Меню

Самые бедные почвы это

Бедные почвы: 10 декоративных растений для бедных почв

Выбор растений, способных радовать глаз даже на бедные почвы – задача не такая сложная, как может показаться. Если присмотреться к лучшим садовым травянистым многолетникам и кустарникам, то видов, которые могут обойтись и вовсе скромной почвой, обладающих еще и завидной засухоустойчивостью наберется достаточно много.

Бедные почвы: причины оскуднение почв

Бедные почвы: фото

Бедность почв определяется тем, что в ней постепенно уменьшается количество привлекательных и питательных веществ. В результате, постепенно почвы перестают быть благоприятной средой для выращивания большого количества растений. Тогда перед огородником и цветоводом встает вопрос о том, какие существуют растения для того, чтобы они неприхотливо и быстро приживались даже к самым скудным почвам. Тем не менее, если правильно подобрать выращиваемые культуры, то это может позволить создать красочный ландшафт и привлекательное озеленение участка даже в таких неприятных и истощенных условиях.

Бедные почвы в огороде, саду и на приусадебном участке могут быть самыми разными. В зависимости от того, по какой причине почва утратила свои полезные и плодородные качества, почвы можно условно разделить на несколько подвидов:

  • Угнетенные почвы, которые с самого начала неправильно эксплуатировались огородником, что привело к утрачиванию полезных ресурсов. Изначально такие почвы обладали высокой плодородностью и иными полезными качествами, но пострадали в результате пренебрежительного отношения к ним. В целом, как и любые садовые почвы, грунт может восстановиться и прийти в свое первоначальное состояние только при внесении специально подобранных препаратов и удобрений, а также при экстренной смене видов и методов обработки такой почвы;
  • Бедные почвы, которые на уровне своего природного зарождения с самого начала отличались скудностью полезных компонентов и веществ. Как правило, это песчаные или каменистые почвы, которые не способны удерживать в себе влагу, которая может быть просто необходима некоторым культурам. К тому же, эти почвы не обладают никакими питательными элементами, поэтому в целом они нуждаются в дополнительной поддержке, чтобы на них можно было вырастить хоть что-то.

Бедные почвы: фото

Конечно, как только садовод сталкивается с проблемой бедных почв, он ищет варианты растений, которые так или иначе приживутся в ней, смогут дать красивые и богатые соцветия. Чаще всего, приходится выбирать не совсем обычные и типичные растения, которые все же могут стать достойным украшением участка, сделать ландшафт действительно необычным, уникальным и оригинальным. Чуть ниже мы дадим список тех растений, которые можно обустраивать на бедной почве, и которые не имеют особых прихотей в уходе.

Но сначала стоит акцентировать внимание на том, что в целом из декоративных украшений прекрасно подойдет для обустройства бедного участка почвы. Это могут быть альпийские горки или рокарии, каменистые цветники или сухие ручьи, которые очень оригинально выглядят на участке и выгодно выделяют его из всех остальных территорий приусадебной зоны. Также это может быть пейзажный массив разных размеров, полянки с крупными растениями, клумба, которая не требует к себе особого внимания и соответствующего ухода. Также это может быть просто сад пряных трав, которые чаще всего используются в кулинарии.

Описание растений для бедных почв

Бедные почвы: фото

Выбор растений и цветов для бедных почв, несмотря на такую достаточно сложную, но в то же время актуальную проблему, очень велик. Мы предложим несколько вариантов растений, которые являются фаворитами для цветников на бедной и истощенной почве:

  • Крупноцветковая гайллардия
  • Душица обыкновенная;
  • Золотарник (как обыкновенный, так и некоторые его разновидности);
  • Полынь Стеллера;
  • Синеголовник (сорта плосколистного синеголовника, а также синеголовник Бурже);
  • Фиолетовый коровяк;
  • Тысячелистники, которые приживаются к истощенным почвам, даже независимо от их сорта и размеров;
  • Живучка – полностью оправдывает свое название, которое указывает на то, что данное растение вполне удобно приживается в различной почве, даже если она не наделена большим количеством питательных веществ;
  • Седум – экзотическое растение, которое отлично подходит для красивых и запоминающихся ландшафтов;
  • Обыкновенный лабазник, который нетребователен, поэтому растение хорошо подходит для бедной почвы. Тем не менее, необходимо учитывать, что в частых случаях растение нуждается в обильном поливе.

Источник

Самые бедные почвы распространены

Ответ или решение 2

Самые бедные почвы на планете распространены на холодных, покрытых льдами территориях, например, в Арктике и в Антарктике. Из-за сложных климатических условий в Арктике растительности мало, а в Антарктике она почти отсутствует. Мертвая растительность гниет очень медленно, поскольку замерзает. Отрицательные температуры негативно влияют также не микроорганизмы в почве. И все это приводит к тому, что в грунт не попадают органические вещества, и он начинает деградировать, а также терять плодородность.

Различные участки земной суши имеют разный почвенный состав. Более плодородные участки суши становятся развитыми сельскохозяйственными районами. Почвы с менее плодородным грунтом не могут прокормить большое население. Поэтому, на таких землях живут кочевники, а плотность населения небольшая. Существуют и совершенно бесплодные почвы, на которых невозможно вырастить урожай.

Где самые бедные почвы

Чтобы узнать, где наиболее распространены самые бедные почвы, следует рассмотреть основные регионы планеты более подробно:

  • на севере находится тундра. Там растут низкорослые деревья и ягоды. Но такие почвы не пригодны для земледелия. Плодородный слой составляет всего несколько сантиметров. Под этим тонким слоем находится вечная мерзлота из льда и вмерзших в него камней;
  • лесная зона и зона тайги также малопригодна для земледелия. Но в большей степени это связано с климатом. Однако плодородие у таежных и лесных почв гораздо выше, чем в тундре. В областях с такими почвами люди занимаются сельским хозяйством и выращивают зерновые, а также овощи;
  • степная почва очень плодородна. Многие степные участки представляют собой чернозем. Поэтому, именно в степной зоне наиболее развито земледелие и собираются самые богатые урожаи;
  • Зона тропических лесов не отличается высоким плодородием. Хотя там хорошо растут фрукты из-за частых тропических дождей;
  • самыми бедными почвами являются пустынные. Они распространены в Африке, Азии, Южной Америке и Австралии. К примеру, в Африке находится самая большая пустыня на земле – Сахара. В Южной Америке расположена пустыня Наска, в Азии – пустыня Гоби. Там практически нет растительности и местные жители совершенно не занимаются земледелием.

Таким образом, самые бедные почвы распространены в пустынях. При этом пустыни имеются на каждом континенте планеты.

Причины плодородия почвы

Основной причиной плодородия почвы является содержание в ней гумуса. Это перегнившие остатки животных и растений. Перегнивая, они создают питательные вещества, которые насыщают почву. Поэтому, почвы, богатые гумусом и будут самыми плодородными.

Источник

Бывает ли почва «бедной» и неплодородной?

Дорогой посетитель!

Уверен, Вы много раз слышали, а может быть, и сами употребляли в разговоре с кем-либо такое выражение: бедная неплодородная почва. Было? Естественно! А дело тут в том, что нам некоторые «специалисты» внушили это выражение, как аксиому для той ситуации, когда урожая овощей совсем нет или он мизерный.

Другими словами можно сказать так — когда дачник не получает желаемого урожая, он всегда ссылается на то, что почва на его даче или приусадебном участке БЕДНАЯ и её нужно непременно удобрять. Бывают такие посылы?

Да сплошь и рядом!

И вот что я хочу сказать всем этим «специалистам» и им сочувствующим – это ЧЕПУХА на постном масле.

Бедных и неплодородных почв в Природе НЕ БЫВАЕТ! Бывают «мёртвые» почвы и «живые».

Мёртвая почва – это копанная, голая почва открытая прямым лучам солнца и высушенная им на значительную глубину. В такой почве жизни нет, потому как почвенные микроорганизмы в этом «крематории» жить не будут — для них не созданы мало-мальски пригодные для жизни условия.

Живая почва – это почва покрытая слоем органических остатков, т. е. органической мульчей. Этот слой мульчи надежно прикрывает почву от солнца; создаёт благоприятные условия для жизни, размножения и плодотворной работы почвенных обитателей и одновременно является для этих обитателей пищей.

Понять это очень просто и доступно каждому человеку. Возьмите, к примеру, хотя бы луг или лес. Трава на лугу растёт из года в год без участия человека и будет расти вечно, пока… пока на эту благодатную почву не заедет трактор с плугом.

Деревья в лесу растут сами по себе из года в год без участия человека и будут расти вечно, пока… пока какой-нибудь «грамотей» не загонит в лес «подневольных тружеников», чтобы те выгребали из леса лесной опад — якобы этот самый опад является виновником лесных пожаров.

Вы же прекрасно понимаете, что это абсолютная ЧЕ-ПУ-ХА! Виновником лесных пожаров является человек и никто более.

К чему я веду речь?

Не нужно трогать почву лопатой и плугом, а из леса выгребать лесной опад. Потому что после этих «карательных» работ почва ПОГИБАЕТ, и погибают растения, которые росли на этой живой почве миллионы лет, пока туда не пришёл человек неразумный.

Всё. Лирика закончилась, приступаем к практике и доказательствам…

Начну я с конца, а закончу свой доказательный рассказ началом, иначе пропадёт весь цимус понимания, как нас облапошивают большинство «специалистов» с бедными почвами…

Готовы, дорогой друг?

Тогда поехали…

На фотках ниже Вы увидите во всех подробностях развитие растений помидоров и перцев в двух коробах одной делянки, расположенных рядом друг с другом, с августа месяца и до заморозка, который случился в ночь с 19 на 20 сентября 2014 года.

В одном коробе супесчаная почва есть, в другом коробе почвы нет, совсем нет…

Вы, наверное, сейчас находитесь в небольшом шоке? Я Вас прошу, успокойтесь и давайте начинать.

Для удобства просмотра я буду писать над фото, в каком коробе есть почва, а где её нет и указывать дату съёмки (хотя дата фиксируется на фото сама).

Итак,…

К 20 августа развитие было таким…

В этом коробе почвы нет.

В этом коробе почва есть.

К 23 августа ситуация такая.

Общий вид всей делянки с двумя коробами.

В этом коробе почвы нет.

В этом коробе почва есть.

К 28 августа результат был таким…

Общий вид делянки с двумя коробами.

В этом коробе почвы нет.

В этом коробе почва есть.

На фото ниже перцы… слева почвы нет, справа почва есть (разделено коробами).

И в этот день я записал небольшой ролик. Смотрим…

Когда Вам пристегнуть ремни безопасности я скажу отдельно, а пока закончим с развитие растений до 20 сентября, продолжим…

К 7 сентября ситуация вот такая…

В этом коробе почвы нет.

В этом коробе почва есть (урожай почти собран).

К 11 сентября результат такой…

В этом коробе почвы нет.

В этом коробе почва есть (остатки урожая зелёных помидоров-последышей).

12 сентября… Короб без почвы.

13 сентября… Короб с почвой.

Ну, и 20 сентября был заморозок…

К счастью, повредились только листья, а сами перцы и помидоры мы собрали и впоследствии скушали.

Теперь… пристегните ремни безопасности или прикрутите себя скотчем к стулу, иначе сейчас свалитесь, потому что я буду рассказывать и показывать про короб, в котором нет почвы, но растения выросли и дали великолепный урожай, пусть даже с небольшой задержкой по времени.

Больше такой информации Вы нигде не найдёте, ни в сети, ни в печатных дачных изданиях. Поэтому смотрим внимательно и вникаем в суть дела…

Готовы?

Начнём…

Затеял этот эксперимент потому, что мне надоело читать письма, в которых люди скверно говорят о почве и называют её БЕДНОЙ и НЕПЛОДОРОДНОЙ. И отвечать каждый раз в каждом письме, что не существует в Природе таких почв, мне, конечно, надоело, и я решил наглядно показать, что и в чистом песке при наличии мульчи овощи великолепно растут и плодоносят!

Правда, на сбор этих доказательств мне потребовался год, но теперь никто не вправе говорить, что есть бедные и неплодородные почвы на нашей планете.

Итак, в конце дачного сезона 2013 года я задумался, чем могу заменить почву в одном коробе делянки, чтобы эксперимент состоялся? Так как делянка состоит из 2-х коробов, то будет наглядно видно, как растут растения в одном коробе и в другом.

Читайте также:  Отходы дачного туалета как удобрение

Ничего умного я не придумал, да, по сути, у меня и выбора большого не было, как заменить почву на чистый речной песок с берега нашего Матырского водохранилища.

12 октября я выбрал почву внутри короба на штык лопаты – это приблизительно 30 см. и закончил эту работу уже к вечеру. На тот момент было у меня в наличии 6 ведер песка, которые Вы видите в коробе.

15 октября мы с супругой съездили на берег водохранилища и привезли ещё 12 ведер отборного речного песка (больше в багажник Ларгуса количество ведер не помещается). Но этого оказалось мало. Тогда мы снова поехали в то место и привезли ещё 12 ведер, но 6 ведер оказались лишними и мы их оставили в сарае для замеса раствора или бетона. Сами знаете, песок в хозяйстве всегда нужен.

И вот что в итоге получилось…

Потом я сходил в наш лес, набрал берёзовой листвы и приступил к мульчированию…

Потом сверху соломку прикрыл морковной ботвой, чтобы, на всякий случай, ветер не сорвал солому из короба.

И на этом первый этап эксперимента был завершён! Ура!

15 мая 2014 года я высадил рассаду перцев, и чтобы солнце их не пожгло, я сделал над ними крышу из металлических дуг и нетканого материала, так как температура была под +30+32, как в июле.

31 мая я привёз на дачу последнюю рассаду помидоров и в эту делянку решил высадить низкорослый сорт Триумф. И чтобы ни у кого не возникло какого-либо подлога в эксперименте, я сделал коротенький ролик. Обратите внимание, насколько осела мульча под стаившим снегом…

Короче говоря, в коробе с песком было всего 6 штук помидорных растений, а в делянке с почвой чуть больше – 10 штук.

Делянка с песком и шестью растениями помидоров.

Ко 2 августа слой мульчи заметно поубавился, и я добавил соломки, взяв её из-под яблонь.

Верхнее фото с малым слоем, второе с добавленной старой соломой…

Ну, а остальное развитие растений помидоров и перцев Вы видели на фотках выше, начиная с 20 августа. Правда, забыл упомянут, что почти каждый выходной или почти каждый раз, когда бывали на даче – поливал из лейки растения и мульчу сверху в обеих делянках своим настоем Эликсира.

Сами понимаете, в песке почвенных обитателей, которые должны перерабатывать мульчу в доступное питание для растений, почти нет. Поэтому мне пришлось искусственно привносить их в песок и мульчу, дабы увеличить число видов полезных микроорганизмов в этом коробе по максимуму.

Одновременно, этим же настоем и в том же объёме я поливал мульчу и растения помидоров и перцев в соседнем коробе (с почвой). Если бы я не поливал второй короб из лейки Эликсиром, то результат был бы, возможно, не таким достоверным. А так получается, что обе делянки получали одинаковые порции настоя Эликсира и сомневаться в достоверности фактов нет причин.

И в заключении подведём итог по развитию растений…

Да, в коробе с почвой растения были чуть-чуть выше, чем в песке, но урожай дали почти одинаковый. Значит, БЕДНЫХ почв в Природе НЕ БЫВАЕТ! По сути, нашим почвам и растениям не хватает наличия полезных микроорганизмов, а не «подкормок» из ядовитой минералки!

Поэтому Вы теперь прекрасно понимаете, как большинство «специалистов» нас облапошивали с «бедными» почвами и заставляли покупать минералку, органо-минералку и прочую дребедень.

И ещё…

На фотках Вы прекрасно видели, что больных растений и плодов помидоров и перцев ни в одном, ни в другом коробе, не было. А это значит, что Эликсир не только преумножает число полезных микроорганизмов в мульче, почве и песке, но и великолепно побеждает болезни овощей, и не только овощей!

По сути, в обоих коробах я применял только мульчу и Эликсир и ничего более. Поэтому в эффективном действии мульчи и Эликсира на развитие растений и приносимый ими урожай сомневаться нет никаких причин!

Теперь, после просмотра материала Вам, дорогой друг, останется применить хотя бы часть материалов из этого поста и получить результат на своей почве. А будет совсем здорово, если Вы воспользуетесь моим настоем и увидите превосходный результат его воздействия на рост и здоровье Ваших растений, в том числе и цветов!

Всем желающим иметь материалы по приготовлению Эликсира, как на даче, так и дома, кликать сюда — http://elicsir.dacha7.ru/

Теперь хочу Вам показать, как почвенные микроорганизмы превращают органические остатки в гумус. 21 сентября мы приехали на дачу, чтобы поправить виноградную шпалеру перед домиком. Рабочие, которые меняли нам шифер на металлопласт на крыше домика, согнули трубы шпалеры прямо к стене, приставляя лестницу, по которой залезали на эту высотищу и одна из труб лопнула.

Нам пришлось восстанавливать шпалеру при помощи сварки, предварительно выпрямив трубы вертикально. И вот пока мой сын Никита обучался сварочному делу, мы с супругой сняли для Вас коротенький ролик…

Внимательно смотрим ролик!

Но это не конец эксперимента с песком, мульчей и Эликсиром. Осенью этого года я подготовил делянку для посева следующей весной картошки. А чтобы результат был песочным и достоверным, я выгреб весь гумус из короба делянки до чистого песка и только после этого вернул мульчу на место.

О результате, конечно, расскажу в конце дачного сезона 2015 года.

И это ещё не всё про эксперименты с томатами и перцами, а как Вы думали? Мне же нужно получить дополнительные результаты в домашних условиях. Поэтому у меня в некоторых цветочных горшках растут не цветы, а перцы и помидоры.

Субстратами для них является не почва, а песок, опилки и дроблёная кора хвойных деревьев. Увлажняются эти субстраты домашним настоем Эликсира, который готовится в обычном тазике из разных органических ингредиентов и закваски из дачного настоя.

Дело тут в том, что перед тем, как освободить ванну от дачного настоя в связи с наступлением морозов, пару баклажек я наливаю и везу домой. Этот дачный настой служит закваской для домашних настоев Эликсира, которые используются на цветах, рассаде и при укоренении черенков винограда.

Результат развития помидоров и перцев Вы видите на фото…

Сорт Триумф

Сорт «Кремовая сосулька» (семена из Англии)

Название сортов перца не помню (семена из Болгарии)

Ну, а на посошок у меня к Вам вопрос…

Дорогой посетитель, что Вы думаете теперь о «бедных» и неплодородных почвах?

Свои мысли, пожелания и предложения пишите в комментариях.

На этом разрешите откланяться до следующей встречи!

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Связанные записи

86 комментариев к “Бывает ли почва «бедной» и неплодородной?”

Здравствуйте, Сергей. большой труд Вы проделали. Эксперименты- это всегда хорошо, я так думаю.

Я сама- только за мульчирование, так что Ваш способ хозяйствования мне близок.

Но по данному эксперименты у меня вопрос. Как я поняла- Вы привезли песок -6 ведер пошли на грядку. Но ведь это очень тонкий слой, для чистоты эксперимента. У помидор очень глубокая корневая система. Она, по любому была в почве. Поэтому говорить о том, что в грядке почвы нет, на мой взгляд, не очень корректно.

А с тем, что под мульчой микроорганизмы трудятся и доставляют полезные вещества растению- я абсолютно согласна.

Спасибо большое, что поделились своим опытом!

Сергей Дьяков ответил:
29 ноября, 2014 в 22:53

Как же Вы так невнимательно читали. В делянку вошло 24 ведра песка, потому что почва была выбрана вглубь на 30 см.

Ольга ответил:
29 ноября, 2014 в 23:01

@Сергей Дьяков , Простите, да не заметила где это написано. Но не суть- 30см -это тоже маловато. Корни прорастают глубже.

Я ведь не говорила о том, что опыт не имеет место быть,просто он не до конца корректен. Не сочтите за придирки- просто мне так кажется.

Но , во всем остальном- все супер!

Сергей Дьяков ответил:
29 ноября, 2014 в 23:08

@Ольга , у моих помидоров корни растут вширь, а не вглубь. Ведь Вы сами знаете, когда мульча лежит на почве, то корням расти вглубь незачем и растения это отлично понимают.

Если Вы помните, в прошлом посте про пересадку яблонь, я показывал на фото корневую систему деревьев и то у них таких глубоких корней нет, а у помидор и тем более.

«. что Вы думаете теперь о «бедных» и неплодородных почвах?» Думаю,что в любом случае почву для выращивания растений надо готовить.Живу на Северо-Западе,дача под Питером.Несколько лет пытался вырастить кукурузу.Начинал заранее,как и рекомендовалось,с марта-на рассаду.Итог-хилые росточки,не доживающие даже до августа. В этом году пошел другим путем.Вернее,начал с осени.Вырыл канаву глубиной 50см.Длиной метра полтора.Сбрасывал туда сорняки.В ноябре притоптал,положил закрыл картоном,присыпал землей и высыпал кролиный навоз.Снова слой земли.В течении зимы до края канавы засыпал кролиными отходами. Весной,где-то в мае-снова засыпал землей и закрыл черной пленкой.Посадил кукурузу в начале июня.Не поверите-в конце августа стояли стволы выше меня ростом.Самое интересное,что сорняков в грядке почти не было.Рядом-заросли,в грядке-один-два сорняка,хилых. Рядом еще грядка-для подсолнечника.Готовил вместе с кукурузной.Подсолнухи-гиганты.Правда,не все взошли.

Сергей Дьяков ответил:
29 ноября, 2014 в 22:55

@Александр , а можно было сделать проще. Не закапывать всё это добро, а положить сверху на почву и всё.

Александр ответил:
29 ноября, 2014 в 23:03

Пробовал.Не получится,участок торфяной.Слой от полутора до двух метров.Когда просто складируешь-весной от мышино-крысиных нор рябит. Чтоб вырастить морковь,и её не сожрали-приходится сетку стелить. Поэтому,после потери урожая-перешел на бурты.В этом году,хоть и были мышинообразные,но урожай почти не попортили.

Сергей Дьяков ответил:
29 ноября, 2014 в 23:09

@Александр , а у Вас грызуны балуются, это проблема, не спорю.

Александр ответил:
29 ноября, 2014 в 23:31

Поэтому,даже теплицы зашил до мокрого желтого торфа железом. Это где-то сантиметров 50 вглубь.

Все прочитала, все замечательно. но, выборка земли, короба из досок, которых нет, сварка, привоз песка. А когда нет мужских рук и тебе 67 лет? Почва торф и мыши с кротами.

Ольга ответил:
30 ноября, 2014 в 8:20

Таня, Вам-то этого делать не надо. Вы просто накладывайте мульчу на почву и все.

Автор делал опыт, чтобы показать, что не видит разницы между питательной и не питательной почвой.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 12:31

@Татьяна Рязанцева , Ольга Вам правильно сказала, Вам этого ничего делать не нужно. Я сделал это для того, чтобы оградить Вас от заготовки или покупки чернозёма, торфа, удобрений и прочего ненужного сырья. Заготавливайте любые виды органических остатков, кладите их НА почву в своих делянках и сейте или сажайте свои овощи. Они будут расти САМИ! Проверено!

Татьяна Рязанцева ответил:
2 декабря, 2014 в 6:37

@Сергей Дьяков , Спасибо большое, я все поняла

Здравствуйте, Сергей. Вы проделали колоссальный труд. Уже не первый год пользуюсь Вашими советами. Возникают разные проблемы и вопросы (климат у каждого разный и условия), но после увиденного, всякие сомнения улетучиваются. Для «чистоты» эксперимента Вам нужно было еще и стебель помидора раскопать, чтобы показать, что они действительно с горизонтальными корнями. У моих растений корни бывают гораздо больше 30 см, но они не уходят далеко вглубь. Спасибо Вам за Вашу работу.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 12:51

Корни у всех однолетних овощей, да и у многолетних расположены горизонтально. У меня было видео про тот как я выкапывал куст винограда, который поразился бактериальным раком, когда у меня ещё не было настоя Эликсира. Так в ролике наглядно видно, что корни расположены горизонтально. Этот ролик находится под вкладкой «видео-ролики» в верхнем меню блога (пятый ролик сверху).

Теперь про разные климатические условия.

Татьяна, я скажу Вам такую вещь, на которую многие, а почти и все, не обращают никакого внимания. Природа растит свои растения везде ОДИНАКОВО — при помощи органических остатков, почвенных микроорганизмов и окружающего нес воздуха. Разница лишь в том, что благоприятный летний период у всех РАЗНЫЙ. Поэтому и нужно подбирать овощи, цветы и многолетние культуры с тем сроком созревания, который соответствует летнему периоду того или иного региона или климатической зоны. Вот и всё.

Читайте также:  Гост навоз технические условия

Edik ответил:
30 ноября, 2014 в 17:00

@Сергей Дьяков , Добрый день. Я не могу согласиться, что у растений корни только поверхностные. Действительно, при наличии постоянной влаги (напр. капельном поливе, каждодневном ) корни разиваются преимущественно возле мокрого места, т.е. поверхностно. Но это не значит, что корни вглубь совсем не растут. У меня в теплице томаты так же находятся под мульчей, и я их поливаю раз в 5дней. Когда томаты подрастают, их уже можно и не поливать, так как корни их доросли до грунтовых вод. А уровень грунтовых вод порядка полтора метра. И в теплице температура выше уличной, но при этом томаты хорошо чувствуют и без полива. Несмотря на то, что мульчированная почва сверху жирная, это не мешает им расти в глубину.

согласна с Вашими соображениями,т.к.минералку 1раз в жизни применила и всё испортила.Считаю,что удобрения привносят в почву дисбаланс,который потом не исправишь! столько встречается рекомендаций по минудобрениям: при посадке внесите то-то,то-то и ещё то-то,через 10 дней не забудьте внести. и так далее.Одними удобрениями что ли питаются,а не овощами? И солью посыпьте,и уксусом полейте-пишут рекомендации! Ну я не знаю ,просто людям делать нечего может быть?

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:04

@люся , понимаете, в чём дело? Люди-Человеки придумывают какие-то небылицы про выращивание растений и обработку почвы, для того, чтобы как-то выделиться среди других. Хотя придумывать ничего и не нужно. Природа уже ДАВНО всё придумала ЗА нас и ДЛЯ нас. Нам остаётся только это УВИДЕТЬ, Понять, как это можно применить и ПРИМЕНЯТЬ! Всё, больше ничего не нужно.

Что касается минералки, то это действительно яд для почвенных обитателей! К тому же натурального минерального питания в почве содержится столько, что хватит ВСЕМ растениям на нашей планете на многие миллионы и миллиарды лет ВПЕРЁД. Ведь земная кора и состоит из минералов, а нам ещё предлагают их покупать, вот чепуха-то какая?! Да и на почвенное минеральное питание приходится всего-то 6-7% от всего объёма питания растений. 93-94% своего питания растения берут из ВОЗДУХА — это газы — кислород 21%, азот 78% и углекислый газ 0,03%. Вот так всё просто. Ведь деревья в лесу и трава на лугу растут и получают питание из воздуха и почвы, и никто никогда там не удобрял и не копал.

А что получается на наших дачах и приусадебных участках?

Как только хозяин вскопал, то сделал так, что все виды натурального питания, которыми пользуются дикорастущие растения, стали НЕДОСТУПНЫ для дачных культур. А раз воздушные газы и натуральные минералы растениям недоступны, то учёные и придумали такую фичу, что растения голодают и нужно вносить минеральные удобрения. Кому это выгодно? Уверен, Вы догадаетесь сами.

Я вырастила рассаду земляники, высадила её на своей даче, а оставшиеся кустики высадила на даче у своей сестры. Методом мульчирования не пользовались мы обе. Через какое то время я опять попала к ней на дачу и была поражена размером высаженных мной кустиков земляники.Сестра уверяла, что вообще к ним не подходила. Кустики были в 2 раза больше моих хотя свои я и подкармливала и поливала и рыхлила за это время не один раз. У сестры именно богатая почва — торфяники и много навоза. А меня на пол штыка лопаты грунт а потом глина. А что касается томатов и перцев, то благодаря уходу и подкормке у меня урожай гораздо выше и кусты мощные с не менее 4 рядов плодов и на ветке грозди помидоров да и перцев. А одна наша соседка вырванные сорняки бросала под деревья и у неё развелись мыши. И в нашей местности растут только те культуры за которыми ухаживаешь и. ПОДКАРМЛИВАЕШЬ. Этой осенью сделала горячую грядку весной увижу результат. А вот про почву богатую и бедную верю. Про мульчирование пока не знаю — не пробовала. Хотя много читала в журналах про опыт людей в этом способе выращивания. А вот мнение специалистов не попадалось.

Сергей Дьяков ответил:
1 декабря, 2014 в 13:08

@Инна , про копаную почву Вам сказать ничего не могу, потому как у меня её нет уже 14 лет. А вот про мульчирование могу сказать так. Это не способ выращивания растений, а способ выращивания почвы! Разницу чувствуете? Отсюда простой вывод — когда для почвы будут созданы благоприятные условия постоянно в течение сезона (когда она под мульчей), то растения в такой почве будут расти САМИ. Причём ЛЮБЫЕ растения — садовая земляника, огурцы, помидоры, смородина, яблоня, груша, слива, орех и т. д. Проверено!

Урожай будет таким, на который эти растения способны!

Сергей, здравствуйте. По Вашему эксперименту у меня вопросов нет. Всё убедительно, правдиво и наглядно. Вопрос у меня такой : как Вы мульчируете грядки под посев моркови, свеклы, гороха и др. С уважением, Геннадий.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:09

Под мелкосеменные культуры мульчирую делянки точно так же, как и все другие и теми же органическими остатками — сеном, соломой, лузгой, опилками, листвой и т. д., короче говоря, что есть в наличии.

С 2010 года усиленно использую осеннюю имитацию грядок во время мульчирования, чтобы весной, при посеве семеня, не нарушать плотный слой мульчи в междурядьях. Вот и всё.

Здравствуйте Сергей.Я с Вами согласен полностью,потому что мульча и Ваш эликсир обеспечивает все питание растению.А как быть жителю города и дача в городе( Мульчи в таком обьеме нет и что делать с плохой почвой. Приходиться ее подкармливать посадкой седератов,компостом,рыхлить.За эксперемент большое спасибо. С уважением Зиновий

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:18

Что делать горожанину с плохой почвой?

Зиновий, так не бывает плохой почвы, это мы её такой плохой сделали, а изначально она была ЖИВОЙ и на ней росли растения. Или я не прав?

Теперь про то, что делать.

Так заготавливайте и привозите органические остатки и ОЖИВЛЯЙТЕ почву, другого пути нет! Понимаю, все говорят — у меня столько мульчи нет и сидерат поможет. Да не поможет сидират ничем почве, потому что почву нужно ПРИКРЫТЬ слоем органических остатков и только в этом случае она будет постоянно ВЛАЖНОЙ и в ней будут жить почвенные старатели. Или Вы хотите сказать, что пучок сидератов создаст условия для почвы, чтобы она постоянно была влажной.

Подкармливать никого не нужно, нужно не лишать наши растения натурального питания, которое уже есть в Природе. Мы с Люсей на эту тему уже поговорили (комментарий выше).

По сути, мы делаем так — сначала копаем и убиваем жизнь в почве, а потом стараемся её возродить. Не лучше ли не делать того, чего делать не нужно. Тогда проблем будет намного меньше, как у нас, так и у наших растений.

Спасибо. Просмотрел Ваши эксперименты очень интересно.

Я сажал тыкву: в яму вложил свежей скошенной травы, затем немного земли, затем сажал тыкву и присыпал землей. Тыква прекрасно росла и плодоносила. Я так думаю, что трава способствует дыханию для почвенных микроорганизмов, которые разрыхляют почву и дают необходимое питание растению. Хочу поэкспериментировать: измельчённую траву свежую или сухую перемешать с землей и туда посадить растение, полить почвенными микроорганизмами. Я так думаю, что будет работа микроорганизмов в объёме и обеспечено хорошее дыхание и питание для корней растения.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:21

Я ничего в почву не закапывал и не собираюсь потому, что ПЕРВОЕ предназначение органической мульчи — НАДЁЖНО прикрывать почву от иссушения прямыми солнечными лучами. А для этого закапывать никуда ничего НЕ НУЖНО.

«пока какой-нибудь «грамотей» не загонит в лес «подневольных тружеников», чтобы те выгребали из леса лесной опад » Я поняла эту фразу, как негативное отношение в выгребанию опада из леса. Если не ошибаюсь, вы ранее писали, что можно мульчировать лесным опадом. Уточните, пожалуйста. Спасибо за эксперимент. Будем делать авыводы.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:40

@Наталья , подневольные труженики — это служащие лесных хозяйств и МЧС. Вы ведь сами знаете, что при возникновении пожара, всегда виноват лесной опад в лесу, ну, никак не человек с шашлыками.

Да, я говорил, что использовать лесной опад можно и нужно, потому что в этой лесной подстилке огромное количество видов полезных микроорганизмов, которые и выращивают вековые берёзы, сосны, ели и другие деревья. Только лес нам всю подстилку не отдаст, потому что в нём растут множество кустарников и других низкорослых растений, между которыми и храниться эта лесная подстилка, но. Но нам и выгребать-то ничего из леса не нужно. Почему? Потому что нужно взять мешок лесного опада и перемешать его с соломой, сном, листвой, опилками и т. д. Таким образом, мы размножим лесные микроорганизмы в нашей мульче, которая лежит в наших делянках. В моём настое Эликсира есть ингредиенты, которые я беру в нашем лесу — это зелёные грибы Триходерма Вириде. Таким образом, мне из леса таскать лесной опад не нужно — нужно просто пролить мульчу в своих делянках своим настоем Эликсира и всё.

Я понял, к чему Вы клоните — если вдруг все дачники кинутся в лес и будут выгребать лесную подстилку и носить её к себе на дачу. Большинство дачников не будут этого делать, потому что не хотят себя утруждать ненужными, по их мнению, работами.

Да я в свой лес нос не часто сую, потому что там растёт девичий виноград, который заполонил всю поверхность лесного полога. В предыдущих постах Вы прекрасно видели, что я берёзовую листву набираю вдоль опушки, где её можно взять, а в чащу не лезу, так как это бесполезно. Потому что там не только не возьмёшь и мешка лесной подстилки, а наго поломаешь и шею себе свернёшь, постоянно цепляясь и спотыкаясь за девичий виноград.

У нас на участке смесь суглинка с торфом, все соседи усиленно завозят по весне землю и навоз, но мы землю не завозили и не планируем — будем экспериментировать с мульчой.

Сергей. как Вы думаете — измельченный картон годится в качестве мульчи? У нас его полно, и я планирую засыпать им проходы между грядками. Годится ли он в качестве составляющей для мульчи под деревьями и в самих грядках — как считаете?

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 13:46

@Елена , я упаковочный картон изредка использую в делянках, только его не измельчаю — кладу как есть. Меня смущало то, какой клей производитель использует при изготовлении картона. В сети во многих источниках нашёл, что это камедь с деревьев, а она безвредна для почвенных обитателей. Но картон сверху нужно все равно прикрывать органической мульчей, иначе он отражает солнечные лучи на нижнюю часть листьев и растения останавливаются в росте. Такой эффект я наблюдал в течении нескольких лет на помидорах. Да и больше 2-3 недель он не лежит под мульчей, микроорганизмы переваривают его в хлам, а точнее сказать, от него совсем ничего не остаётся — он исчезает бесследно, как будто его и не было.

Владимир ответил:
30 ноября, 2014 в 14:38

Здравствуй, Сергей. Вот интересно было бы посмотреть на расположение корней на «бедных»

грядках. Скорее всего они расположены на границе мульчи и почвы.

Плодородие это процесс разложения органики, чем он интенсивнее тем выше плодородие. По-чва это органика, не успевающая разложиться из-за недостаточной температуры. Так что рад-оваться «жирным чернозёмам» не очень умно. В тропиках почвы нет или почти нет, несмотря на огромную биомассу. Бактерии успевают разлагать всю органику.

Читайте также:  Чем обшить парник внутри

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 14:11

Про расположение корней Вы можете посмотреть ролик во вкладке «видео ролики» в верхнем меню (пятый ролик сверху — расположение корней виноградного куста), который поразился бактериальным раком, когда у меня ещё не было моего настоя Эликсира. Мне пришлось его выкопать и выбросить.

Что касается плодородия, тот тут у меня мнение такое.

