1. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к :а — биотическим факторам,
1. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к :
а — биотическим факторам,
б — абиотическим факторам
в — антропогенным факторам
2. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне, поэтому что и те и иные:
а — поедают растительноядных животных,
б — имеют крупные размеры
в — их рацион разнороден
3. Сигналом к сезонным изменениям для растений и и животных является:
а — температура,
б — количество пищи
в — длина светового денька
4. Составляющие экосистемы, поедающие готовые органические вещества, называются:
а — редуцентами,
б — консументами
в — продуцентами
5. Био продуктивность биогеоценоза определяется:
а — многообразием растений и позвоночных животных,
б — численностью насекомых,
в — биомассой
6. К организмам, первыми заселяющим скальные породы относятся:
а — мхи, папоротники,
б -лишайники, водоросли,
в — грибы
7. В результате формирования зрелого биоценоза продуктивность экосистемы:
а — убавляется,
б — остается неизменной,
в — возрастает
8. Озоновый слой размещен в :
а — тропосфере,
б — стратосфере,
в — ионосфере
9. Миграцию основных биогенных частей создают:
а — многоклеточные организмы,
б — микроорганизмы
в — население земли
10. К универсальным биогенным элементам не относятся:
а — углерод,
б — бор
в — кислород
11. Перевоплощение атмосферного азота в азот органических соединений происходит в итоге деятельности микробов:
а — аммонифицирующих,
б — нитрифицирующих
в — азотфиксирующих
12. Наименьшая плотность жизни на суше наблюдается в:
а — тундре,
б — тайге,
в — тропическом лесу
13. Агроценоз отличается от биогеоценоза:
а — главными компонентами,
б — главный движущей силой эволюции,
в — экологической пирамидой
14. Наибольшая плотность жизни наблюдается:
а — в литосфере,
б — в гидросфере
в — на границе раздела сред
15. Загрязнение окружающей среды ядохимикатами более небезопасно для:
а — продуцентов,
б — конументов 1 порядка,
в — конументов высших порядков
16. Учение о биосфере сотворено трудами:
а — Вернадского
б — Опарина
в — Мечникова
17. Верно составленная пищевая цепь:
а — растение — жук-короед — сова — иволга
б — растение — жук-короед — иволга — сова
в — растение — иволга — жук-короед — сова
18. Биогеоценозом именуют:
а — совокупность растений на однородном участке земли
б — совокупность растений, животных, грибов, микробов
в — группу популяций различных видов, населяющих определенную местность, и окружающую их среду
Источник
Олимпиада по экологии, 7-8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Олимпиада по экологии, 7-8 класс
Данный документ содержит задания олимпиады, в которых жирным шрифтом выделены правильные ответы.
I . Выберите один правильный ответ из нескольких возможных
1.Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат:
а) минеральные вещества;
б) солнечный свет;
в) пищевые объекты.
2.Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:
а) биотическим факторам;
б) абиотическим факторам;
в) антропогенным факторам.
3. Жизнь в поверхностных слоях открытого океана часто ограничивается:
б) недостатком света;
в) количеством питательных веществ.
4. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне потому, что те и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) имеют крупные размеры;
в) рацион их разнообразен.
5. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является:
б) количество пищи;
6. Истинными редуцентами в биоценозах являются:
в) бактерии и грибы.
7. К организмам, первыми заселяющими скальные породы, относятся:
а) мхи, папоротники;
б) лишайники и водоросли;
8. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:
9. Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере Земли:
б) углекислого газа;
10. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
а) климатические сдвиги;
б) образование ископаемых остатков;
в) появление озоновых дыр.
11. Основной причиной демографического взрыва служит:
а) повышение рождаемости;
б) занятие новых территорий обитания;
в) снижение смертности.
12. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле:
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) гелий;
г) ионы калия;
д) газообразный азот.
13. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):
а) на свежевспаханном поле;
б) на спелом пшеничном поле;
в) на невыпасном лугу;
г) на выпасном лугу?
14. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов:
а) щука и карась;
б) лев и зебра;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
д) шакал и гриф.
15. Выберите значение, оценивающее показатель плотности населения популяции:
а) 20 особей;
б) 20 особей на гектар;
в) 20 особей на 100 размножающихся самок;
г) 20%;
д) 20 особей на 100 ловушек;
е) 20 особей в год.
16. Зайцы-беляки и зайцы-русаки, обитающие на одной территории, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции двух видов;
в) две популяции одного вида;
г) одну популяцию разных видов.
17. Ученый, который ввел в науку понятие «экосистема»:
а) А.Тенсли;
б) В.Докучаев;
в) К.Мебиус;
г) В.Иогансен.
18.Организмы, не являющиеся абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и др.):
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты.
19.Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания
а) организменный II . Определите правильность представленного утверждения (подчеркните правильный ответ и дайте обоснование Вашего выбора)
21. Азот из атмосферы может поступать в почву и воду за счет фотосинтеза.
(Ответ нет, потому что, азот из атмосферы может поступать в почву иводу за счет другого процесса – азотофиксации, происходящего при участии клубеньковых бактерий-азотофиксаторов).
22. Загрязнение окружающей среды пестицидами относятся к физическомутипу.
(Ответ нет, потому что пестициды (ядохимикаты) – химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве для борьбы, например, с вредителями растений.Следовательно, такое загрязнение относится к химическому типу).
III . Выберите правильное утверждение. Ответ обоснуйте. Объясните почему остальные утверждения неверные (дайте обоснование каждого неверного утверждения)
Конкурсное задание № 3 заключается в выборе единственного правильноговарианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать правильный ответ, но и письменно обосновать свой выбор, опираясь на свои знания и опыт.
Для удобства проверки Вашего обоснования текст желательно разбитьна четыре коротких абзаца – по числу проанализированных Вами вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]».
23. Основываясь на определении экологии выберите правильное утверждение:
а) экология представляет собой науку об отношении человека и общества;
б) в нашей республике в последнее время отмечается улучшение экологии;
в) экология становится теоретической основой природопользования;
г) экология это наука о взаимоотношении видов друг с другом.
( Ответ в) – является верным.
Ответ а) не является верным, т.к. экология не является наукой об отношении человека и общества. Исследованием этой проблемы занимается социология.
Ответ б) не является верным. Экология представляет собой одну из важнейших научных дисциплин, которая дает возможность охарактеризовать с экологических позиций сосотояние любой территории. Экологическая ситуация может быть как удовлетворителдьная, так и неудовлетворительная. Но словосочетания «плохая экология», «улучшение экологии» в этом аспекте представляют собой жаргоны).
Ответ в) является верным, т.к. природопользование важнейшая отрасль человеческой деятельности, которая должна основываться как на знании возможностей экологических систем в отношении удовлетворения разнообразных потребностей человека, так и на знании возможных последствий использования этих возможностей. Именно экология дает ответы на эти вопросы, являясь теоретической основой природопользования.
Ответ г) не является верным. Экология – наука о взаимоотношении видов как с окружающей средой, так и друг с другом).
24. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. Наиболее вероятной причиной этому является:
а) пестициды перестают быть эффективными в результате привыкания к ним вредителей сельскохозяйственных культур;
б) пестициды подавляют как вредителей, так и одновременно их естественных регуляторов (хищников и паразитов);
в) пестициды в первый год оказывают угнетающее действие, а на второй год стимулируют развитие вредителей;
г) пестициды усиливают репродуктивные функции вредителей.
(Ответ б) является верным.
Ответ а) не является верным, т.к.как правило используют современные пестициды, эффективно воздействующие на вредителей. При этом пестициды, в отношении которых наблюдается привыкание вредителей, изымаются из использования.
Ответ б) является верным. Многие пестициды являются ядами широкого спектра действия и могут уничтожать не только вредителей, сельскохозяйственных культур, но и их естественных врагов. (хищников). Поэтому на следующий год может наблюдаться вспышка численности сельскохозяйственных вредителей, лишенных пресса хищников.
Ответ в) не является верным. Действительно многие пестициды в очень малых количествах могут проявлять стимулирующее действие. Поэтому пестициды всегда используют в концентрациях, на порядки превышающие стимулирующие дозы.
Ответ г) не является верным, т.к. пестициды подавляют не только функционирование вредителей, но и нарушают их репродуктивную функцию).
IV .Установите соответствие.Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв в порядке возрастания цифр.
25. Определите местообитания живых организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв в порядке возрастания цифр.
1. Бурый медведь А. Лес
3. Рожь В. Болото
4. Сосна Г. Пустыня
Критерии оценивания олимпиадных заданий
I . Оценивание задач закрытого типа — выбора правильного ответа из 3-4-хвозможных — выбор правильного ответа — 1 балл.
II . Оценивание правильности выбора утверждений «да» или «нет» и егообоснования
Кол-во задач – 2 (Максимальное кол-во баллов за задачу – 3)
Шкала для проверки конкурсной задачи
с выбором и обоснованием ответа
III . Оценивание задач с выбором ответа и обоснованием
Кол-во задач – 2 (Максимальное кол-во баллов за задачу – 3)
Шкала для проверки конкурсных тестовых задач
по экологии с обоснованием ответа
Задания с обоснованием ответа могут включать задачи как с обоснованием одного (правильного) ответа, так и с обоснованием всех (как правильного, так и трех вариантов неправильных) ответов.
IV .Установите соответствие
Выбор правильного ответа — 1 балл. Кол-во задач – 1 (Максимальное кол-во баллов за задачу – 1)
Источник