Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Образование почв и их разнообразие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Образование почв и их разнообразие»
Цель: обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
Задачи: показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
— Сегодня мы узнаем,
как образуется почва;
какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;
— Что такое почвенные горизонты.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.
— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.
Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.
Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)
Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)
Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.
Слово «земля» в русском языке имеет много значений.
Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.
Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Источник
Образование почв и их разнообразие
Урок 22. География 8 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Образование почв и их разнообразие»
На поверхности Земли находится необыкновенный слой вещества. Он всем нам хорошо знаком, так как без него невозможна жизнь на Земле. Это почва — верхний плодородный слой земной коры, насыщенный влагой и воздухом, в основном покрытый растительностью.
Почва должна быть рыхлой для того, чтобы хорошо пропускать воздух и воду. Эти вещества необходимы для питания и дыхания корней растений. Ведь именно через корни растения из почвы получают необходимые им минеральные вещества.
Но поглощать минеральные вещества растения могут, только если они переработаны и растворены в воде. А помогают в переработке веществ: воздух, кислоты и, конечно, микроорганизмы. Эти невидимые глазу процессы происходят в почве.
Любая почва состоит из нескольких составных частей, которые взаимосвязаны, зависят друг от друга и в своём единстве образуют почву. Во-первых, это минеральная часть почвы — почвообразовательная или материнская порода, т.е. та порода, на которой происходит почвообразовательный процесс.
Составной частью почвы является почвенный раствор, или вода, попавшая в почву с атмосферными осадками промывшая органические остатки, находившиеся на поверхности почвы, и растворившая минералы, которые слагают почвообразующую породу.
В порах почвы, кроме влаги, находится почвенный воздух — это атмосферный воздух, обогащённый газообразными продуктами жизнедеятельности растений и животных, продуктами химических процессов, происходящих в ходе почвообразования.
Главное, что отличает почву от горной породы, — наличие органической части. Сюда входит живое органическое вещество — корни растений, микроорганизмы, население почвы (насекомые, личинки, черви) и неживое органическое вещество — это растительный опад, а неразложившиеся остатки растений — перегной, и гумус — химические органические соединения (гумусовые кислоты). Гумус накапливается в верхней части почвы. Необходимые растениям питательные вещества содержатся в этом слое: азот, фосфор, сера и др. Поэтому чем толще слой гумуса, тем плодороднее почва.
Плодородием называют способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой в количестве, достаточном для их роста и развития.
Гумус окрашивает почву в тёмный цвет. Поэтому почву, содержащую большое количество гумуса, называют чернозём. Это самая плодородная почва на планете.
Почва возникла на Земле в результате длительных и сложных процессов.
Сотни миллионов лет назад горные породы под влиянием воды и больших перепадов температур разрушались, образуя рыхлый слой из песка, глины и мелких камешков. Биологические остатки перегнивали под воздействием живущих в земле микроорганизмов — бактерий и грибков. А после появления на суше животных почва стала обогащаться ещё их останками. Ни песок, ни глина не являются почвами до тех пор, пока в них не будет гумуса.
Почвообразующие породы могут очень сильно различаться в зависимости от того, какими экзогенными процессами они были образованы.
Ледники отлагают морену — разнообломочный и разносортный материал, талые ледниковые воды — тонкий мелкий песок, море — песок, глину, галечники.
Если почва образуется на песке, то сквозь него легко уходит вода. Ценные минеральные соли вымываются. Такая почва бедна, хотя в ней много ходов, пространства для воздуха. Почва, образованная на слоях глины, наоборот хорошо удерживает воду. Но плохо пропускает воздух. Посевы на ней могут вымокать.
Однако редко почвы возникают на чистом песке или глине. В зависимости от соотношения между этими горными породами почва может быть нескольких типов:
1. Песчаная (более 90 % её состава — это песок),
2. Супесчаная (80-90 % её состава — это песок),
3. Суглинистая (25-50 % её состава — это глина),
4. Глинистая (более 50% её состава — это глина).
Суглинистая почва считается наиболее плодородной, так как обладает всеми достоинствами песчаной и глинистой почв, но лишена их недостатков.
Климат также является одним из условий почвообразования и географического распространения почв. Это тепло и влага, определяющая интенсивность промыва, скорость протекания химических реакций. Каждый тип климата, каждая его разновидность, характеризующиеся своими количественными и качественными показателями, по-своему направляют протекание почвообразовательных процессов, определяют их набор, каждому климату соответствует свой зональный тип почв.
Взаимодействие климата с материнскими породами — одно из основных условий почвообразования. Так, например, сухость климата и большое скопление солей в материнских породах на севере Прикаспийской низменности являются главной причиной образования солончаков.
