Меню

Римская богиня плодородия это

Деметра

Прекрасная девушка с волосами цвета спелой пшеницы или немолодая скорбящая мать — может ли быть два образа, более противоречащих друг другу? А на самом деле, это одно и то же лицо — богиня Деметра.

Деметра — одна из самых влиятельных богинь Олимпа. Она олицетворяла для древних людей мать-землю, которая дает жизнь всему живому и принимает в себя умерших.

Деметра — богиня плодородия, помощница земледельцев, наполняющая их житницы плодами земными. Она — хранительница жизни, покровительница всего живого, дарующая способность плодоносить людям, животным, растениям, почве.

В римской мифологии Деметру называли Церера, это все та же богиня жатвы и плодородия. Римляне изображали ее пышной матроной с фруктами в руках.

История Деметры

Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос — боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса. Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей — Урана и Геи — смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса. Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.

Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод. Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых. Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.

Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром. А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден. По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.

Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.

В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», — говорит о Деметре древний поэт.

Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке. Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна. Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.

Лучшие отели Греции Посмотреть все

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц

5% Доп. Скидка от Грекомании

Amada Colossos Resort

5-звездочный отель с видом на пляж Каллифея — на восточном побережье Родоса, с прямым выходом на 430-метровый золотистый пляж и Эгейское море

5% Доп. Скидка от Грекомании

Pomegranate Wellness Spa Hotel

Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.

5% Доп. Скидка от Грекомании

Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери — Персефоны.

Похищение Персефоны Аидом

Этому событию Гомер посвятил гимн, в котором описывает происходившее со множеством подробностей. Он рисует картину, как прекрасная Персефона среди юных подруг гуляла на лугу, собирая цветы. Матери, «златосерпой» Деметры, рядом с девушкой не было.

Вдруг из земли показался цветок, которого до этого никто никогда не видел: «благовонный, ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных… благоуханью его и вверху все широкое небо, вся и земля улыбалась, и горько-соленое море».
Персефона протянула к невиданному цветку руки, но он оказался только приманкой. В этот миг Аид, бог царства мертвых, явился на бессмертных конях и золотой колеснице, схватил деву и повез прочь. Напрасно призывала Персефона своего отца Зевса, он не собирался ее защищать, наоборот, тайно дал согласие отдать дочь в жены своему брату.

Свидетелями похищения были только двое: Геката — богиня лунного света, и Гелиос — бог солнца. Но когда от «бессмертного вопля» Персефоны «ахнули», как говорит Гомер, и бездна моря, и горные вершины, материнского слуха Деметры достиг крик дочери. Безутешная скорбь овладела сердцем Деметры, и она, разодрав на себе одежды, устремилась на поиски. По суше и морю скиталась Деметра, «как легкокрылая птица», но никто — ни боги, ни смертные — ничего не могли поведать о Персефоне. Девять дней скиталась безутешная мать, не вкушая пищу богов — нектар и амброзию, ни разу не омыв свое тело.

На десятый день скорбной богине встретилась Геката и рассказала, что слышала крик Персефоны, но не видела, кто ее похитил. Вместе — Деметра и Геката — отправились к Гелиосу. Бог солнца рассказал им о том, что Зевс добровольно отдал дочь в жены Аиду. Безутешная Деметра, разгневанная на Зевса, решила не возвращаться на Олимп, а пошла скитаться среди смертных людей.

Читайте также:  Симс 4 удобрение для крупных культур

В городе Элевсине, в образе старушки, она без сил опустилась на камень у колодца. Дочери местного царя Келея, придя за водой и познакомившись со «старой почтенной женщиной», пригласили Деметру в родительский дом. Входя, богиня коснулась головой потолка и озарилась сиянием, благодаря чему, супруга царя Келея, царица Метанира, узнала в ней бессмертное существо. Царица тотчас уступила богине свой трон, но Деметра не села на него, а опустилась на обычный стул, который предложила ей одна из царских служанок, «многоумная» Ямба. Мучаясь тоской по дочери, Деметра не ела и не пила, была подавлена своей глубокой скорбью. Но «многоразумная» Ямба своим балагурством и острыми шутками смогла вызвать у богини улыбку и даже смех. Потом по имени умной служанки «ямбом» стали называть форму стихосложения.

Отказавшись пить красное вино, Деметра попросила сделать особый напиток, добавив в воду ячневую муку и траву со вкусом мяты. Впоследствии этот напиток, как сообщает Гомер, стал «обрядовым» в культе Деметры.

Деметра, оставшись в доме царя Келея, приняла на себя заботы о царском сыне — младенце Демофонте, став его кормилицей. Днем она кормила ребенка и натирала его благовониями, а ночью, тайно от родителей, закаляла, погружая в огонь. Если бы Деметра довела начатое дело до конца, Демофонт стал бы неподвластным старости и смерти. Но его мать, царица Метанира, подглядела однажды, как Деметра погружает младенца в огонь. Вскрикнув, она помешала священнодействию. Разгневанная богиня объявила, что теперь Демофонт лишен возможности стать бессмертным. В этот миг из старушки Деметра преобразилась в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющей кожей, от ее одежд распространялось благоухание. «Чтимая всеми Деметра пред вами, — объявила богиня. — Бессмертным и смертным я величайшую радость несу и всегдашнюю помощь. Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме… Таинства ж в нем я сама учрежу, чтобы впредь, по обряду чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли».

В точности исполнили царь Келей и жители Элевсина повеление Деметры — построили ей великолепный храм. В новом храме богиня уединилась и, одев траурные одежды, предалась безутешной скорби по своей любимой дочери Персефоне. Из-за этого «ужаснейший год низошел на кормилицу-землю, бесплодными сделались пашни». Весь человеческий род погиб бы от голода, если бы не смилостивился над ними Зевс…

Посылая к Деметре слуг и богов, он просил ее вернуться на Олимп и вернуть земле способность плодоносить. Но разгневанная богиня была непреклонна, она отвечала, что ничего не изменит, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс отправил своего сына Гермеса, который был проводником душ умерших в ад, на переговоры с Аидом. Гермесу удалось уговорить Аида отпустить Персефону на свидание с матерью.

Провожая жену, бог царства мертвых дает ей проглотить гранатовое зернышко, для того, как объясняет Гомер, «чтоб навек супруга его не осталась там наверху с достославной Деметрою». Золотая колесница с бессмертными конями Аида отнесла Персефону к храму скорбящей матери. Мать и дочь сидели, обнявшись, и не могли наговориться. Счастью их не было конца.

Деметра вновь сделала плодоносными нивы, на которых заколосилась пшеница, и щедро одела природу зеленью. Вместе с Персефоной она вернулась на Олимп, где они продолжали жить среди других богов две трети года, а на одну треть года Персефона возвращалась в царство мертвых к своему мужу Аиду.

Культ Деметры

Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен — Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.

Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории — это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры. Во второй день совершалось жертвоприношение — в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами. Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.

Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.

Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые — в феврале — и Великие — в сентябре — мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.

Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих — быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.

Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.

Источник

Богиня Деметра

Деметра – одна из влиятельных богинь небесного пантеона. В древнегреческой мифологии ее образ олицетворяет женщина – истинная мать, покровительница земледелия и плодородия.

Первое упоминание о ней можно найти в индоевропейских источниках, где благодетельница крестьянских трудов символизировала первобытный материализм, и почтительно именовалась «великой матерью, порождающей и поглощающей энергию».

Рождение и судьба Деметры

Каменная богиня Деметра в Сочи – визуальное представление древних (Воронцовская пещера, Краснодарский край Россия)

Читайте также:  Укрывной материал как правильно укрывать грядки

Изображение Деметры (Древний Рим V век до н.є.)

Согласно древним преданиям, олимпийский пантеон славился великими небожителями и единокровными браками. Божественными прародителями считаются Небо и Земля (Уран и Гея). Из мифологии известно, что богиня земли Деметра является одной из дочерей богов-титанов второго поколения, детей Урана и Геи – Кроноса и Реи, а по совместительству родной сестрой Зевса и Аида.

Из древнегреческих легенд известно, что у пары было несколько потомков, которых в младенческом возрасте заживо пожирал отец. Кровожадность Кроноса объяснялась нежеланием уступать наследникам трон Олимпа. Согласно мифа, та же печальная участь постигла и Деметру.

Последнего сына – бога Зевса, мать спасла от кровожадного отца, спрятав мальчика на Крите. Со временем он вырос и убил Кроноса, и освободил остальных братьев и сестер. После освобождения греческая богиня плодородия и земледелия Деметра стала женой Зевса, а он сам царем Олимпа. От союза двух богов появилась Персефона, девушка необыкновенной красоты и страшной судьбы.

Дочь богини земледелия Деметры была настолько великолепна собою, что в племянницу без памяти влюбился дядя – бог мертвых Аид. По согласию Зевса Аид похитил и увез в подземное царство Персефону, чтобы сделать ее своей женой. Поступок мужа сильно оскорбил материнские чувства Деметры. Великая мать приняла решение уйти из Олимпа, чтобы странствовать по земле в поисках дочери. Трагический момент похищения и дальнейшие мытарства удрученной горем потери ребенка женщины в подробностях описывается древнегреческой мифологией как переломная грань в борьбе между добром и злом.

Богиня чего в греческой мифологии Деметра?

Согласно древним рукописям греческого жреца Гесиода, существует легенда, дающая начало верований о Деметре как о покровительнице земледелия. У женщины были дети, рожденные от смертного – сыновья Плутос и Феломел. Людские предания наделили Плутоса божественным даром богатства. В записках Гесиода полубог характеризуется добрыми поступками – «где он не появляется и кого не встречает, везде несет он денежное изобилие и добро».

Феломелу наоборот, предписывалась «нести бедность и разруху». В источниках есть упоминание – желая спасти сына от голода, мать дала ему колосок пшеницы. Юноша отдал злак людям и научил их земледелию.

С тех пор, Деметру нарекли богиней урожайного изобилия и хлебородного достатка.

Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?

В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.

Переживая бедствие, люди перестали совершать обряды жертвоприношений богам. Чтобы прекратить голод и остановить смерть боги обратились к Деметре с просьбой вернуть земле плодородие, но она «была нема и глуха к их мольбам». Зевс с Аидом вынуждены были достигнуть соглашения – они условились, что две трети года Персефона живет с матерью, а одну треть проводит в подземелье с мужем.

По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.

Чем владеет богиня Деметра?

Древние мифы, как источники познания божественного бытия великой Деметры ограничиваются саркальным значением – похищение дочери богини Аидом, безутешное горе матери, снисхождение к простым смертным, появление засухи, голодомора и возвращение Персефоны как возрождение божественного покровительства.

Именно на этой ипостаси строится человеческое представление о самой богине и ее взаимоотношениях с другими обитателями Олимпа. Не захотев мириться с потерей ребенка, она бросает вызов всем, превращая жизнь в смерть. Осознав ее превосходство и свое бессилие, олимпийские небожители уступают ради спасения всего живого на земле.

Богиня смены времен года Деметра покровительствует урожаю и сельскому земледелию. Истинная мать, она не представляет своей жизни без ребенка. Милая и кроткая по характеру женщина владеет разрушительной силой уничтожения всего живого. Именно эта безграничная материнская любовь делает богиню плодородия Деметру особенно почитаемой в древней Греции.

Богиня земледелия Деметра – развитие культа

Истории неизвестны достоверные факты зарождения культа матери плодородия и урожайности земель Деметры. Первоисточником массового культа богини считается древний город Элевсин (около 1500 год до н.э. микенская эпоха), который упоминается древними рукописями о странствиях и душевных мытарствах несчастной матери как «земное пристанище снизошедшей с небес»

Согласно преданию богиня земли Деметра, в знак протеста из-за вынужденной разлуки с любимой дочерью, решила стать смертной. Спустившись на землю, она приняла облик старушки и дошла до города Элевсин, где поступила в услужение к супруге царя Келея – царице Метанире.

Гостье из небес доверили уход за царевичем. Проникнув к маленькому Демофонту материнскими чувствами, великая мать возжелала подарить ему бессмертие. Обряд был прерван, и «покровительница разгневалась, показала себя во всем божественном величии, преобразившись в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющими одеждами».

