Меню

Рельеф почвы 4 класс окружающий мир

Методическая разработка урока «Рельеф Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока «Рельеф Земли»по окружающему миру , УМК «Начальная школа XXI века», 4класс

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Рельеф Земли» 20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс

(Учитель начальных классов МБОУ- СОШ №3 г.Аркадака Строич Раиса Викторовна)

Тема: РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф Земли», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, презентация, контурная карта, тесты, карточки.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

III. Повторение изученного.

Работа в группах по карточкам.

IV.Актуализация знаний. (Слайд1)

-Прочитайте четверостишие. О чём оно?

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней.

-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

А что мы увидим? (Её поверхность)

-Сформулируйте тему и цели урока.

V.Формирование новых знаний . (Слайд2)

1. Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?»

2.Работа в парах.

– Для чего созданы глобус и карта?

– Что обозначают на глобусе и карте?

– Что значит выражение «читать карту»?

– Почему вы не путаете сушу и воду?

– П оверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Как вы это определили?

– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.

– Как меняется цвет на карте?

– От чего это зависит?

– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?

– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?

– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.

4.Работа в группах по карте. Равнины.

1) Восточно – Европейская равнина.(Слайд 3- 4)

Почему так назвали? Что значит равнина? Каким цветом обозначена равнина? Вся ли поверхность ровная?

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, на юге — Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге — Кавказом, на востоке — Уралом и Мугоджарами. В геологическом отношении соответствует Восточно-Европейской платформе. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине — Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге — овражно-балочный рельеф. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части — в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток — в зонах полупустыни и пустыни (Прикаспийская низм.).

2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайд 5- 6)

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.

Что вы можете о ней рассказать? Проверим высказывания по учебнику с.34.

3) Какие реки протекают? Составьте схему реки. (Проверка Слайд 7)

1)Выскажем предположение с.35 учебника.

2)Уральские горы. (Слайд 9- 11)

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора — НАРОДНАЯ. Высотой 1895 м. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.

3)Кавказские горы.(Слайд 12-13)

Самая высокая гора — Эльбрус, её высота 5642м.

4)Алтай, Саяны.(Слайд 14-15)

АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и Юж. — Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.

6.Плоскогорья. (Слайд 16-19)

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, но это тоже равнина, хотя не совсем обычная.

Просмотр видео «Байкал»

-Что нового узнали?( воспитательная работа)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)

Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?

Какое значение имеет рельеф для жизни людей и их жизнедеятельности?

1.По учебнику с.32-37, обратить внимание на ту информацию, которая на уроке не прозвучала.

2.Рабочая тетрадь: выполнить задания по контурной карте.

3. Приготовить презентацию по данной теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Земля имеет форму шара

Цели урока:способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.Задачи: Образовательные:познакомить учащихся .

методическая разработка урока окружающего мира по теме «Чем Земля отличается от других планет»

Урок-исследование по УМК «Начальная школа XXI века» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (.

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «День рождения Земли»

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления.

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет.

Методическая разработка урока окружающего мира по теме — формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!» ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «День Земли»

Разработка внеклассного мероприятия «День Земли».

Источник

Урок «Почвы России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

1.Филинюк Елена Александровна

2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»

3. Окружающий мир

4. 4 класс «Начальная школа 21 века»

5.Тема: Почвы России

6.Урок изучения нового материала

Скачать:

Вложение Размер
«Почвы России» 30.62 КБ

Предварительный просмотр:

1.Филинюк Елена Александровна

2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»

3. Окружающий мир

4. 4 класс «Начальная школа 21 века»

5.Тема: Почвы России

6.Урок изучения нового материала

С оздать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Предметные Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Оборудование: Ноутбук, экран, проектор;

Методы и формы работы: О бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

Продолжительность: 45 мин

1.Организационный момент (1 мин)

— Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение?

— Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока, а если у вас плохое настроение пусть этот урок принесет вам только положительные эмоции и поднимет настроение.

2. Проверка домашнего задания ( 3 мин)

-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

Н) ярко выделяются все четыре времени года.

3. В Арктической зоне растут…

И) кедры, берёзы, черёмуха

Ч) лишайники, мхи, полярный мак

Р) бузина, орешник, айва

4. Самую большую территорию занимают ..

У) смешанные леса;

Д) широколиственные леса.

5. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

-Ребята, какое слово у вас получилось? (Почва)

— Ребята о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема урока «Почвы России»

— А что вы знаете о почве? Ответ на этот вопрос вы запишите в таблицы ЗХУ. Заполните первый столбик «Знаю». В этот столбик запишите все, что вы знаете о Почве. (дети работают самостоятельно 2 мин)

(заслушиваются ответы детей)

-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке? Заполните второй столбик «Хочу знать». (2 мин, заслушиваются ответы детей).

-Ребята а где мы можем получить ответы на ваши вопросы? (в учебники, словаре, энциклопедии…).

-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.

-На партах у вас лежат словари, найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

-А что значит плодородный слой? (ответы детей)

— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета)

— Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ)

— А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы)

Практическая работа в группах (4 группы).Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

  1. Возьмем стакан с водой
  2. опустим туда комочек почвы
  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод?

(Влажное пятно. В почве есть вода.)

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. положим на нее немного почвы
  3. сильно сожмем
  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке?

(Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.)

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. что произошло в стакане
  3. Что вы видите на дне стакана

(листья, остатки насекомых, песок, трава)

Опыт 4. (Проводит учитель)

— Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

— Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».

Состав почвы

— Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

— Как вы думаете почва везде одинаковая?

Работа с текстом прием «Инсерт»

— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Откройте учебник прочитайте текст и выясните, какие бывают типы почв? Если вы нашли ответ на вопрос поставьте знак «+», если вам что- то непонятно и информация в тексте требует дополнительного разъяснения, поставь знак «?», если прочитанная информация вас очень заинтересовала или удивила и вы хотите поделиться и обсудить ее с классом, поставьте «!».

-Итак, какие типы почв, встретились в тексте?

-Какая информация заинтересовала или удивила вас? (ответы детей)

-Какие типы почв самые распространенные в нашей стране?

-Самые плодородные? (чернозёмные)

-Что входит в состав болотных почв? (торф)

— Что входит в состав луговых почв? (дёрн)

-Есть ли вопросы по данному тексту?

-А сейчас мы заслушаем рассказ о «Земле-кормилице», и попытаемся ответить на вопрос, почему ее так называют? (Учитель или специально подготовленный ребенок рассказывают ).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему?

— Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей) И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите?

-Как человек может защитить почву от разрушений? (Надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать) .

5.Закрепление. Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь Упр.44 (самопроверка работы с доски и самооценка).

-Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку? Кто допустил ошибки при выполнении задания? (корректировка знаний)

-Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока?

-Смогли ли мы ответить на них?

-Возьмите таблицу ЗХУ и заполните последний столбик, что вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

-Совпали ли ваши знания, имеющиеся в начале урока, с информацией которую вы получили на уроке?

-Остались ли у вас вопросы по данной теме?(ответы детей)

-На следующем уроке мы с вами продолжим отвечать на ваши вопросы.

— А теперь попробуйте составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в паре). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна. (ответы детей).

Кормит, разрушается, образуется

Почва нуждается в охране

(дети зачитывают свои Синквейны)

-А теперь оцените работу вашей группы. (Сигнальными карточками)

— Вашу работу на уроке. Самооценка. (Сигнальными карточками)

-Работу в паре. (Сигнальными карточками)

-А теперь обозначьте флажком своё настроение .

8. Выставление оценок. Домашнее задание

Стр. 37-39, читать, отв. на вопросы. Задание по выбору: ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Леса России» в 4 классе, УМК «Школа России»

Красочная презентация по теме урока делает изучение темы «Леса России» из раздела «Природные зоны» интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м.

Урок гражданственности по теме: «Россия – родина моя. Я – гражданин России.»

Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание.

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» «Золотое кольцо России»

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю.

Сценарий «Россия — всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Тест по окружающему миру по теме «Основной закон России и правао человека» ( УМК «Школа России» учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Светская этика. Урок «Россия — наша Родина», 4 класс

Россия в 18 веке. Петр Ι — царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории.

Источник

Читайте также:  Необычные способы выращивания клубники

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
  1. Рассмотрим почву под микроскопом
  2. Что еще входит в состав почвы?