Меню

Районы выращивания сахарной свеклы подсолнечника льна долгунца

Районы выращивания сахарной свеклы подсолнечника льна долгунца

Подробное решение параграф 17 по географии для учащихся 9 класса, авторов Дронов В.П., Савельева Л.Е. 2017

Вопрос 1. Как влияет на размещение посевов культурных растений природная зональность?

На размещение растительности по территории влияют рельеф и состав поверхностных отложений, особенности почв, глубина залегания грунтовых вод, деятельность человека и другие факторы. Но решающее влияние оказывает климат, поэтому в растительном покрове равнин отчетливо прослеживается зональность, а в горах — высотная поясность, связанная со сменой климатических условий с высотой. Господствующие растительные сообщества основных природных зон являются зональными типами растительности. Представление о размещении растительности по территории нашей страны можно получить с помощью карты растительности.

МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос 1. Определите и охарактеризуйте агроклиматические ресурсы районов со значительными посевами льна — долгунца.

Лен долгунец дает волокно, которое используется для изготовления тканей. Для получения хорошего волокна нужен нежаркий и влажный климат. Поэтому лен выращивают на северо-западе европейской части России. Это растение относится к техническим культурам, используемые как сырье для отдельных отраслей промышленности. Лен можно выращивать в России повсеместно, где сумма активных температур за вегетацию набирается выше 1600 градусов и сумма осадков за год не меньше 400 мм.

Вопрос 2. Определите, в каких природных зонах выращивают сахарную свеклу и подсолнечник.

Подсолнечник является культурой, весьма требовательной к климатическим и почвенным условиям. Подсолнечнику идеально подходят засушливый теплый климат и черноземные почвы, такие природные условия имеются в наличии лишь в ограниченном числе регионов земного шара. Поэтому основными производителями подсолнечника в мире являются Украина, Россия и Аргентина Основными производителями подсолнечника в России являются три федеральных округа — Южный, Приволжский и Центральный. Наиболее благоприятны для выращивания подсолнечника климатические и почвенные условия в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области.

Основным и наиболее благоприятным районом свеклосеяния является центрально-черноземный район. Здесь сосредоточено 51% посевных площадей сахарной свёклы. Общая территория их 167,7 тыс. км2, она простирается с севера на юг на 500 км и с запада на восток на 600 км. Вся зона делится на лесостепную и степную подзоны. Наибольшую часть (83%) занимает лесостепь. Она охватывает Курскую, Липецкую, Тамбовскую, северо-западную часть Белгородской и северную часть Воронежской областей. Степная зона (17%) — юго-восток Белгородской и юг Воронежской области.

Вопрос 3. Определите, чем и почему различается размещение их посевов.

Подсолнечник более требователен к почве, и климату. Свекла растет в более прохладных условиях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Чем и почему различается география посевов яровой и озимой пшеницы?

Озимую пшеницу, как более зимостойкую по сравнению с яровой, высевают в более теплых южных и центральных районах страны.

Пшеницу подразделяют на типы по устойчивым природным признакам, характеризующим ее технологические, пищевые и товарные достоинства, которые, в свою очередь, делят на подтипы по цвету и стекловидности.

Вопрос 2. Какие технические культуры выращивают в схожих агроклиматических условиях?

В последние десятилетия особенно быстро возрастали площади под ячменем и увеличивался валовой сбор этой культуры, в результате чего сегодня он прочно занял второе место среди зерно­вых культур страны после пшеницы. Далее по суммарному сбору следуют овес и рожь. Все остальные зерновые культуры (кукуруза, просяные, гречиха, зернобобовые и рис) не играют существенной роли ни в посевных площадях, ни в общем урожае. Из технических культур большое народнохозяйственное значение имеют лен — долгунец и конопля. Их волокно используется в текстильной и пеньковой промышленности для выделки полотна, канатов и других изделий. Из семян этих растений вырабатывается льняное и конопляное масла, употребляемые в пищу, а также используемые в различных отраслях промышленного производства. Отходы переработки семян льна — долгунца и конопли идут на корм скоту. Технические культуры — волокнистые, масличные, сахароносные растения — обеспечивают производство сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности: текстильной, маслоэкстракционной, сахарной и др. Технические культуры занимают лишь 5% всей посевной площади (6 млн. га), но они более дорогие и их удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства гораздо выше зерновых в стране.

Читайте также:  Выращивание щавеля через рассаду

Вопрос 3. За счет чего будет расти производство продукции растениеводства в России?

Растениеводство России — основная отрасль сельского хозяйства страны. Общий объем произведенной продукции растениеводства во всех категориях хозяйств (коммерческом секторе, куда входят сельхозорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства и некоммерческом секторе — хозяйствах населения).

Устойчивое развитие растениеводства России осуществляется только за счет промышленного (коммерческого) сектора.

