Конспект урока по географии 8 класс «Почва – особое природное тело»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
8 класс география
Урок 32. Почва – особое природное тело.
Цели урока: выявить значение почвы; установить типы почв, распространённых в России; познакомить со строением почвенного профиля; определить особенности механического состава и структуры почвы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
Личностные: осознание значения плодородия почвы.
Тип урока : формирование новых знаний.
Оборудование: карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв.
Практикум. 1. Обозначение на к/ к главных типов почв.
Организационный момент. Организация учащихся на урок.
Актуализация полученных знаний.
Изучение нового материала.
«Что называется почвой? Каково основное свойство почв? От чего оно зависит? Кто из учёных внёс вклад в развитие учения о почвах?
Почва- это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.
Важнейшим свойством почвы является плодородие. Наличие гумуса (накопленный перегной) в почве.
Почвы образуются очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5-2 см.
По рисунку 62 (с. 122 учебника) школьники знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) в тетради.
1 ) Верхний горизонт (А 1), называемый гумусовым, обычно густо пронизан корнями растений. В нем много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Именно здесь происходит накопление органического вещества. Гумусовый горизонт самый тёмный из всех, однако его цвет зависит от количества накопившегося тут гумуса.
2) В некоторых почвах, в условиях большого количества осадков, к низу от гумусового слоя образуется горизонт вымывания (А 2). Как правило это самый светлый горизонт, так как из него вынесена часть органических и минеральных соединений. Иногда вымываются все вещества, что придает данному горизонту цвет золы и соответствующее название — подзолистый .
3) Ниже лежит горизонт вмывания (В). В него попадает то. Что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но много мелких минеральных частиц, поэтому он более плотный и через него труднее всего просачивается вода. Этот горизонт играет роль своеобразного фильтра.
4)Ещё ниже лежит слабо изменённая материнская порода (С), которая и служит основой для образования твердой части почвы. Именно от состава материнской породы во многом зависят такие свойства почвы как механический состав и структура почвы.
Механический состав почвы – соотношение различных по мо размеру минеральных частиц: от крупных песчинок до мельчайших пылеватых.
По механическому составу различают: песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Преобладание песка – придает почве рыхлость, преобладание глинистых частиц – плотность, плохую проницаемость для воды.
Структура почвы – это способность почвенных частиц склеиваться в комочки. Гумусовые и глинистые частицы скрепляются между собой в комочки, орешки, зернышки, таким образом образуют комковатую, ореховатую и зернистую структуру почвы. Самая лучшая зернистая (чернозем). Такую почву с диаметром комочков более до 10 мм, называют структурной (в ее порах содержится достаточное количество воздуха и влаги для развития растений и размножения почвенных бактерий). Почва, которая состоит из пылеватых частиц диаметром до 0,05 мм, называется бесструктурная . Просачиваясь, вода превращает такую почву в вязкую массу, лишая ее плодородности.
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчиняется закону широтной зональности .
Какие факторы влияют на формирование почв?
Почвообразующие факторы – факторы, взаимодействие которых приводит к формированию почв.
Условия почвообразования: климат, горные породы, растительность, животный мир, рельеф, грунтовые воды, время, деятельность человека.
Затем на основе текста параграфа, почвенной карты и рисунка 63 на с. 124 учебника школьники составляют таблицу.
Земельные ресурсы – это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, пастбища, поля.
Почвенные ресурсы – это часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
Домашнее задание : 1) изучить § 31; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
Источник
Презентация по географии на тему «Почва как особое природное образование» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Попробуйте угадать тему урока
Описание слайда:
Природа Земли:
04 Почва как особое природное образование
2 триместр: Урок 04
7 класс
Преподаватель: Денис Сергеевич
7Б
Описание слайда:
Из этого урока Вы узнаете:
Что такое почва.
Под влиянием каких факторов образуются почвы.
Основные свойства почв.
Описание слайда:
На этом уроке Вы научитесь:
Объяснять, почему почвы называют «зеркалом
ландшафта».
Определять тип почвы по почвенному профилю.
Описание слайда:
Что такое почва
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Описание слайда:
Что такое почва
Вода — важнейший незаменимый природный ресурс, один из главных компонентов жизни.
От каких компонентов
природы зависит
образование почв?
Описание слайда:
Докучаев Василий Васильевич
(1846 – 1903)
Что такое почва
Крупнейший русский учёный-
естествоиспытатель. Впервые в 1886 г. дал определение почвы как
плодородного поверхностного слоя
Земли.
Основоположник физической географии.
Описание слайда:
Что такое почва
ПОЧВА – это рыхлый поверхностный слой суши,
обладающий плодородием.
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ – способность почвы обеспечить растения
необходимым набором и количеством питательных веществ,
водой, воздухом – одно из самых основных свойств почвы.
Описание слайда:
ПОЧВЫ
ПОЧВЫ
Деятельность
человека
Климат
Материнская
порода
Рельеф
Животные
Растения
Время
Связь почв с другими компонентами природы
Что такое почва
Описание слайда:
Что такое почва
В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»,
поскольку почвы являются самым главным выразителем
особенностей природы данной территории. Почва
определяет растительный покров и сама зависит от него.
Взаимодействие этих двух компонентов в условиях
данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта.
Описание слайда:
Влияние климата на
почвообразование
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Описание слайда:
Что такое почва
Горные породы
Солнце, вода, ветер
Бактерии и
микроорганизмы
Пыль, песок, глина
Мхи, лишайники
Растения, животные
Перегной, гумус
Образование почвы – сложный процесс
Почвы образуются очень медленно.
За 100 лет мощность
почвы увеличивается
всего на 0,5-2 см.
Описание слайда:
Влияние климата на почвообразование
В процессе выветривания твёрдые горные породы
постепенно разрушаются до обломков разной величины – от камней и щебня до тончайшей пыли, что способствует лучшему проникновению в них почвообразующих
микроорганизмов и их жизнедеятельности.
Описание слайда:
Влияние климата на почвообразование
В условиях многолетней мерзлоты в тайге Восточной Сибири формируются особые таёжно-мерзлотные почвы.
Описание слайда:
Влияние климата на почвообразование
А в самых южных районах страны – в предгорьях Западного Кавказа и в Приморье – на вулканических горных породах
под лесами в условиях повышенных влажности и тепла
образуются буро-жёлтые и краснозёмные почвы.
Описание слайда:
Что такое почва
Описание слайда:
Механический состав почвы
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Описание слайда:
Механический состав почвы
Описание слайда:
Механический состав почвы
Описание слайда:
Строение почвенного профиля
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Описание слайда:
Строение почвенного профиля
А1
А2
В
С
А1 –гумусовый горизонт;
А2 –горизонт вымывания
(элювиальный горизонт);
В – горизонт вмывания
(иллювиальный горизонт);
С – материнская порода;
D –коренная порода.
ПОЧВЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ – однородные,
обычно параллельные поверхности
слои почвы, составляющие почвенный
профиль и различающиеся между собой по морфологическим признакам.
Основные почвенные горизонты
Описание слайда:
Строение почвенного профиля
Описание слайда:
Глубина в см
А — горизонт
А1
А2
В — горизонт
В1
В2
С — горизонт
D — горизонт
Состав, структура, внешний вид, цвет почв зависят от
взаимодействия многих компонентов природы:
горных пород, рельефа, климата и т.д.
Разнообразие почв
Описание слайда:
Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны.
Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы.
Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.
Разнообразие почв
Описание слайда:
Почвенная классификация
Таксономические единицы классификации почв
генетический почвенный тип;
подтип;
род;
вид;
разновидность;
разряд.
Описание слайда:
Тип почвы
Тип почвы – основная классификационная единица, характеризуемая общностью свойств, обусловленных режимами и процессами почво-
образования, и единой системой основных генетических горизонтов.
1. Термины, отражающие
естественную окраску верхних почвенных горизонтов:
чернозем;
подзол;
серые почвы;
бурые почвы;
желтоземы;
сероземы;
каштановые почвы.
2. Термины, отражающие состав и свойства:
— солончак;
— солонец;
— солодь;
— торфяно-глеевая почва.
3. Термины, отражающие название
природной зоны:
— арктические;
— тундровые;
— болотные;
— луговые почвы.
Описание слайда:
Чернозем (тип);
обыкновенный (подтип);
солонцеватый (род);
среднегумусный, среднемощный (вид);
тяжелосуглинистый (разновидность);
на тяжелом лесовидном суглинке (разряд).
Пример полного названия почвы
Описание слайда:
Основные закономерности
географического распространения почв
География почв – это область почвоведения,
изучающая общие закономерности распространения почв, а также почвенный покров отдельных регионов мира.
Впервые закономерности географического распространения почв были установлены В.В. Докучаевым.
Описание слайда:
Главные типы почв России
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Описание слайда:
Главные типы почв России
Первым ученым,
классифицировавшим
почвы, был В.В. Докучаев
(географо-генетическая классификация)
На территории России встречаются
следующие типы почв:
Тундровые глеевые почвы;
Подзолистые почвы;
Дерново-подзолистые почвы;
Мерзлотно-таежные почвы;
Серые лесные почвы;
Черноземы;
Каштановые почвы;
Бурые почвы полупустынь и другие
Основные типы почв
Описание слайда:
Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью
-9º
-6º
-1º
-2º
-5º
+22º
Среднегодовая t, ºС
Тундра
Лесотундра
Тайга
лес
Смешанный
лес
Лиственный
Лесостепь
Степь
Полупустыня
Пустыня
Вечная
мерзлота
Грунтовые воды
Гумус
Тундровые
почвы
Северный
подзол
Подзол и болотные почвы
Серые лесные
почвы
Мощный
чернозем
Чернозем и кашта-новые почвы
Сероземы
30
34
45
60
75
90
Радиация, ккал/см2. год
90
100
140
170
190
Вегетационный
период, дни
250
280
410
600
Испаряемость, мм
150
100
Транспирация, мм
290
330
550
420
330
170
Осадки, мм
Север – Юг
Описание слайда:
арктические
тундрово-глеевые
болотные
подзолистые
дерново-подзолистые
серые лесные
чернозёмы
каштановые
бурые
солончаки
Широтная зональность
Горизонтальная зональность проявляется на обширных горизонтальных
Поверхностях в условиях обширного равнинного общего рельефа
Описание слайда:
Вертикальная зональность
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ – закономерная смена почв в горах, обусловленная изменениями климата по мере
увеличения высоты гор, связанная с изменением климата и растительности.
Горно-тундровые
Описание слайда:
Схема вертикальных почвенных зон северного и южного склонов Большого Кавказа (по С.А. Захарову)
Вертикальная зональность
Вечные снега
Обнаженные скалы
Горно-луговые и
горно-тундровые почвы
Горно-лесные подзолистые почвы
Серые горно-лесные почвы
Горно-степные почвы
Горно-лесные бурые
почвы
Красноземы и желтоземы
Сероземы
Каспийское море
Черное море
Описание слайда:
Домашнее задание
§20 прочитать; задание 2 (стр.77);
B. задание 5 (стр.77);
C. задание 7 (стр.77) (на карте);
Описание слайда:
Урок окончен, спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 207 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Географическая оболочка Земли»
Презентация по географии на тему «Разнообразие растительного и животного мира Земли» (7 класс)
Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Биосфера — сфера жизни»
Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Почвы»
Презентация по географии на тему «Природные ресурсы земной коры» (7 класс)
Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Биосфера — земная оболочка»
Урок -игра по теме «Австралия»
Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Атмосфера и человек»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377716 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник