Обрядовые песни
Осенние обрядовые песни
Календарно — обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Во время сбора урожая пели житные песни — так раньше народный фольклор называл календарно — обрядовые осенние песни .
Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд «завивание бороды». Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной «бороды» клалось угощение — краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.
Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Приведем тексты осенних календарно — обрядовых песен русского народа.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.
Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!
Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.
И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!
Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали
Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.
Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!
Осенняя календарно — обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.
Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!
Песня рассказывает о совершении обряда «завивания бороды» — специально для несжатых для этой цели колосьев
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!
Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла
Календарно — обрядовая песня осени, которая оповещала об окончании жатвы
У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!
Тексты осенних календарно — обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.
Используемая литература: Круглов Ю.Г «Обряды русского народа»
Источник
Русские народные песни про урожай текст
Календарно – обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа “именинника” или снопа – “деда”. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Во время сбора урожая пели житные песни – так раньше народный фольклор называл календарно – обрядовые осенние песни .
Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд “завивание бороды”. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной “бороды” клалось угощение – краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.
Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Приведем тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.
Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!
Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.
И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!
Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали
Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.
Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!
Осенняя календарно – обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.
Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!
Песня рассказывает о совершении обряда “завивания бороды” – специально для несжатых для этой цели колосьев
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!
Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла
Календарно – обрядовая песня осени, которая оповещала об окончании жатвы
У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!
Тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.
Используемая литература: Круглов Ю.Г “Обряды русского народа”
- самые веселые календарно – обрядовые песни
- календарно – обрядовые песни литература 6 класс
Под лесом, лесом (2р)
Жито колосисто (2р)
Наши то девки (2р)
Добры, голосисты (2р)
Лён,лянок сеют (2р)
Сеют, посевают (2р)
Расти ляночек (2р)
И долг, и тонок (2р)
Вниз корянистый (2р)
А вверх головистый (2р)
Стала младенька (2р)
Плакать, горевати (2р)
Нескем младеньке (2р)
Нескем лянок рвати (2р)
Свёкор грворит (2р)
Вот и я с тобою, снахой моладою
Свякровь говорит (2р)
Вот и я с тобою, снахой молодою
Муж мой говрит (2р)
Вот и я с тобою, жаной молодою
Вот это радость (2р)
Вот это веселье (2р)
Стали лён рвати (2р)
Рвати и тягати (2р)
Рвати, тягати (2р)
Песни припевати (2р)
И весело плясати (криком)
Лянок
*******
Вот и сеяла Ульянка лянок
Вот и сеяла Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот полола Ульянка лянок
Вот полола Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот и брала Ульянка лянок
Вот и брала Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот и мяла Ульянка лянок
Вот и мяла Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот чесала Ульянка лянок
Вот чесала Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот и пряла Ульянка лянок
Вот и пряла Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот и ткала Ульянка лянок
Вот и ткала Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот и шила Ульянка лянок
Вот и шила Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Вот носила Ульянка лянок
Вот носила Сергеевна лянок
Ох серце лянок, моя радость лянок,
Все бялёшенек кужалёк
Жнеи мои жнеи, жнеи молодые
А ой, а-а-а-а-йо!
Жнеи молодые, серпы золотые
А ой, а-а-а-а-йо!
Жните жнеи рано, зарежем барана.
А ой, а-а-а-а-йо!
Жните жнеи поздно, зарежем и козла.
А ой, а-а-а-а-йо!
По снопочку жали, серпы покидали.
А ой, а-а-а-а-йо!
А на горэ макы, под горою такы
А на горэ маковочкы, золотые головочкы
Уж вы девкы, вы бояркы
Станете у ряды, бейте у лады
Не выпустим пана с карагода.
(в видео показана игра. Игра начинается на 2 минуте видео)
Заплятайсё плятень, заплятайсё,
Золотая труба завивайсё
Это круг столба дубового
Круг священья зяляного
Вот заплёллся плятень, вот заплёлся
Золотая труба завилася
Это круг столба дубового
Круг священья зяляного
Расплятайсё плятень, расплятайсё,
Золотая труба развивайсё
Это круг столба дубового
Круг священья зяляного
Вот расплёллсё плятень, вот расплёлсё
Золотая труба развилася
Это круг столба дубового
Круг священья зяляного
Горошек
********************
1. Станемте, робятушки, горошек сеяти, да!
Припев: Ты горох мой, горох, Зеляной, молёдой,
Су гороховиною горох (припев поется после каждой строки).
2. Станемте, робятушки, горошек молёотить, да!
3. Как бы нам, робята, горошек помолёоть, да?
4. Станемте, робятушки, шаньги пекчи,
5. Честным-то гостям– всем по шанюжке,
6. Молёодым-то молёодцам – шаньги с маслицём,
7. Красным-то девицам – с мёдом, сахаром,
8. Стареньким старушкам – с пресным молёком!
Станем те, робятушки, горошек сеяти (хороводная игра)
Источник
Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник