Экологические основы природопользования
Проблемы окружающей среды через призму вызовов национальной безопасности. Глобальные проблемы экологии и соответствующие аграрные последствия. Загрязнители воды и способы ликвидации последствий загрязнения. Международные организации в охране природы.
Рубрика | Экология и охрана природы |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.02.2014 |
Размер файла | 77,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Правление отчитывается за свою работу перед Советом. В свою очередь Правление избирает Председателя Правления и назначает Исполнительного Директора, ответственного за каждодневную работу Гринпис Интернэшнл. Исполнительный директор дает отчет о своей работе Правлению. Правление отвечает за финансовые дела организации, за выполнение решений Правления и принятие долгосрочной политики Гринпис.
Национальные офисы существуют в 27 странах мира, одним из них является Гринпис России, который существует с 1992г. Цели — защита окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.
Основные направления работ (кампании):
Сегодня, благодаря помощи наших сторонников, ГРИНПИС России ведет борьбу на четырех «фронтах»:
Ш Лесная кампания — за сохранение «легких планеты» — русского леса.
Ш Антиядерная кампания — против радиационного заражения окружающей среды — этого кошмара России.
Токсическая кампания — против химического загрязнения, ежедневно и ежечасно убивающего нас и наших детей.
Байкальская кампания — за сохранение первозданной чистоты озера Байкал.
Широкую известность получила Красная книга, созданная комиссией охраны редких и исчезающих видов животных и растений, содержащие сведения о состоянии популяций, находящихся под угрозой исчезновения видов, а также рекомендации по их восстановлению. Зеленая книга, составленная также этим союзом, включает много ценной информации о редких и уникальных ландшафтах. МСОП выпускает справочники о национальных парках, резерватах и заповедниках во всем мире. Постоянное внимание эта организация уделяет разработке экологических принципов долгосрочных прогнозов воздействия на биосферу при осуществлении крупных проектов преобразования природы.
Итак, подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет. Не нужно быть большим специалистом в области экологии, чтобы предсказать ситуацию, которая будет в ближайшем будущем, еще, образно говоря, вчера никто бы не задумался над проблемой питьевой воды, а уже сегодня она стоит пока еще не остро, но занимает одно из первых мест в проблемах экологии. Значит, завтра мы будем стоять перед проблемой, каким воздухом нам дышать. Конечно, можно на все махнуть рукой, сказав, что на мой век хватит, но мы забываем, что у нас будут дети и внуки.
Но, в любом случае, какими бы желаниями мы не были одержимы, нужно с благодарностью относиться к истокам, с которых и началась цивилизация, и люди в «лице» международных организаций по охране окружающей среды должны со своей стороны привлекать в свои ряды все больше и больше единомышленников — других стран, которые перерастут в одно единогласное движение, направленное на спасение всего живого на земле.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в течение прошедших десятилетий, несомненно, прогрессировало. Оно расширилось, охватив все страны и народы, стало более глубоко связанным с всесторонним развитием общества. Возросла научная обоснованность природоохранительной деятельности правительств и международных организаций. Сотрудничество выросло в организационном отношения. Природоохранительное сотрудничество стало неотъемлемым элементом жизни международного сообщества на современном этапе.
6.5 Экологические права граждан и правовые гарантии
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.
Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:
* судебная защита прав и свобод;
* право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
* право на получение квалифицированной юридической помощи;
* право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
* право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).
Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:
а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.
1. Сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения.
2. Совокупность естественных условий существования человеческого общества.
3. Факторы влияния человека на окружающую среду.
4. Критическое состояние окружающей среды.
5. Фактор, наиболее благоприятный для организма.
Источник
«Экологическое воспитание учащихся на уроках математики с использованием регионального компонента» (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
- целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы сформировать собственное суждение по решаемой проблеме; понимать важность решения задач экологии; прочувствовать бережное отношение к природе.
Тема «Пропорции. Защита почвы от радиоактивного загрязнения»
Радиоактивные цезий и стронций долго могут оставаться источником радиоактивного излучения (до 30 лет). Большая часть стронция остается в верхнем слое почвы (до 5 см), а в песках он проникает на глубину до 30—40 см.
Чтобы очистить почву от радиоактивного заражения стронцием, можно провести известкование почвы, что приведет к уменьшению его концентрации. Для уменьшения концентрации цезия нужно вносить в почву калийные и фосфорные удобрения.
Очень хорошим средством, снижающим радиоактивность растений, являются навозно-лигниновые компосты и нейтрализованный лигнин. Активность такого компоста проявляется на второй-третий год после его внесения.
Рассчитайте количество калийных и фосфорных удобрений, которое необходимо внести в почву для уменьшения концентрации в ней радиоактивного цезия.
Норма внесения на 100 м2 — 2,5 кг двойного суперфосфата и 3,5 кг хлористого или сернокислого калия.
Выполнить расчеты для 2, 5 и 10 га.
Пример выполнения задания
Рассмотрим решение задач для площади 2 га.
если на 100 м2 требуется 2,5 кг удобрения,
то на 20000 м2 (2 га) — х кг. Следовательно,
Ответ: Для уменьшения концентрации радиоактивного цезия на площади 2 га требуется внести в почву 500 кг двойного суперфосфата.
Рассчитайте необходимое количество навозно-лигнинового компоста для снижения радиоактивности растений, исходя из нормы внесения компоста под пропашные культуры – 70 т/га.
Расчеты выполнить для 3, 7, 15 соток.
Пример выполнения задания
Рассчитаем необходимое количество навозно-лигнинового компоста для 3 соток.
если на 1 га (100 соток) идет 70 т (70 000 кг) компоста,
то для 3 соток — х т.
Ответ: Для снижения радиоактивности растений на 3 сотках требуется внести в почву 2,1 т навозно-лигнинового компоста.
Тема «Десятичные дроби. Утилизация удобрений»
Известно, что при содержании животных на фермах или на скотном дворе при сельском доме скапливается большое количество удобрений, которые необходимы для выращивания садовых и овощных культур.
На больших фермах его оказывается слишком много, и, беспорядочно сваленный или в избытке вывезенный на поля, он в большом количестве смывается в реки и водоемы.
Смывы несут в водоемы возбудителей болезней (туберкулеза, бруцеллеза, стригущего лишая, яйца паразитирующих червей и др.), а также органические вещества, которые нарушают естественный режим жизни водных растений и животных.
Поэтому при правильном ведении хозяйства обязательно строят специальные хранилища, рационально ограничивают поголовье скота и вносят удобрения строго по норме и в определенные сроки.
Рассчитайте площадь хранилищ при различном количестве разного скота в разных хозяйствах. Вообразите себя хозяином, выберите вид хозяйства, и при вычислении используйте нормативы, указанные в таблице.
Источник
Фонд оценочных средств по Экологическому праву для СПО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Частное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Башкирский экономико-юридический колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
«Основы экологического права»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовый уровень программы учебной дисциплины «Основы экологического права».
