Практическая работа 3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В тетрадь записываем только то, что выделено жирным шрифтом и помечено значком
Практическая работа № 3. Дата: __________________
Тема: Решение экспериментальных задач по неорганической химии
Цель: закрепить знания о генетической связи различных классов неорганических веществ, вспомнить их свойства и качественные реакции; провести виртуальный эксперимент, закрепить правила ТБ.
Оборудование и реактивы:
инструктивная карта, ссылки на видеоопыты, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, химия 11 класс, стр.144 , тетрадь или лист формата А4.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Ø В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
Ø Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Ø Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
Ø Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды, затем нейтрализовать слабым раствором питьевой соды или борной кислоты соответственно.
Ø Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
Ø Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Ø При нагревании пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Ø Опыты проводят с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Ø Без разрешения учителя, ничего на столах не трогают.
Ø Во время просмотра эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
Ø Оформите работу, отправьте учителю на электронную почту: irina . shkaburina @ mail . ru
С правилами по технике безопасности ознакомлен: ___________________ (подпись)
Опыт 1. Опытным путем докажите, в каких пробирках содержатся растворы: а) нитрат меди ( II ); б) сульфат аммония; в) хлорид железа ( III ).
Предварительный анализ (таблицу переписываем в тетрадь и заполняем графы, указываем признаки, формулы веществ, записываем качественные реакции ), используя для определения один реактив NaOH .
Источник
Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа № 3
Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Цель работы: с помощью выданных реактивов решить экспериментальные задачи, на практике закрепить знания о качественных реакциях на анионы, совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: растворы карбоната натрия, хлорида кальция, сульфата натрия, нитрата серебра, нитрата бария, хлорида меди(II), гидроксида натрия, соляной и азотной кислот; магний.
I Повторите правила техники безопасности при проведении практических работ; работ со стеклянной посудой; работ с кислотами.
II Выполните следующие опыты:
1.Определение выданных веществ.
В трех пронумерованных пробирках даны растворы веществ: а) карбоната натрия, б) хлорида кальция, в) сульфата натрия. Определите, в какой пробирке находится каждый из растворов. Для этого отберите пробы из каждой пробирки и проведите качественные реакции на анионы. Что наблюдаете?
2.Получение нитрата меди( II ) из хлорида меди( II ).
Для этого к раствору хлорида меди(II) прилейте раствор гидроксида натрия, а затем раствор азотной кислоты. Что наблюдаете?
3. Осуществите схему превращений
Mg MgCl 2 Mg(OH) 2 Mg(NO 3 ) 2
III Результаты опытов, наблюдения, уравнения выполненных реакций в молекулярном и ионном видах занесите в таблицу.
IV После проделанной работы сделайте вывод о теоретических знаниях, необходимых для решения экспериментальных задач.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 973 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-276184
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока. Практическая работа №1 в 11 классе. УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11 класс. Базовый уровень.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Практическая работа №1. Приготовление раствора заданной концентрации
Цель: сформировать навыки решения экспериментальных задач и планирования эксперимента; закрепить знания о концентрации растворов и их приготовлении, наблюдать и делать выводы.
Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о концентрации в практических работах, проводить опыты по приготовлению растворов в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.
Оборудование и реактивы: стакан объемом 50 мл; стеклянная палочка с резиновым наконечником; весы; стеклянная лопаточка; мерный цилиндр; соли; холодная кипяченая вода.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструктивные карты практической работы ( приложение 1 ).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Актуализация опорных знаний.
— Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет домашнее задания (устно) и проводит беседу, на протяжении которой проверяются знания о приготовлении растворов с заданной концентрацией.
— Инструктаж по ТБ.
Учащиеся называют правила техники безопасности при проведении практических работ. Учитель напоминает основные правила ТБ (при работе с кислотами и щелочами и др.).
Выполнение практической работы.
Учитель объясняет принципы оформления результатов практической работы в тетрадях: следует написать план опыта, свои наблюдения, соответствующие уравнения реакций и сделать выводы.
Задание 1. Произведите расчеты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.
Задача: приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Решение масса соли=20*5/100=1г
взвешиваем 1г соли
отмеряем мерным цилиндром 19 мл воды (1мл=1г)
высыпаем соль в воду и перемешиваем
Решение записывается в соответствии с правилами оформления задач.
Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли
Задание 2. Приготовьте 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Решение 1) Определяем массу 1 моля калия хлорида:
М(КCl) = 39 + 35,5 = 74,5 г/моль
2) Понятие молярной концентрации 0,2 моль/л означает, что в 1 л (1000 мл) раствора содержится 0,2 моль данного вещества или 0,2*74,5 = 14,9 г
3) Составляем пропорцию:
1000 мл раствора содержит 14,9 КCl
Х = 25*14,9/1000 = 0,3725 г
Во время проведения практической работы учитель наблюдает за действиями учащихся, помогает в случае необходимости. Результаты опытов обговариваются.
После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок.
Оформить работу, повторить изученный материал.
Источник
Практическая работа № 4Определение минеральных удобрений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа № 4 стр. 75 Определение минеральных удобрений
Условие задачи: Практическая работа № 4 стр. 75 Определение минеральных удобрений
Решебник по химии за 9 класс (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 1999 год), №0 к главе « Лабораторные и практические работы ».
1) Различить: суперфосфат, нитрат аммония, сульфат аммония.
а) Действия : К содержимому пробирок добавляем воду. Наблюдения : В одной из пробирок вещество растворилось не полностью. Выводы: Это суперфосфат, так как он слабо растворим. б) Действия : К этому р-ру добавляем раствор нитрата серебра (I). Наблюдения : Выделяется желтый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат -ионы. в) Действия : К оставшимся р-рам добавляем р-р хлорида бария. Наблюдения : В одной из пробирок выпадает белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион. г) Действия : К веществу в оставшейся пробирке добавляем концентрированную серную кислоту и добавляем медь. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета; раствор приобретает голубую окраску; медь растворяется. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке находится нитрат аммония, т.к. данная реакция является качественной на нитрат-ион.
2) Различить: хлорид аммония, нитрат натрия, хлорид калия.
а) Действия : К веществам добавляем раствор щелочи, нагреваем. Наблюдения : Из одной пробирки ощущается запах аммиака.
Выводы: В данной пробирке находится хлорид аммония, т.к. эта реакция является качественной на ион аммония. б) Действия : К двум оставшимся веществам добавляем раствор нитрата серебра (I). Наблюдения : В одной из пробирок белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Эта реакция является качественной на
поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия. в) Действия : К оставшемуся веществу добавляем концентрированную серную кислоту и добавляем кусочек меди. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета
раствор становится голубого цвета; медь растворяется. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке нитрат натрия, т.к. данная реакция является качественной на нитрат-ион.
Решение экспериментальных задач
1) Получите аммиак и проделайте с ним характерные химические реакции
(см. практическую работу №3).
2) Получить двумя способами нитрат меди (II).
а) Действия : Берем оксид меди (II), добавляем
нагреваем. Наблюдения : Оксид меди (II) растворяется; раствор приобретает голубую окраску. Уравнения реакции:
б) Действия : Берем медь, добавляем азотную кислоту и нагреваем. Наблюдения : Медь растворяется; выделяется газ бурого цвета; раствор становится голубого цвета. Уравнения реакции:
4) Различить кристаллические вещества:
Na 2 SO 4 , NH 4 Cl, NaNO 3
а) Действия : К исследуемым веществам добавляем раствор щелочи. Наблюдения : Из одной пробирки ощущается запах аммиака. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке содержится хлорид аммония, т.к. проведенная реакция является качественной на ион аммония. б) Действия : К оставшимся в-вам добавляем р-р хлорида бария. Наблюдения : В одной из пробирок выпадает белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: В данной пробирке находится сульфат натрия, т.к. эта реакция является качественной на сульфат-ион. в) Действия : К оставшемуся веществу добавляем концентриро-ванную серную кислоту и кусочек меди. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета; раствор становится голубого цвет ; медь растворяется. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция является качественной на нитрат-ион, поэтому в данной пробирке находится нитрат натрия.
5) Различить растворы ортофосфорной и серной кислот
Действия : К обоим растворам добавляем нитрат серебра (I). Наблюдения : В одной пробирке наблюдается помутнение раствор , в другой образуется желтый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Та пробирка, в которой образовался желтый осадок, содержит ортофосфорную кислоту, другая — серную.
6) Различить ортофосфаты натрия и кальция
Действия : Добавляем в обе пробирки воду. Наблюдения : В одной соль растворяется, в другой — нет. Выводы: Растворившаяся в результате реакции соль — ортофосфат натрия, не растворившаяся — ортофосфат кальция.
Источник