Доля растениеводства в общей стоимости продукции сельского хозяйства в 2015 году составила 52,3%, остальные 47,7% стоимости обеспечили отрасли животноводства.

Источник

Сельское хозяйство. Растениеводство России

Где выращивают технические культуры?

Технические культуры занимают лишь 6% всей посевной площади, но они более дорогие и их удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства гораздо выше. Продукция технических культур поступает в промышленную переработку.

Наиболее распространён подсолнечник, используемый для производства рас», тельного масла. Его посевы тяготеют к стенной и сухостепной зонам. Главные производители — регионы Северного Кавказа и Поволжья.

Сахарную свёклу выращивают в лесостепной и степной зонах. Около половины валового сбора приходится на Центрально-Чернозёмный район (где в конце XIX в. и возникли первые в России сахарные заводы), около 1/4 — на Северный Кавказ (в основном Краснодарский край). В меньших количествах возделывают сахарную свёклу в Башкортостане, Татарстане и Алтайском крае.

Лён-долгунец, «северный шёлк» — традиционная культура для лесной зоны России. Его посевы занимают около 60 тыс. га, а в 1940 г. составляли 1,5 млн га. Площади посевов стали резко снижаться с середины XX в. Главная причина этого — большая трудоёмкость производства, сокращение сельского населения в основных льносеющих районах (юг лесной зоны), а в 1990-е гг. — конкуренция с импортной продукцией. Посевы льна распространены от Псковской области па западе до Кировской на востоке, а также на юге Западной Сибири.

Картофель — один из наиболее употребляемых нами продуктов питания, а также важнейшая кормовая и техническая культура, из которой получают крахмал и спирт. Картофель выращивают повсеместно, но больше всего — в центральных районах европейской части страны.

Читайте также:  Компактные грядки своими руками

Теплолюбивые овощи, фрукты, бахчевые выращивают в южных районах Европейской России. Вокруг крупных городов созданы тепличные хозяйства.

ГЛАВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ — ПОДСОЛНЕЧНИК, САХАРНАЯ СВЁК ЛА, ВЫРАЩИВАЕМЫЕ В СТЕПЯХ И ЛЕСОСТЕПЯХ, И ЛЁН-ДОЛГУНЕЦ, ВОЗ ДЕЛЫВАЕМЫЙ НА ЮГЕ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.

1. Какие отрасли образуют сельское хозяйство?

2. Дайте определение сельскохозяйственных угодий.

3. Выберите верный ответ. Ведущей отраслью растениеводства России является производство: а) овощей: б) зерновых культур; в) технических культур.

4. Назовите сильные и слабые стороны зернового хозяйства России.

5. Назовите области, в которых основной зерновой культурой является пшеница: а) Белгородская; б) Воронежская; в) Вологодская; г) Мурманская.

6. Охарактеризуйте размещение технических культур на территории России.

7. Нанесите на контурную карту районы выращивания сахарной свёклы, подсолнечника, риса и сои.

8. Дайте характеристику отрасли растениеводства (по выбору) по плану; а) значение и место отрасли в структуре сельского хозяйства; б) требовательность выращиваемых культур к природным условиям; в) трудоёмкость производства; г) районы размещения; д) проблемы и перспективы развития отрасли.

9. Выясните особенности пригородного сельского хозяйства вашей местности.

10. Согласитесь ли вы с точкой зрения П. А. Столыпина, который считал, что России необходимы «не беспорядочная раздача земель, а признание неприкосновенности частной собственности и создание мелкой личной земельной собственности»? Своё мнение аргументируйте.

Источник

Растениеводство России

Презентация к уроку

Создание условий для формирования у обучающихся знаний отраслевой структуры и географии растениеводства Российской Федерации.

Задачи урока:

  • Познакомить со структурой отрасли.
  • Развивать навык работы с экономическими картами, статистическими материалами.
  • Формировать способность устанавливать соответствие между природными условиями и специализацией земледелия.
  • Оборудование

  • Карта “Растениеводство”
  • Раздаточный материал “Условия произрастания некоторых с/х культур”
  • Презентация
  • Атласы “Хозяйство. Районы России” для 9-го класса
  • Ход урока

    1. Актуализация.

    Учитель. На прошлом уроке мы начали изучать агропромышленный комплекс (АПК). Давайте вспомним, какова роль этого комплекса в хозяйстве страны? Какова структура АПК? ( Слайд 1)

    Основу АПК составляет сельское хозяйство. Оно состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство. (Слайд 2)

    ? Чем сельское хозяйство отличается от промышленного производства?

    Ученик. Зависимость сельского хозяйства от природных условий.

    Учитель. Каких именно?

    Ученик. Климатические условия (увлажненность территории, количества тепла) и тип почвы. То есть земельные ресурсы. (Слайд 3)

    2. Изучение нового материала.

