Методическая разработка урока «Рельеф Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока «Рельеф Земли»по окружающему миру , УМК «Начальная школа XXI века», 4класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Рельеф Земли» | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс
(Учитель начальных классов МБОУ- СОШ №3 г.Аркадака Строич Раиса Викторовна)
Тема: РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф Земли», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, презентация, контурная карта, тесты, карточки.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
III. Повторение изученного.
Работа в группах по карточкам.
IV.Актуализация знаний. (Слайд1)
-Прочитайте четверостишие. О чём оно?
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
А что мы увидим? (Её поверхность)
-Сформулируйте тему и цели урока.
V.Формирование новых знаний . (Слайд2)
1. Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?»
2.Работа в парах.
– Для чего созданы глобус и карта?
– Что обозначают на глобусе и карте?
– Что значит выражение «читать карту»?
– Почему вы не путаете сушу и воду?
– П оверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Как вы это определили?
– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.
– Как меняется цвет на карте?
– От чего это зависит?
– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?
– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?
– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.
4.Работа в группах по карте. Равнины.
1) Восточно – Европейская равнина.(Слайд 3- 4)
Почему так назвали? Что значит равнина? Каким цветом обозначена равнина? Вся ли поверхность ровная?
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, на юге — Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге — Кавказом, на востоке — Уралом и Мугоджарами. В геологическом отношении соответствует Восточно-Европейской платформе. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине — Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге — овражно-балочный рельеф. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части — в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток — в зонах полупустыни и пустыни (Прикаспийская низм.).
2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайд 5- 6)
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.
Что вы можете о ней рассказать? Проверим высказывания по учебнику с.34.
3) Какие реки протекают? Составьте схему реки. (Проверка Слайд 7)
1)Выскажем предположение с.35 учебника.
2)Уральские горы. (Слайд 9- 11)
Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора — НАРОДНАЯ. Высотой 1895 м. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.
3)Кавказские горы.(Слайд 12-13)
Самая высокая гора — Эльбрус, её высота 5642м.
4)Алтай, Саяны.(Слайд 14-15)
АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и Юж. — Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.
6.Плоскогорья. (Слайд 16-19)
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, но это тоже равнина, хотя не совсем обычная.
Просмотр видео «Байкал»
-Что нового узнали?( воспитательная работа)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)
Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?
Какое значение имеет рельеф для жизни людей и их жизнедеятельности?
1.По учебнику с.32-37, обратить внимание на ту информацию, которая на уроке не прозвучала.
2.Рабочая тетрадь: выполнить задания по контурной карте.
3. Приготовить презентацию по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Земля имеет форму шара
Цели урока:способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.Задачи: Образовательные:познакомить учащихся .
методическая разработка урока окружающего мира по теме «Чем Земля отличается от других планет»
Урок-исследование по УМК «Начальная школа XXI века» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «День рождения Земли»
Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления.
Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет.
Методическая разработка урока окружающего мира по теме — формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!» ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «День Земли»
Разработка внеклассного мероприятия «День Земли».
Источник
Урок «Почвы России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
1.Филинюк Елена Александровна
2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»
3. Окружающий мир
4. 4 класс «Начальная школа 21 века»
5.Тема: Почвы России
6.Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Почвы России» | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Филинюк Елена Александровна
2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»
3. Окружающий мир
4. 4 класс «Начальная школа 21 века»
5.Тема: Почвы России
6.Урок изучения нового материала
С оздать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Предметные Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
Оборудование: Ноутбук, экран, проектор;
Методы и формы работы: О бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах
Продолжительность: 45 мин
1.Организационный момент (1 мин)
— Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение?
— Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока, а если у вас плохое настроение пусть этот урок принесет вам только положительные эмоции и поднимет настроение.
2. Проверка домашнего задания ( 3 мин)
-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.
1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.
О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
Н) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В Арктической зоне растут…
И) кедры, берёзы, черёмуха
Ч) лишайники, мхи, полярный мак
Р) бузина, орешник, айва
4. Самую большую территорию занимают ..
У) смешанные леса;
Д) широколиственные леса.
5. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:
-Ребята, какое слово у вас получилось? (Почва)
— Ребята о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Тема урока «Почвы России»
— А что вы знаете о почве? Ответ на этот вопрос вы запишите в таблицы ЗХУ. Заполните первый столбик «Знаю». В этот столбик запишите все, что вы знаете о Почве. (дети работают самостоятельно 2 мин)
(заслушиваются ответы детей)
-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке? Заполните второй столбик «Хочу знать». (2 мин, заслушиваются ответы детей).
-Ребята а где мы можем получить ответы на ваши вопросы? (в учебники, словаре, энциклопедии…).
-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.
-На партах у вас лежат словари, найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает.
Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.
-А что значит плодородный слой? (ответы детей)
— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета)
— Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ)
— А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы)
Практическая работа в группах (4 группы).Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.
|
|
|
|