Программа спецкурса. Учебно-методический материал по формированию умений соблюдать стилистические, лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Дидактический материал. Пояснительная записка
рассредоточивает в несовершенном виде сохраняет в корне гласный о. 4 – в официальных ситуациях общения в формах глаголов про-шедшего времени
утрачивается суффикс -ну-: сох, вял, мок.
№ 8. Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) Помощники депутата уполномачивались действовать от его имени.
2) Среди приглашенных на юбилей были известные ректора, профессора, академики.
3) У обоих ворот завода есть пост вневедомственной охраны.
4) Общественность готовится торжественно отметить пятидесятилетие писателя.
№ 9. Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) Не махай так сильно руками.
2) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.
3) Яд каплет сквозь его кору.
4) С восьмисот пятидесяти гектаров, которые занимались пшеницей, собран богатый урожай.
№ 10. Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) Дождь яростно хлестает в ветровое стекло автомобиля.
2) Машины нагружались песком.
3) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах современности.
4) За применение новых технологий, предприятие не раз удостаивалось премий.
№ 11. Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) самое величественнейшее слово, самый лучший
2) пять пар носков, сапог, ботинок, валенок; несколько комментариев, коррективов
3) вкусные торты; новые цехи, выборы, договоры, рапорты, секторы
4) двадцать четыре ножницы, трое суток
№ 12. Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) красивейший, всех милее, наиболее сильный
2) около четырехсот пятидесяти консультантов, менее ста сорока туристов
3) опытные шофера, инструктора, конструктора, редакторы; знающие лекторы, профессора, директора
4) жить среди болгар, бурят, осетинов, лезгин, армян, якутов, узбеков
№ зада-ния № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
ответ 2, 4 2 3, 4 2, 4 2, 3, 4 1, 2, 4
№ зада-ния № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12
ответ 2, 3, 4 1, 2, 3 1, 2, 4 1, 2, 3 1, 4 3, 4
Задание 3. Синтаксические нормы построения простого предложения.
— развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
Предложенные задания развивают умения учащихся соблюдать нормы:
б) согласования подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом,
в) построения предложения с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотом,
г) употребления конструкций с косвенной речью,
д) построения сложноподчиненных предложений.
1. Некоторые нормы управления.
Рекомендации по выполнению задания.
Нужно помнить, что некоторые однокоренные или близкие по значению слова требуют различного управления, например:
беспокоиться (о ком?) о сыне – тревожиться (за кого?) за дочь,
надеть (что на что?) пальто – одеть (кого во что?) ребенка,
отзыв (о чём?) о фильме – рецензия (на что?) на роман,
уделять внимание (чему?) вопросу – обращать внимание (на что?) на мелочи
преимущество (перед кем?) перед докладчиком – превосходство (над кем?)
предупредить (о чем?) о намерениях – предостеречь (от чего?) от ошибок,
тормозить (что?) дело – препятствовать (чему?) успеху,
вера (во что?) в свои силы – уверенность (в чем?) в правоте,
идентичный (чему?) мнению – сходный (с кем?) со мной,
оплатить (что?) проезд – уплатить (за что?) за покупку.
№ 1. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:
1) приехать (Греция)
2) путешествие (Эльбрус)
3) уехать (Кавказ)
4) поехать (Крым, Белоруссия)
№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом из:
1) приехать (Франция)
2) выйти (автобус)
3) вернулись (Москва)
4) преклонение (талант)
№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:
1) уверенность (победа)
2) управляющий (филиал)
3) оплатить (проезд)
4) тормозить (развитие)
№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:
1) вернуться (Кавказ)
2) выйти (троллейбус)
4) приехать (Алтай)
№ 5. Укажите примеры с ошибками в управлении.
1) надеть шляпу на голову, одеть на ребенка
2) предупредить об опасности, предостеречь от неудач
3) не видел новый фильм, не выполнил упражнения
4) идентичный с моим решением, сходный с моим решением
№ 6. Укажите примеры с ошибками в управлении
1) благодаря работоспособности, согласно расписанию
2) условия, неприемлемые для переговоров
3) властвовать на умы, задуматься над проблемой, управляющий трестом
4) указать литературу, указать на промахи, ходатайствовать за него
№ 7. Укажите примеры с ошибками в управлении:
1) уделить внимание другу, обратить внимание проблеме
2) объяснить задание, комментарий к роману
3) характеристика ученика, характеристика на ученика
4) заведовать над лабораторией
№ зада-ния № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7
ответ 1, 4 1, 2, 3 2, 3, 4 1, 3, 4 1, 4 3, 4 1, 4
2. Согласование сказуемого с подлежащим.
№1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Музей-квартира художника закрыта на реставрацию.
2) В журнале опубликована рецензия о книге.
3) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое.
4) Правление клуба, в том числе председатель и заместитель, много сделали для организации вечера.
Анализ задания № 1. Правильный ответ: 1, 2, 4. В первом предложении употребляется сложное существительное (подлежащее и приложение выражены
существительными, имеющи-ми разные грамматические формы рода), поэтому сказуемое согласуется в роде со словом «му-зей», называющим общее понятие. Во 2
предложении ошибка в предложном управлении: ре-цензия (на что?) на книгу. В 4 предложении допущена ошибка в согласовании сказуемого с подлежащим:
наличие при подлежащем уточняющих слов не влияет на согласование сказуемо-го с подлежащим.
№2. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
2) Были сэкономлены большое количество дорогостоящих материалов.
3) Согласно Туру Хейердалу центр Земли проходит через остров Рапануи.
4) Газета «Московский комсомолец» опубликовал сенсационный материал.
Анализ задания № 2. Правильный ответ: 1, 2, 4. В первом предложении в состав под-лежащего входит числительное один, поэтому сказуемое ставится в
ед.ч. Во 2 предложении подлежащее выражено собирательным сущ. количество в сочетании с существительным в род. п. мн. ч., обозначающим
неодушевленные предметы, поэтому сказуемое употребляется в форме ед.ч. В 4 предложении при подлежащем, выраженном нарицательным сущ., есть прило-жение,
выраженное собственным сущ., обозначающим средство информации, поэтому сказуе-мое согласуется с нарицательным сущ.
3. Построение предложения с однородными членами.
№ 3. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах, докладах и журналах.
2) Трест организовал и руководит предприятиями.
3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение.
4) С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все участники спектакля.
Анализ задания № 3. Правильный ответ: 1, 2, 3. В 1 предложении попарно соединен-ные однородные члены могут выражать или близкие по значению, или
контрастные понятия. Во 2 предложении нарушены нормы управления: при однородных сказуемых с разным управ-лением употребляется дополнение в одной и
той же падежной форме. В 3 предложении ошиб-ка состоит в том, что первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом, а именно:
перед распространенным дополнением познавательную ценность.
№ 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Лексика национального русского языка содержит стилистически нейтральные и стилистиче-ски окрашенные слова.
2) Разновидностями нелитературного языка – просторечия, диалектизмы, жаргонизмы.
3) Стилистически нейтральные слова используются во всех формах и функциональных разно-видностях национального русского языка.
4) Среди функциональных стилей литературного языка выделяют книжные и разговорный сти-ли.
№ 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Стилистически окрашенная лексика принадлежит как к функциональным стилям литератур-ного языка, так и к разновидностям нелитературного языка.
2) Разговорные слова входят в систему литературного языка, но употребляются, главным об-разом, в сфере повседневного бытового общения.
3) Книжные слова употребляются в научном, официально-деловом, публицистическом стилях, а также в художественной литературе.
4) Функционально-стилистическая окраска свидетельствует о закрепленности слова за какую- либо разновидностью литературного или нелитературного языка.
4. Построение предложения с согласованным определением.
№ 6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Софья, читающая французские романы, не имела представления о настоящей жизни.
2) Одним из самых известных путешественников, писавшим об открытии Нового Света до Ко-лумба, был норвежец Тур Хейердал.
3) В турнире участвовали представители разных стран: России, Сербии, Словакии, Англии, Франции, Германии.
4) Работа железнодорожников ведется в соответствии и на основании утвержденного графика.
Анализ задания № 6. Правильный ответ: 1, 2, 4
В 1 предложении глагол-сказуемое и причастие должны употребляться в одних и тех же формах времени и вида. Во 2 предложении нарушены нормы
согласования: согласованное оп-ределение, выраженное прилагательным или причастием, согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже. В 4
предложении нарушены нормы управления: при однородных членах предложения с разным управлением употребляется дополнение в одной и той же падежной форме.
№ 7. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Велика роль Пушкина в развитии русской и мировой литературы, в создании русского лите-ратурного языка.
2) В комнатке стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.
3) Входя в гостиную, лицо Пьера было безразлично и грустно.
4) Дом, располагающийся на окраине города, сгорел во время пожара 1812 года.
№ 8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.
2) Через несколько дней после ссоры, Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
3) Наш город должен быть и будет экологически чистой зоной.
4) Писатель рассказывает об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
№ 9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) На совещании были представлены ряд стран, причем большинство из посланцев являлись депутатами парламентов.
2) Работы Микеланджело оказали огромное влияние на последующее развитие европейской живописи и скульптуры.
3) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.
4) Благодаря любознательностью и настойчивостью, он сам освоил грамоту.
№ 10. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Сажать и ухаживать за цветами совсем непросто.
2) Хор птичьих голосов, доносившихся отовсюду, поразил мой слух.
3) Все, кто видел эту картину, хвалили игру актеров.
4) Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты.
№ 11. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) С точки зрения экспрессивно-стилистической окраски лексика русского языка делится на высокую, торжественную и сниженную, например: старец,
2) Высокими, торжественными считаются книжные слова, употребляющимися в публицисти-ческом и художественном стилях.
3) Жаргонизмы – это слова, которые приняты в разговорной речи людей, объединенные общ-ность интересов, занятий, положением в обществе, возрастом
№ 12 . Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) В романе «Войне и мире» Л.Н. Толстой раскрывает проблему роли личности в истории.
2) Всем, кто принимал участие в олимпиаде, объявлена благодарность.
3) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.
4) Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделали для преобразования шко-лы.
№ зада-ния № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
ответ 1, 2, 4 1, 2, 4 1, 2, 3 2 4
№ зада-ния №6 №7 №8 №9 №10
ответ 1, 2, 4 2, 3, 4 1, 2 1, 4 1, 4
Задание 4. Синтаксические нормы построения простого предложения с деепричастным оборотом.
— развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
А1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Рассыпаясь по ветвям,
1) птиц не было слышно.
2) солнечные лучи ярко освещали верхушки деревьев.
3) у лучей не встречалось на пути преград.
4) это разбудило всех обитателей леса.
А2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
1) облегчается подготовка к экзаменам.
2) мне помогло специальное упражнение.
3) я заучивал наизусть стихотворения.
4) изменяется скорость освоения информации.
А3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
1) эта сцена значительна сама по себе.
2) главной целью автора было заинтересовать зрителя.
3) Дон Жуан велит Сганарелю пригласить статую Командора на ужин.
4) таково объективное содержание образа Дон Жуана.
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Повествуя зрителям о кровавых делах древних римлян,
1) этот вид собеседований с публикой был для Б. Шоу излюбленной формой.
2) в ее трагическом начале всегда ощутима страстная социальная мысль.
3) пролог обличал современное общество.
4) черты реалистического новаторства видны в драматургии Б. Шоу.
№ задания А 1 А 2 А 3 А 4
Задание 5. Синтаксические нормы построения сложного предложения.
— развивать умение соблюдать в речевой практике синтаксические нормы русского лите-ратурного языка.
А1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Человечество стремится к тому, чтобы война изжила бы себя.
2) Докладчик пытался убедить слушателей, что будто выдвинутые им положения проверены на практике.
3) Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чих-нул.
4) Казалось, что времени так мало, что решить задачу уже не удастся.
А2. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины.
2) На Лицей были возложены великие надежды, и потому в него было вложено почти все луч-шее, что имела культурная Россия.
3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
4) Вчера корреспондент взял интервью у представительницы делегации, которая недавно вер-нулась из Лондона.
А 3. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нель-зя заменить причастным оборотом?
1) Засыпала тайга, которую убаюкивала ночная прохлада.
2) Ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
3) Григорий еле поднялся на колени, так как был оглушен падением.
4) Случай, который лег в основу «Мертвых душ», Гоголю подсказал Пушкин.
А4. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нель-зя заменить причастным оборотом?
1) Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами.
2) Накануне Всемирного форума по экологии Земли большая группа ученых, в которую входят около ста лауреатов Нобелевской премии, приняла манифест.
3) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.
4) Седой старик, которому в годы войны было девятнадцать лет, рассказывал подробности это-го сражения.
А5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Лучик солнца, который освещал поляну, пробивался сквозь чащу.
2) Небольшая ночная птица, которая мчалась на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.
3) Солнце бросило лучи на длинное облако, которое остановилось на горизонте.
4) Бабочки кружились над фонарем, так как их привлекал свет.
А6. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Обломов постоянно лежал на диване в одной комнате, которая служила ему спальней, каби-нетом и приемной.
2) Нет оснований сомневаться в искренности Ф.М. Достоевского, когда он в своих покаяниях неодобрительно отзывается о перспективах «русского бунта».
3) Они снова очутились в прохладном коридоре второго этажа, в котором успели побывать за этот день раз пятнадцать.
4) Знакомый, к которому они приехали погостить, оказался человеком очень любознательным.
А7. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нель-зя заменить причастным оборотом?
1) Москва прожила сложную и утомительную зиму, к которой семья Ивантеевых оказалась не-подготовленной.
2) На письменном столе лежит стопка бумаг, которые требуют немедленного ответа.
3) Грибоедов в комедии «Горе от ума затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.
4) В этом доме был уют, который они так долго создавали.
А8. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?
1) Когда говорят о Пушкине, то невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев.
2) Евгений Онегин привлек внимание Татьяны, потому что выделялся среди помещиков.
3) Когда ливень кончился, дети выбежали на улицу.
4) Так как Горький хорошо знал жизнь босяков, он мог правдиво изобразить ее в своих произ-ведениях.
А9. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?
1) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.
2) Когда я прочитал эту книгу, радость охватила меня.
3) Употребление этих выражений может быть показано на наглядных примерах, когда в качест-ве иллюстраций взяты образцы художественной литературы.
4) Когда они вернулись в город, было уже темно.
А10. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?
1) С тех пор как отпустил генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
2) Когда стемнело, мы разожгли костер.
3) Когда луна вышла из облаков, она осветила бледным светом окрестность.
4) Когда брат возвратился, его ожидал сюрприз.
Анализ задания № 10. Правильный ответ: 2, 4. Во втором предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным
оборотом, потому что придаточное предложение является безличным. В 4 предложении замена невозможна, так как в главном и придаточном предложении разные
№ задания А 1 А 2 А 3 А 4 А 5
ответ 1, 2, 4 1, 3, 4 2, 3 2, 4 4
№ задания А 6 А 7 А 8 А 9 А10
ответ 3, 4 1, 3 1, 3 2, 3, 4 2, 4
Выработка пунктуационных умений.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нет сомнения (1) что охота пестрить русскую речь иностранными словами без достаточ-ного основания (2) противна здравому смыслу и вкусу (3) но она
вредит не русскому язы-ку (4) не русской литературе (5) а только тем (6) кто одержим ею.
1) 1, 2, 3, 4, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 3, 4, 5, 6
Сколько запятых в предложении?
Когда весенние почки создадут такую густоту кроны (1) что птица сядет (2) и скро-ется (3) когда на тонких веточках раскроются некоторые почки (4) как
удивительные птички (5) с зелёными крылышками (6) когда вдруг сережки станут золотыми (7) когда войдешь в березовую рощу(8)и тебя обнимет всего зеленая
(9) прозрачная сень (10) тогда по жизни одной любимой березки (11) поймешь жизнь человека.
1) 7 2) 9 3) 6 4) 10
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки не рас-ставлены.)
1) Я старался вообразить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его строгим сердитым стариком.
2) Отступник бурных наслаждений Онегин дома заперся зевая за перо взялся.
3) Солнце великолепное и яркое поднималось над лесом .
4). В воде отражалось высокое небо с единственным облаком похожим на кисть винограда.
В каком предложении не ставится тире? (Знаки не расставлены.)
1) Художественная литература искусство слова.
2) Брезент палуба чемоданы все было мокро от тумана.
3) Иногда Илюше как резвому мальчику хочется броситься и переделать все самому.
4) Игрушкой золотой он блещет на стене увы бесславный и безвредный.
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки не рас-ставлены.)
1) Как стилист Чехов недосягаем.
2) Иван Маркович и Саша в пальто и в шапках спускаются вниз по лестнице.
3) Над холмом неподвижно стоял большой полумесяц слегка подернутый туманом и окружен-ный мелкими облачками.
4) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.
№ задания А 1 А 2 А 3 А 4 А 5
ответ 4 3 4 3 3
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. / Н. М. Шанский и др. — М.: Дрофа, 2000. — 80 с.
2. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. — 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1994. — 223 с.
3. Секреты стилистики. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, — М.: Рольф, 1996. – 208 с.
4. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государствен-ному экзамену. ЕГЭ-2006. Русский язык. — М.: Федеральное
государственное учреждение «Фе-деральный центр тестирования», 2006. — 140 с.
5. Русский язык. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие./Автор Л.И. Пучкова. — Москва: «Экзамен», 2006 г. — 111 с.
6. Русский язык. 9 класс. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодав-ская — Москва: «Экзамен», 2006 г. — 127 с.
Источник