Об особенностях проведения земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на участках сельскохозяйственного назначения
Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл осуществляется надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения, уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Данные полномочия осуществляются Управлением только в части земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Основным документом, регулирующим виды разрешенного использования земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, является классификатор видов разрешенного использования, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540. Этот документ включает в себя 18 видов сельскохозяйственного использования, в том числе, рыбоводство о котором необходимо остановиться отдельно, так как, оно может быть сопряжено с возведением прудов и иных водоемов путем проведения земляных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы.
Во избежание фактов самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы и недопущения причинения вреда почвам при проведении земляных работ необходимо знать следующее:
— самовольное снятие плодородного слоя почвы — предполагает его отделение с поверхности земли без разрешения;
— самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это изменение его пространственного расположения;
— объективная сторона — это действия по вывозу, выносу плодородного слоя почвы, расположенного на земельном участке, за его пределы.
Вышеуказанные правонарушения имеют срок давности привлечения к административной ответственности — один год с момента совершения правонарушения. Необходимо подчеркнуть, что срок давности в данном случае исчисляется именно с момента совершения правонарушения, в то время как по иным правонарушениям, например — неиспользование земельного участка по назначению, срок давности исчисляется с даты выявления правонарушения контролирующим органом.
Как правило, уничтожение (порча) плодородного слоя почвы приводит к причинению вреда почвам, расчет которого производится в соответствии со специально утвержденной методикой. Причем срок давности возмещения вреда, причиненного почвам, составляет 20 лет.
Приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525 и № 67 от 22.12.1995 г. утверждены основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Разработаны они на основании Постановления Правительства РФ № 140 от 23.02.1994 г., в соответствии с которым, лица, проводившие земляные работы, обязаны провести рекультивацию нарушенных земель за свой счет по утвержденному проекту рекультивации земель.
Перед проведением земляных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, правообладатель или подрядчик, в зависимости от условий договора подряда, обязан получить разрешение на проведение этих работ. Выдача разрешений на добычу общераспространённых полезных ископаемых и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
В случае если порядок выдачи разрешения не разработан и не утвержден на уровне субъекта РФ, то это обстоятельство не освобождает правообладателя земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения от получения разрешения, так как это требование является общим для РФ (п. 1 вышеуказанных основных положений) и обязательно для исполнения. А значит, как минимум правообладатель (подрядчик) обязан обратиться в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок с письменным заявлением по данному поводу и получить ответ и уже далее действовать в соответствии с действующим законодательством.
Здесь необходимо руководствоваться общим правилом, в соответствии с которым, в случае наличия специальной нормы, например, субъектом РФ разработан порядок выдачи разрешения, необходимо руководствоваться этим порядком, а если же нет, то следует руководствоваться общими требованиями п. 1 и п. 6 основных положений порядка снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы установленных органами дающими разрешение на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение экологической экспертизы.
Наиболее распространенное правонарушение, связанное с производством земляных работ, является добыча общераспространенных полезных ископаемых под предлогом возведения обводненных карьеров, водоемов на землях сельскохозяйственного назначения.
Дело в том, что согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарными, гигиеническими и иными специальными требованиями.
В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», вновь создаваемые пруды можно разделить на 2 группы:
-пруды, сопряженные с водными объектами;
-пруды, не сопряженные с водными объектами.
Первая группа — реки, каналы, озера, болота, водоносные горизонты, бассейны подземных вод. Здесь сооружение может возводиться путем строительства дамбы, плотины, шлюза, канала, тоннеля, одним словом гидротехнического сооружения (ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении»). В этом случае требуется специальный проект, так как пруд сопряжен с постоянным водотоком.
В тоже время, например, овраг не имеет постоянного водотока — это уже другая группа.
Пруд дамба — если она возводится поперек оврага, не имеющего постоянного водотока, относится к копаням, изолированным от водных объектов. Здесь не требуется разрешение на строительство.
Дело все в безопасности, дамба на ручье с постоянным водотоком с точки зрения закона — это гидротехническое сооружение, а дамба поперек оврага, без ручья это просто насыпь.
В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. № 624 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства объекта первой группы требуется специальное разрешение, лицензия и соответствующий проект специального сооружения. Порядок выдачи разрешения на возведение гидротехнического сооружения установлен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Если земельный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, то необходимо подтверждение его использования по назначению, в данном случае, в качестве рыбного хозяйства (рыбоводство). Для чего, необходимо разработать документацию на строительство, например обводненного карьера с проектом рекультивации земель по окончанию строительства водного объекта.
Если пруд создается только путем земляных работ не глубже 5 м то разрешение на строительство пруда, копания не требуется, что разъяснено письмом Минэкономразвития РФ от 17.09.2011 г. № ОГ-Д23-962.
В случае добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину более 5 м требуется лицензия, которая не может выдаваться физическому лицу. При наличии проекта строительства (создания) обводненного карьера (водоема) перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не требуется. Во всех иных случаях необходим перевод земель в земли промышленности.
Таким образом, строительство (возведение) водоема (пруда) на землях сельскохозяйственного назначения возможно при условии соблюдения требований, направленных на сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
© 2021 Управление Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по Нижегородской области и Республике Марий Эл. Все права защищены.
603105, г. Нижний Новгород, ул. Ижорская, 35
тел.: (831) 435-51-45, 435-51-36
Источник
Разрешение для снятия плодородного слоя почвы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель»
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее — Правила).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).
В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).
В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:
разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.
Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») (п. 24 Правил).
Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:
решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
произошло нарушение земель в результате природных явлений.
В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).
Приложение: 13 л.
Временно исполняющий обязанности Руководителя | Р.Х. Низамов |
Обзор документа
С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.
В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).
Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором не предусмотрено.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.
Источник