Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
Любовь Воевода
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.
Закреплять знания о представителях почвенной фауны — подземных животных.
Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений
(перегной, что почва пропускает воду.
Создать вместе извержение вулкана.
Познакомить с новыми словами: перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.
2.Активизировать в речи слова:
почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.
Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.
Наблюдение за почвой на прогулке осенью.
Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).
Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.
Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».
Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.
Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.
Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. На столе посылка.
Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.
(Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).
Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?
Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.
Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором — глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.
Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?
Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.
Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.
Опыт № 1 – в почве есть воздух.
Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?
Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.
Дети проводят опыт.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?
Дети: в песке воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.
Дети: в глине воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?
Дети: в чернозёме воздух есть.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.
Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.
Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.
Какой вывод можно сделать в опыте с песком?
Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?
Дети: в глине нет частичек растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?
Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Опыт № 3 – почва пропускает воду.
Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.
В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?
Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.
Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.
Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.
Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?
Дети: в песке и глине воды нет.
Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.
Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.
(На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).
Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?
Дети: на стекле появились капельки воды.
Воспитатель: какой вывод вы сделали?
Дети: в чернозёме есть вода.
Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.
Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?
Дети: в чернозём. Потому что в
чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.
Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?
Дети: сгнивают корешки, листья, трава.
Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.
Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).
Сегодня мы узнали новое слово — «перегной» — это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы — потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.
(Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)
Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.
Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.
(На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).
Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель — порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.
Подводим итоги деятельности:
1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?
(проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).
2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?
(перегной – природное удобрение)
3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?
Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.
Что мы отправим Лунтику?
(Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.
3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» Тема «Опыты с водой». Возрастная группа: старшая (5 -6 лет) Форма организации: групповая Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать.
«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Программное содержание: • Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие.
«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» Свойства песка» (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Цель: Познакомить детей со.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Свойства воды» Свойства воды Ход занятия: Под музыку входит Фея Воды (ФВ). Дети и младший воспитатель (мл. в.) стоят. ФВ: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воды.
Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Мы-ученые» (опыты с воздухом) в средней группе В средней группе «Солнышко» прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности, дети превратились в ученых.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.
Источник
Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»
Елена Горина
Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»
ОПЫТ №1. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт №2 «Загрязнение почвы»
Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).
Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).
Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» — грязная (когда она попадает в почву,подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
обязательно, включить в деятельность детей зарисовку опытов
Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.
НОД ОО «Познание» опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками ДОУ Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой в День Нептуна. 26-го июня в детском саду №33 «Планета Детства» в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. Видео «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес,.
Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Природа дарит чудеса» Цели деятельности педагога : продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями ; учить.
Источник