Перспективы беспилотных самолетов для пестицидных обработок в России – экспертное мнение
Почему российский рынок сельскохозяйственных беспилотников пребывает в застое и что даст стимул для развития воздушных обработок пестицидами при помощи БПЛА, читайте в нашем материале!
Евгений Михайлович Трубчанинов, директор компании «АгрОль-Авиа», рассказал в интервью порталу AGRO XXI интересные факты о работе беспилотных летательных аппаратов в АПК, а также об уникальном самолете Discovery (DR-60), который появится в России уже в этом году.
— Расскажите немного о себе и о Вашей компании, почему Вас заинтересовала ниша БПЛА для опрыскивания пестицидами?
— Я начинал свою деятельность в сельском хозяйстве с реализации химических средств защиты растений и микроэлементов. В 2016 году начал активно интересоваться новшествами в АПК и мне попался материал о БПЛА, созданный для опрыскивания виноградников. Уже тогда я был убежден, что сельское хозяйство двигается в сторону роботизации и применение БПЛА для различных целей. Погружаясь в проблемы опрыскивания культур, удалось найти множество сложностей, которые решает применение БПЛА. Компания «АгрОль-Авиа» была создана для внедрения БПЛА для опрыскивания посевов на рынок Российской Федерации.
— Как Вы оцениваете рынок БПЛА для пестицидных обработок в мире и России.
— На мой взгляд, рынок БПЛА, на сегодняшний день, пребывает «в застое». С момента появления первых квадрокоптеров для внесения пестицидов и до сегодняшнего дня изменилось совсем немного. Все, что смогли сделать, это увеличить массу полезной нагрузки и время нахождения в воздухе за счет создания октокоптеров, имеющих 8 винтов. В свою очередь, эти показатели далеки от тех, которые требуются для применения на больших площадях. Безусловно, это является развитием, но если смотреть глобально, то что сегодня представлено на рынке БПЛА для внесения пестицидов, не способно покрыть даже маленькую часть потребностей аграриев в обработках с воздуха.
— В каких странах мира применение БПЛА идет самыми активными темпами и почему Россия отстает?
— Считаю, что применение БПЛА для опрыскивания посевов наибольшее применение имеет на территории Китая. Площади их полей достаточно малы и до настоящего момента обработки культурных растений производятся вручную. С появлением квадрокоптеров увеличилась скорость обработок, появилась возможность избегать прямого контакта с пестицидами. Также наибольший интерес к применению БПЛА проявляют страны, в которых с годами все больше появляются трудности с водой. Что касается России, могу с уверенностью сказать, что аграрии мало информированы о современных разработках в области БПЛА для опрыскивания посевов. Но компания «АгрОль-Авиа» исправляет эту ситуацию и старается побеседовать с каждым фермером и с каждым агрономом, как крупных предприятий, так и холдингов.
— Нужны ли меры господдержки и есть ли они в принципе для покупки БПЛА? Насколько Ваш самолет дорогое удовольствие? Каковы его технические характеристики?
— На сегодняшний день никакой господдержки для приобретения БПЛА не имеется, однако мы видим в этом необходимость и перспективу. Действительно, стоимость поставляемого нами самолета довольно-таки велика. Именно поэтому в рамках национального проекта «Возрождения авиации для применения в сельском хозяйстве» мы бы хотели обратить внимание госорганов на наш самолет, который способен облегчить внесение пестицидов для аграриев и улучшить экологическую обстановку. Если кратко описать характеристики Discovery (DR-60) это:
размах крыльев- 6.6 м
вес пустого БПЛА- 100 кг
крейсерская скорость полета- 90 км/ч
максимальная высота полета- 2000 м
тип двигателя- ДВС, двухтактный
диапазон ручного управления- 3 км
максимальный вес полезной нагрузки- 65 кг
рабочий диапазон температур- -20….+45 С
— Агродроны или агросамолеты- что лучше и почему?
— Рассматривать в рамках сравнения два этих направления БПЛА несколько некорректно. Дроны на базе квадрокоптеров и октокоптеров оснащены электродвигателями, не способными длительный промежуток времени находиться в воздухе, что в свою очередь сказывается на объемах обрабатываемых площадей и своевременности внесения пестицидов, когда сроки играют важнейшую роль. Также ключевую роль играет масса полезной нагрузки, так как и от этого показателя зависит площадь обрабатываемой поверхности. Подобные БПЛА обрабатывают от 3 до 7 Га в час, при условии дополнительных комплектов батарей. Дальнейшие обработки зависят от скорости зарядки севших аккумуляторов. В свою очередь представляемый нашей компанией БПЛА Discovery (DR-60) обрабатывает в час порядка 90-100 Га, работая на бензине марок АИ-95,АИ-98 и АИ-100. Более актуально сравнение поставляемого нашей компанией самолета с пилотируемыми самолетами малой авиации, применяемых в авиационных обработках.
— Какие преимущества дает беспилотная техника для опрыскивания посевов?
— Преимуществ в применении БПЛА для опрыскивания достаточно много. В момент ранневесенних обработок озимых культур, почва зачастую переувлажнена, что исключает возможность появления наземных опрыскивателей в полях. DR-60 имеет шины низкого давления, которые позволяют взлетать даже с переувлажненной почвы.
Следующий важный момент — это начало полевых работ, когда активно идет сев и подготовка почвы, фермерам и агрономам приходится либо отрывать технику и механизаторов для опрыскивания, либо откладывать внесение ХСЗР, что дает впоследствии негативный эффект для роста и развития растений. Применение БПЛА дает возможность значительно снизить нагрузку на технику и привлекаемого персонала для проведения обработок. Что в свою очередь позволяет сократить затраты на обработки пестицидами.
Важным моментом является внесение пестицидов по высокорастущим культурам. На мой взгляд, применение БПЛА позволят аграриям своевременно и без ущерба другим видам работ проводить обработки пестицидами. Но это далеко не все преимущества, которые дают БПЛА при опрыскивании посевов. А своевременность работ по внесению ХСЗР безусловно дает результат, как в количестве урожая, так и его качестве.
— Нужны ли спецпестициды для воздушного применения?
— Однозначный ответ «ДА». Все формуляции, создаваемые производителями для авиаприменения, имеют ряд компонентов, которые позволяют лучше доставлять и закрепляться рабочему раствору, от момента распыления до закрепления на растении. На сегодняшний день порядка 130 препаратов зарегистрированы для авиационного внесения.
Считаю более важным, в настоящее время, возродить научные исследования в области УМО (ультромалообъемное опрыскивание). Именно этот метод внесения пестицидов применяется при использовании БПЛА и в том числе малой авиацией. Пестициды с указанием возможности их применения методом УМО требуются для регистрации. На сегодняшний день опытным путем была доказана эффективность применения многих пестицидов для авиационного внесения при опрыскивании методом УМО.
— На каких культурах может применяться самолет Вашей компании?
— Поставляемый нашей компанией самолет не имеет ограничений в применении среди культур. Возможность его применения, начиная от ранневесенней обработки озимых, заканчивая десикацией подсолнечника.
— Есть ли какие-то любопытные решения и опции в конструкции?
— Убежден, что создание самолета Discovery (DR-60) и есть крайне любопытное решение, не имеющее на сегодняшний день аналогов во всем мире. Discovery (DR-60) является первым в мире БПЛА с жестким крылом и двигателем внутреннего сгорания для применения в сельском хозяйстве.
— Были ли проведены опыты использования самолета Вашей компании-примеры из практики, если они есть?
— На сегодняшний день самолета на территории РФ нет. Первые два экземпляра появятся до конца этого года. Первый из них будет завезен в течение полтора месяца, второй чуть позднее. Но опыты применения Discovery (DR-60) были проведены компанией производителем и доказали высокую эффективность его применения в сельском хозяйстве.
— Общались ли Вы с российскими фермерами и хозяйствами — как они расценивают внедрение БПЛА в реалии российского АПК? Многие ли хотели бы приобрести такие аппараты?
— Нашей компанией уже проведен опрос среди фермеров, хозяйств и агрономов холдингов на территории 7 областей, а это уже более 5 тысяч опрошенных. Мы увидели большой интерес со стороны аграриев разных областей во внедрении нашего самолета. Немало уже поступило заявок на десикацию, к сожалению, мы не можем сейчас удовлетворить их потребность, из-за отсутствия самолета на территории РФ. Но это в ближайшее время будет исправлено. Что касаемо приобретения Discovery (DR-60), заинтересованных лиц много, это и холдинги, и крупные хозяйства. Один из двух самолетов, которые уже находятся в производстве, будет поставлен в хозяйство Липецкой области. Discovery (DR-60) – это то, в чем нуждается современное сельское хозяйство.
На вопросы портала AGRO XXI отвечал Евгений Трубчанинов, директор компании «АгрОль-Авиа». Фото предоставлено Евгением Трубчаниновым.
Источник
Авиационная обработка озимых посевов
Защита сельскохозяйственных культур от негативного воздействия сорных растений, насекомых-вредителей и болезнетворной микрофлоры является важной составляющей современных агротехнологий. Осуществляется она путем применения химических препаратов общего и специального действия (инсектициды, гербициды, фунгиициды), что небезопасно для окружающей среды и человека. В то же время, в связи с ростом ущерба от опасных вредителей и большой засоренностью полей получить высокие урожаи без использования химических средств защиты растений сегодня практически невозможно.
С каждым годом увеличивается содержание токсичных веществ на территории сельскохозяйственных угодий. Происходит постепенное накопление их остатков в почве и грунтовых водах, что может создать опасную экологическую ситуацию, потому вопрос ограничения использования ядохимикатов очень актуален сегодня. Пытаясь успешно решить эту проблему, земледельцы ищут альтернативные варианты обработки посевов, одним из которых является применение ультрамалообъемного опрыскивания с использованием авиационной техники.
Традиционно обработка посевов рабочими растворами активных веществ проводится наземным способом. С этой целью применяется спецтехника для опрыскивания растений: разнообразные опрыскиватели, в т. ч. самоходные, и распылители различных конструкций. Существенный недостаток этого способа состоит в большой зависимости от погодных условий, которые, в свою очередь, влияют на состояние подъездных путей и определяют степень возможности (или невозможности) перемещения сельскохозяйственной техники в поле. Проведенные несвоевременно работы по защите посевов гораздо менее эффективны: теряется значительная часть урожая и, в результате, хозяйства терпят убытки.
В случае необходимости одновременной обработки значительных площадей, занятых под сельскохозяйственные культуры, в сжатые сроки, даже в оптимальных климатических условиях наземной техники может оказаться недостаточно. При выполнении же химработ авиационным способом, достигаются более высокие показатели производительности (около 700 га/день, по сравнению с 70 га/день для трактора), что позволяет почти в 10 раз быстрее справиться с этой задачей. К тому же, норма расхода рабочего раствора при обработке посевов с привлечением сверхлегкой авиации (СЛА) сокращается до 7 – 15 л/га. К примеру, легкомоторный самолет «Бекас» за один час работы способен обработать посевы на площади 150 га. При этом на каждый гектар он использует около 0,3 л топлива, а расход препарата составляет не более 7 л/га.
Учитывая вышеприведенные данные, авиационный способ обработки посевов озимой пшеницы, а также других зерновых колосовых культур и риса является в современном земледелии более рациональным и технологичным по сравнению с наземным способом. Еще одно преимущество привлечения авиации – это сбережение до 6 – 8% будущего урожая за счет отсутствия колеи, необходимой для передвижения техники в поле, что способствует сохранению растений.
С целью осуществления ранневесенних подкормок озимых посевов используются традиционные самолеты (Ан-2) и вертолеты. Внесение азотсодержащих удобрений на ранних этапах развития зерновых очень важно для увеличения и улучшения их урожайности. Мероприятие осуществляется по мерзлоталой почве, когда другая техника не может быть задействована, поэтому авиационный способ остается единственно приемлемым и позволяет обеспечить хорошее развитие посевов.
Опрыскивание культур авиационным способом проводится в ранние утренние часы (от восхода солнца до 9 – 10 часов включительно), при малом ветре и вечером, в течение 2-х – 3-х часов до заката. Обработка с использованием самолета осуществляется на высоте 5 м над посевами.
Чтобы провести качественную авиахимобработку, необходимо соблюдать некоторые правила.
Во-первых, очень важна правильная настройка опрыскивателя, которая должна соответствовать рабочей норме расхода препарата с учетом дисперсности капель.
Во-вторых, следует строго придерживаться ограничений в работе на случай, если скорость ветра превышает 4 м/с (для традиционной авиатехники) и 3 м/с (для легкомоторных самолетов и сверхлегкой авиации).
В-третьих, необходимо соблюдать температурный режим во время проведения опрыскивания посевов защитными средствами: температура воздуха должна быть не более +22 ° С при использовании гербицидных препаратов и не выше +24 ° С при работе с растворами инсектицидов и фунгицидов.
В-четвертых, для правильного, целенаправленного действия препаратов необходимо проводить работы на заданной высоте и с определенной скоростью.
Как показывает мировой опыт, благодаря использованию малой и тяжелой авиации в сельскохозяйственных работах, удается повысить урожайность культур на 15 – 35%, сохранив качество продукции за счет своевременно принятых мер по обеспечению посевов необходимыми питательными элементами, а также оказанию защитных мер растениям с помощью легкомоторных самолетов.
Источник