Исследовательская работа «Химический состав почвы пришкольного участка и теплицы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Общая характеристика исследуемого объекта…………4
Отбор пробы почвы с пришкольного участка………….4
Физический анализ исследуемой почвы…………………5
Химический анализ исследуемой почвы…………………6
Актуальность. На территории нашей школы на протяжении многих лет действует пришкольный опытный участок и теплица. В рамках разработки плана развития пришкольного УОУ, мы решили провести физико-химический анализ почвы участка и теплицы для того, чтобы определить меры по улучшению качества и количества выращиваемой продукции.
Цели. Достижение видового разнообразия выращиваемой продукции и улучшение ее качества.
Исследование экологического состояния почвы участка и теплицы;
Разработка мероприятий по улучшению качества почвы;
Расширение опыта учебно-исследовательской деятельности;
Создание условий для экологического воспитания школьников.
Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойствам – плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.
Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Гумус придает почве агрономически благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.
Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва — одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия.
Для того чтобы понять, каким образом можно повысить урожайность почвы на нашем пришкольном участке, мы задались целью: в ходе исследования физико-химических свойств почвы установить причину ее низкой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.
Общая характеристика исследуемых объектов.
На территории школы находится пришкольный опытный участок. Он граничит со школьной спортивной площадкой. Небольшая его часть граничит с улицей. Вблизи от пришкольного участка нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных трасс, магазинов и других мест скопления людей и транспорта. На территории школы и в окрестностях нет источников поверхностных вод (родников, рек, болота и др.) и других естественных преград. Рядом с пришкольным участком располагается теплица. Большая часть территории школьного двора занята травяной растительностью. На опытном участке древесный ярус представлен плодовыми деревьями (яблонями) и кустарниками (черноплодная рябина и айва).
Учащимися школы регулярно осуществляется уборка территории от мусора. Бытовой и естественный мусор складируется в специально отведенном для этого месте (в дальнем конце школьного двора), затем по мере наполнения емкости вывозится на свалку.
2. Отбор пробы почвы с пришкольного участка.
Поскольку средняя проба, взятая для анализа, должна характеризовать все свойства исследуемой почвы, на подготовку образца к взятию этой пробы мы обратили особое внимание.
Из четырех различных мест опытного участка мы взяли приблизительно по 200 г почвы. Методом квадратирования отобрали опытный образец массой примерно 400 г. Обозначили его «образец 1». Около 300 г почвы оставили для проведения опытов по изучению физических свойств почвы. Остальное количество использовали для приготовления почвенной вытяжки. Таким же методом мы отобрали почву из теплицы. Обозначили его «образец 2».
Очищенные от инородных тел и включений образцы почвы высушили на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см. Затем взвесили 2 пустых чистых стакана на 200 мл. В стаканы поместили высушенные образцы почвы на 1 / 3 высоты и снова взвесили их, определив массу почвы ( m ) в граммах. Стаканы пронумеровали. К почве добавили дистиллированную воду в расчете 5 мл воды на 1 г почвы , приготовив тем самым водную вытяжку. Перемешали содержимое каждого стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки. Отфильтровали содержимое стаканов через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в конические колбы на 50 мл. Первые несколько миллилитров фильтрата удалили, т.к. они собирают загрязнения с фильтра. Получили водные вытяжки первого и второго образцов. Вытяжку почвы, которую использовали для определения засоленности почвы.
Физический анализ исследуемой почвы.
Для описания физических свойств мы исследовали почвенный профиль, механический и минеральный состав, структуру, влагоемкость, водопроницаемость и содержание воздуха в почвенных образцах.
Механический состав обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.
Под структурой почвы понимают строение ее агрегатных частиц, а под структурностью – способность почвы при ее рыхлении распадаться на отдельные комочки (агрегаты). В зависимости от величины комочков различают микро- и макроструктуру.
Под макроструктурой подразумевают почвенные агрегаты величиной от 0,25 до 10 мм. Комочки больше 10 мм характеризуют глыбистую структуру.
Для эффективного плодородия наибольшую ценность представляет зернистая и мелкокомковатая структура.
Опыт №1 «Определение механического и минерального состава почвы».
Взяли немного почвы образца №1, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании. Из чего мы сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая. И в ней не значительно преобладает глинозём. Тоже самое проделали с образцом №2.В теплице почва также легкая суглинистая.
Определение на ощупь
Скатывание влажной почвы
Проба на резание влажной почвы
Проба на плотность сухой почвы
Заметно ощущаются песчинки
Не скатывается в шарик
При резании ножом почва рассыпается
Ощущаются песчинки, немного мажется
Плохо скатывается в шарик
При резании ножом поверхность среза шероховатая
Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков
Мажется, песчинки едва прощупываются
Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые),
кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые)
Поверхность среза слегка шероховатая
Почва состоит из довольно плотных комочков
Мажется, песчинок незаметно
Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается
Поверхность среза блестящая
Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются.
Опыт №2 «Определение структуры почвы».
Взяли немного почвы из каждого образца, разложили их тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что почва двух образцов имеет структуру.
