§ 16. Закономерности распространения почв
Типы почв России. Современный почвенный покров России — результат длительного и сложного развития природы в целом. В зависимости от условий почвообразования в нашей стране различают следующие типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые и др.
В европейской части России преобладают разнообразные подзолистые почвы, а в Сибири — таежные и горно-таежные. Большие площади на севере страны заняты тундровыми почвами. На юге же расположены черноземные и каштановые почвы.
Явления широтной зональности почв в нашей стране, особенно в европейской части России, выражены более ярко, чем в других странах мира, что связано не только со значительной протяженностью ее с севера на юг, но и с преобладанием равнинного рельефа в условиях умеренно континентального климата.
Рис. 56. Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью
Если мы совершим по карте воображаемое путешествие по Русской равнине с севера на юг, то увидим, как сменяют друг друга почвы разных типов, отличающиеся по строению, цвету, составу, плодородию.
Рис. 57. Почвы России
Арктические почвы отличаются маломощным (1—5 см) органогенным горизонтом и пятнистым распространением.
В тундре формируются тундрово-глеевые и болотные почвы.
В интенсивно промываемых почвах северных лесов образуются подзолистые почвы, южнее — при снижении количества осадков и возрастании мощности гумусового горизонта — дерново-подзолистые почвы.
В широколиственных лесах и под лесными участками лесостепи — серые лесные почвы. В степях образуются самые плодородные почвы — черноземы. Обильная травяная растительность в этой зоне способствует повышению количества перегноя.
При движении к югу и востоку климат становится суше и теплее, травяной покров разреженнее: почвы светлеют и переходят в каштановые под сухими степями, в бурые — в полупустынях, в серо-бурые и серые (сероземы) — в пустынях.
С осветлением почв растет их засоленность. В южных районах страны (на Прикаспийской низменности) распространены солончаки.
В горных районах почвы, следуя вертикальной зональности, также изменяются вслед за изменением климата и растительности. Общим свойством этих почв является щебнистость, грубость механического состава.
Вопросы и задания
- Назовите основные типы почв России.
- По почвенной карте определите, какие типы почв преобладают в нашей стране. Объясните почему.
- Какие почвы есть в вашей местности?
Источник
Урок географии в 8-м классе «Человек и почва. Почвенные ресурсы России»
Разделы: География
Цели:
- сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека;
- познакомить с мероприятиями сохранения свойств почв;
- исследовать влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы;
- привить бережное отношение к ресурсам нашей Родины.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа по карточкам, исследовательская работа в группах, дискуссионный, метод алгоритма, проектная деятельность.
Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки, образцы почвы местного пастбища, фотографии растительного покрова и почвенной фауны местного пастбища.
Ход урока
I. Организация на урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания:
1) Работа по индивидуальным карточкам.
а) Установить соответствие почв и природных зон:
подзолистые | сухие степи, полупустыни |
чернозёмные | тайга |
бурые | лесостепи, степи |
серые лесные каштановые | полупустыни |
б) В какие группы можно объединить слова:
арктические почвы, песчаная почва, глинистая почва, каштановые почвы, чернозёмы, климат, растительный покров, материнская порода.
в) На фрагменте карты знаком «!» показать ареал распространения чернозёмов, знаком «*» – мерзлотно-таёжных почв, знаком «?» – бурых полупустынных.
г) Работа с классом.
Цифровой диктант. (1 – верное утверждение, 0 – неверное утверждение)
Я утверждаю, что:
- почвы горных районов щебнистые;
- в Сибири преобладают подзолистые почвы;
- с осветлением почв растёт их засоленность;
- наиболее благоприятная для развития сельскохозяйственной растений зернистая или комковатая структура;
- песок и глина являются почвой;
- чернозёмы мощностью 1 метр имеют возраст около 20000 лет;
- солончаки образуются при подъёме воды по капиллярам почвы и и испарении её;
- в торфяно- болотных почвах содержащих гумуса больше , чем в чернозёмах;
- горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на её свойства;
- для образования плодородной почвы достаточно 100 лет;
(Ответы: 1, 0, 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, 0.)
Итог по домашнему заданию:
– Назовите основные типы почв нашей страны.
– От чего зависит плодородие почв?
– Назовите «царя» почв.
IV. Изучение нового материала.
1) – Вспомните что такое почвенные ресурсы?
Запись в тетрадь: Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.
2) Работа с материалом учебника (страница 132)
– Изучите раздел «Значение почвы для жизни человека», в тетрадь в виде пунктов плана записать, в чём заключается значение почвы.
Проверка написанной работы.
3) – Почву необходимо охранять.
Работа с материалом учебника (страница 132)
– Изучите раздел «От чего нужно охранять почву» и составьте схему «Разрушение почвы»
4) – Какой процесс наиболее разрушительный?
5) – Изучите на экране интерактивной доски схему «Причины развития эрозии почв».
– Как вы думаете, какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почв?
Сообщения учащихся «Мероприятия по охране почв»:
а) водная и ветровая эрозия;
б) мелиорация почв.
– Изучите на экране интерактивной доски рисунок «Воздействие сельскохозяйственной обработки полей на окружающую среду».
– К каким неблагоприятным изменениям почв приводит их использование под пашню?
– Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озёра.
Вывод: Мероприятия по охране почв и повышению её плодородия необходимы, так как своим существованием человек обязан почве (90% пищи человек получает в виде урожаев с обработанной земли и ещё 8% за счёт выпаса скота на лугах и пастбищах).
6) – Изучите карту «Почвы и почвенные ресурсы». Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация?
V. Групповая исследовательская работа.
– На экскурсии по местному предприятию – свиноводческому комплексу «Нива Приазовья» – мы узнали много нового и интересного о европейских технологиях выращивания свиней. Несмотря на то, что это предприятие одно из высокотехнологичных в Краснодарском крае, на нём не до конца усовершенствована система навозоудаления. А с территорией комплекса граничит пастбище и пашня.
а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям растительного покрова пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения растительного покрова и составить прогноз будущего этой территории.
а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям почвенной фауны пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения количества почвенных животных и составить прогноз будущего этой территории.
1 группа – Растительный покров исчезнет с территории пастбища к 2011 году.
2 группа – Почвенная фауна исчезнет с территории пастбища к 2010 году.
Общий результат исследования: пастбище, прилегающее к свиноводческому комплексу, полностью исчезнет через 200 лет.
VI. Дискуссия по выявившейся проблеме.
– Какие меры вы можете предложить по сохранению пастбища?
Рассмотрите и обсудите несколько вариантов:
а) закрыть свиноводческий комплекс;
б) обратиться в соответствующие службы по охране природы;
в) другие варианты;
Обсуждение данной проблемы и выступление учащихся:
- Закрыть предприятие нельзя – это важное звено АПК Краснодарского края.
- Написать письмо в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
- Провести озеленение территории.
- Разработать технологию изготовления из навоза сухих брикетов для топлива.
VII. Закрепление изученного материала:
По алгоритму на интерактивной доске ответить на вопросы таким образом, чтобы из букв в ячейках алгоритма сложился верный ответ на вопрос: «Какие почвы содержат наибольший слой гумуса?»
VIII. Итог урока
Какие почвы распространены в нашей местности? В чём их ценность? Главная задача человечества в обращении с почвой (беречь почвы, повышать их плодородие).
IX. Домашнее задание:
Составить путеводитель по станице Петровской (1 группа – территории с чистыми почвами; 2 группа – территории с загрязнёнными почвами).
Источник
Почвы и почвенные ресурсы
Образование почв. Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы — удивительного продукта природы. Впервые обратил внимание на отличие почвы от остальных частей земной коры замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев*.
В. В. Докучаев справедливо назвал почвы « зеркалом ландшафта», поскольку почвы являются самым главным выразителем особенностей природы данной территории. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него. Взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта.
Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле микроорганизмов. В результате образуется особое вещество — перегной. Ни песок, ни глина не являются почвой до тех пор, пока в них не будет перегноя.
Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Важное значение имеют механический состав почвы: песчаная она или глинистая (почему?), а также ее структура. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом. Наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений зернистая или комковатая структура.
1. Назовите известные вам условия почвообразования. Попытайтесь выделить главные из них для почв вашего края.
2. Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах почв из ботаники.
3. Зная, от чего зависит плодородие почв, составьте характеристику климата, рельефа, растительности территории, где могли бы образоваться плодородные почвы.
4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?
Сопоставьте рис. 48 с почтенной картой атласа и определите, какие почвы преобладают в лесной зоне, какие — в степной.
В горных районах почвы, следуя вертикальной зональности, также изменяются вслед за изменением климата и растительности. Общим свойством этих почв является щебнистость, грубость механического состава.
Вопросы и задания
1. Назовите основные типы почв России.
2. По почвенной карте определите, какие типы почв преобладают в нашей стране. Объясните почему.
3. Какие почвы есть в вашей местности?
Значение почвы для жизни человека. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве. почва — главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для некоторых отраслей промышленности. 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, получаемые за счет выпаса скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастет до 98% .
О значении лесов как водоохранного и почвозащитного факторов Ф. Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получки, таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубали на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим подрезывают корни высокогорного скотоводства в своей области; еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки». Эта классическая оценка лесов — серьезное предупреждение тем, кто, не считаясь с последствиями, вырубает леса в размерах, превышающих научно обоснованные нормы.
Итоговые задания по теме
1. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
2. Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.
3. Какие процессы почвообразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения?
4. Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие из них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса.
5. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить почвы?
6. Какие почвы распространены в вашей местности, как они используются человеком, какие мероприятия проводятся по улучшению почвы?
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник