Строение и свойства полимеров. Использование полимерных материалов в жизнедеятельности человека.
Демонстрации: 17. Коллекция пластмасс и волокон.
Лабораторные опыты: 35. Термопластичность полимеров. 36. Горение полимеров. 37. Горение волокон.
Тема 7. Химия чудес (6 ч).
Огонь с неба. Обновление икон и куполов. Кровоточащие кресты и иконы. Святая вода.
Демонстрации: 18. Превращение воды в кровь. 19. Чёрная змея. 20. Превращение воды в вино. 21. Превращение воды в молоко.
Лабораторные опыты: 38. Кувшин алхимика.
Тема 8. Решение экспериментальных задач (20 ч).
Задача 1. Получение питьевой соды.
Задача 2. Получение оксида меди (1).
Задача 3. Получение мыла.
Задача 4. Определение одного вещества.
Задача 5. Определение состава смеси двух веществ.
Задача 6. Определение ионов металлов побочных подгрупп.
Задача 7. Определение анионов, образованных неметаллами 6 и 7 групп.
Задача 8. Определение анионов, образованных неметаллами 4 и 5 групп.
Задача 9. Определение веществ без использования дополнительных реактивов.
Задача 10. Определение неорганических и органических веществ.
1. Байкова В.М. Химия после уроков.- Петрозаводск: Карелия, 1974, — 175 с.
2. Баталин А.Х., Олифсон Л.Е. Юным химикам.- Челябинск: Южно-Ур. книжное изд-во, 1970,-236 с.
3. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976,-191 с.
4. Дорофеев А.И., Федотова М.И. Практикум по неорганической химии: Учебное пособие для техникумов.- Л.: Химия, 1990, — 240 с.
5. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. / Учебное пособие. 8-11 классы.- М.: Аквариум, 1997,- 256 с.
6. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1989,-224 с.
Источник