Машины для внесения органических удобрений — настройка
При настройках машины для внесения органических удобрений ПРТ-10 на заданную норму внесения удобрений следует знать их объемную массу. За основу берут объемную массу 0,8 т/м 3 . При скорости 10 км/ч, рабочей ширине захвата 5,6 м и объемной массе 0,8 т/м3 ориентировочная норма внесения удобрений для звездочек с 13, 22 и 28 зубцами, установленными на валах привода конвейера, будет соответственно 15, 30 и 45 т/га. В случае внесения органических удобрений с другой объемной массой массу множат на поправочный коэффициент. В соответствии с таблицей норм внесения, приведенной в заводской инструкции, в агрегате РОУ-6 устанавливают на нужную подачу храповой механизм привода конвейера. После проведенных настроек устанавливают фактическую норму внесения удобрений. Для этого машины для внесения органических удобрений взвешивают на автомобильных весах. Кузов агрегата загружают удобрениями и опять взвешивают. За разницей показаний весов определяют массу удобрений в кузове. Включают расчетную передачу, которая отвечает заданной норме, и разбрасывают удобрения по полю до полного опорожнения кузова. Измеряют ширину полосы разбрасывания и длину пройденного пути. Фактическую норму внесения удобрений Q, т/а, определяют за формулой
где G — масса загруженных в кузов удобрений, т; В — ширина полосы разбрасывания, м; L — длина пути разбрасывания удобрений, г.
Если фактическая норма внесенных удобрений отличается от заданной более чем на ±10 %, то изменяют скорость передвижения агрегата или скорость питательного конвейера постановкой переменных звездочек или изменением радиуса кривошипа храпового механизма.
Регулировка машины для внесения органических удобрений ММТ-23.
Норму внесения удобрений регулируют переменными звездочками на заднем конвейере, положением регулятора (дросселя) подачи масла к гидромотору повода переднего конвейера и изменением рабочей скорости агрегата.
Регулировка машины для внесения органических удобрений РУН-15.
Расстояние между рядами куч необходимо выбирать с учетом двойного перекрытия по ширине захвата (15-20 м); само расстояние между кучами в ряду в зависимости от выбранной нормы внесения и массы укладываемых куч составляет 20-75 м. Норму внесения удобрений (20-60 т/а) необходимо регулировать подбором прохода перереза дозировочного окна (ширину от 28 до 70 см регулируют горизонтальными заслонками, а длину до 40 см — вертикальными). При правильно подобранном проходном перерезе отдельно взятая куча должна быть распределена в равномерный валок. Разрывы между валками допускаются до 1,5 метра. Регулированием опорных катков по высоте избегают увлечения почвы боровыми валкообразователями и разбрасывательными роторами.
Источник
Подготовка разбрасывателей органических удобрений к работе
Разбрасыватели органических удобрений нужно готовить в агрегате с трактором. Регулировка цепей разбрасывателей ПРТ-10 и РОУ-5 выполняется посредством перемещения ведомых валов за счёт натяжных болтов. Скребки транспортёра при этом должны прилегать к настилу пола, а ветви цепей снизу должны иметь стрелу прогиба порядка 20-30 мм.
Регулировка дозы внесения удобрений (навоза) осуществляется путём изменения скорости движения транспортёра за счёт перестановки в пазу кривошипа, который имеет шкалу. Фактическая доза внесения также зависит от скорости движения агрегата [табл. 1].
Табл. 1. Ориентировочная доза внесения навоза (т/га).
Окончательная проверка дозы внесения удобрений производится в поле. Давление в шинах колёс разбрасывателя ПРТ-10 нужно довести до 0,4 МПа, а у 1ПТУ-4 – до 0,35 МПа.
Регулировка натяжения цепей транспортёра в низкорамном разбрасывателе РПН-4 выполняется аналогично разбрасывателю 1РМГ-4 – за счёт перемещения ведомого вала. Давление в шинах колёс должно составлять 0,35 МПа.
Регулировка валкователя-разбрасывателя РУН-15Б осуществляется после его навешивания на трактор. Путём перестановки опорных катков выполняется установка высоты валкообразователя, а также разбрасывающего механизма. Нормальным считается такое положение, при котором разбрасывающий механизм и валкообразователь в процессе работы не захватывают с поверхности поля почву.
Регулировка натяжения цепей привода разбрасывателя ведётся посредством перемещения натяжной звёздочки в пазу кронштейна. Прогиб цепи привода 15-20 мм. Регулировка рабочего хода проталкивателя осуществляется за счёт изменения положения хомутиков-упоров на планке золотникового устройства.
Установка дозы внесения органических удобрений происходит в поле в процессе пробных проходов агрегата (без разбрасывателя) путём подбора величины дозирующего окна валкообразователя. О правильной регулировке дозирующего ока свидетельствует вытягивание в равномерный валок удобрений от одной кучи до следующей кучи. Допустимая прерывистость валка достигает 1,5 м.
Источник
Сельское хозяйство
Разбрасыватель-валкователь РУН-15А формирует из куч валок органическ удобрений и разбрасывает их.
Валкообразователь состоит из двух отвалов (рис. VI. 10) толкателя 2 с гидроприводом 3 и дозирующих заслонок. Валкообразователь опирается на два копирующих колеса 9.
Разбрасывающее устройство в виде двух четырехлопастных роторов в рабочем положении поддерживается катками (рис. VI. 10, 6), регулируемыми по высоте. Разбрасывающее устройство присоединяется к механизму навески трактора по трехточечной схеме и приводится в действие от ВОМ трактора
Удобрения транспортными средствами равной грузоподъемности вывозят на размеченное поле, где в определенных местах после маркировки поля выгружают в шахматном порядке в кучи. Расстояние между радями 20—25 м, между кучами в ряду в зависимости от нормы внесения (табл. У1.9).
Расстояние между кучами, м ТАБЛИЦА У1.9
Если фактическая ширина разбрасывания или масса куч отличается от табличных данных, то расстояние между кучами определяют по формуле:
Где G’ — масса кучи, т;
Вр — расстояние между рядами куч, м; Q — норма внесения, т/га.
Разбрасывающее устройство устанавливают симметрично относительно продольной оси трактора стяжными муфтами ограничительных цепей; регулировкой длины центральной тяги днище располагают горизонтально. Для копирования рельефа поля нужно вынуть палец, соединяющий рычаг штока гидроцилиндра с рычагом подъема механизма навески трактора.
Для регулировки включения толкателя 2 его поднимают в верхнее положение и гайками 7 тяги 8 сжимают пружину 6 до переключения штока. Так же регулируют гайками 4 толкатель в нижнем положении. Толкатель работает при установке рукояток управления валкообразователем и разбрасывателем в нейтральное положение.
Длина пружины предохранительной муфты привода разбрасываемого механизма должна быть 125 мм. Прогиб приводных цепей не должен превышать 15-20 мм.
Для минимальных норм разбрасывания удобрений частота вращения роторов 500 об/мин, для повышенных 320 об/мин. Это достигается сменой звездочек на валах роторов.
При первом проходе РУН-15А регулируют по высоте катки валкователя и разбрасывателя, чтобы они не захватывали почву.
В зависимости от физико-механических свойств удобрений величину дозируюшего окна регулируют боковыми и верхними заслонками. Ширина окна изменяется в пределах 28—70 см.
При правильно подобранной величине дозирующего окна масса одной кучи должна быть вытянута в равномерный валок до следующей кучи с прерывистостью до 1,5 м. При пробных проходах роторы поднимают в транспортное положение. Если процесс валкообразования протекает нормально, толкатель не включают.
Кучи удобрений массой 3—4 т разбрасывают за два прохода: при первом формируют валок, при втором оправляют и разбрасывают его.
Кучи удобрений массой 4—6 т рекомендуется разрезать пополам; первый проход — отделение и разбрасывание половины кучи; второй — подбор и разбрасывание остального.
При сильном ветре, направленном вдоль движения агрегата, первым проходом по ветру формируют валок, а обратным (против ветра) разбрасывают удобрения.
Источник
Машины для внесения твёрдых органических удобрений
Внесение органических удобрений производится по большей части по перевалочной и прямоточной технологическим схемам. В южных (степных) районах используется двухфазная технология, когда удобрения вывозятся самосвалами, раскладываются по полю кучами (в определённом порядке) и затем распределяются валкователями-разбрасывателями.
Для буртования, а также погрузки твёрдых органических удобрений применяются погрузчики-экскаваторы ПЭА-1 и ПЭ-0,8Б, фронтальные погрузчики ПФ-0,75; ПФ-0,5; ПФП-2; ПФТ-1,2 и погрузчик непрерывного действия ПНД-250.
Машины для внесения твёрдых органических удобрений могут быть двух типов:
1) кузовные разбрасыватели;
2) разбрасыватели из куч.
Среди кузовных разбрасывателей наибольшее распространение получили машины следующих типов: ПРТ (ПРТ-16М, ПРТ-10-1); РОУ (РОУ-6А), МТТ (МТТ-19, МТТ-13), которые различаются конструктивно и по грузоподъёмности. Они смонтированы на одно- либо двухосных прицепах, которые в основном изготовлены как универсальные, то есть после демонтажа разбрасывающих устройств эти машины можно использовать как тракторные (саморазгружающиеся) прицепы и полуприцепы.
Рис. 1. Рабочий процесс навозоразбрасывателя (схема).
1) – Нижний барабан;
2) – Верхний барабан;
Процесс работы навозоразбрасывателя: верхняя часть транспортёра (3) [рис. 1] перемещает удобрения, которые находятся в кузове (4) слоем H, с малой скоростью uтр, к разбрасывающему устройству, состоящему из пары шнеколопастных барабанов (нижнего (1) измельчающего и верхнего (2) разбрасывающего). Одновременно с этим лопасти барабана (1) активно рыхлят навоз и подают разрыхлённую и измельчённую массу на барабан (2), который разбрасывает её по полю. Ввиду того, что шнековая навивка на барабане расходится влево и вправо от оси симметрии навозоразбрасывателя к периферии, то ширина Bр полосы разброса удобрений в значительной мере превышает ширину Bк кузова: Bр >> Bк. Следовательно, в состав навозоразбрасывателя входит пара основных рабочих органов – дозатор и разбрасыватель.
Дозирующие устройства. В широко используемых кузовных разбрасывателях в качестве дозирующих устройств используются цепочно-планчатые (цепочно-прутковые и цепочно-скребковые) транспортёры, которые размещаются на дне питающих ёмкостей (полуприцепов и прицепов).
Секундная подача удобрений q транспортёром имеет прямую зависимость от его скорости uтр, толщины кузова Bк, толщины H слоя удобрений (высота кузова) и их плотности p:
Привод транспортёра осуществляется от кривошипно-ползунного и храпового механизмов.
Рис. 2. Механизм привода транспортёра навозоразбрасывателя:
1) – Храповое колесо;
3) – Предохранительная собачка;
5) – Кулисный механизм кривошипа;
6) – Вал кривошипа;
7) – Ведущая собачка;
На ведущем валу (2) [рис. 2] транспортёра жёстко закреплено храповое колесо (1). Вал (6) кривошипа соединён с валом редуктора, получающего привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора. При рабочем движении собачка (7) упирается в зуб колеса и вместе с ним поворачивает вал (2) транспортёра. От обратного движения колесо (1) удерживается собачкой (3). Регулировка скорости осуществляется посредством кулисного механизма (5), с помощью которого изменяют эксцентриситет (радиус) пальца кривошипа, а также ход шатуна (8) и амплитуду колебаний коромысла (9). Движение транспортёра при этом прерывистое. При проведении вышеописанной регулировки средняя скорость транспортёра может изменяться в пределах от 0,006 до 0,06 м/с (то есть в 10 раз).
Разбрасывающие устройства используют двух видов:
1) с осью вращения, которая параллельна направлению движения;
2) с осью вращения, которая перпендикулярна направлению движения.
У разбрасывающего устройства первого типа основным рабочим органом при разбрасывании куч является ротор, а при разбрасывании из кузова прицепа – барабан. Ротор обычно имеет четыре лопасти (диаметр 700-1200 мм), его частота вращения – 320-500 мин -1 , а частота вращения барабана составляет 500 мин -1 . Дальность полёта удобрений доходит до 12 м.
У разбрасывающего устройства второго типа основным рабочим органом является битер (барабан), который представляет собой полую трубу с размещёнными на ней рабочими элементами (лента, лопатки и прочее), расположенными слева и справа от её центра по винтовой линии с левой и правой навивками.
Ввиду того, что рабочие поверхности зубьев, лент либо лопаток расположены под углом к оси вращения барабана (то есть под углом подъёма винтовой линии), то возникает боковая составляющая скорости, в связи с чем ширина полосы рассеивания удобрений превышает конструктивную ширину захвата машины – Bр > Bк. Установка рабочих поверхностей под углом 45 град. Позволяет достичь максимальной ширины рассева.
Разбрасыватели кузовного типа агрегатируются с тракторами тяговых классов 1,4-8.
Разбрасыватель РОУ-6А – смонтирован на одноосном прицепе грузоподъёмностью 6 тонн и агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4.
Рис. 3. Разбрасыватель органических удобрений РОУ-6А.
Б) – Вид сзади на рабочий орган;
1) – Передний борт;
2) – Карданный вал;
4) – Натяжной болт;
5) – Приводной вал;
7) – Боковой борт;
9) – Балансирная тележка;
11) – Храповой механизм;
12) – Разбрасывающее устройство;
К основным частям разбрасывателя [рис. 3, А)] относятся: рама (6); ходовая часть; кузов объёмом 3,6 куб. метра; транспортёр-дозатор (8); разбрасывающее устройство (12), механизм привода.
Две колёсные пары на балансирной подвеске образуют ходовую систему машины типа «тандем». Колёса на пневматических шинах оборудованы колодочными тормозами.
На дне кузова смонтирован транспортёр, предназначенный для подачи удобрений к разбрасывающему рабочему органу, а также для разгрузки прицепа, тогда когда он используется в качестве транспортного средства. Он изготовлен из четырёх цепей, которые объединены попарно (в две ветви). На сварных калиброванных цепях закреплены скребки из металла. Каждая ветвь снабжена натяжным устройством. Транспортёр получает привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством кривошипно-ползунного и храпового механизмов.
Разбрасывающее устройство роторного типа [рис. 3, Б)] снабжено собственной рамой с двумя барабанами. На нижнем (измельчающем) барабане (13) закреплена шнековая лента, имеющая прерывистый зубчатый профиль, на верхнем (разбрасывающем) барабане (14) – сплошная. Вращательный момент роторные барабаны получают от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством редуктора и цепных передач.
В процессе работы транспортёр перемещает удобрения к нижнему барабану, который в свою очередь рыхлит, измельчает и затем перебрасывает их через себя. Разбрасывающий барабан (14) подхватывает удобрения и распределяет их по полю (ширина полосы 5-6 м).
Установка дозы внесения удобрений производится путём изменения скорости движения транспортёра и поступательной скорости движения агрегата. Скорость движения транспортёра зависит от радиуса пальца кривошипа механизма привода.
В том случае, когда машина используется в качестве транспортного средства – разбрасывающее устройство заменяется задним бортом.
Разбрасыватель ПРТ-16М – смонтирован на прицепе грузоподъёмностью 15 тонн и агрегатируется с тракторами тягового класса 6.
Рис. 4. Разбрасыватель удобрений ПРТ-16М:
1) – Подкатная тележка;
2) – Самосвальная секция кузова;
4) – Основная секция кузова;
Кузов разбрасывателя ПРТ-16М [рис. 4] состоит из двух секций: основной (4), которая образована боковыми бортами и днищем, а также самосвальной (2). Самосвальная секция шарнирно связана с рамой. Она может поворачиваться вокруг шарниров во время подъёма гидроцилиндром (3).
Подкатная тележка (1) и балансирная подвеска с колёсами составляют ходовую систему машины. Дозирующий транспортёр ПРТ-16М в отличие от разбрасывателя РОУ-6 получает привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством редуктора и цепной передачи.
Изменение скорости движения транспортёра осуществляется за счёт сменных звёздочек (имеют различное число зубьев) установленных на валу привода.
Алгоритм работы разбрасывателя ПРТ-16М. Загрузка разбрасывателя удобрениями и транспортировка его к месту их внесения. Непосредственно на поле тракторист включает вал отбора мощности (ВОМ) и в движении начинает производить разбрасывание удобрений полосой 5-6 м. Причём сначала подача удобрений транспортёром к разбрасывающему органу ведётся только из основной секции. По прошествии 10-15 сек. после начала разбрасывания тракторист производит включение гидроцилиндров опрокидывающего устройства самосвальной секции и удобрения начинают перегружаться в основную секцию. Поступающая масса подхватывается транспортёром и далее подаётся на разбрасывающие органы. После того как самосвальная секция опорожнится, она опускается в исходное положение.
Регулировка дозы внесения удобрений (20-60 т/га) осуществляется путём перестановки звёздочки привода дозирующего транспортёра, а также изменением скорости движения агрегата.
Валкователь-разбрасыватель РУН-15Б применяется для распределения навоза из куч, которые расположены рядами с определённым интервалом, по поверхности поля, что обеспечивает заданную дозу внесения. На переднюю часть гусеничного трактора навешивается валкователь, а на заднюю – разбрасыватель.
Рис. 5. Валкователь-разбрасыватель РУН-15Б:
1) – Боковина валкователя;
4) – Боковина валкователя;
5) – Опорный каток;
Валкователь, который формирует непрерывный валок из куч удобрений, включает в себя правую (4) [рис. 5] и левую (1) боковины, опирающиеся в процессе работы на регулируемые по высоте катки (5). По центру трактора (в конце сходящихся боковин) имеется дозирующее окно для пропуска массы, высота и ширина которого изменяется парой горизонтальных и парой вертикальных заслонок (3) так, чтобы растянуть валок до следующей кучи. Гидрофицированный толкатель, смонтированный над окном, служит для разрушения крупных комьев, а также для выталкивания удобрений из окна. В состав толкателя входят коромысло с наконечником и гидроцилиндр. Штоком гидроцилиндра (с помощью специального переключателя) совершаются возвратно-поступательные движения, вследствие чего наконечником коромысла совершаются колебательные движения и он, проходя в полость дозирующего окна, освобождает его от удобрений.
Удобрения из сформированного валка разбрасываются по полю посредством пары четырёхлопастных роторов (7), которые получают привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора через редуктор (8).
В процессе разбрасывания навоза агрегат перемещается по рядам куч. Навоз, проходя через дозирующее окно, вытягивается под трактором в непрерывный валок. Периодически в работу включается наконечник толкателя, ликвидируя скопление навоза перед окном. Проходное сечение окна валкователя должно обеспечивать формирование равномерного валка по всей длине гона. Навоз захватывается из валка лопастями роторов, измельчается и разбрасывается в обе стороны (ширина полосы 30 м).
Перед тем как разложить навоз по кучам, проводится разметка поля. Расстояние между рядами куч – 25-30 м; между кучами в ряду – 15-60 м (в зависимости от заданной дозы внесения – 20-60 т/га). Рабочая скорость движения агрегата составляет 3-7,5 км/ч.
Источник