Меню

Регуляторы глубины обработки почвы

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы (САРГ) применена на тракторе МТЗ-100 и его модификациях. Она предназначена прежде всего для комбинированного позиционно-силового способа регулирования глубины обработки почвы при любом соотношении составляющих способов — силового и позиционного. Кроме того, САРГ обеспечивает режим ГСВ, работу по высотному, силовому, позиционному, высотно-силовому и высотно-позиционному способам, а следовательно, является универсальной системой управления механизмом навески трактора .

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы имеет датчики 1 ( рис. 167 ) позиционного и 3 силового регулирования, а также датчик давления масла в штоковой (подъемной) полости основного гидроцилиндра 34. Датчики 1 позиционного и 3 силового регулирования управляют золотником 31 регулятора не только раздельно, как на тракторе МТЗ-80, но и одновременно. Для этого на крышке корпуса заднего моста трактора установлен механический сумматор сигналов. Он состоит из шлицевого валика 5, суммирующего рычага 6, коромысла 7 и свободно сидящих на подшипниках рычагов 4 и 8, соединенных соответственно с датчиками 3 и 1. Суммирующий рычаг 6, приводимый в движение коромыслом 7, поворачивает шлицевой валик 5, соединенный через переключатель 12 (в положении Р) с винтом 11 привода золотника 31. Положение суммирующего рычага 6 на валике 5 и коромысле 7 изменяют рукояткой 2 из кабины через рычажно-тросовый привод.

При крайнем правом положении рукоятки 2 суммирующий рычаг 6 прижимается к рычагу 4 датчика 3 и поворачивается только этим рычагом. Данное положение соответствует силовому способу регулирования.

При крайнем левом положении рукоятки 2 суммирующий рычаг 6 прижимается к рычагу 8 датчика 1 и поворачивается только им. Это соответствует позиционному способу регулирования.

Рис. 167. Схема САРГ трактора МТЗ-100: 1 — датчик позиционного регулирования; 2 — рукоятка управления сумматором сигналов: 3 — датчик силового регулирования: 4, 6 и 8 — рычаги сумматора сигналов; 5 — шлицевой валик; 7 — коромысло; 9 — гидроаккумулятор с датчиком давления: 10 — гайка-упор золотника; 11— винт привода золотника; 12 — переключатель; 13 — маховичок регулирования скорости коррекции; 14 — золотник управления основным гидроцилиндром; 15, 26, 27 и 33 — обратные клапаны; 16 — перепускной клапан; 17 —дроссель (калиброванное отверстие): 18 и 21 — предохранительные клапаны; 19 —золотник управления левым выносным гидроцилиндром; 20 — золотник управления правым выносным гидроцилиндром: 22 — фильтр: 23 — бак; 24 — насос; 25 — золотник клапана приоритета; 28 — гильза; 29 — гайка-упор гильзы; 30 —рукоятка управления регулятором; 31 — золотник регулятора; 32 — запорный клапан; 34 — основной гидроцилиндр; 35 — кран.

В любом промежуточном положении рукоятки 2 поворот суммирующего рычага 6, валика 5 и винта 11 одновременно зависит от длин правого и левого плеч коромысла 7, направления и угла их поворота рычагами 4 и 8. Такие формирование и передача к золотнику суммарного сигнала соответствуют комбинированному позиционно-силовому способу регулирования положения механизма задней навески трактора за счет изменения регулятором давления масла в штоковой полости гидроцилиндра 34.

Регулятор САРГ отличается от рассмотренного ранее регулятора, применяемого на тракторах МТЗ-80, ЮМЗ-6Л и Т-30, наличием клапана приоритета с обратным клапаном 26 в золотнике 25 и маховичка 13 (вместо поворотного крана), а также конструкцией гильзы 28, золотника 31, деталей их привода и корпуса.

Позиционно-силовой способ регулирования обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, левом положении переключателя 12, открытом кране 35, промежуточном положении рукояток 2 и 30.

Управляющий (основной) поток масла от насоса 24 через стержневой (обратный) клапан 15 и дроссель 17 в плунжере перепускного клапана 16, канал управления распределителя и трубопровод малого сечения подводится в правую полость клапана приоритета. Из этой полости через обратный 27 и запорный 32 клапаны масло поступает в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 и частично или полностью сливается через радиальные отверстия в золотнике 31.

Под давлением масла в правой полости золотник 25 клапана приоритета смещается влево, дополнительно сжимая пружину. При этом левая полость канавкой золотника сообщается с центральной.

Дополнительный поток масла от насоса 24, минуя распределитель, поступает в левую полость клапана приоритета, а из нее через канавку золотника 25, центральную полость и обратный клапан 33 — в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34. Часть масла сливается через приоткрытые золотником 31 правые отверстия в гильзе 28.

При увеличении удельного сопротивления почвы и неизменном положении рукояток 2 и 30 датчик 3 силового регулирования формирует такой же сигнал коррекции на подъем, как и на тракторе МТЗ-80.

Однако при этом угол поворота шлицевого валика 5 коромыслом 7 тем меньше, чем больше влево от рычага 4 смещен суммирующий рычаг 6. В результате коррекция на подъем оказывается частичной при возрастающем тяговом сопротивлении, но при уменьшенном выглублении рабочих органов машины. Скорость коррекции регулируют маховичком 13.

Среднюю глубину обработки почвы задают рукояткой 30. При ее повороте вперед гильза 28 перемещается вправо, гидравлическое сопротивление сливу масла и его подпор уменьшаются и рабочие органы заглубляются.

Силовой или позиционный способ регулирования выбирают, поворачивая рукоятку 2 соответственно вправо или влево.

Включение любого золотника распределителя вызывает выключение регулятора клапаном приоритета. Предпочтение (приоритет) распределителя регулятору обусловлено необходимостью управления выносными гидроцилиндрами, что обеспечивается перекрытием канала управления золотниками 14, 19 или 20. При этом управляющий поток масла в регулятор не поступает, золотник 25 под действием пружины смещается вправо и выключает дополнительный поток. Масло из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 начинает сливаться, а рабочие органы машины — заглубляться. Золотник 31 под действием датчиков 1 и 3 смещается вправо, радиальные сливные отверстия золотника и гильзы 28 закрываются. Заглубление прекращается.

После установки золотников распределителя в нейтральное положение работа регулятора возобновляется без изменения его настройки.

Режим ГСВ обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, правом положении переключателя 12, открытом кране 35 и положении рукоятки 30 в зоне регулирования.

В начале гона рукоятку 30 поворачивают вперед, минуя регулируемый упор. При этом гильза 28 под действием пружины перемещается вправо, обеспечивая слив масла из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 через правый и средний ряды радиальных отверстий. Управляющий поток масла из правой полости клапана приоритета через обратный клапан 27 тоже сливается через отверстия гильзы, а дополнительный поток — через левый ее торец. Такое положение регулятора аналогично «плавающему» положению золотника распределителя.

После заглубления рабочих органов рукоятку 30 поворачивают назад в такое положение, ограниченное упором, при котором опорные колеса навесной машины катятся без отрыва от почвы. При этом золотник 31, управляемый гидроаккумулятором 9 как датчиком, поддерживает давление в штоковой полости гидроцилиндра 34 постоянным. Такой режим работы регулятора по результату действия аналогичен включению ГСВ трактора МТЗ-80.

В конце гона рукоятку 30 поворачивают в крайнее заднее положение («Подъем»), удерживают его и после подъема машины отпускают. Рукоятка устанавливается в нейтральное положение, при котором гильза 28 смещается влево, а толкатель клапана 32 входит в ее правую канавку. Запорный 32 и обратный 33 клапаны закрываются, отключая гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 от регулятора.

Источник

РЕГУЛЯТОРЫ ГЛУБИНЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

Высотное регулированиезаключается в установке специального опорного колеса навесной машины на различную высоту в зависимости от глубины обработки. Рычаг гидрораспределителя устанавливают в положение «Плавающее». Опорное колесо, копируя рельеф поля, сохраняет заданную глубину обработки. Навесную гидросистему исполь­зуют только для подъема машины. Высотное регулирование применяют традиционно, не используя возможность уменьшения буксования веду­щих колес трактора за счет их догрузки навесной машиной.

Силовое регулированиеприменяют с целью догрузки ведущих колес трактора навесной машиной при одновременной защите трактора и навесной машины от тяговых перегрузок. При силовом регулировании заданное тяговое сопротивление поддерживается постоянным за счет автоматического изменения глубины обработки почвы.

Позиционное регулированиезаключается в установке навесной ма­шины и удержании ее во время работы в заданном положении (позиции) по высоте относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления. Его применяют, если требуется точная установка машины относительно остова трактора и при обработке полей с ровным релье­фом.

Комбинированное регулированиепредполагает использование двух различных способов для машин, навешиваемых на трактор и снабжен­ных опорными колесами. Способы называют высотно-силовым или высотно-позиционным в зависимости от того, какой регулятор включен в работу. Такая комбинация исключает поперечные перекосы машины, улучшает прямолинейность движения агрегата и создает лучшие усло­вия для копирования рельефа в поперечном направлении (особенно при работе с широкозахватными машинами).

Регулятор I (рис. 84) трактора МТЗ-80 установлен на кронштейне цилиндра и представляет собой гидрораспределитель. Он соединен трубопроводами Л и Б с гидроцилиндром II; Г и Д — с распредели­телем III; Ж и Е — с гидроувеличителем сцепного веса VII и гидро­аккумулятором VI, масляным баком V и насосом IV. В его корпусе расположена подвижная гильза 4, в которой перемещается золотник 8. Пружина 3 отжимает гильзу и золотник 8 в противоположные стороны к гайкам 10 золотника и гильзы, навернутым на винты 14 и 1.

При повороте винтов гайки перемещаются в горизонтальном направ­лении вместе с золотником или гильзой. Винт 14 золотника рукояткой переключателя 13 соединяют с рычагами 11 или 12, которые через тяги 29 и 30 связаны с датчиками позиционного или силового ре­гулирования.

Винт 1 гильзы соединен с рычагом 17. На секторе 19 управления выделена «Зона регулирования». Кроме этого положения рычаг 17 мож­но зафиксировать в положениях «Регулятор выключен» и «Подъем». Во время работы рукоятку устанавливают в «Зоне регулирования» сектора управления в зависимости от заданной глубины обработки. Перемещая ее вперед, глубина обработки почвы увеличивается. При достижении нужной глубины обработки рычаг закрепляют на секторе 19 с помощью маховика-ограничителя.

В регуляторе I предусмотрен кран 15, с помощью которого регу­лируют скорость коррекции на подъем. Чем больше он закрыт, тем боль­ше масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше ее скорость.

При силовом и позиционном регулировании гидроцилиндром управ­ляют только через рукоятку 24. Распределитель III в процессе работы регулятора переводят в положение «Нейтральное», а ГСВ VII — в положение «ГСВ выключен» или «Заперто».

Силовое регулирование глубины обработки почвы трактора МТЗ-80 состоит в следующем. Центральная (верхняя) тяга 31 механизма навески через серьгу 23 и пластинчатую пружину 25 соединена с корпу­сом заднего моста. Изменение тягового сопротивления машины пере­дается центральной тяге и воспринимается (при сжатии) пластинчатой пружиной или (при растяжении) четырьмя цилиндрическими пружина­ми 26. Поводком 27, тягой 30 и рычагом 12 деформация передается винту 14 и золотнику 8.

В положении рычага 17 «Регулятор выключен» при силовом регули­ровании глубины обработки почвы регулятор I не оказывает действия на работу гидросистемы и ею управляют через распределитель III и ГСВ. В положении рычага 17 «Зона регулирования» плуг под действием своей массы опускается и масло сливается в бак V из нагнетательной полости силового цилиндра по трубопроводу А через регулятор I и трубопровод Е. При отклонении положения плуга от заданного изме­няются тяговое сопротивление и сила, воздействующая на серьгу 23.

Рис. 84. Схема работы регулятора глубины обработки почвы трактора МТЗ-80:

а — схема действия; б — механизм рукоятки управления регулятором; в — механизм датчиков; 1 — винт гильзы; 2 — гайка гильзы; 3 — распорная пружина; 4 — гильза; 5 — запорный клапан; 6 — толкатель; 7 — обратный клапан; 8 — золотник; 9 — корпус регу­лятора; 10—гайка золотника; 11 — рычаг позиционного регулирования; 12—рычаг силового регулирования; 13 — переключатель; 14 — винт золотника; 15 — регулирующий кран; 16—обратный клапан; 17—рычаг управления регулятором; 18—валик управ­ления; 19 — сектор; 20 — тяга; 21 — рычаг поворотного вала; 22 — палец; 23 — серьга; 24 — ось серьги; 25 — пластинчатая пружина; 26—цилиндрическая пружина; 27 — по­водок; 28 — детали привода; 29 — позиционная тяга; 30 — силовая тяга; 31 — верхняя тяга навески; 32 — перепускной клапан; I—регулятор; II — гидроцилиндр; III—рас­пределитель, IV — насос, V—бак; VI—гидроаккумулятор; VII—ГСВ; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, Л, М, Н и П — трубопроводы; К — отводной канал

В процессе заглубления плуга сверх установленной нормы силы, воздействующие на серьгу, увеличиваются. Пластинчатая пружина 25 сжимается, и серьга 23 через поводок 27, тягу 30 и рычаг 12 поворачи­вает винт 14 золотника. Гайка 10, перемещенная винтом вправо, пере­водит золотник 8 из положения «Нейтральное» вправо. Отверстия, через которые масло поступало из трубопровода Д на слив, перекрываются, поэтому от давления рабочей жидкости открывается клапан 16. По коль­цевой выточке корпуса регулятора она подается в трубопровод А. Масло от насоса IV по магистралям М и В проходит через кран 15 коррекции и клапан 7 также в трубопровод А. Далее оно подается в полость нагнетания гидроцилиндра, уменьшая заглубление плуга. Давление на центральную тягу 31 и серьгу 23 уменьшается, и датчик силового регулирования возвращает золотник в положение «Нейтраль­ное» через тяги и детали привода. Выглубление плуга прекратится.

При уменьшении глубины обработки почвы по сравнению с установ­ленной силы, воздействующие на центральную тягу 31. и серьгу 23, уменьшатся. С помощью датчика через поводок 27, тягу 30 и рычаг 12 винт 14 повернется в противоположную сторону. Гайка 10 переместится влево, и пружина 3 передвинет золотник 8 в ту же сторону. Нагнета­тельная полость гидроцилиндра через трубопровод А соединяется со сливным трубопроводом Е, и рабочая жидкость идет на слив в бак V.Плуг заглубится до установленной нормы, и золотник 8 вернется в поло­жение «Нейтральное».

В положении рычага 17 «Подъем» винт 1 поворачивается рычагом 17 и гайка винта перемещает гильзу 4 влево. Трубопровод Д перекрывает­ся. Давление масла в нем повышается, заставляя перепускной клапан распределителя III закрыться. Рабочая жидкость пойдет в регулятор I от насоса IV по трубопроводу В.

Минуя кран 15, масло по выточкам в гильзе 4 и золотнике 8 откроет клапан 7 и по трубопроводу А будет подаваться в нагнета­тельную полость гидроцилиндра II. Масло из противоположной полости цилиндра по трубопроводу Б попадает в полость золотника 8 и по трубопроводу Е — в бак V. Плуг поднимется. После окончания подъема рычаг 17 опускают. Под действием пружины 3 он установится в положение «Регулятор выключен» автоматически. Это обеспечивается тем, что резьба на винтах и гайках многозаходная и несамотормозя­щаяся.

Позиционное регулирование трактора МТЗ-80 протекает аналогично, но рукоятку переключателя 13 отклоняют вправо до зацепления с рыча­гом 11. Винтом 14 золотника будет управлять датчик позиционного регулирования (поворотный рычаг верхнего вала механизма навески), при перемещении которого сигнал на винт 14 будет передаваться через тягу 29 и рычаг 11. Когда переключатель 13 находится в вертикальном положении и удерживается в нем фиксатором, рычаги 11 и 12 не передают усилия на золотник и регулятор не действует.

При позиционном способе регулирования кран 15 ставят на макси­мальную степень коррекции, повернув вперед (по ходу трактора). Если такое положение крана оставить при силовом регулировании, то увеличится скорость выглубления рабочих органов машины. В процессе работы на почвах с часто меняющейся плотностью необходимо умень­шать скорость выглубления рабочих органов до устранения толчков при коррекции.

При длительных переездах трактора с навешенной машиной ры­чаг 17 фиксируют в положении «Регулятор выключен».

Для увеличения чувствительности датчика, когда тяговое сопротив­ление навесных машин невелико, центральную тягу присоединяют к верхнему отверстию серьги 23, увеличивая длину плеча рычага. Если на тяжелых почвах плуг недостаточно заглубляется, то тягу 31 пере­ставляют в более низкое отверстие на серьге 23.

В случае работы трактора с силовым или позиционным регулирова­нием масса навешенной машины и вертикальные силы, действующие на их рабочие органы, передаются на задний мост трактора, увеличивая его сцепной вес. Это значительно уменьшает буксование ведущих колес.

Источник

Читайте также:  Органическое удобрение как развести
Adblock
detector