Меню

Решения по теме почва

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § Вопросы и задания для обобщения по теме Почвы – национальное достояние страны

1. Объясните своими словами значение следующих понятий: земельные ресурсы; типы почв; экстенсивный и интенсивный типы земледелия; мелиорация; рекультивация.

Земельные ресурсы – часть земельного фонда, которая может использоваться человеком для проживания или ведения хозяйственной деятельности.

Типы почв – группы почв, образованные в одинаковых природных условиях и обладающие сходным строением и свойствами.

Экстенсивный тип земледелия – система, при которой получение максимального количества урожая достигается увеличением пахотных площадей при использовании только естественного плодородия почв, без ведения мелиоративных мероприятий.

Интенсивный тип земледелия – система, при которой получение максимального количества урожая достигается путём ведения правильно подобранных мелиоративных мероприятий.

Мелиорация – комплекс мер, направленных на сохранение естественного плодородия почв.

Рекультивация – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности земель, которые снизились в результате хозяйственной деятельности человека.

2. Много ли на территории России высокоплодородных типов почв? Зависит ли количество собираемого урожая от количества этих земель?

На территории России не много высокоплодородных почв, они преимущественно располагаются в степной и лесостепной зонах, которые занимают маленькую площадь относительно всей территории страны. Количество урожая не зависит от количества этих земель, так как при грамотной мелиорации крупные урожаи можно получать и на менее плодородных почвах.

3. Как вы понимаете выражение «зона рискованного земледелия»? Есть ли такие зоны в нашей стране? Связаны ли они конкретно с почвами?

Выражение «зона рискованного земледелия» подразумевает территории, где ведение эффективного земледелия затруднено из-за климатических условий местности. В России есть такое зоны, большая часть страны находится в них, так как страна занимает северное положение. Эти зоны не связаны конкретно с почвами, так как урожаи можно получать и на бедных плодородием почвах, ведя мелиоративные мероприятия, это понятие больше связано с климатическими особенностями территорий.

4. Как вы думаете, мелиорация коренным образом изменяет только свойства почв или всей территории в целом? Приведите примеры удачно или неудачно проведенных мелиоративных мероприятий?

Мелиорация меняет свойства территории в целом, так как изменяются и другие компоненты природной среды. Например, мелиорация в зоне распространения подзолистых почв при осушении приводит к изменению гидрологического режима территории, меняется растительность (появляются лиственные породы деревьев) вместе с этим появляются и животные, которые обитают в широколиственных лесах.

5. Научно-технический прогресс позволил использовать для обработки почв и уборки урожаев различную технику. Какие вы видите в этом плюсы и минусы?

Плюсами использования сельскохозяйственной техники является увеличение скорости обработки пашен и сбора урожаев, облегчился труд земледельцев. Благодаря технике стало возможным сборов нескольких урожаев за сезон. Однако минусами является загрязнение пашен химическими элементами от выбросов двигателей техники (например, тяжелые металлы), увеличилась нагрузка на плодородие почв из-за увеличения количества сбора урожаев за сезон.

ТЕМА 5. В ПРИРОДЕ ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАНО

Вопросы в начале параграфа Необходимость изучения природного комплекса в целом, а не отдельных его компонентов связано с тем, что при изменении одного компонента природной среды изменения происходят и с другими компонентами природного комплекса, что изменяет его общий облик.

Источник

Экология. 11 класс

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 3. «Почвенные ресурсы. Охрана и использование недр. Проблема опустынивания и её решение в России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • о состоянии земельных ресурсов мира и России,
  • об основных процессах, приводящих к потере земельных ресурсов
  • какова скорость восстановления почвенного слоя.
  • систематизировать подходы к охране земельных и почвенных ресурсов.
  • анализировать состояние почвенных ресурсов своей местности,
  • формировать перечень угроз и необходимых мероприятий по восстановлению почв.
Читайте также:  Биогаз установка переработки навоза

Глоссарий по теме:

Почва − самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

ФАО − Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) — организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом. ФАО выступает в качестве форума, где развитые и развивающиеся страны на равных обсуждают и согласовывают политические решения в сфере продовольственной безопасности. ФАО является межправительственной организацией, в настоящее время представленной более чем в 130 странах.

Земельный фонд — земли, находящиеся в пределах Российской Федерации. Государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

Земельные ресурсы — это вся физическая поверхность Земли, которая может быть каким-либо образом использована человеком;

Почвенные ресурсы — представляют собой запасы качественных, плодородных земель, годных для использования в сельском и лесном хозяйстве как средства производства. Земельные ресурсы России составляют ее земельный фонд. Площадь земельного фонда России на 1 января 2017 г. составила 1712,5 млн га. В земельный фонд России входят следующие категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Опустынивание — это процесс ухудшения почвы, вызванный изменениями климата и деятельностью человека.

Эрозия почвы — это процесс разрушения и перемещения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия воды и ветра.

Дефляция — ветровая эрозия.

Деградация почв — процесс ухудшения почвенного плодородия. Крайняя степень проявления деградации — уничтожение почвенного покрова.

Заболачивание — это изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв.

Засоление — это процесс накопления в почве токсичных для растений солей.

Осолонцевание — это процесс накопления в почве обменного натрия более 3%. Осолонцевание сопровождается щелочностью, дисперсностью, набухаемостью, дефицитом влаги, высокой плотностью и другими неблагоприятными свойствами.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  • Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2017. – 760 с.
  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Введение в экологию: Учебное пособие / О.А. Макаров, И.З. Каманина. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 292 с.

  • https://ru.unesco.org
  • http://www.fao.org
  • http://russian.people.com.cn/n3/2016/1121/c31516-9144432.html
  • Русский чернозем. – Документальный фильм. Телеканал «Россия» http://russia.tv/brand/show/brand_id/47244

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Земельные ресурсы — это вся физическая поверхность Земли, которая может быть каким-либо образом использована человеком. Земельные ресурсы относятся к частично возобновимым природным ресурсам. Мировые земельные ресурсы − Земельный фонд мира составляют 13 млрд га. Сельскохозяйственные угодья в мире занимают 37,6 % суши, из них пахотные земли составляют 28,3%. По отдельным странам земельные ресурсы распределены крайне неравномерно. Наиболее крупные массивы пахотных земель сосредоточены в США, Индии, России, Китае. В 2012 году на одного жителя планеты приходилось 0,20га.

Читайте также:  Как сохранить редиску после сбора урожая

Разной степени деградации в мире подверглись около 2 млн га почвенного покрова. При существующих темпах деградации почвенный покров планеты, как считают некоторые учёные, может быть полностью истощён уже через 100 лет.

Основными причинами деградации почвенного покрова являются водная и ветровая эрозия, химическое загрязнение, засоление, переуплотнение, подтопление и др.

Более чем в 110 государствах мира имеются засушливые территории, для которых существует угроза опустынивания и засухи. В настоящее время под угрозой опустынивания, по разным оценкам, находятся от 30 до 40 млн км 2 земной суши. К числу антропогенных причин опустынивания относят избыточный выпас скота, вырубку лесов, а также чрезмерную и неправильную эксплуатацию обрабатываемых земель. В 1994 г. в Париже было подписано Международное соглашение по борьбе с опустыниванием.

Во многих странах принимаются меры для сохранения земельного фонда и улучшения его структуры. Деятельность по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры координируют специализированные органы ООН: Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и др.

Земельные ресурсы России составляют ее земельный фонд. Площадь земельного фонда России на 1 января 2017 г. составила 1712,5 млн га, при этом около 1100 млн га (более 60%) находится в зоне вечной мерзлоты. В земельный фонд России входят следующие категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Преобладают в структуре земельного фонда России земли лесного фонда (65,8%). Доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 22,4%.

Ограниченность земельных ресурсов при непрерывном росте населения и неизбежном отчуждении земель для несельскохозяйственного использования обостряет проблему их использования и охраны.

Интересные факты. Русский чернозём.

Великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал фундаментальную науку о почвах — почвоведение, раскрыл экологические функции почв, показал законы их формирования, свойства и огромную значимость в жизни земных цивилизаций как главного связующего звена между живой и неживой природой. Для Всемирной выставки 1889 года в Париже, приуроченной к 100-ю Великой французской революции В.В. Докучаев подготовил коллекцию русских почв, в том числе кубическую сажень прославленного воронежского чернозема, которая экспонировалась в Русском отделе выставки. Это была настоящая сенсация. Воображение посетителей поражал монолит чернозема, взятый на территории Воронежской губернии, ныне это Панинский район Воронежской области. Коллекция почв была удостоена золотой медали, а черноземная почва признана эталоном плодородия — «царем почв».

Василий Васильевич Докучаев писал, что «Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем — вековечное неистощимое русское богатство!».

По мнению Владимира Ивановича Вернадского «Чернозем в истории почвоведения сыграл такую же выдающуюся роль, какую имела лягушка в истории, физиологии, кальцит в кристаллографии, бензол в органической химии».

Черноземы занимают около 7% территории нашей страны при на их долю приходится более половины (52%) пахотных земель.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания:

Деградация почв — процесс __________(улучшения, ухудшения) почвенного плодородия. Крайняя степень проявления деградации — уничтожение ____________ (растительности, почвенных животных, почвенного покрова).

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Деградация почв — процесс ухудшения почвенного плодородия. Крайняя степень проявления деградации — уничтожение почвенного покрова.

2. Текст задания: Решить ребус соответствия

Читайте также:  Как развести жидкий биогумус для подкормки растений

Водная эрозия почв

Ветровая эрозия почв

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Источник

Конструкт урока окружающего мира «Почва и ее свойства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конструкт урока окружающего мира по производственной практике

ПМ.01. «Преподавание по программам начального

общего образования в начальных классах»

студентки 46 «а» группы специальности

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Шелест Екатерины Дмитриевны.

ОУ: МБОУ Школа-интернат № 27

УМК: «Школа России»

ФИО учителя класса: Калистратова Любовь Владимировна

ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна Подпись:________

Тема урока: «Что такое почва».

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель: формирование представлений о составе и свойствах почвы посредством проведения опытов.

Личностные: демонстрируют положительное самоопределение в деятельности на уроке, понимают значимость темы и ее актуальность в собственной жизни ; сотрудничают со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявляют устойчивый интерес к новым знаниям; уважительное отношение друг к другу;

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

л ичностные УУД: смыслообразование, устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимают учебную задачу урока и стараются ее выполнить;

регулятивные УУД: демонстрируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные УУД : о бщеучебные: рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов действия; логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, выбор оснований для классификации объектов; выдвижение гипотезы понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнять, высказывают предположения о том, почему почва плодородна, обосновывают их, исследуют состав почвы в ходе учебного эксперимента, используют полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализируют схему связей почвы и растения, обсуждают вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы, оценивают достижения на уроке.

коммуникативные УУД : сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, формулируют выводы по изученному материалу, отвечают на итоговые вопросы, оценивают достижения на уроке.

Предметные: обучающиеся знают состав и свойства почвы; умеют различать цель опыта, ход опыта.

воспитательные : формировать положительное самоопределение к деятельности на уроке, способствовать осознанию детьми значимости темы и ее актуальности в собственной жизни, воспитывать устойчивый интерес к новым знаниям; воспитывать уважительное отношение друг к другу; формировать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

развивать у обучающихся познавательные УУД: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

развивать у обучающихся коммуникативные УУД : умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, в устной форме строить речевые высказывания, высказывать свое мнение, умение формулировать выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке;

образовательные задачи: формировать знания о составе и свойствах почвы посредством опытов, учить различать цель опыта, ход опыта.

коррекционно-развивающие: формировать умения работать по алгоритму посредством использования плана урока; и наблюдения за опытами, отрабатывать навыки монологической и диалогической речи через использование беседы и системы дополнительных вопросов.

Принципы воспитания и обучения

принцип систематичности и последовательности;

Источник

Adblock
detector