Исследовательская работа на тему «Образование плесени на хлебе»
Автор исследования (ученик 3 класса) заинтересовался образованием плесени на хлебе и решил пронаблюдать её образование. Для эксперимента он взял белый и чёрный хлеб. Наблюдения ежедневно фотографировал и записывал выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В работе учащийся наблюдает образование плесени на хлебе в разных условиях. Наблюдения подтверждаются личными фотографиями. | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Городская научно-практическая конференция
«Образование плесени на хлебе»
Автор: Родзиковский Сергей Александрович
МАОУ ЦО№ 47, 3Б класс
Научный руководитель: Владимирова Е.Ю.,
учитель начальных классов МАОУ ЦО № 47
Исследовательская работа на тему: «Образование плесени на хлебе»
Автор: Родзиковский Сергей Александрович
МАОУ ЦО№ 47, 3Б класс
- Выяснить, как прорастает плесень на хлебе в разных условиях.
- Провести опыт, наблюдать за образцами в течение 6 дней.
1 . Изучение литературы по плесени
2. Подготовка необходимого материала и создание условий для проведения опыта.
3. Проведение опыта
4. Наблюдение за образцами
Автор исследования наблюдал и фотографировал образование плесени на хлебе (белом, чёрном) в разных условиях. По каждому дню делаются выводы. Плесень относится к царству грибов.
Плесень – это пушистый или бархатистый налёт разного вида и цвета, представленный скоплением микроскопических грибов.
Плесень опасна для здоровья. Продукты, имеющие плесень, токсичны и могут послужить началом различных заболеваний. Их лучше выбрасывать.
Однако есть и полезная плесень – используется в медицине (пенициллин), в сыроварении и виноделии.
Итак, для наблюдения я взял чёрный и белый хлеб. Порезал его на небольшие кусочки и назвал:
белый хлеб – а
чёрный хлеб — б
Чтобы хлеб был влажным, с помощью пипетки я накапал на образцы а и б по 7 капель.
У меня получилось по 3 образца с белым (а) и чёрным (б) хлебом.
Образец № 1(а и б) я положил на блюдца и накрыл банками.
Образец №2 (а и б) я положил в пакеты. Образцы №1 и №2 получились влажными.
Образец № 3 (а и б) я не мочил, а положил в пищевую плёнку.
Все 3 образца я поместил в разные условия:
1. в шкаф (там темно, тепло, мало воздуха).
2. в холодильник (холодно).
3. на окно (солнечный свет, воздух, тепло).
Мои наблюдения показали:
1 день
Все образцы без изменений.
2 день
Все образцы без изменений, кроме Образцов №3 на окне . На них появилась влага на плёнке от солнца.
4 День
В холодильнике без изменений.
На окне Образец №3 (а) высох, остальные подсыхают.
В шкафу Образец №3 (а) – подсох, (б) — без изменений. На остальных образцах №2 и №1 добавилась серая плесень. Появился неприятный запах.
5 День
В шкафу на белом хлебе добавилась жёлтая и голубая плесень. Запах стал сильнее. На чёрном хлебе (в пакете) белая плесень разрастается, появилась голубая. А на том, который под банкой, появилась коричневая плесень. Запах также усилился.
На окне весь хлеб высох.
А в холодильнике без изменений. Плесень на этих образцах так и не появилась.
6 День
В шкафу Образец №3 (а) белый хлеб засох, плесень не появилась, на чёрном (б) стала появляться белая плесень.
На остальных образцах хлеба плесень усилилась: добавилась черная, а на белом появился белый (пушистый) налёт.
Выводы:
Проведённые исследования показали, что для прорастания плесени благоприятными условиями будут те, где есть:
1. тепло
2. влажность
3. темнота
Холод препятствует образованию плесени. В таких условиях продукты дольше сохраняются. Солнечный свет и воздух также не дают плесени образоваться, но хлеб при таких условиях засыхает. На засохшем хлебе плесень не растёт.
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Выращивание белой и сизой плесени
Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.
Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)
Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.
Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.
Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.
Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.
В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.
Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.
Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.
Результаты работы по выращиванию плесени
Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.
Результаты наблюдений:
- 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
- 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
- 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
- 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
- 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
- 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда | Плесень | Результаты |
Хлеб | Мукор+пеницилл | Мукор вытесняет пеницилл |
Сыр | Мукор вытесняет пеницилл | |
Мандарин | Пеницилл вытесняет мукор |
Заключение
В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
- В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
- По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
- Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
- Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.
Также я узнала, что:
- Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
- Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.
Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:
- Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
- Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
- Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.
Отзывы об исследовательской работе
В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Выращивание белой и сизой плесени
Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.
Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)
Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.
Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.
Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.
Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.
В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.
Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.
Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.
Результаты работы по выращиванию плесени
Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.
Результаты наблюдений:
- 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
- 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
- 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
- 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
- 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
- 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда | Плесень | Результаты |
Хлеб | Мукор+пеницилл | Мукор вытесняет пеницилл |
Сыр | Мукор вытесняет пеницилл | |
Мандарин | Пеницилл вытесняет мукор |
Заключение
В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
- В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
- По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
- Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
- Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.
Также я узнала, что:
- Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
- Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.
Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:
- Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
- Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
- Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.
Отзывы об исследовательской работе
В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.
Источник