Меню

С улучшением качества урожаи выросли более чем вдвое для изготовления новых орудий

Тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов для 6 класса

Тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.

Вариант 1

A1. Причиной роста европейских городов в период рас­цвета Средневековья было:

1) изменение климата в Европе
2) начало Великого переселения народов
3) развитие ремесла и сельского хозяйства
4) прекращение феодальной раздробленности

А2. Часто города основывались у стен монастырей и зам­ков феодалов, потому что:

1) горожане верили в Бога
2) в этих местах было безлюдно
3) жить около монастырей и замков было почетно
4) за крепостными стенами можно было найти защиту

А3. Поговорка «Что с возу упало, то пропало» означала, что:

1) любой товар, оказавшийся на земле, становится собственностью сеньора
2) товар, упавший на землю, становится негодным
3) в период Средневековья отсутствовали дороги
4) за упавший товар надо платить деньги

А4. В результате развития торговли на смену натурально­му хозяйству приходит хозяйство:

1) сельское
3) ремесленное
2) товарное
4) общинное

А5. Ремесленный цех создавался с целью:

1) борьбы с сеньором
2) привлечения на работу беглых крестьян
3) обеспечения безопасности торговых путей
4) зашиты от конкуренции со стороны чужаков

В1. Какие два понятия связаны со средневековым ремес­лом? Обведите цифры, соответствующие верным ответам.

1) гильдия
2) шедевр
3) мастер
4) меняла
5) Ганза

Вариант 2

A1. Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к:

1) появлению городов
2) началу Великого переселения народов
3) восстаниям крестьян против феодалов
4) возникновению феодальной собственности на землю

А2. Города основывались у речных переправ, т. к. там:

1) была питьевая вода
2) были залежи железа
3) стояла королевская охрана
4) проходило большое количество людей

А3. Поговорка «Городской воздух делает свободным» означала, что в городах:

1) было светло и чисто
2) существовало самоуправление
3) никогда не запирались крепостные ворота
4) беглые крестьяне могли укрыться от своего сеньора

А4. Товарное хозяйство характеризует производство про­дукции для:

1) короля
2) продажи на рынке
3) собственного потребления
4) обязательной отправки за границу

A5. Запрещение цеховым уставом использовать новые изобретения:

1) задерживало рост промышленного производства
2) способствовало появлению шедевров
3) способствовало развитию ремесла
4) привело к появлению банков

В1. Какие два понятия связаны со средневековой торгов­лей? Обведите цифры, соответствующие верным ответам.

1) гильдия
2) оброк
3) цех
4) подмастерье
5) Ганза

Ответы на тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов для 6 класса
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
А5-4
В1. 23
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-4
А4-2
А5-1
В1. 15

Источник

Всемирная история

Глава V

Что нового внёс город в хозяйство, культуру и политическую жизнь Средневековья?

Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

Что такое натуральное хозяйство?

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X—XI веков их число стало расти. Со средневековыми городами связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

1. Изменения в общественной жизни. С XI века с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. С XI—XII веков после изобретения современной упряжи лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов, ускорения обработки земли. Вошли в употребление подковы, оберегавшие копыта от повреждений. Шире стал применяться тяжёлый колёсный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.

Теперь урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4—5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло поголовье скота.

Читайте также:  Почва суглинок что растет

Для изготовления оружия и орудий труда требовалось много металла. В Европе появляются шахты, возрастает добыча железной руды, совершенствуется плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лён».

Поначалу крестьяне сами мастерили многие нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колёсного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись умельцы — знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

Теперь крестьянин обменивал часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Развитие хозяйства вело к постепенному отделению профессионального ремесла от земледелия и дальнейшему развитию торговли.

2. Возникновение в Европе множества городов. Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Города возникали на перекрёстках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Всё это были места людные, где предлагались товары и услуги. Там господа могли приобрести дорогие вещи: одежду, оружие, украшения. Туда часто приезжали купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты своего хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в уплату господину. В этих местах ремесленники могли изготовить и продать свои изделия и купить сырьё, торговцы — сбыть привезённый и приобрести новый товар. Численность горожан значительно выросла, увеличилось и количество городов.

Ветряная мельница

Плавильная печь. Средневековый рисунок

Ткацкий станок. Реконструкция

Какое влияние оказали эти технические приспособления на жизнь людей?

Для защиты от нападений горожане окружали своё поселение рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменили каменными стенами. За стенами крепостей находили защиту в случае войны.

Войти в город можно было только по подъёмному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления. Так как город выглядел как настоящая крепость (по-немецки — бург), то и горожан называли в Средние века бюргерами.

Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов но берегам больших судоходных рек — Рейна и Дуная. В X—XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.

В XII—XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.

3. Борьба городов с сеньорами. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Их замки и укрепления возвышались над городом. Под властью этих сеньоров оказывалось и всё городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.

Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег.

По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами. Нередко сеньор просто забирал в лавках торговцев и в мастерских всё, что ему нравилось.

Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. В XII—XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали его права. Но множество мелких городов так и осталось иод властью феодалов.

Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунист» — общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление — выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и в Англии назывался мэром, в Германии — бургомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рынком, ремёслами, строительством и надзирал за порядком.

Читайте также:  Почему удобрения называют микроудобрениями

Городская стена (разрез): часть стены; башня; навес; бойницы; ров с водой

Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и обрели свободу.

4. Мастерская городского ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своём же доме. Всё делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно — иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.

Техника ремесла, инструменты и приёмы работы развивались быстрее, чем сельскохозяйственные. Всё время делались усовершенствования. Городские ремесленники часто создавали настоящие произведения искусства. Они изготавливали мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо украшенные доспехи и мечи. Славились тонкие изделия ювелиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились своими изделиями: их труд был для них делом чести. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы.

Мастерские ремесленников. Современные рисунки

Расскажите о работе ремесленников: мастерские каких специальностей изображены на рисунках? Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Изображены ли на рисунках подмастерья и ученики?

Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Подмастерье, работник, уже изучивший ремесло, за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр 1 — лучший образец изделия.

1 Шедевром теперь называют выдающееся произведение искусства.

Изделия ремесленников: замок и ключ

5. Цехи — союзы ремесленников. У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы — цехи 1 (хотя далеко не во всех городах).

На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё 2 и распределял его между мастерами.

При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренции между мастерами, при которой одни богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех заботился, чтобы изделия были высокого качества.

Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и во многих других городах изделил низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Самым распространённым наказанием были штрафы. Старшины следили и за тем, чтобы на рынке не продавали свои изделия нецеховые ремесленники. Члены цеха устраивали совместные праздники, участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Из общих средств цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Читайте также:  Арахис как собирать урожай

1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.

2 Сырье материалы, из которых изготавливались промышленные товары.

Гербы ремесленных цехов

Гербы каких цехов изображены?

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи — свою церковь и даже кладбище.

6. Цехи и развитие ремесла. Цехи способствовали развитию ремесла: усиливалось разделение труда между цехами, возникали новые ремесленные специальности. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке — уже 350. Так, от кузнецов отделились оружейники, от последних — изготовители лат, ножей. От кожевников отделились цехи сапожников, ременников, сумочников и другие.

Хронист о возникновении города Брюгге

Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вёл торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идём к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост».

Но с увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров беспрепятственно получали звание мастера, оно стало почти наследственным.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и применять новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные изобретения и расправлялись с изобретателями. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Обходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев.

1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле? 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города. 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»? 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы? 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях? 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI—XII веках.

1. Подготовьте развёрнутый ответ на следующие вопросы, постаравшись на звать несколько причин: почему, отделившись друг от друга, ремесло и сельское хозяйство стали развиваться быстрее, чем раньше? Почему деревенские мастера вынуждены были уходить из родных селений и искать новые места для работы и жизни? 2. Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископы, знатные феодалы? 3. Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам? 4. Уточните с помощью словаря, как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло. 5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» — правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие? 6. Соберите информацию о технологии изготовления определённого ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которых создавался шедевр.

Источник

Adblock
detector