Опыт №3 «Определение водопроницаемости почвы»
Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили две стеклянные трубки длинной 20 см. Наполнили их почвой и поместили в цилиндры объемом 500 мл наполненных водой. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву — 19 мин 28с. в первом и 20 мин.47 с. во втором. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё. Мы сделали вывод, что почва имеет высокую водопроницаемость.
Опыт №4 «Определение содержания воздуха в почвенном образце».
Отобрали цилиндрические образцы почвы как в предыдущем опыте. Поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определили:
— 1минута 30секунд –время в течении которого выделялся воздух в первом образце
— величины пузырьков – крупные и средние;
— интенсивность выделения воздуха невысокая.
— 2 минуты-выделение воздуха во втором образце;
— пузырьки крупные и средние;
— невысокая интенсивность выделения.
Сделали вывод, что аэрация почвы не достаточно высокая.
По результатам физического анализа исследуемых образцов мы установили:
а)у почвы в теплице и на участке выраженная структурность, минеральный состав почвы, ее высокая водопроницаемость и средняя аэрация.
4. Химический анализ исследуемой почвы.
В качестве параметров для химического анализа использовались следующие: оценка кислотности почвы, оценка богатства почвы органическими веществами, определение засоленности почвы, определение присутствия тяжелых металлов.
Опыт №1 «Определение рН почвенной вытяжки».
Используя солевые почвенные вытяжки, определили рН pH -индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом в пробирки с вытяжкой образца №1 и образца №2
Оба теста показали, что рН исследуемой почвы колеблется в пределах 7-8. Из чего мы сделали вывод о том, что среда почвы на участке и в теплице слабощелочная.
Опыт №2 «Определение содержания гумуса в почве».
Содержание органических веществ в почве мы определили по методике:
— отобрав образцы почвы, мы взвесили их на весах. Массы образцов почвы по 6г. Поместили образецы в тигель с крышкой и прокалили их на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили тигли в эксикаторе, взвесили почвенные образцы после прокаливания:масса первого 4,780 г. Масса второго 4,350 г. Затем рассчитали процентное содержание органических веществ :
<( m 1- m 2)*100%>: m 1=(6000-4780):6000*100=20,3 на участке.
Из чего сделали вывод, что почва содержит небольшое количество органических веществ.
Опыт №3 «Изучение засоленности почвы».
На два штатива поместили пробирки с вытяжками почвы с участка и с теплицы.
А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой с участка добавили концентрированную соляную кислоту (68%). Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов. То же проделали с образцом почвы из теплицы.
Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором с участка добавили по каплям раствор соли бария. Видимых изменений не обнаружили. Раствор из теплицы слегка помутнел.
В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирки с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода. Видимых изменений не обнаружили.
Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирки с почвенными растворами добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.
Из проведенных опытов сделали вывод о присутствии следов сульфатов в почве теплицы. И отсутствии засоленности почвы опытного участка.
Опыт № 4 «Обнаружение тяжелых металлов в почве».
А) Обнаружение ионов свинца: в пробирки с почвенными растворами добавили 1 мл раствора йодида калия. Видимых изменений не обнаружили.
Б) Обнаружение ионов меди: в пробирки налили на 1/4 их высоты растворы почвы, прилили в них 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирок. Видимых изменений не обнаружили.
В) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенными растворами пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили в пробирке с почвенным раствором с участка. В пробирке с вытяжкой почвы из теплицы выпал небольшой красный осадок.Здесь присутствуют примеси солей железа.
Исходя из проделанных опытов, убедились, что исследуемые образцы почвы сильно не загрязнены тяжелыми металлами.
5. Результаты исследования.
Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:
-почва пришкольного участка уплотненная, содержит мало перегноя, слабощелочная, средняя засоленность. У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост, снижается урожайность.
Рекомендации по улучшению плодородия почвы .
Улучшение газообмена почвы. С этой целью применять глубокую вспашку на глубину 30- 35 см., своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 5 см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена.
Внесение органических и минеральных удобрений.
Мы предлагаем методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.
Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:
— под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,
— задерживает рост сорняков,
— предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,
— благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,
— мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью — не переохлаждается,
— мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,
— мульчипокров защищает почву от вымывания,
— мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.
Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.
Во-вторых, мы рекомендуем производить п осев сидеральных растений на пришкольном участке. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.
В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу.
Также мы предлагаем в теплице установить бочку с водным настоем из сорняков и навоза. Содержимое будет активно бродить, выделяя при этом углекислый газ. А он основной компонент фотосинтеза. Таким образом растения в теплице получат дополнительное листовое питание.
В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять на опытном участке севооборот — ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.
В-пятых, возможно организовать ф ерментацию пищевых отходов в домашних условиях. П ищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.
И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 — слабокислой или нейтральной реакции почвы.
Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ физических свойств и химического состава почвы на школьном учебно-опытном участке и в теплице. В результате мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться ,что ее результаты будут учтены и применены на практике.
А. Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001
Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007.
Источник