Своеобразны условия образования почв в поймах крупных рек. Тут каждое новое половодье перекрывает ранее образовавшуюся почву наносами ила или песка, так что в разрезе получается «слоёный пирог» из чередования различных речных наносов. На многолетней мерзлоте в тайге Восточной Сибири формируются особые таёжно-мерзлотные почвы. Питательные вещества этих почв не проникают далеко вглубь, так как мерзлота мешает промыванию грунта. А в самом южном районе страны — в предгорьях Западного Кавказа — на вулканических горных породах под лесами в условиях повышенных влажности и тепла образуются желтозёмы и краснозёмы.
Рельеф регулирует распределение поверхностной влаги и возможность поступления влаги подземной. При одном и том же количестве выпадающих осадков в понижениях рельефа влажность почвы всегда выше, чем на возвышенностях. Кроме того, по склону вниз переносятся мелкие частицы почвообразующей породы: у подножья порода тяжелее (суглинок, глина), вверху легче (супесь, песок).
Нельзя не учесть фактор времени. Ведь образуется почва очень-очень медленно: примерно за 100 лет её толщина увеличивается на 0,5-2 см. Но это среднее значение. Например, на твёрдых породах, таких, как гранит, слой почвы в 2,5 см появится за 1200 лет. А вот на песке или на вулканическом пепле для этого потребуется всего несколько десятков лет.
Основоположником учения о почвах является русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он доказал, что почва — это самостоятельное природное тело и её образование есть сложный процесс взаимодействия пяти природных факторов почвообразования: климата, рельефа, растительного и животного мира, почвообразующих пород и времени.
Василий Васильевич Докучаев
Он объяснил, что почва состоит из последовательно сменяющих друг друга слоёв (или горизонтов), которые образуются в результате изменения исходной горной породы в процессе почвообразования. Вертикальная последовательность горизонтов образует почвенный профиль.
Докучаев справедливо назвал почвы «зеркалом ландшафта», ведь почва определяет растительный покров и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта.
Докучаев посвятил жизнь изучению почв России. Создал первую в мире классификацию почв.
Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны. Также разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту — пестрота её цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных почв.
Почвенный слой имеет относительно небольшую толщину. Она колеблется от нескольких сантиметров в горных и полярных районах до 2 м и более у чернозёмов. Средняя мощность почв, встречающихся на территории России, редко превышает 1 м. В строении почв выделяют несколько слоёв, или почвенных горизонтов. Главное отличие этих горизонтов — их цвет. Есть горизонты более светлые и более тёмные. Между почвенными горизонтами существует постоянный обмен веществ. Строение почвы в большой степени зависит от условий её образования. Поэтому далеко не всегда почвенные горизонты выражены одинаково хорошо.
Верхний слой, в котором накапливается гумус, имеет тёмный цвет (по цвету кислот) и носит название гумусового горизонта. Из него растения получают наибольшее количество питательных веществ.
Ниже располагается светлоокрашенный слой, который образовался в результате промыва породы почвенным раствором, — горизонт вымывания (или эллювиальный). Горизонт вымывания оказывается малоплодородным, поскольку утрачивает питательные вещества. Этот горизонт гораздо светлее гумусового горизонта.
Питательные вещества вместе с водой поступают в третий почвенный горизонт — горизонт вмывания (или иллювиальный). Он имеет рыже-коричневый цвет и достаточно плотный. Поступающие в горизонт вмывания питательные вещества придают ему плодородие. Конечно, оно не сравнимо с плодородием гумусового горизонта.
Глубже поток почвенной влаги уже не проникает, так как там находится материнская порода, незатронутая почвообразовательными процессами.
Смену почвенных горизонтов можно проследить по изменению облика корней растений. В гумусовом горизонте, богатом питательными веществами, они сильно ветвятся. Здесь множество мелких корешков. В горизонте вымывания корень приобретает вид стержня, который, не ветвясь, уходит вниз. В горизонте вмывания, обладающем некоторым плодородием, корни растений вновь начинают густо ветвиться.
Источник
Технологическая карта урока географии «Образование почв и их разнообразие» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Тема урока: Образование почв и их разнообразие
Тип урока: урок открытия нового знания
Учебно-информационное и техническое обеспечение: учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, компьютер
Цели урока: изучить факторы почвообразования; рассказать о разнообразии почв.
Образовательная: формирование знаний об условиях почвообразования, основных свойствах почв: плодородии, составе, структуре, мощности, о разнообразии почв на территории России;
Развивающая: развитие умений анализа схемы «Факторы почвообразования», работать с почвенными профилями и почвенными картами, умений и навыков самостоятельной работы, самоанализа и рефлексии;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к родной природе.
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, с таблицами, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, групповая работа, самостоятельная (индивидуальная) работа, рефлексия в виде листа самооценки,
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Предметные: научиться объяснять значения понятий: почва, почвенный горизонт; процесс почвообразования; называть факторы почвообразования и свойства почв;
Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом;
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.
Учебник: География. География России. Природа 8 класс. И.И. Баринова (М.: Дрофа, 2018г);
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок! Урок географии России.
Присаживайтесь. Дорогие друзья! Ещё раз вам хочу сказать: если вы любите свою Родину и хотите знать о ней как можно больше, изучайте географию России, ведь именно этот предмет даёт море информации об особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Ученики приветствуют учителя
Мотивируют себя на познавательную деятельность.
Давайте определимся с темой урока. Даю вам подсказки:
1-для образования этого верхнего слоя земной коры толщиной 0,5-2 см понадобится 100 лет.
2-этот верхний слой земной коры долгое время считали горной породой.
3-синонимом этого слова часто употребляют слово «земля».
Молодцы! Это действительно почва. Именно она – объект нашего изучения.
Открываем тетради, записываем тему урока. Она на слайде.
Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня? Давайте сформулируем цель нашего урока
Слушают учителя, размышляют.
Самостоятельно формулируют тему урока
Записывают тему урока в тетрадь
Формулируют цель урока
Умение оформлять свои мысли
Осмысление (изучение нового материала)
Учитель начинает диалог с учащимися на новую тему
Как вы думаете, чем почва отличается от горной породы?
Так что же такое почва? Давайте попытаемся сами дать определение этому понятию.
А теперь давайте сравним с определением в учебнике и запишем определение в тетрадь
почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило длительное время в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа
Впервые доказал, что почва – это не горная порода, а «особое естественно — историческое тело» Василий Васильевич Докучаев.
О нём подготовил нам сообщение ваш одноклассник – ФИ
Каковы же условия почвообразования?
Давайте поработаем в группах с рисунком на стр. 94. Каждая группа проанализирует информацию учебника и рисунка и объяснит влияние на процесс почвообразования определённого фактора:
2 гр.- рельеф и материнская порода
3 гр. – совокупность живых организмов
Результатом работы станет кластер «Почвообразующие факторы»
Действительно, образование почв – это сложный процесс. Важнейшим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Благодаря их воздействию на материнскую породу, при определённых условиях увлажнения и температуры, особенностям рельефа, становится возможным появление почвы.
Давайте попробуем определить этапы почвообразования:
1-выветривание минералов (изменение почвообразующих пород, рельеф и климат)
2-образование органических веществ (поселяются первые живые организмы – появляются органические вещества)
3-образование перегноя (разложение органических остатков)
Теперь поговорим о свойствах почв. Какое свойство почв считается главным?
Что же такое плодородие ?
Плодородие – это способность почвы обеспечить растения необходимыми питательными веществами, водой и воздухом. Важное значение для плодородия имеет перегной.
Следующее свойство почвы – это механический состав. Механический состав почв зависит от материнской породы
Давайте поработаем с рисунком 53 на с.96 учебника.
В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, они могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными или песчаными в зависимости от процентного содержания частиц глины и песка.
Следующее свойство – это структура почвы.
Структура почв – это способность частиц почвы слипаться в относительно устойчивые комочки.
Почвенная толща неоднородна. В процессе её образования формируются почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт примерно однороден по составу, свойствам, структуре и окраске. Для того, чтобы определить строение почвы, то есть мощность её горизонтов изучается почвенный профиль. Что это?
Работаем с рис. 54 стр. 97
Почвенный профиль – это вертикальный разрез от поверхности до материнской породы.
Какие почвенные горизонты формируются? Их особенности?
Почвенный горизонт – слой почвенного профиля, образовавшийся в результате почвообразовательных процессов и отличающийся от других горизонтов по составу, признакам, свойствам.
В зависимости от климатических условий формируются различные типы почв.
Пришло время знакомиться с почвенной картой России. Обратите внимание, что для почв применим, как и для природных зон, принцип зональности. В чём он состоит?
А сейчас работаем с картой.
Назовите основные типы почв России, двигаясь по меридиану 40° в.д.
Подробнее с типами почв мы познакомимся на следующем уроке при изучении почвенных ресурсов. А сейчас попробуем сделать вывод: что такое почва, её свойства, этапы образования, значение.
Учащиеся вступают в диалог с учителем,
Кроме минеральных веществ, в ее состав входят органические.
Самостоятельно дают определение понятия «почва»
Записывают определение в тетрадь
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением о Докучаеве В.В.
Работают в группах, анализируют информацию учебника
Слушают учителя, размышляют, предлагают варианты ответа
Источник