    Растениеводство или земледелие делится на отдельные направления по виду выращиваемых сельскохозяйственных культур. Знакомство с видами по схеме (слайд 4).

    Зерновое хозяйство – основа растениеводства, поскольку обеспечивает население продуктами питания, а животноводство – ценными кормами. Из 132 млн. гектаров пахотных земель около половины, 55 млн. гектаров, заняты зерновыми и зернобобовыми культурами.

    3. Постановка проблемы.

    Мы, городские жители, являемся потребителями продукции агропромышленного комплекса, в первую очередь продуктов питания.

    Сегодня нам предстоит исполнить роль экспертов и установить, действительно ли продукты питания, поступающие в магазин, произведены из сельскохозяйственных культур и выращены в районе, который указывают производители. Ученики получают карточки с аннотацией от производителя (Приложение 1).

    Читайте также:  Норм внесения минеральных удобрения под картофель

    Используя текст учебника (§4), карты атласа “Зерновые культуры”, “Технические культуры”, дополнительные справочные материалы (Приложение 2) определите:

    1. Производитель разместил на этикетке истинную информацию?
    2. Какие природные условия требуются для выращивания данной культуры?
    3. Какие условия характерны для указанного района?
    4. Действительно ли указанная с/х культура могла быть выращена в названном районе?
    5. В каких районах России выращивают данную культуру?

    Задание выполняется в парах. По мере выполнения каждая пара обучающихся заполняет на доске свою графу в таблице (можно использовать интерактивную доску (Приложение 3). Одновременно данные заносят в свою таблицу.

    Таблица (заполненный вариант).

    Виды с/х культур

    Условия, наиболее благоприятные для выращивания

    Природно-географические районы выращивания

    Субъекты РФ, где производят культуру

    1.Пшеница озимая Мощный снежный покров, температуры холодного периода не ниже -20 0 С, черноземные, каштановые почвы степная зона: в Центрально-Черноземном районе, Поволжье (правый берег Волги), на Северном Кавказе Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах 2. Пшеница яровая Требовательна к теплу, почвенному плодородию, а в начальные периоды роста и к влаге Заволжские степи, Южный Урал, юг Западной Сибири. Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах 3.Рожь (озимая) не требовательна к почвам и теплу, переносит заморозки Юг лесной зоны, подзолистые почвы европ.части России Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах 4.Рис Теплолюбивая, длительный вегетационный период, влаголюбивая Юг Дальнего Востока, дельта р. Волга, пойма р. Кубань Краснодарский, Приморский края, Астраханская обл. 5.Кукуруза (на зерно) Теплолюбивая, плодородные почвы, длит.вегет.период, засухоустойчива Южная часть степной зоны Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область 6.Соя светолюбивая и требовательная к теплу, влаголюбивая юг Дальнего Востока Приморский край 7.Сахарная свекла Тепло– и влаголюбивая, черноземные почвы Западные и центральные районы лесостепной и отчасти степной зон Центральное Черноземье, Северный Кавказ Белгородская, Воронежская, Тамбовская обл. 8.Подсолнечник Экспорт! Теплолюбивая, требовательна к плодородию почв Степная и лесостепная зона Краснодарский, Алтайский края, Новосибирская, Саратовская, Самарская обл. 9.Лен-долгунец трудоемкость!! требует равномерного увлажнения, невысокие температуры (3—5°), а оптимальная температура основных фаз развития составляет 15—18°С Лесная зона Алтайский край, Новосибирская обл.

    Респ. Удмуртия

    1. Подведение итогов. Вывод: земледелие носит четко выраженный зональный характер.
    2. Домашнее задание: на контурной карте обозначить районы выращивания главных сельскохозяйственных культур.

    Для проверки знаний можно использовать тест.

    Тест

    1. К техническим культурам относится: а) пшеница; б) ячмень; в) сахарная свекла; г) картофель
    2. Посевы риса размещаются: а) на Кубани; б) в Нечерноземье; в) на Южном Урале; г) в Забайкалье
    3. Пшеницу, подсолнечник, овощи выращивают: а) на Урале; б) в Поволжье; в) в Нечерноземье; г) в Западной Сибири
    4. Бахчевые культуры, томаты, горчицу выращивают: а) на Кавказе; б) на Южном Урале; в) в Центральной России; г) в Поволжье
    5. Основная часть зерновых культур выращивается в зоне: а) тайги; б) широколиственных лесов; в) степей; г) смешанных лесов
    6. К трудоемким культурам относятся: а) лен, сахарная свекла; б) пшеница, рожь; в) кукуруза, овес; г) гречиха, просо
    7. Пшеницу, кукурузу, виноград выращивают: а) в Прикаспии; б) в Приазовье; в) на Северном Кавказе; г) в Черноземье.

    Источник

    Все про удобрения © 2023
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector