Меню

Разработка урока тема почва

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Конспект урока на тему «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок проведённый в 3 классе по окружающему миру учителем начальных классов МКОУ СОШ СП Урожайное Бесланеевой Ф.В.

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

· сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;

· продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно — следственные связи между живой и неживой природой;

· делать выводы на основе проведенных опытов;

· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

· прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Познавательные : определять с помощью наблюдений и опытов свойства почвы;

развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации.

Личностные: продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность.

Регулятивные : организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ( наблюдений, эксперимента, практической работы) ,

формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа,

учить правильному построению алгоритма действий, принимать (ставить) учебно — познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Коммуникативные : развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами.

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы готовили ответы на вопросы.

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки

1. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно,

Закутаны в облака. (гора)

4. Тает снег — и я расту,

Дождик льет — и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня. (овраг).

— Как называются, одним словом отгаданные слова?

— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (2 слайд)

2. Задание в тетради на стр. 38, №82.

— Нарисуйте различные формы земной поверхности.

— Какие формы суши вы нарисовали?

— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)

— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

3. Задание в тетради на стр. 38, №83.

— Почему так написали?

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять .

-Слово это означает разное.

-Кто догадается, что мы подразумеваем под словом «земля»?

4. Работа по учебнику.

— Прочитайте стихотворение на стр. 87.

— О какой земле идёт речь? (О почве.)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

— Итак, тема нашего урока. (5 слайд)

IV. Изучение нового материала.

— Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы?(В некоторых местах планеты холодно, песчаная местность и т. д.) (6 слайд)

— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VI. Актуализация знаний.

1.Поиск по словарю определения слова «почва».

-Давайте полистаем толковый словарь и скажем точное определение слова «почва».

-Теперь сравним сказанное со слайдом. (7слайд)

-К нам пришла телеграмма, давайте прочтём её. (8,9 слайды)

-Здесь есть такие вопросы:

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие бывают почвы?(10 слайд)

-Какие бывают почвы? Посмотрите на рисунки и читайте .(11 слайд)

2.Почва и её состав.

— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.

— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.

— Почему гора снова стала молодой?

— Но что такое почва? Как она образуется?

— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.

— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

— Какие факторы влияют на образование почвы?

— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,

необходимо проделать опыты.)

3. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).

— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)

— Для чего нужен воздух в почве? (13 слайд)

Оборудование : сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.

Вывод: в почве есть вода.

(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)

— Зачем в почве вода? (14 слайд)

Оборудование : сковородка, спиртовка, стекло.

-Ход опыта : нагреваем почву. Что вы видите и чувствуете?

Вывод: Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных.

Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется

количеством в ней перегноя. (слайды 15,16,)

Оборудование : стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта : размешаем почву в стакане.

Вывод : в почве есть песок, глина.

(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.) (17,18 слайды)

Цель : увидеть наличие солей.

Ход опыта : возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод : соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде . (слайды 19,20)

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

Вывод : в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

-Итак подведём итоги. Почва состоит из……. …….,……,……,……,……., (слайд 21)

3. Свойство почвы.

-Давайте теперь скажем свойства почвы. (слайд 22)

— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 250 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. (слайд 23)

— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.) (слайд 24)

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.

— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?

— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.) (слайд 25)

— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.

— Где расположен плодородный слой?

— Как вы догадались?

— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

1. — Давайте подведём итог .

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест . Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

— Перед вами 6 вопросов.

Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)

Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)

Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)

Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)

— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .(26,27 слайды)

-Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете .(28 слайд)

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?

-Спасибо за урок! Покажите свои смайлики, и мы определим ваше настроение от данного урока.

X . Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40.

Источник

Читайте также:  Почва для аглаонемы лучшая
Adblock
detector