Меню

С чем связано ощущение счастья урожай

Твардовский «Урожай», анализ стихотворения

Твардовский — советский писатель, который прежде всего известен своими рассказами о Василии Теркине. Однако кроме знаменитой истории о советском солдате, у Александра Твардовского имеются и другие работы. Так, в школе мы познакомились с его ранним творчеством, среди которого имеется работа под названием Урожай. Это стихотворение Твардовского, где автор воспевает труд человека, выражает любовь к родному краю. Он описывает крестьянский труд, без которого невозможно было бы представить жизнь. Благодаря людям, которые трудятся на земле, у нас имеется еда, а главное, хлеб, что и по сей день считается одним из основных продуктов. Как раз о хлебных полях и ведется речь в работе Твардовского Урожай, анализ которого мы сделаем в сочинении.

Анализ стихотворения Твардовского Урожай

Написал свою работу писатель в 1920-х годах. Несмотря на то, что в стихе можно увидеть отголосок творчества Некрасова и Есенина, в работе заметна и оригинальная манера творчества Твардовского, которая с каждым разом становилась все ярче и заметнее. Приученный к труду еще с детства, не мог автор оставить тему крестьянского труда без внимания, поэтому он и прославляет труд человека.

Знакомясь работой поэта и анализируя стихотворение Урожай по плану, читатель видит лирического героя. Это труженик, что вышел на хлебные поля и работает, чтобы добыть хлеб. Он потный и уставший, но это его не пугает. Герой не боится работы. Скажем больше, лирический герой получает от своей изнуряющей и тяжелой работы удовольствие. Спросите, как можно получать от тяжелого труда удовольствие? Многие не поймут крестьянина, однако он знает, его работа сделана не зря, и уже сейчас виден ее результат: зерно собрано и обрабатывается. Логическим завершением стихотворения является конечный результат. Труд оправдал все ожидания, и новый урожай в виде хлеба, собран, валит златой метелью, и приносит моральное удовлетворение крестьянину. Он осознает свою принадлежность к труженикам и ценность собственного труда для людей, потому и радостно на его душе.

Как мы видим, автор хочет не просто прославить труд крестьянина, но и донести до читателя понимание ценности работы на полях. Поэт пытается вызвать у читателя уважение к крестьянскому труду, к людям, которым приходится под палящим солнцем выполнять полевые работы, чтобы потом другие имели возможность наслаждаться новым урожаем.

Источник

«Урожай» А. Твардовский

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.

Анализ стихотворения Твардовского «Урожай»

Александр Трифонович Твардовский, знаменитый советский поэт, автор всенародно любимых историй про солдата Василия Теркина, родился на хуторе Загорье, расположенном в Смоленской губернии. Семья его богатством похвастаться не могла. Отец долгое время работал кузнецом, что позволило ему сколотить небольшой капитал и купить клочок земли. Ее впоследствии в воспоминаниях поэт называл «во всех смыслах незавидной», «скупой», «кислой». Тем не менее, даже эту скудную на урожай землю родители научили Александра Трифоновича любить и уважать. Первые стихотворения Твардовский сочинил, будучи еще не обученным грамоте. В пятнадцать лет он начал писать маленькие статьи в местные газеты. Благодаря детству, проведенному в деревне, поэт не понаслышке знал о жизни простого человека, понимал ценность сельского труда. В то же время огромное влияние на его развитие оказала мать – Мария Митрофановна, происходившая из однодворцев.

К раннему творчеству Твардовского относится стихотворение «Урожай», написанное в 1920-х годах. В нем явно слышатся отголоски деревенской лирики Некрасова, Есенина и Кольцова, но произведение нельзя назвать сугубо подражательным. В нем уже присутствует оригинальная манера Александра Трифоновича. В анализируемом тексте прославляется крестьянский труд, причем в центре внимания оказывается деятельность, непосредственно связанная с хлебом, то есть с едва ли не главной едой на Руси. Лирический герой стихотворения – человек, который не просто не боится работы, но и способен получать от нее удовольствие. При этом нельзя сказать, что Твардовский рисует идиллическую картину деревенского труда. Уборка хлеба – задача далеко не из легких. Недаром герой у поэта «жарким потом обливается». Эта незначительная на первый взгляд деталь добавляет произведению реализма, правды жизни. Почему физически тяжелая работа приносит лирическому герою радость, наполняет его счастьем? Потому что он практически сразу видит ее результаты и осознает их ценность для многих людей. Во второй строфе Твардовский рассказывает о том, как на гумне ранним утром начинается обработка зерна. Здесь тоже необходимо приложить немало усилий. Впрочем, герой не унывает. По нраву ему оказывается и эта работа:
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…

Читайте также:  Характер почвы что это такое

Завершается стихотворение вполне логично. Лирический герой с восторгом приветствует новый урожай – закономерный итог собственных трудов.

Источник

А.Т. Твардовский «Урожай»: анализ стихотворения

Земельный участок, купленный семьей Твардовского, был небольшим, да и не отличался богатыми урожаями, поскольку поэт родился в довольно небогатой семье. Впрочем, даже такую землю автор сумел полюбить, и относился к ней с уважением, что нередко и отражал во многих своих произведениях.

Главная тема стихотворения

Основная тема этого стихотворения заключается в выражении отношения автора к сельскому труду и работе крестьянина. Это произведение из цикла деревенской лирики, и относится к наиболее ранним стихотворениям автора, однако уже в этих строках наблюдается ярко выраженный авторский стиль поэта.

Внимание сосредоточено в данном случае конкретно на процессе сбора урожая на хлебных полях. Хлеб издревле на Руси считался основным продуктом, и отсутствие или недостаток хлеба приводил к массовому голоду. Именно по этой причине речь в произведении идет о пшеничных полях, на которых не так просто на самом деле собрать урожай.

Однако тут же поднимается и другой вопрос — причины, по которым трудящийся человек, несмотря на все сложности, любит свою работу. Автор недвусмысленно поясняет, что, как бы ни было трудно собирать урожай хлеба, крестьянин осознает ценность собственного труда для людей, потому и радостно на душе этому трудящемуся человеку.

Структурный анализ стихотворения

Для подчеркивания яркости образа главного персонажа поэт использует упоминания о том, как тот обливается потом во время работы, и это дополняет стихотворный образ реалистичностью. При написании автором были использованы классические перекрестные рифмы, которые характерны для его творчества.

В произведении всего пять четверостиший, и в первой половине стихотворения описывается сама ситуация и обстоятельства, в которых оказывается герой. В конце выражается восторг от трудов крестьян, переданный через переживания лирического персонажа. Это простое стихотворение, но оно имеет на самом деле весьма серьезный поучительный подтекст.

Вывод

Поэт стремился донести до читателей понимание ценности труда людей на полях и необходимость уважать крестьян, которые ради сбора хлеба «обливаются потом» в селах. Несмотря на то, что прошло уже много лет, и сегодня процесс обработки хлеба механизированный, но все так же это остается огромный труд. Именно потому современным людям суть стихотворения остается понятной и простой, и строчки поэта до сих пор актуальны!

Источник

Конспект урока литературы в 9 классе на тему: «Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта.

I .Организационный момент

II . Работа по теме урока

1. Чтение текста о жизни и творчестве (см. прил. 1). Работа с таблицей: верно/неверно (см. прил. 2).

Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.

2. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений А.Т. Твар­довского «Весенние строчки».

Читайте также:  Цион это какое удобрение

3. Аналитическая беседа.

— Какой теме посвящено стихотворение «Весенние строчки»? (тема природы)

— Как изображена природа в стихотворении «Весенние строчки»?

— Каково настроение поэта? Что его радует?

— Мотивы и образы каких поэтов развивает Твардовский в этом стихотворении?

— Назовите художественно-изобразительные средства, которые использует Твардовский для создания картины весны.

4. Чтение стихотворения «Урожай»

5. Аналитическая беседа

— Каким чувством окрашено стихотворение «Урожай»?

— С чем связано ощущение счастья? Как передаст его поэт?

— В чем особенность описания природы в этом стихотворении?

Прочитаем первое предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой / Желтогривые овсы». Найдем оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.

— Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим карти­ну сбора урожая?

— Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

Много произведений Твардовского посвящено теме войны.

6. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом. »

Написано стихотворение сразу после воины, в 1945-1946 го­дах, и первоначально имело другое название — «Завещание вои­на». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой» , стала символом так трагически и просто оборвавшихся жизней. Твар­довский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом»» пи­шет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года, и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, что­бы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатле­ния поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, та­кие встречи легли в основу этого стихотворения.

7. Аналитическая беседа по стихотворению

— Кто лирический герой стихотворения?

— Почему такой странный выбор героя?

— Чем близок герой автору?

( Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в побе­ду, самоотверженностью).

— В чем сила этого стихотворения? Что подтверждает реальность описываемого в произведении?

( Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя — подо Рже­вом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Произошедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно.

Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки).

— От человека не осталось ничего. Найдите подтверждение в тексте. Но разве он совсем исчез?

(«Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей»), нет и могилы («на поминки / Даже мать не придет»). Но человек не исчез — он растворен в природе,

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме, Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе.

— Что волнует героя по ту сторону жихни?

(Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует: «Наш ли Ржев, наконец?» Он призывает живых: Вы должны были, братьи, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.)

— В чем обобщенность образа убитого солдата в стихотворении?

(Он из тех, кто, «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, — / Что я больше могу?»

Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются).

На какие размышления навело вас это стихотворение?

— В каких стихотворениях Твардовский говорит о предназна­чении поэта, о чувстве ответственности за все, что проис­ходит на земле? («О сущем»)

— Чем особенно дорожит поэт, в чем проявляется его патрио­тизм, его гражданская позиция?

III . Подведение итогов урока

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны следующие строки.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

Читайте также:  Породы быков мясного направления для выращивания

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же. все же.

В этом трижды повторенном все же — незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

— Какие стихотворения Твардовского произвели на вас наи­большее впечатление?

IV . Домашнее задание

1. Прочитать статьи об А.И. Солженицыне (с. 239-247, 284-287).

2. Прочитать рассказ «Матренин двор».

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.И. Солженицына.

Александр Трифонович Твардовский

Летом 1910 года на небольшом хуторе недалеко от Смоленска в семье Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских появился на свет мальчик, которого назвали Александром. Отец семейства был образованным человеком, почти каждый вечер в доме Твардовских собирались жители близлежащих сел и деревень. Здесь читались произведения русских писателей, таких как Толстой, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов… Возможно, именно поэтому будущий писатель стал сочинять стихи раньше, чем научился писать.

Началом творческой Александра Твардовского принято считать 1925 год, когда в одной из местных газет появилось его первое стихотворное произведение под названием «Новая изба», хотя еще с 14 лет он стал отсылать в газеты статьи и заметки о сельской жизни. Вскоре после этого состоялось знакомство молодого писателя с Михаилом Исаковским, который на долгие годы стал его другом и наставником.

В 1928 году 17-летним юношей селькор Александр Твардовский, покинув семью, перебирается в Смоленск, что спасло его от высылки вместе со всей семьей за Урал после раскулачивания. В Смоленске он некоторое время работает внештатным корреспондентом одной из местных газет, называвшейся «Рабочий путь», затем перебирается в Москву. До переезда в столицу в различных смоленских газетах были напечатаны порядка 130 произведений Твардовского. Среди них было и его первое большое произведение «Путь к социализму». Однако первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936 году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее коллективизацию и колхозы.

В конце 30-х годов Твардовского призывают в армию. Начиная с 1939 года, он служит спецкором газеты «На страже Родины» в Ленинградском военном округе, а с началом Великой Отечественной войны молодой корреспондент был командирован на Юго-Западный фронт в газету «Красная Армия», где дважды ему едва удается избежать окружения и плена. Летом 1942 года писатель был переведен на Западный фронт для работы в редакции «Красноармейской правды». Именно в этот период появляются первые главы «Василия Теркина». Работать над этой поэмой автор начал еще во время Советско-Финской войны. На тот же период времени приходится и начало работы над другим большим произведением – «Дом у дороги».

После окончания войны Твардовский работает, с перерывом в несколько лет, главным редактором «Нового мира», журнала, где печатались многие писатели периода «оттепели». Выходят в свет его новые поэмы: «По праву памяти», «За далью – даль», стихотворения: «Космонавту», «Та кровь, что пролита недаром», цикл стихов «Памяти матери». Известен Александр Трифонович также как прозаик и критик, стоит упомянуть его книгу о войне «Родина и чужбина», а также работы и статьи, посвященные творчеству Исаковского, Бунина и Маршака…

Как главный редактор одного из центральных советских литературных изданий, Александр Трифонович долгие годы вел острую полемику с редактором журнала «Октябрь» Всеволодом Кочетовым, имевшего связи в высшем руководстве страны. В 1970 году, под давлением Главлита, Твардовский вынужден оставить пост главного редактора и уйти из «Нового мира». Это тяжело сказалось на здоровье писателя, он переносит инсульт, к тому же врачи обнаруживают у него рак легких тяжелой стадии. В начале зимы 1971 года, писатель умирает.

Первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936 году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее коллективизацию и колхозы.

Во время войны А. Твардовский — военный корреспондент.

Поэму «Василий Теркин» Твардовский пишет после войны.

Источник

Adblock
detector