Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме
Цель : выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.
— образовательные : знакомство с градациями свето-тени в живописи;
-развивающие : умение получать нужный оттенок путем смешивания нескольких цветов; совершенствовать технику выполнения акварельными красками; развивать наблюдательность, умение видеть локальный цвет изображаемых предметов;
— воспитывающие : формирование уважения к труду сельских тружеников, к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_vo_2_klasse_dary_oseni.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА
Лабынцева Людмила Анатольевна
МКОУ «Ширинская СОШ» Системно-деятельностный подход к обучению
Тема урока «Богатый урожай»
Цель : выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.
— образовательные : знакомство с градациями свето-тени в живописи;
-развивающие : умение получать нужный оттенок путем смешивания нескольких цветов; совершенствовать технику выполнения акварельными красками; развивать наблюдательность, умение видеть локальный цвет изображаемых предметов;
— воспитывающие : формирование уважения к труду сельских тружеников, к традициям русского народа.
Техническое: компьютер, проектор, экран.
Видеоряд : корзина с фруктами и овощам; плакаты «Садоводы», «Огородники», «Гости»; плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов»; презентация с репродукциями картин И.Т.Хруцкого ; раздаточный материал: шаблоны овощей и фруктов, набор «смайликов», шарики «Су-Джок», кисти , акварельные краски, палитра, стаканчики с водой.
Литературный ряд: русские народные загадки и стихи о фруктах и овощах.
Музыкальный ряд: «Что нам осень принесла?» (муз. З. Левиной ,сл. К. Некрасовой), «Песня про осень», песни из мультфильмов, русские народные песни.
Технология: игровая технология обучения, технология проблемного обучения .
Тип урока: комбинированный.
Форма работы : фронтальная, групповая (совместно-индивидуальная).
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Продолжительность урока: 45 минут
І. Организационный момент-1 мин
ІІ. Актуализация знаний – 5 мин.
ІІІ. Изучение нового материала -20 мин.
ІV. Практическая работа -15 мин.
V. Итог урока, рефлексия – 3 мин.
На партах у каждого ученика, а так же на столах у всех присутствующих учителей, лежат шаблоны на выбор овощей (огурец, помидор, морковь, свёкла) и фруктов ( груша, яблоко, слива, апельсин), кисти, акварельные краски, баночки с водой, палитра; у детей-шарики «Су-Джок»; наборы «смайликов» для рефлексии.
На доске – тема урока: «Богатый урожай», плакаты в форме корзин «Садоводы», «Огородники», «Гости»; плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов».
Доска в начале урока закрыта экраном, звучит спокойная тихая музыка.
І. Организационный момент
Учитель: — Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Музей изобразительного искусства. Как вы думаете, с каким настроением люди ходят в Музей?
Дети: — С хорошим, приподнятым настроением.
Учитель: — Давайте пожелаем друг другу приятного путешествия, улыбнемся друг другу и отправимся в путь.
ІІ. Актуализация знаний
Учитель: — Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети : — За окном осень.
Учитель: — Верно. ( включает презентацию)
Учитель: — Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?
Дети : — Мы видим красивые картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи…
Учитель: — Что общего между этой картиной и временем года?
Дети: — Осенью поспевают все фрукты и овощи, собирают урожай.
Учитель: — Верно. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чем же так богата осень?
Дети: — Осень богата своими дарами, богатым урожаем.
Учитель: — Верно.( Анимация — на экране появляется тема урока «Богатый урожай»)
Учитель: — Ребята, а кто же это к нам стучится в дверь?
В класс входит Королева Осень в русском народном костюме, на голове- венок из осенних листьев, ягод и цветов. В руках корзина с овощами и фруктами. Звучит песня «Что нам осень принесла».
Осень:- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как вы думаете, что я вам принесла в своей корзине?
Осень загадывает детям загадки :
— Круглое, румяное, с дерева упало, детям в рот попало.
Осень: — Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло…
— Морковь, — ответы детей.
Осень:- Правильно. А чтобы вырастить большой урожай, люди много работают, и труд сельских тружеников нужно ценить и уважать.А знаете ли вы, что в древней Руси по традиции праздник Новый год отмечали 1 сентября, когда был собран новый урожай. Сельские школы начинали свою работу не 1 сентября, а только 1 декабря? Почему, как вы думаете?
Дети: — Потому что, дети тоже трудились, помогали убирать этот урожай.
Осень: — А вы помогаете своим родителям, бабушкам и дедушкам убирать осенний урожай?
Дети : — Да! (ответы детей)
Учитель: — Ребята, давайте попросим Королеву Осень остаться и посмотреть, как мы умеем трудиться. Сегодня на уроке мы все попробуем собрать богатый урожай овощей и фруктов, и наполнить ими свои корзины.
Осень проходит, садится к гостям.
Учитель: — Сначала подготовимся к работе. Выполним пальчиковую гимнастику. (Физкультминутка упражнения, направленные на межполушарное развитие-1 мин. См. приложение)
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель: — Давайте вернёмся в Музей изобразительного искусства и посмотрим, как писали фрукты великие художники.
Учитель включает презентацию с репродукциями картин И.Т. Хруцкого.
Учитель: — В произведениях Ильи Трофимовича Хруцкого мы находим спокойную, уравновешенную композицию. Внимательно рассмотрите, как написаны предметы на его картинах. Расскажите, что вы видите? Какими вам показались предметы ?
Дети: — Мы видим фрукты и овощи, они как будто настоящие.
Учитель: — А какой вам показалась кожица персиков и поверхность яблок? Что чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Дети : — Кожица персиков бархатная, а у яблок она гладкая. Фрукты хочется потрогать, они кажутся такими сочными, хочется надкусить, попробовать плоды на вкус. Чувствуется запах апельсина…
Учитель: — При помощи чего Хруцкому удалось так передать объемность, округлость предметов?
Дети : — При помощи светотени.
Учитель: — А что такое светотень?
Дети: — Это это плавный переход от освещенной поверхности к той, где освещение слабое.
Дети : Верно, ребята.
Учитель: — Перед вами произведение «Цветы и плоды»? Рассмотрите внимательно 4 кружка под репродукцией. Это выделенные фрагменты картины. Найдите среди них кружок фрагмент, который можно назвать «Цветы и плоды» и покажите его с помощью круглой рамки.
К доске выходит ребёнок и выделяет этот фрагмент сначала среди четырех фрагментов под репродукцией, а затем находит его на самой репродукции.
Учитель: — Что помогло тебе выделить фрагмент правильно?
Ребенок: — Расположение рядом элемента цветка , тыквы и винограда.
Учитель: -Молодец. Похожи ли первый и второй кружки между собой? На каком из них виноград зеленоватый, а на каком более зрелый, с золотисто-розовым отливом? Теперь вы понимаете. Какой из этих фрагментов нужно искать в правой части картины, а какой – в левой? Найди их на репродукции и покажи круглой рамкой.
Дети: показывают фрагменты
Учитель – А какой из фрагментов лишний?
Дети: показывают фрагмент.
Учитель: — Правильно. Скажите, а что же это за светлые пятна на поверхности стакана, фруктов и даже каждой ягодке винограда?
Дети : — Это – блики, самые светлые места на предмете, куда солнечные лучи падают лучше всего.
Учитель: — Молодцы, ребята! Вам понравились картины?
Учитель:- Хруцкий – великий художник, а вы –замечательные зрители!
Сейчас проведем физкультминутку ( «су-джок» терапия)
Учитель: — Ребята, у вас на партах лежат по 4 шаблона фруктов и овощей. Выберите любые 2 из них, сравните его наощупь с настоящими фруктами и овощами. В чем разница?
Дети: – Шаблоны не имеют объема.
Учитель: — Верно.(Учитель поднимает экран, обращает внимание детей на доску на плакат «Этапы зарисовки овощей и фруктов»). — Посмотрите на этот плакат, рассмотрим этапы выполнения зарисовки осенних овощей и фруктов.
1 этап – (определение формы и пропорций предметов, наброски в карандаше ) мы не рассматриваем, потому что у нас сегодня работа по шаблонам.
2 этап – передаем в работе общий цвет изображаемого предмета. Этот цвет-локальный. Какой локальный цвет у яблока, свёклы,огурца,сливы?
Дети: — Локальный цвет яблока – желтый, свёклы – бордовый, огурца – зеленый, а сливы — темно-синий.
Учитель:- Правильно. Выполняем заливку заготовок этими цветами, оставляя лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева. Отметьте слегка простым карандашом эти участки на своих заготовках. Как называются эти поверхности?
Учитель: — Молодцы. А теперь наш предмет стал объемным?
Учитель: — Что мы еще должны сделать?
Дети: — Прорисовываем каждый предмет, добавляя оттенки: в яблоко добавим еще желтого, красного; свеклу- темно-бордового, коричневого; огурец – темно-зеленого, сливу — фиолетового.
Учитель: — Что образуется там, где лучи света попадают меньше всего?
Дети: — Образуется собственная тень, здесь предмет темнее.
Учитель: — Да. Посмотрите, ребята, а теперь предметы стали объемными?
ІV. Практическая работа
Перед вами на доске пустые корзины. Каким урожаем мы наполним корзину «Садоводы» и каким урожаем корзину «Огородники»?
Дети : — «Садоводы» — фруктами , «огородники» — овощами.
Учитель: — Да. А третью корзину мы попросим наполнить наших уважаемых гостей?
Ребята, на столе у вас лежат наборы «Смайликов», если урок для вас был интересным- берите улыбающийся, если вам все равно- это равнодушный , и если вам было неинтересно, скучно, тревожно-это грустный смайлик. Выполнив работу, выходите к доске, наполняйте свою корзину и прикрепляйте ваш смайлик на магнитную линию. Удачи! Приступайте.
Дети и гости работают под музыкальное сопровождение.
V. Итог урока, рефлексия
Выполнив работу, дети выходят к доске и «выкладывают» овощи и фрукты в свою корзину. Гости заполняют свою корзину. После того, как все работы выполнены и смайлики выставлены.
Учитель: — Молодцы. Потрудились все на славу! Посмотрите, богатый урожай мы собрали?
Учитель: — А теперь поиграем в игру «Продолжи предложение»
Дети: -Как пишут картины великие художники, познакомились с работами Хруцкого.Что такое локальный цвет, блики.
Дети: — Находить общий –локальный цвет предметов, передавать в рисунках объем в цвете.
« -На уроке было легко…,»
Дети: — Отгадывать загадки. Находить фрагменты на картинах с помощью рамки.
«-На уроке было трудно…,»
Дети :- Точно определить о передать объем акварельными красками.
Вновь выходит к доске с корзиной Королева Осень:
— Действительно рожай получился богатый! И за труды всем вам награда! (угощает детей и гостей яблоками из корзины). А мне пора, до свидание.( уходит)
Учитель: — Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. А вы довольны вы своей работой?( ответы детей и высказывания гостей). Мне было с вами интересно. Спасибо всем!
Источник
Методическая разработка урока изобразительного искусства » Богатый урожай»
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства
- обеспечение условий понимания эмоционального и логического смысла визуально-пространственной формы
- развитие творческого опыта, предоставляющего способность самовыражения
- овладение средствами художественного изображения
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока изобразительного искусства » Богатый урожай»»
Конспект урока изобразительного искусства
По теме « Натюрморт в портрете»
Конспект урока изобразительное искусство
Тема урока: «Натюрморт в портрете»
расширение знаний учащихся в области изобразительного искусства
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства
обеспечение условий понимания эмоционального и логического смысла визуально-пространственной формы
развитие творческого опыта, предоставляющего способность самовыражения
овладение средствами художественного изображения
Характеристика деятельности учащихся
Рассматривать различные произведения искусства
Рассказывать о своих впечатлениях от произведений мастеров живописи
Участвовать в обсуждении поставленной задачи
Определять смысловой центр многофигурной композиции
Выполнять творческое задание согласно условиям
Применяемые технологии: интегральная, информационн-комуникативная
Тип урока: интегрированный урок (изо, технология, литература, музыка, информатика)
Форма урока: комбинированный
Вид занятия: художественный труд
Методы и формы обучения: деятельностный, объяснительно — иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: бумага формат А3, нарисованные овощи, клей, ножницы
Образовательные ресурсы: мультимедийные презентации
Приветствие. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением давайте начнем наш урок.
Начать работу я предлагаю с просмотра знакомой вам книги «Виды изобразительного искусства». Ваша задача определить какой вид изобразительного искусства изображен на той или иной иллюстрации и занести ответ в табличку, которая есть у каждого на столе. Итак давайте проверим результат.(показ слайдов).
Вы отлично справились с этим заданием, а теперь я предлагаю вам заполнить вторую таблицу, но уже воспринимая информацию на слух. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы должны угадать к какому жанру изобразительного искусства относится тот или иной отрывок ответы также вписать в графы таблицы.
1.Художник рисовал с натуры осень
Дрожала под дождинками листва,
И ветер в небеса зонты подбросил,
Вообразив, что это паруса. (пейзаж)
2.Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт
Или все предметы сразу
Знай, что это. (натюрморт)
3.Взгляни на этот лик: искусством он
Небрежно на холсте изображен.
Как отголосок мысли неземной…
Не вовсе мертвый, не сосем живой.
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит. (портрет)
Молодцы! Давайте проверим себя, посмотрев на экран (показ слайда)
Какие два жанра мы изучали на предыдущих двух уроках?
Совершенно верно — это натюрморт и портрет.
(повторение, показ слайда)
Как вы думаете, возможно, ли объединить эти два жанра?
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Натюрморт в портрете»
Одним из ярких примеров проявления этой темы в искусстве может быть творчество известного итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
Итальянский художник, известный прежде всего экстравагантными портретами, составленными из овощей и фруктов.
Арчимбольдо — личность странная и загадочная, обладавшая многими талантами и профессиями. Он занимался не только живописью, но и созданием коллажей.
Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья. Как в сказке Перро, где у доброй девушки после встречи с феей вместо слов с губ слетают бриллианты, а у злой — змеи и жабы.
Давайте рассмотрим натюрморт Арчимбольдо » Повар «. Он относится к сериям так называемых обратимых картин, в которых используется принцип анаморфозы.
(просмотр произведений художника)
Эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния называется АНАМОРФОЗОЙ.
Такого эффекта можно достигнуть разными способами: при помощи изображения художественными средствами, при применении техники коллажа, что и предстоит вам сделать, а также с применением современных компьютерных технологий. (Просмотр слайда)
Друзья создать портрет в натюрморте можно и при помощи настоящих овощей.
(два ученика пробуют создать образ из овощей и фруктов)
Объяснение основного задания
Вы отлично справились с работой, ну а теперь пора приступать к нашему творчеству: у каждого из вас есть заготовки овощей, фруктов и другие преметы, которые помогут вам создать образ героя.
1.Возьмите форму, которая будет служить основой для головы
2. Выберите осноновные состовляющие для портрета
3. Добавьте детали и с использованием клея соберите композицию
Источник