Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник
Разработка урока «Почвы, их состав и структура»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школа: Максимовская СШ
ФИО учителя: Тупик К.В.
Почвы, их состав и структура .
Урок ознакомления с новым материалом.
7.3.4.2 — определяет и представляет в графической форме типы и состав почв
Все учащиеся смогут: дать определение понятию почва; перечислить свойства почвы
Большинство смогут: экспериментальным путем определить состав почвы; сформировать представления о почвах Земли, их разнообразии.
Некоторые смогут: представить в графической форме типы и состав почв.
Знают определение термина почва; знают состав и свойства почв; представляют типы и состав почв в графической форме.
Познакомить учащихся с почвой, составом, разнообразием, основным свойством — плодородием, показать значение почвы для растений, охраной; процессом образования почвы;
Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность, умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
уважение к себе и другим, уважение разнообразию мнений ;
умение учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, работать в команде, от вечать за качество своей работы;
способность видеть и понимать проблемы окружающих, другие точки зрения; умение правильно реагировать на критику; иметь навыки работы в группе.
Биология- Биосфера; структура биосферы.
Использование Презентации; видеоролика.
Запланированная деятельность на уроке
В начале урока учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
Позитивный настрой. Упражнение
«Пожелания друг другу»
Цель: создать коллаборативную среду на уроке, психологически подготовить учеников к общению.
Проверка домашнего задания. Формативное оценивание.
Прием «Говорящие стены».
Каждому из учащихся достается листок с термином или понятием. На стенах класса находятся определения этих понятий. Задача найти соответствия терминов.
Стратосфера – слой атмосферы расположенный между тропосферой и мезосферой, содержит озон.
Биосфера – уникальная живая оболочка Земли, Которая возникла в результате взаимодействия всех природных компонентов.
Этот ученый впервые употребил термин Биосфера – Ж.Б. Ламарк
Литосфера- твердая оболочка Земли состоящая из земной коры.
Гидросфера- водная оболочка Земли
Этот ученый назвал главную особенность биосферы, наличие живых организмов в ней. Вернадский В.И.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Косное вещество- неживые тела , образуются без участия организмов.
Живое вещество- совокупность всех живых организмов: растения, животные и т.д.
Биокосное вещество – создается живыми организмами в результате совместного взаимодействия : уголь, лесная подстилка, почва
Круговорот веществ- повторяющиеся процесс перемещения и превращения веществ в природе
Озоновый слой – часть в стратосфере защищающий от ультрофиолетового излучения.
Открытость – существование биосферы обеспечивается за счет поступления солнечной радиации.
Используя презентацию учащиеся проверяют свои ответы.
Стартер. Стратегия «Галерея». На слайде презентации показаны картинки связанные с темой урока. Задача учащихся определить тему урока, сформулировать цель урока.
Стратегия «Инсерт». Учащиеся просматривают абзац на стр 15, записывают основные термины: почва, почвоведенье.
Это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.
Описанию свойств почв и их классификации человек уделял внимание со времени возникновения земледелия. Тем не менее, появление почвоведения как науки произошло лишь в конце XIX века и связано с именем В. В. Докучаева
Вопросы для учащихся.
Практическая работа № 6.
Определение состава почвы. Выполнение работы на стр. 15.
Источник
Разработка урока- исследования «Состав и свойства почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Исследование состава и свойств почвы для комнатных растений»
Цель исследования: изучить состав и свойства почвы для комнатных растений.
— обобщить знания о почве и процессе её образования;
-изучить состав и свойства почвы опытным путём (экспериментально);
-выдвинуть гипотезу основанную на научных знаниях;
-выяснить значение почвы;
-сформулировать выводы результата исследования, письменно оформить протокол опытов.
Актуальность исследования: почва- условие существования жизни, одновременно почва- следствие жизни на Земле, без почвы жизнь на планете растений не возможна, почва является средой обитания многих животных. Актуальность заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом , в том, что доступно для наблюдения и изучения и не требует особых усилий и затрат. Жизнь человека и животных на планете не возможна без растений, а комнатные растения уже давно являются неотъемлемой частью нашей жизни, но растениям необходим субстрат для существования, в нашем случае почва, как необходимое условие жизни растений.
Объект исследования: почвогрунт универсальный для комнатных растений.
Предмет исследования: состав и свойства почвы для комнатных растений.
Гипотеза исследования: предположим, что почва состоит из определённых элементов (воды, воздуха, органических веществ, песка, глины), мы хотим это проверить экспериментальным путём,- соответствует почвогрунт универсальный для комнатных растений необходим условиям для роста и развития комнатных растений. А, также, мы предполагаем, что почва, как природное тело, обладает рядом свойств ( сыпучесть, водопроницаемость, теплопроводность), которые мы хотим обнаружить в ходе простых опытов.
Мы предполагаем, что эксперементальное изучение почвы позволит нам опытным путём определить состав и свойства почвогрунта для комнатных растений.
План работы: работа в малых детских группах (3-4человека).
Обобщить знания о почве и процессе её образования;
Выдвинуть гипотезу основанную на научных знаниях;
Изучить состав и свойства почвы для комнатных растений опытным путём;
Выяснить значение почвы;
Сформулировать выводы по результатам исследования, письменно оформить протокол опытов.
-выбор темы исследования, её актуальность и значимость;
-составление плана работы;
-сбор и анализ информации по теме (презентация);
-выдвижение рабочей гипотезы;
-проведение опытов, письменная фиксация в протокол исследования результатов и выводов;
-подведения итогов исследования, рефлексия.
-почвогрунт универсальный для комнатных растений;
— ложки для забора проб;
— штатив- для нагревания;
-лист- протокол исследования состава и свойств почвы;
-учебный кабинет- кабинет биологии.
1.Учебная лаборатория. Цель. Гипотеза. Задачи. Правила работы . Этапы работы. Предмет. Объект. Актуальность. План работы. Лист- протокол исследования состава и свойств почвы. ( см. презентацию).
2. Выяснить процесс образования почвы. Василий Васильевич Докучаев, основоположник почвоведения. ( см. презентацию)
3. Практическая часть. работа в малых детских группах (2-3 человека).
1. расстелите салфетку
2. положите пробу почвы на салфетку
3. накройте почву новой салфеткой
4. сильно нажмите на верхнюю салфетку
5. поднимите верхнюю салфетку и рассмотрите её
6. сделайте вывод ( почва богата органическими веществами)
1.бросьте почву с салфетки в стакан с водой
2. наблюдайте, что появилось в стакане?
3. сделайте вывод ( в состав почвы входит воздух, наблюдается расслоение почвы)
1.возьмите пустой стакан
2.вставьте в него воронку с фильтровальной бумагой
3.вылейте полученную смесь в опыте №2
4. наблюдайте, что осталось на фильтровальной бумаге и в стакане, после прохождения смеси через неё
5. Опустите в стакан лакмусовую бумагу, определите рн (реакцию среды) почвы, соответственно предлагаемой шкале на упаковке лакмусовой бумаги
6. сделайте вывод (в состав почвы входят органические и минеральные вещества, рн – реакция среды почвы нейтральная)
1.выполняет учитель, при помощи специального штатива устанавливаем пробу почвы в химической чаше и закрепляем
2.нагреваем почву спиртовкой
3. накрываем чашу с почвой покровным стеклом
4. наблюдаем, что происходит
5. сделайте вывод ( в состав почвы входит вода)
1.продолжаем нагревать почву без покровного стекла
3. сделайте вывод (дымит, наличие остатков органических веществ- растений, животных, насекомых- перегной)
1.сожмите и поднимете почву в кулаке
2. разожмите кулак
3.наблюдайте, что происходит
4. сделайте вывод (почва- сыпучая)
1.полейте почву водой
2.наблюдайте, что происходит
3. сделайте вывод (почва- пропускает воду, обладает водопроницаемостью)
1.нагревание почвы, воздействие температура ( огонь и холод ), ( см. опыт №5)
2.наблюдайте, что происходит
3. сделайте вывод (почва- нагревается и охлаждается, обладает теплопроводностью )
4. Оформление результатов в лист -протокол исследования состава и свойств почвы.
5. Подведения итогов исследования, рефлексия. (см. презентацию)
По листу- проколу исследований, формулировка выводов занятия. (см. презентацию)
Источник