Меню

Разнообразия почв 4 класс планета знаний ответы

Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемИльсина Нуриева

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска

2 Почвенная система Почва – это тонкий слой земной поверхности, на котором растут растения. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – изменится и почва.

4 Кроссворд:Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е

5 Плодородие Плодородие Человек распахал и засеял поля около 10 тыс. лет назад. Плодородие – это важнейшее свойство почвы. Оно зависит от наличия в ней органического вещества – перегноя (или гумуса). Гумус образован разложившимися остатками мёртвых растений, животных и других организмов. Толщина этого слоя в почве различна в разных местах до 5 см в тундре и до 2 м у чернозёмов степей юга России.

12 О чём говорят расчёты учёных? 1 см почвы образуется в природе за лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

13 Обильно поливать Вносить побольше удобрений Сажать полезащитные лесные полосы Снимать слой почвы перед началом строительства Проводить снегозадержание Распахивать почву вдоль склона Распахивать почву поперек склона Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты Поливать не слишком обильно

15 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

16 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

17 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

18 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

19 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

20 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему » Разнообразие почв»

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Воспитывать умение работать в группе;

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

5. Воспитывать бережное отношение к почве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему » Разнообразие почв»»

Урок окружающего мира в 4 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: «Разнообразие почв».

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Воспитывать умение работать в группе;

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

5. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации «Животные почвы», папка «Знаменитые ученые» с набором презентаций, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), у учителя (держатель, спиртовка, лабораторное стекло, почва), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.

Вслушайтесь в слова:

“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…”.

— Что такое земля? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)

Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке? Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Все ли вы знает о почве? Тогда какие цели поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать?

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей области?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой) слайд №2

— Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (групповая работа по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Читайте также:  Набор для выращивания граната дома

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки — это перегной или гумус)

Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.

1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.

2. Взять несколько капель воды из стакана.

3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.

4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.

5. Что ты наблюдаешь?

Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Проверка заполненной части таблицы.

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

Определение основных свойств почвы.

– Как вы думаете, что может гореть из составных частей почвы? – Запишите в таблицу это свойство.

Цель: определение свойств почвы.

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

— Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. — Что увидели? (траву)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (словарь Ожегова)

— Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)

Проверка заполненной таблицы.

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

— Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? (заполняется схема на доске).

— А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Перед вами образцы с почвами. Сравните их по цвету (работа в группах, запись результатов в таблицу)

Структура (наличие комочков, их размер)

Состав (наличие песка, глины)

Вопросы по исследованию:

Что можете сказать о цвете почвы?

От чего зависит цвет почвы?

Какой запах у почвы?

Одинакова ли структура почв?

Какой образец плодороднее?

Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?

Какой вывод вы сделали?

— Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?

— А ученые как называют эти почвы? Обратимся за помощью к учебнику, стр.50.

— Попробуйте, зная описание почв, определить ее название.

— Как же в научной литературе называется почва № 1? (подзолистая). Как вы думаете, почему эту почву так назвали? (сероватый цвет, похожа на золу)

— Как же в научной литературе называется почва № 2 (чернозем)? Почему эту почву так назвали? (черный цвет)

— В каких же почвах перегноя больше, а в каких меньше? Какие почвы самые плодородные? (Особенно богаты перегноем черноземные почвы. Поэтому они имеют темный или даже черный цвет. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета)

Читайте также:  Факторы развития водной эрозии почвы

— Наука, изучающая почву – почвоведение, появилась около 100 лет назад благодаря русскому ученому В.В.Докучаеву. Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России.

— Докучаев В.В., изучая почву, сказал, что «почва дороже золота». Почему?

Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.

Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.

Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить протоколы юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Кто из ученых стал основателем науки «почвоведение»? _______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

— Оцените свою работу на уроке (на экране).

Источник

Урок по окружающему миру «Разнообразие почв» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Разнообразие почв».
Урок по окружающему миру в 4 классе.

Сагитова Н.Н. учитель начальных классов

МОБУ СОШ д.Сахаево Кармаскалинского р-на РБ

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы;

4. Воспитывать умение работать в группе;

5. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

6. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, электронная карта «Почвы России», C .И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Мы сегодня вспомним все , что знаем о почве и узнаем много нового

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей республике?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)

— Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно , вода , песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Читайте также:  Чем заполнить парник для огурцов своими руками

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки — это перегной или гумус)

Цель: Определение свойств почвы: проводимость воды.

1. Возьмем горшок с почвой.

2. Наьем е туда немного воды.

3. Держим горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

— Рассмотрите еще раз рисунок . — Что увидели на почве? (траву)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (словарь Ожегова)

— Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)

Слайд 15 — свойства почвы

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы?

— А что влияет на почву?

Разнообразие почвы зависит от многих причин: от содержания в почве песка или глины, от количества в ней перегноя, от воды, от температуры воздуха

Разнообразна природа Земли , разнообразны и почвы

Слайд 17 рассказ о видах почв и слайд 18

Обратимся к учебнику с. 50-51 и прочитаем о видах почв

А какая же почва у нас в республике?

Почва – важнейшее природное богатсво, которое необходимо беречь

Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите.

— А что может разрушить почву?

Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи?

-Ответ поищем на с.51-52 (Последний абзац и дальше..)

А сейчас мы ответим на некоторые вопросы… Слайд 27

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить карточки юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Оцените свою работу на уроке Слайд 28

Читать с 50-52, Р.Т. с. 21

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 881 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-351885

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector