Меню

Разнообразие почв 4 класс окружающий мир учебник

Земля-кормилица

Какие бывают почвы

  • Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

Разрезы основных типов почв:
1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые почвы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране почвы — подзолистые. А самые плодородные — чернозёмные. Эти почвы особенно богаты перегноем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

  1. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.
  2. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.
  3. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление. Сравните его с образцом, приведённым на «Страничках для самопроверки» (8).

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250—300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защищают почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распространённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.

Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать.

Почва многого «боится», например ядохимикатов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Проверь себя

  1. Приведи примеры различных типов почв.
  2. Какая почва самая плодородная?
  3. Какие почвы в вашем крае?
  4. Почему нужно бережно относиться к почвам?
  5. Как нужно охранять почвы?
Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

На следующем уроке

Узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообщества по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

Читайте также:  Виды почв краснодарского края описание для детей

Источник

Земля-кормилица стр. 160 – 163

1. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке мы видим несколько основных видов почв нашей страны. В одних почвах больше перегноя, отмерших и перегнивших частей растений, в других перегноя меньше. Чем больше в почве перегноя, тем более плодородной она является.

По рисунку видно, что самой плодородной оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые почвы и серые лесные почвы.

2. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

Для Московской области характерны серые лесные почвы, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.

Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка почвы.

3. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.

Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.

Будем лепить модель почвы в виде параллелепипеда, квадратного столбика.

Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть почвы, растительность.

Ниже вылепим чёрный кусок почвы — перегной, плодородная часть почвы. Он должен занимать половину нашего столбика.

Ниже будет слой переходный, серого цвета.

А на самом низу столбика покажем жёлтый слой почвы, богатый песком.

4. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.

Пример выступления “Значение почвы для жизни на Земле” для 4 класса

Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по почве каждый день и даже не вспоминаем о том, что без этой почвы не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.

Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней почва.

Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери почву и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.

Проверь себя

1. Приведи примеры различных типов почв.

Есть тундровая почва, подзолистая почва, серая лесная почва, болотистая почва, луговая почва, чернозём.

2. Какая почва самая плодородная?

Самой плодородной почвой является чернозём.

3. Какие почвы в вашем крае?

В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые почвы.

4. Почему нужно бережно относиться к почвам?

Почва даёт жизнь растениям, ведь её основное свойство — плодородность. Если почву не беречь, то её могут смыть вода, раздуть ветер, её могут отравить ядохимикаты, и тогда почва потеряет свою плодородность. А значит на ней ничего не вырастет, а людям и животным нечего будет есть.

Читайте также:  Светильник для выращивания огурцов

5. Как нужно охранять почвы?

Для охраны почву нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать распашки почвы по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью почвы.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю мусор и отходы, выливать на почву помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.

На следующем уроке

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

В России есть природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, субтропических лесов.

В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.

Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели. В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.

Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на само верху обитают различные птицы.

Источник

Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемИльсина Нуриева

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска

2 Почвенная система Почва – это тонкий слой земной поверхности, на котором растут растения. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – изменится и почва.

4 Кроссворд:Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е

5 Плодородие Плодородие Человек распахал и засеял поля около 10 тыс. лет назад. Плодородие – это важнейшее свойство почвы. Оно зависит от наличия в ней органического вещества – перегноя (или гумуса). Гумус образован разложившимися остатками мёртвых растений, животных и других организмов. Толщина этого слоя в почве различна в разных местах до 5 см в тундре и до 2 м у чернозёмов степей юга России.

12 О чём говорят расчёты учёных? 1 см почвы образуется в природе за лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

Читайте также:  Полезен ли коровий навоз для огорода

13 Обильно поливать Вносить побольше удобрений Сажать полезащитные лесные полосы Снимать слой почвы перед началом строительства Проводить снегозадержание Распахивать почву вдоль склона Распахивать почву поперек склона Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты Поливать не слишком обильно

15 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

16 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

17 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

18 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

19 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

20 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Разнообразие почв» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разнообразие почв. Выполнила: Учитель начальных классов Десёновской православной школы Сиверина Юлия Андреевна

Что такое почва? Почва – верхний слой земной коры, дающий жизнь растениям.

Вода Мало воды Частый полив Много воды Образование болота Осушение

Серая лесная почва

МАЛО УДОБРЕНИЙ МНОГО УДОБРЕНИЙ

Что делать. Сажать лесные полосы (защищают от выдувания, сохраняют снег на полях весной); Перед началом строительства снимать плодородный верхний слой и сохранять его.

Домашнее задание: Стр.50-52 (чтение, пересказ) №42,43 (Р.т.) Вопр.8 – стр.52 (Устно)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-418348

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector