Меню

Разрушение почв конспект урока

Урок экологии по теме «Причина разрушения почв. Охрана почв»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

  1. Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство».
  2. Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска.
  3. Причины разрушения и способы защиты почв.
  4. Воспитание бережного отношения к почве.

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_1.ppt 1.34 МБ
statya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Причины разрушения почв. Охрана почв.

  1. Выявить причины разрушения и способы защиты почв.
  2. Воспитывать бережное отношение к почве.

I Актуализация урока.

Учитель: Сегодня мы проведем классный совет по вопросу разрушения и охраны почвы. Прочитайте высказывание на доске. (Слайд 1)

На нашем классном совете присутствуют «Потребители» (Слайд 3), которые используют почву. «Экологи» (Слайд 4) будут советовать, как лучше ее использовать и «Эксперты» (Слайд 5) — готовы всегда поделиться знаниями. И я – руководитель Совета Вершинина Л. А. (Слайд 6)

Учитель: Начнем наш классный совет.

Глядя на свои рисунки (Слайд 7), расскажите все, что знаете о почве.

Хотели бы вы получить такой богатый урожай?

«Потребители»: (Слайд 8) Конечно, хотели бы. Мы хотим взять большой участок земли для выращивания богатого урожая овощей, но не знаем, какие типы почв в

«Эксперты»: Мы провели исследования по справочной литературе. Сами узнали и вам расскажем.

«Все почвы района относятся к двум типам: тип бурых почв и тип торфяных почв (Слайд 9) Гумусовый горизонт малый 10 — 20 см (штыковая лопата). По уровню плодородия бурые лесные почвы худшие в Амурской области. Почвы подвергаются водной эрозии. Почвы малоплодородны.

«Эксперты»: Мы думаем, что Экологи посоветуют потребителям, как повысить плодородие наших почв.

«Экологи»: (Слайд 10) Основной задачей повышения плодородия бурых почв является создание

пахотного слоя глубиной 20 – 25 см и обогащать эти почвы органическими веществами (навозом).

Бороться с эрозией почвы. Делать правильную вспашку, делать снегозадержания на полях, сажать полезащитные лесные полосы. (Слайд 11)

Так что берите земельные участки, не бойтесь на них трудиться. Улучшайте пахотный слой, сохраняйте его, и вырастить можно любые овощи и фрукты.

Учитель: У экологов есть еще вопрос к потребителям.

«Экологи»: А какой техникой будете пользоваться на своем участке? И почему?

Учитель: Дадим возможность потребителям выбрать технику со списка. (Слайд 12) (Дети выбирают и объясняют).

Учитель: Какие способы для повышения плодородия и сохранения почв в Шимановске можно рекомендовать потребителям? (Слайд 13, 14)

Учитель : А как данный процесс происходит в природе, расскажут дети – экологи. (Экологи по таблице рассказывают «Круговорот веществ в природе») (Слайд 15)

Учитель: Только ли умершие животные, растения поставляют органические вещества в почву?

Эксперты: Я хочу добавить: 1 см почвы формируется 250 – 300 лет, 18 – 20 см – 5 – 6 тыс. лет. (Слайд 16)

Учитель: Как поддерживается плодородный слой почвы в природе?

Образование плодородного слоя происходит благодаря живым организмам – это длительный процесс.

Посмотрите следующие рисунки, что происходит с почвой в природе после пожаров? (Слайд 17)

В результате чего разрушается почва? (Слайд 18)

Учитель: Экологи, сделайте вывод.

Экологи: В результате этого гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.

Учитель: Установите логическую связь. (Слайд 19) Объясните. (Слайд 20)

Экологи: Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет наша планета покроется мусором, слой которого будет 5 м. Утонем в мусоре. Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют почву. (Слайд 21)

Учитель: Как можно решить проблему мусора?

(группы советуются и дают по одному ответу с объяснением).

Учитель: Сегодня мы заложим опыт, чтобы узнать, как долго в земле сохраняется мусор. И будем наблюдать в течение учебного года, что будет происходить с ним. (Слайд 22) Представьте, что в результате эрозии плодородный слой разрушится, что произойдет? Что произойдет со временем с живыми организмами?

Какая возникнет проблема? (гибнет почва)

А как ее можно спасти, вы посоветуйтесь в своих группах и запишите проект «Охрана почв».

(После этого делегаты выходят к доске и защищают свои проекты).

Учитель: Вот так решили беречь, защищать, охранять почву – кормилицу наши участники научной конференции.

Но о почве думает и государство РФ. Об этом написано в нашем главном законе, по которому мы живем, Конституции РФ (Слайд 23)

Учитель: Конференцию, посвященную проблемам почвы, закончим словами К. Паустовского. (Слайд 24, 25)

Рефлексия: Почему земля — бесценное богатство?

Источник

Занятие «Загрязнение почв»
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Методическая разработка зантия «Загрязнение почв» включает в себя характеристики основных антропогенных факторов, влияющих на качество почв на современном этапе развития человечества.

Материалы занятия могут быть использованы при организации дополнительного образования детей естевеннонаучной направленности и внеурочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_obshchaya._zan._24._zagryaznenie_pochv.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Загрязнения почвы.

Основные загрязняющие вещества почв г. Новокузнецка»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: почва, компоненты почвы, почвенные организмы, гумус, эрозия почв, загрязняющие вещества почв;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.
  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

Почва – верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент атмосферы, тесно связанный с другими ее частями.

В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:

1) минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;

2) детрит – отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;

3) живые организмы.

Таким образом, почва – это биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами, почвенными организмами.

В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков. На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения (лишайники, мхи, травы), мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.

Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.

Каждому типу почв соответствуют определенные типы растительных сообществ. Например, сосновые боры растут на легких песчаных почвах, а еловые леса предпочитают более тяжелые и богатые питательными элементами суглинистые почвы.

Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают сложные процессы. Для того. Чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.

Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

В почве обитает великое множество различных живых организмов – эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, грибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и другие животные. Все эти организмы играют большую роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.

Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.

В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы повысить плодородие почв, человек вносит органические и минеральные удобрения.

В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение.

В настоящее время на каждого жителя планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться. Зачастую из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы – разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что в 20 веке в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и ее соединения.

Более опасный и более массовый характер носит загрязнение почв свинцом. При выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается 25 кг свинца. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад. Эта проблема актуальна и для городов Кемеровской области, включая Новокузнецк.

Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. В городе Новокузнецке во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов, при удалении радиоактивных жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.

В городе Новокузнецке не наблюдается повышенного радиационного фона окружающей среды и превышение ПДК радиоактивных элементов в почве.

Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широкое использование удобрений и химикатов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности примерно такое же. Что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Особую опасность представляют стойкие органические соединения ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, в конечном итоге вместе с пищей попадают в организм человека.

В окрестностях г. Новокузнецка имеются многочисленные поселки и садоводческие общества, поэтому можно считать, что проблема загрязнения сельскохозяйственных земель актуальна и для нашего города.

Практическая часть занятия: с амостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов.

3. Заключительная часть занятия . Подведение итогов занятия.

Источник

Урок «Образование и разрушение почв. Охрана почв». 3-й класс

Класс: 3

Цели:

  1. Формировать представление об образовании и разрушении почв под воздействием определённых факторов;
  2. Развивать наблюдательность, внимание, речь;
  3. Учить бережно относиться к природе.

Оборудование:

1. Опорные схемы:

  • круговорот веществ;
  • образование почв;
  • разрушение почв;
  • охрана почв.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса учащихся

— Как называется слой земли, на котором растут растения?

— Назовите основное свойство почвы.

— Заполните схему – состав почвы. Данная схема находится на доске, карточки-ответы учащиеся прикрепляют на схему.

— Почему почву называют “чудесной кладовой”? (растут растения)

— Что растения получают из почвы?

III. Изучение нового материала

— Теперь мы узнали что растения получают из почвы.

— Сегодня на уроке мы должны выяснить как образуется почва и отчего она разрушается. Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа должна найти ответ на вопрос

I группа

потребители

II группа

эксперты

III группа

Юные хранители природы

Какое значение имеет почва для живых организмов? Образование почв Отчего разрушается почва? Что нужно делать для охраны почв?

Учащиеся общаются в группе и затем представитель от группы отвечает на поставленный вопрос у доски по опорным схемам.

I группа

Вывод: Почва не может появиться без живых существ. И растениям, и животным необходима почва. Получается всё в природе взаимосвязано.

Рассмотрите схему и докажите с помощью её эту взаимосвязь.

Учитель делает вывод:

Получается круговорот веществ. Вот почему учёный В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Учитель: Почва образуется в природе очень медленно: за 250 – 300 лет – 1 см; за 5 – 6 тыс. лет – 20 см.

Нельзя допускать разрушения, уничтожения почв.

— Отчего же разрушается почва?

II группа

Рассмотрите схему и сделайте выводы: отчего разрушается почва?.

Представители II группы высказываются у доски.

Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром.

III. группа

Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения?

Представители III группы высказывают свои мнения у доски, используя схему.

Вывод делает учитель:

Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Дома подумайте над заданием: Как вы можете охранять почву?

IV. Закрепление проводится с помощью теста

Учащиеся должны выписать те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ.

Тест:

1. Какая главная часть почвы?

2. Что используют растения для питания?

3. Как называется наука, которая изучает живую природу?

4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

5. К какой природе можно отнести почву?

ж) к живой природе
н) к неживой природе
с) неживая и живая в почве соединяются

6. Слой земли, на котором растут растения

7. Вещество, повышающее плодородие почвы

8. Одна из составных частей почвы?

Какое слово у вас получилось?

— Назовите основное свойство почвы. Ответ: ПЛОДОРОДИЕ.

Для повышения плодородия почвы её необходимо умеренно удобрять, правильно обрабатывать.

V. Итог урока

500 млн. лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека.

1. Как вы думаете, была тогда почва?

2. Объясните смысл пословицы:

“Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить?”

VI. Домашнее задание

1. Задание на “засыпку”

Зимой почва на полях промерзает достаточно глубоко, а в лесу слой промёрзшей земли значительно меньше (объясните почему).

Источник

Читайте также:  Земляника садовая выращивание сорта
Adblock
detector