Далее легенда повествует о постройке храма царем Келеем, где «Деметра будет оплакивать разлуку с дочерью в одиночестве». Когда храм был готов, «взошла великая мать на ступеньки, одела она траурную одежду и предалась безутешной печали. В городе наступил страшный год засухи, пашни стали бесплодными, деревья засохли и вода исчезла».

Чтобы предотвратить голод смертных, Зевс возвращает дочь богини Деметры на землю. Он приказывает Аиду отпустить жену к матери. Не посмев ослушаться брата, бог мертвых принимает условия – две трети года Персефона живет на поверхности земли, на одну треть времени спускается к мужу в подземное царство.

По народным сказаниям, именно так объясняется смена времен года. Каждую весну Персефона приходит от мужа к матери – расцветает природа, плодоносят деревья и на землю возвращается жизнь. Осенью она уходит в подземелье, и великое материнское сердце сжимает тоска по ребенку – усыхают листья и трава, наступают холода. Отсюда и пошло массовое величие богини древней Греции Деметры как управительницы смен времен года.

Читайте также:  Чем поднять грядки теплицы

Культовые регалии богини

Изначально древние греки почитали ее как покровительницу урожая и сельскую помощницу в крестьянских трудах. Ей посвящались дневные гимны, которые со временем переросли в пятидневные мистерии. Богиню смены времен года Деметру чтили как родоначальницу всего живого и основоположницу женской плодовитости. Со временем, в сознании смертных, великая мать стала олицетворять законодательницу – под ее ликом вершились браки и клялись в вечной любви.

Дошедшие до нас рукописи, освещающие аспекты культовых мистерий, передают смысл понимания ее покровительства как обращения к богине тождественными именами:

  • Хлоя – «зеленеющая» (античный путеводитель «Описание Эллады» Павсаний, «Лисистрата» Аристофана 411 год до н.э.);
  • Сито – «хлебодающая» (микенские тексты II век до н.э.);
  • Фесмофора – «Устроительница земледелия» (библиотека древнегреческого мифографа Диодора Сицилийского 90-30 гг. до н.э.).

Одновременно с восхваляющими одами в честь хлебодарной богини те же

древние источники фиксируют другие эпитеты, символизирующие скорбь великой матери о ребенке.

  • Эриния – «мстительная» (античный путеводитель «Описание Эллады» Павсания);
  • Ахена или Ахея – « в скорби» (книга Пир мудрецов», примечание от Григорьевой А.А. Москва 2003 год).

В память о скорбящей матери древние греки проводили ежегодные аттические праздники – тесмофории, состоящие из обрядов, посвященных культу плодородия и изобилия. В торжествах участвовали только женщины, которые должны были прославлять богиню и ее дочь как устроительниц земледелия, путем жертвоприношений, песнопений, танцев и шествий.

К таинственным священнодействиям, символизирующим богослужение, допускались только избранные. Обряды инициации культа Деметры получили название Элевсинских мистерий. Это были условные церемонии, моделирующие незримую связь между матерью и дочерью, как замкнутый переход между живым и мертвым.

Формально такие собрания характеризовались в аспекте одновременного физического и духовного очищения перед масштабным перерождением. Есть версии, что прислужники культа Деметры принимали галлюциногенные вещества для вхождения в специальное состояние транса, чтобы проникнуться ощущением божественного перерождения.

За что отвечала греческая богиня Деметра (Церера)

Греки поклонялись ей как истинной родительнице. Прослеживая культурное наследие других древних цивилизаций можно найти ее тождественность с главным женским божеством – Великой Матерью. В понятии смертных тело богини ассоциировалось с человеческим, а она сама символизировала нашу планету в целом. А значит на плечи по сути хрупкой, но духовно сильной женщины возлагали ответственность за жизненный путь любого существа.

По этому поводу у греков существовал интересный обычай – перед началом земляных работ они молились покровительнице-богине земли Деметре, прося защитить всходы от непогоды и обезопасить посевы от вредителей. После сбора урожая земледельцы благодарили свою угодницу щедрыми жертвенными дарами и песнопениями.

Богиня Деметра в римской мифологии

Благодаря Элевсинским мистериям культ греческой богини земледелия и плодородия получил возможность широкого распространения среди древних земледельцев разного вероисповедания. Древние цивилизации охотно подхватили эстафету сознательного поклонения Деметре как «обучившей простых смертных выращивать урожай, пахать и сеять землю».

В древнеримской мифологии образу великой матери соответствовала богиня Церера – богиня покровительствующая урожаю, злакам и материнству. Ее эллинизировали с Деметрой. Атрибутика Цереры практически не отличалась от символики Деметры – пшеничные венки, сноп злаковых колосьев, факелы в руках, маки, вплетенные в волосы.

Ближе к эпохе средневековья, Церера стала олицетворением церковного светоча обоих заветов как наставница ищущих истинный путь. Здесь четко прослеживается аналогия с древнегреческим аспектом – перерождение всего живого как истинный путь мирового благополучия.

Атрибуты богини Деметры

Изначальный образ великой древнегреческой покровительницы земледелия в древнегреческой живописи олицетворяет прекрасная молодая женщина с мягкими чертами лица, пышным телом, золотистыми волосами, облаченная в ниспадающую свободную тунику. Божественный лик дополняет импровизированный нимб в виде колосков пшеницы.

В характере великой матери акцентируется кротость и уравновешенность. Ранние древнегреческие произведения представляют нам основную символику Деметры:

  • венок из пшеничных колосьев – символ изобилия и процветания;
  • корзина, наполненная злаковыми культурами – изображение возрождения как божественного дара;
  • сноп пшеницы – аллегория плодородия и перерождения.

Золотые колосья в осознании греческих мистерий – это не только пища, но и дающие семя магический и позитивный символ любви. Отсюда и восприятие богини Деметры как брачной законодательницы. Ведь зерно – это эмблема богини как обозначение надежды людей и растений на новую жизнь.

Позднее иконная живопись представляет нам другую богиню плодородия – постаревшая и изможденная женщина-мать, в черном одеянии с грустным и тоскующим взглядом. На изображениях присутствуют другие символы:

  • горящий факел в руке – атрибут поиска дочери;
  • цветок мака – символ душевного исцеления;
  • свинья – животное, изображающее плодовитость.

Статуи Деметры

Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)

Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)

Фреска «Мать и дочь – Деметра и Персефона» (древняя Греция)

«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)

Значение Деметры, как богини плодородия, особенно подчеркнуто в поздних памятниках искусства. Например, под влиянием аттической школы скульптора Праксителя изображение великой Деметры олицетворяет символ исконной возродительницы. Здесь она представлена как стареющая женщина с прикрытой покрывалом головой.


Фрагмент изображения богини – настенная фреска I-II века до н.э. (восстановленный склеп-усыпальница античного города Пантикапей I-II век до н.э., современная территория г. Керчи)

Богиня древней Греции Деметра в астрономии

  1. Одно из имен великой Деметры «Хлоя» принадлежит астероиду главного пояса спектрального К-класса. Открытие небесного тела запатентовано французом О. Шарлуа (1895 год).
  2. Именем Деметры назван комплекс кольцевых структур (венец) на планете Венера (1985 год).
  3. 1801 год итальянец Д. Пиацци открыл астероид, названный в честь римской богини достатка и изобилия – Цереры. По результатам астрологических уточнений, проведенных в 2004 году международным астрономическим союзом, Церера отнесена к виду карликовых планет астероидного пояса, по размерам превосходящей Луну.

Воплощение образа богини в эпохе Возрождения

В европейском искусстве XVI—XVII веков образ великой матери плодородия и земледелия Деметры ассоциируется с поклонением силам природы и прославлением ее даров в картинах итальянского художника Джорджа Вазави (1511-1574гг.), гравюрах нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617гг.), и нидерландского живописца в стиле барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.).

Оригинальные произведения Д. Вазави можно найти в парижском Лувре, музеях Ватикана и итальянском Палаццо Питти.

Источник

Adblock
detector