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждения «Башкирский экономико-юридический колледж»
Разработчик: Аймшеева Л.В, преподаватель БЭК
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ /______________/
Одобрено методическим советом
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
1. СОДЕРЖАНИЕ
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины…………………35
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Основы экологического права» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовый уровень следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
толковать и применять нормы экологического права ;
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям;
применять правовые нормы для решения практических ситуаций;
понятие и источники экологического права;
экологические права и обязанности граждан;
право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
правовой механизм охраны окружающей среды;
виды экологических правонарушений и ответственность за них
Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК)
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
– ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
– ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
– ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
– ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
– ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
– ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
– ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
профессиональных компетенций (ПК):
– ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Формой аттестации по учебной дисциплине является Дифференцированный зачет
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
толковать и применять нормы экологического права
Фронтальный опрос, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям
Практическое занятие, составление логических схем, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
применять правовые нормы для решения практических ситуаций
ОК2, ОК 4, ОК8, ОК9
Практическое занятие, письменная внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
понятие и источники экологического права
Составление логических схем, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
экологические права и обязанности граждан
ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9; ОК11
Практическое занятие, составление логических схем, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
право собственности на природные ресурсы, право природопользования
Практическое занятие, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
правовой механизм охраны окружающей среды
ОК 4, ОК 9, ОК 10
Практическое занятие, тестирование, индивидуальное задания, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
-виды экологических правонарушений
ОК 5, ОК 6, ОК 9, ОК 10, ОК 12
Практическое занятие, индивидуальное задания, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
2.2. Требования к портфолио
1. Общее положение .
В Федеральной программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность.
В этой связи значительной становится оценочная функция преподавателя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающих этим требованиям, является портфолио.
2. Цели создания портфолио.
Поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся;
Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
Формировать умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
3.Принципы создания портфолио.
Целесообразность создания портфолио выпускника обусловлена следующим: портфолио содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе обучения, а также практике, проектно-исследовательской деятельности и т.д. Портфолио отражает результаты индивидуальной образовательной активности. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам государственной итоговой аттестации или каких-либо иных форм экзаменов, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации о выпускнике, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или не успеха в ситуации экзамена, тестирования. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат. Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках. Таким образом, портфолио, являюсь формой полного и разностороннего представления выпускника образовательного учреждения эксперту, может использоваться также потенциальными работодателями в качестве дополнительной информации при собеседовании. Портфолио также отвечает интересам выпускника, образовательного учреждения и работодателя и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу — одним из центральных документов, отражающих в себе сетевые формы получения образования.
4. Структура портфолио:
Характеристики с места практик
Отчеты о ранее достигнутых результатах
Дневники производственного обучения и производственной практики
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Основы экологического права » , направленные на формирование общих компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Проверяемые ОК, ПК, У, З
Проверяемые ОК, ПК,У, З
Проверяемые ОК, ПК, У, З
Тема 1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права.
Практическая работа №1
Практическая работа №2
ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9; ОК11
Практическая работа №3
ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9; ОК11
Тема 4. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования
Практическая работа №4
Контрольная работа №1
З 1, З2, З ОК 4, ОК 9
Тема 5. Управление в области охраны окружающей
среды. Экологическое нормирование и мониторинг
Практическая работа №5
ОК 4, ОК 9, ОК 10
Тема 6. Организационно-правовые формы экологического контроля и экологической экспертизы
Практическая работа №6
ОК 4, ОК 9, ОК 10
Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Практическая работа №7
ОК 5, ОК 6, ОК 9, ОК 10, ОК 12
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1-З5 и умений У1-У3 (текущий контроль)
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: устный опрос, практическая работа, тестирование, подготовка сообщений, рефератов, составление таблиц, самостоятельные работы.
1) Задания в тестовой форме
Экологическое право относится к числу:
а) самостоятельных отраслей российского права
в)институтов административного права
г) подотрасли конституционного права
2 . Предметом экологического права являются отношения по:
б) охране окружающей среды
в) использованию земельных участков различных категорий
г) взаимодействию общества и государства
3. Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
а) экологический контроль
б) экологическую экспертизу
в) правовой режим особо охраняемых природных территорий
г) охрану земель и недр
д)правовой режим лесопользования
4. Методы эколого-правового регулирования…
а) императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
б) формально-юридические методы
в) сравнительно-правовые методы
г) убеждение и принуждение
д) гипотеза, диспозиция, санкция
5. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов– это…
а) антропогенный объект
б) природно-антропогенный объект
в) природный ландшафт
г) искусственный ландшафт
6. Основным конституционным правом человека является право …
а) каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
б) граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
в) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
г) на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
7 . Эколого-правовые норма, определяющая права и обязанности участников экологического правоотношения, делятся на…
а) материальные нормы
б) процессуальные нормы
в) срочные нормы
8. Экологические правоотношения могут возникнуть между:
а) органом исполнительной власти и гражданином
б) гражданином и общественным объединением
в) политическими партиями
г) органом исполнительной власти и окружающей средой
д) предприятием и окружающей природной средой
9. Субъектом экологического права выступают:
а) государственные органы исполнительной власти
б) общественные объединения
г) чрезвычайная ситуация природного характера
д) земля, животный и растительный мир
10. Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права…
а) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
б) Конституция РФ
в) Гражданский кодекс РФ
г) Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
д) Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы
2) Практическая работа
Тема 2. Экологические правоотношения
Проведение анализа становления и развития правового регулирования экологических отношений исходя из содержания периодизации экологических отношений.
Тема 3. Экологические права граждан
Составление исковых заявлений (жалоб) о восстановлении нарушенных экологических прав граждан. Анализ нормативно-правовых актов.
Тема 4. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования
Решение ситуационных задач по определению видов права природопользования и форм собственности на природные ресурсы.
Задача № 1. На территории одного из районов были обнаружены значительные запасы нефти. Нефтепромысловое предприятие обратилось в областную администрацию с ходатайством о заключении договора на природопользование. После подписания договора на добычу нефти оно приступило к промышленной добычи нефти.
Областной комитет по охране природной среды и природных ресурсов указал на нарушение порядка подписания договора на природопользование и дал предписание об их устранении.
Какие нарушения порядка использования природных ресурсов были допущены?
Тема 5. Управление в области охраны окружающей среды. Экологическое нормирование и мониторинг
Решение ситуационных задач в области экологического управления. Анализ нормативно-правовых актов.
Задача 3 . Жители пос. Горный направили обращение в администрацию Саратовской области о получении информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения в связи с работой Объекта уничтожения химического оружия. Областная администрация отказала в предоставлении информации, ссылаясь на то, что она составляет государственную тайну.
Правомерны ли действия администрации?
Задача 1. Правительство Воронежской области утвердило Постановление, которым были определены лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Правомерны ли действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере лимитирования природных ресурсов?
Задача 2 . Жители г. Уварово Тамбовской области обратились в суд с иском к заводу по производству кислот о возмещении вреда их здоровью. Суд иск удовлетворил.
Какими нормативными актами руководствовался суд при удовлетворении иска?
Тема 6. Организационно-правовые формы экологического контроля и экологической экспертизы
Решение ситуационных задач в области экологического контроля. Определение оснований и условий проведения государственной экологической экспертизы.
Задание 1. Ученые полагают, что если не предпринять срочных мер по нормали зации экологической обстановки, то на Земле в результате деятельности человека к 2030 году исчезнет 20000 видов особей в год. Сколько видов будет исчезать каждый час?
Задание 2. Рассчитайте необходимое количество навозно-лигнинового компоста для снижения радиоактивности растений, исходя из нормы внесения компоста под пропашные культуры 70 т/га. Расчеты выполните для 15 соток.
Какие меры, по-вашему, необходимо еще предпринять?
Задание 3. Рассчитайте время ( t ), которое требуется для снятия слоя плодородной почвы ( V ) и перемещения ее в отвал при вскрытии месторождения железной руды. Площадь карьера ( S ) — 1000 м 2 . Толщина слоя плодородной почвы ( h ) — 20см. Почва вывозится самосвалом с объемом кузова ( V ) — 8 м 3 . На 1 рейс ( ti ) самосвал тратит: 15 мин.
На какие цели можно использовать данную почву ?
Задание 4 . Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 м 2 , в глинистых почвах — 225 особей, а в кислых почвах — 25 особей на 1 м 2
Какую роль играют черви и что нужно сделать, чтобы их количество увеличить в почве?
Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Составление протоколов об экологическом правонарушении. Решение ситуационных задач по определению ответственности за экологические правонарушения, по определению случаев возмещения вреда окружающей среде.
Цель занятия: приобрести навыки составления протокола об экологическом правонарушении
6. ПРОТОКОЛ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ. ФОРМА № 1
Приложение 1
к Методическим указаниям
по оценке и возмещению вреда, нанесенного
окружающей природной среде в результате
экологических правонарушений
Форма 1
(образец)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование территориального органа Госкомэкологии России)
_____________________________________________________________________
(индекс, адрес, телефон)
_____________________________________________________________________
(номер бланка)
ПРОТОКОЛ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
1. Дата и время составления Протокола «__»____________________ 19__ г.
__ час. __ мин.
2. Место составления Протокола: ______________________________________
______________________________________________________________________
3. Должностное лицо, составляющее Протокол: __________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________
(должность, номер служебного удостоверения, когда и кем выдано)
______________________________________________________________________
4. Лицо, совершившее экологическое правонарушение: ___________________
______________________________________________________________________
(предполагаемый или установленный, полное наименование,
______________________________________________________________________
имя, отчество, местонахождение; расчетный счет
______________________________________________________________________
и банк, адрес и МФО банка)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
вид собственности ____________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Представитель предприятия — нарушителя природоохранного
законодательства _____________________________________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________
(место жительства, паспорт)
6. Сведения о факте нарушения:
источник нарушения ___________________________________________________
______________________________________________________________________
(координаты, место, время и дата обнаружения
______________________________________________________________________
воздействия на окружающую среду)
______________________________________________________________________
(загрязнение, гибель рыбы, растительности и др. действительное
______________________________________________________________________
или предполагаемое воздействие и его последствия)
7. Особые обстоятельства, сопутствующие нарушению ____________________
______________________________________________________________________
(перечислить)
8. Статья нормативного правового акта, нарушение которой
констатируется при обследовании ______________________________________
______________________________________________________________________
(пункт, статья, абзац)
9. Применение инструментальных методов и средств:
9.1. Проведение фото-, кино- или видеосъемки (что именно, условия
съемки: время, расстояние, угол, фокусное расстояние, освещение,
примененная аппаратура, оператор и т.п.) _____________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.2. Отбор проб (номера актов отбора, общее количество проб) _________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.3. Фиксирование показаний приборов (наименование приборов, их
расположение, наличие клейма госповерителя, цена деления и т.п.):
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.4. Запись сведений из журналов и других документов, снятие копий
документов (указать сведения об отказе предъявить соответствующие
документы: кто и какие именно, мотивировка отказа): __________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.5. Результаты и способы получения технических и количественных
характеристик ________________________________________________________
______________________________________________________________________
(диаметр труб)
______________________________________________________________________
(число труб, измерение длины, размеров, толщины, скорости,
______________________________________________________________________
расхода и т.п.)
9.6. Примененные средства измерения и отбора: (наименование средства,
назначение, измеряемая величина, инвентарный номер): _________________
______________________________________________________________________
(перечисление)
10. Объяснение представителя предприятия — источника загрязнения:
______________________________________________________________________
(запись со слов или отметить о взятии объяснения)
______________________________________________________________________
11. Лица, присутствовавшие при составлении Протокола и подтверждающие
правильность внесенных в него сведений: ______________________________
______________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
______________________________________________________________________
(паспортные данные или No. удостоверения личности, подпись)
12. Представитель предприятия — нарушителя: __________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
______________________________________________________________________
при составлении настоящего Протокола присутствовал и с процедурой
составления и действиями лица, составившего настоящей Протокол
______________________________________________________________________
(согласен, нет, согласен с оговорками)
и подтверждаю правильность сведений __________________________________
______________________________________________________________________
(не подтверждаю)
о чем свидетельствую собственноручной подписью _______________________
______________________________________________________________________
(подпись, дата, время)
13. Лица, присутствовавшие при составлении настоящего Протокола и
имеющие особое мнение, отличное от сведений в вышеприведенных пунктах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы, паспортные данные или
______________________________________________________________________
No. удостоверения личности, подпись)
______________________________________________________________________
(указывается, в чем состоит особое мнение или наличие
______________________________________________________________________
отдельного документа, содержащего особое мнение)
______________________________________________________________________
14. Лица, получившие экземпляры настоящего Протокола: ________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(номер экземпляра, фамилия, имя, отчество, должность, место
______________________________________________________________________
работы, подпись, дата, время)
15. Количество экземпляров Протокола: ________________________________
______________________________________________________________________
(прописью)
______________________________________________________________________
(номера бланков)
16. Совершил _________________________________________________________
______________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (п. 4)
Подпись
М.П.
Задача 1. Мастер транспортного цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинска Хромов, чтобы
избежать ответственности за простой цистерны с эмульсолом, являющимся разновидностью нефтепродуктов, дал указание рабочим слить 16 т эмульсола в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий пруд. В свою очередь, пруд через реку сообщается с рекой Волгой. Тем самым была загрязнена река Волга. По оценке экспертов , ущерб составил 22 млн. руб.
К какому виду ответственности может быть привлечен Хромов? Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?
Задача 2. Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохраной зоне. По факту правонарушения был составлен акт. Как выяснилось, о сбросах промышленного и бытового мусора (отходов) неустановленных местах знали директор фабрики Скляров и главный технолог Блохин. Подобные факты имели место и ранее.
Поясните, кто из названных лиц и к какой ответственности может быть привлечен связи с совершением данного правонарушения?
3) Самостоятельная работа
Тема 1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права
Роль права в оздоровлении окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов» — написание доклада
Методические рекомендации по написанию доклада
1. Общие положения
1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
2. Этапы работы над докладом
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
3.3. Составление списка использованных источников.
3.4. Обработка и систематизация информации.
3.5. Разработка плана доклада.
3.6. Написание доклада.
3.7. Публичное выступление с результатами исследования.
4. Структура доклада:
— оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
— введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
— основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
— заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
— список использованных источников.
5. Структура и содержание доклада
5.1. Введение — это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
5.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
6. Требования к оформлению доклада
6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
7. Критерии оценки доклада
Оценка » отлично» выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка » удовлетворительно» выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Тема 1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права
Составление логической схемы экологического законодательства, методов и принципов экологического права.
Методические рекомендации по составлению графологических структур (схем)
1. Просмотрите внимательно содержание учебного материала по учебнику, лекции.
2. Внимательно изучите материал, выписывая из него основные понятия.
3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями.
4. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними. Если удается найти обобщающие понятия, то в результате построения логической схемы, получится иерархическая структура (дерево). Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно- следственные связи и построить логические цепочки.
5. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз.
Требования к составлению логических схем
простота (минимальное количество схемных элементов и их связей)
целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.)
наглядность схемы (цветовое решение и т.д.)
«Особенности правового регулирования экологических правоотношений» — написание реферата
Критерии оценивания реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала
Методические рекомендации по написанию реферата.
1.Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность.
2.Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме.
3.Необходимая глубина исследования практических результатов работы.
4.Конкретность представления практических результатов работы.
5.Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.
Титульный лист является первым листом документа, единую форму которого устанавливает ГОСТ 2.105-79 (приложение №3). Титульный лист выполняется на листах формата А4 размером 210 Х 297мм. В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы. В правой части рекомендуется помещать фамилии, инициалы преподавателя и исполнителя, подпись и дату. Подпись и дату заполняют строчными буквами.
Размер полей: левое — 30мм, правое — 10мм, верхнее — 15мм, нижнее -20мм. При подготовке письменной работы с помощью принтера ПЭВМ следует учесть, что высота букв должна быть не менее 1,8мм, а каждая страница содержать 30 строк по 60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы между словами (1800 знаков).
Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице, включая список литературы и приложений. При этом на титульном листе и первой странице работы (оглавлении) номер страницы не ставится , но подразумевается. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу .
Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Текст работы набирается на компьютере, соблюдая правила (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным ( Times New Roman ) шрифтом;
заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным);
межстрочный интервал полуторный;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1-2 см.;
объем реферата 20-24 страницы.
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Наименования разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) прописными заглавными) буквами. Наименования подразделов записываются в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовки должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не должен быть последней строкой на странице
Тема 3.Экологические права граждан
«Способы защиты гражданских прав», «Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды» — написание доклада.
Тема 4. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования
Экологические ограничения права собственности на природные ресурсы» — написание реферата.
Тема 5. Управление в области охраны окружающей
среды. Экологическое нормирование и мониторинг
«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее сфера деятельности» — составление схемо-конспекта.
Методические рекомендации по составлению схемо-конспекта
Критерии оценки конспектов :
«отлично» ставится, если текст работы логически выстроен и точно изложен, ясен весь ход рассуждения. Имеются ответы на все поставленные вопросы, и они изложены научным языком, с применением терминологии, принятой в изучаемой дисциплине. Ответ на каждый вопрос заканчиваться выводом, сокращения слов в тексте отсутствуют. Оценка «хорошо» ставится, если тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки.
«Удовлетворительно» – если тема описана не полностью, собственная точка зрения на изучаемую проблему не достаточно аргументирована. Студент не всегда полно и обстоятельно отвечает на вопросы по изучаемой проблеме. Не представлены необходимые таблицы и схемы. Иначе, студент получает оценку «неудовлетворительно».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА:
1.Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к ёмкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Система и сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды» — написание доклада.
Тема 6. Организационно-правовые формы экологического контроля и экологической экспертизы
«Международные аспекты экологической экспертизы», «Прокурорский надзор за исполнением требований экологического законодательства» — составление схемо-конспекта.
Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
«Возмещение вреда, причиненного имуществу и здоровью граждан в результате нарушения экологического законодательства» — составление схемо-конспекта.
Тема 1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права.
Что означают понятия «экология», «экологическое право»?
Охарактеризуйте основные концепции взаимодействия общества и природы.
Назовите основные экологические функции государства.
Дайте краткое определение предмета экологического права.
На каких принципах основано экологическое право?
Какие существуют методы экологического права?
Какова система экологического права?
Тема 2. Экологические правоотношения
Что является содержанием экологических правоотношений?
Тема 3. Экологические права граждан
1.Понятие экологических прав граждан
2. Гарантии реализации экологических прав граждан.
3. Защита экологических прав граждан.
Тема 5. Управление в области охраны окружающей среды. Экологическое нормирование и мониторинг.
3. Предельно допустимый уровень.
4.Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.
Тема 6. Организационно-правовые формы экологического контроля и экологической экспертизы
1. Задачи государственного экологического контроля?
2.Цель проведения экологического контроля?
3. Задачи экологической экспертизы?
Тема 4. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования
1. Назовите виды права природопользования и их отличительные черты.
2. Назовите отличительные черты объектов права природопользования.
3. Кто может быть субъектом права природопользования; соблюдение каких условий необходимо для обретения статуса субъекта права природопользования?
4. На каких основаниях может возникнуть право природопользования?
5. В каких случаях право природопользования может быть изменено?
Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
1.Что означают понятия экологические правонарушения и юридическая ответственность за них?
2. Назовите виды ответственности за экологические правонарушения.
3. Охарактеризуйте административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения.
4. Перечислите элементы состава экологического преступления и дайте их краткую характеристику.
5. Что такое экологический вред?
3.2.2. Типовые задания для оценки знаний (рубежный контроль)
1) Задания в тестовой форме
Сообщество всего живого и минеральных элементов;
Источник