Растения питаются в режиме реального времени, т. е. летом, когда микроорганизмы переваривают органические остатки. По-научному это называется — динамическое питание растений. Т. е. происходит это так. Весной, после стаивания снега, все органически остатки прижаты к почве, как асфальтным катком. Как только устанавливается благоприятная погода (температура повышает), просыпаются почвенные обитатели и начинают переваривать эти самые органические остатки, чтобы жить и размножаться. В это самое время корни растений тоже всасывают этот «почвенный бульон» и качают его по всем участкам своего тела. И этот процесс происходит непрерывно в течение лета. То что не успели скушать микроорганизмы и растения выпадет в осадок и образуется гумусовый слой на поверхности почвы. Образование гумуса происходит потому, что у нас есть холодное время года, когда микроорганизмы и растения «спят». А в экваториальных лесах, где нет периода покоя, т. е. всегда тепло, то гумуса не образуется, потому что весь «почвенный бульон» расходуется круглогодично и остатков не остаётся.

Поэтому, по моему мнению, плодородие — это не наличие чернозёма и гумуса в почве, а наличие толстого слоя мульчи НА почве и множества видов микроорганизмов в почве и мульче! По сути, почвенные микроорганизмы и кормят наши растения на даче и в дикой Природе! Другие микроорганизмы (скажем так — полезные), которые живут на листьях и стеблях растений защищают их от болезнетворных грибков и вирусов. Таким образом, можно сделать простой вывод — управляют жизнью на нашей планете — микроорганизмы. И если добиться того, что на даче будет биобаланс (плохих и хороших микроорганизмов будет поровну), то наши растения прекратят болеть и будут радовать нас экологически безопасным урожаем!

Евгений ответил:
30 ноября, 2014 в 16:04

анатолий ответил:
30 ноября, 2014 в 17:14

@Сергей Дьяков ,Сергей , я не совсем с вами согласен , что зимой микроорганизмы впадают в спячку . Если грядка замульчирована и обработана ЭМ препаратом , то микроорганизмы продолжают питаться и разлогать органику , в следствии чего температура под мульчей повышается и на таких грядках рано тает снег .

Сергей Дьяков ответил:
1 декабря, 2014 в 13:20

@анатолий , я чего-то Вас не понял. За 14 лет я у себя на даче в делянках зимой не видел, чтобы почва была не промёрзшей. А дело тут в том, что для полезных почвенных обитателей оптимальная температура для жизнедеятельности колеблется от +22 до +35. Если температура ниже +22 они «спящие», а выше +35 они погибают.

Другое дело, когда органику стаскивают бульдозерами в огромные кучи, как это делается на животноводческих фермах (из добротного навоза делаю рассадник болезней), то там да, пар из этой кучи поднимается кверху и при сильных морозах, но. Но это процесс ГНИЕНИЯ с большим выделением тепла, а не нормальный процесс переваривания органики. И участвуют в этом гнилостном процессе — гнилостные микроорганизмы. И так как температура внутри кучи достигает +70 градусов, то полезные микроорганизмы в этом пекле погибают, а остаются патогены (они выдерживают до +190 градусов)

Интересно! Но я пока слушатель. Буду пробовать у себя на даче.

Сергей Дьяков ответил:
30 ноября, 2014 в 14:13

@Мунауара , непременно ПРОБУЙТЕ и ВНЕДРЯЙТЕ Технологию Природы на своём участке, потому что это основа-основ для жизни и процветания растений!

Давно слежу за Вашим опытом органического земледелия.Тоже этим занимаюсь последние пять лет.Спасибо Вам большое за интересные статьи и видеоматериалы.Согласен со всеми Вашими выводами,ибо у самого такие же результаты.

Но возникли кое-какие проблемы.Мульчируя грядки и приствольные круги,обратил внимание,что на участке появилось очень много кротов и водяных крыс,а также личинок майских жуков.Да,и ещё вот что.В этом году лето было нестандартное,хотя у нас под Петербургом стандартной погоды не бывает,тем не менее. Май был очень тёплым и сухим,а июнь холодным.В результате,было очень много всяких вредителей,тли,клещей,различных вредных насекомых.Я,как и вы,химией не пользуюсь совсем,опрыскиваю деревья и кусты эликсиром,полученным из настоев трав,но результата практически никакого,количество вредителей почти не уменьшилось.

В результате,осенью урожай был неплохим,но не таким,как в предыдущие годы.У нас ещё одна напасть,высокие грунтовые воды,а участок находится в низине.Раньше,в советские ещё времена,участки для дач выдавали в местах,непригодных для сельскохозяйственных работ.У нас болотистые места,торфяники.Тем не менее,раскислял почву золой,доломитовой мукой,известью.Теперь земля очень хорошая,органика сделала своё дело.Да,органическое земледелие и мульчирование-великое благо для земли.Мы с Вами единомышленники.

Сергей Дьяков ответил:
1 декабря, 2014 в 13:49

Хочу Вас немножечко поправить, не сочтите за наглость с моей стороны. Органического земледелия не бывает, потому что оно Природное. А Природное уже подразумевает использование органических остатков, во как. Я понимаю, что везде это слово пишут — органическое земледелие — но это или по незнанию, либо с умыслом (внести сумятицу в головы простых людей). Мы с Вами будем разговаривать на простом человеческом (не научном) языке. Договорились, Загир?

Что касается кротов, водяных крыс и личинки майского жука.

Могу сказать, только про личинку, потом как ни кротов, ни крыс у меня нет на даче, да и в садоводческом товариществе тоже, по крайне мере, никогда не слышал от соседей. С личинкой у меня расклад такой — когда в 1997 году нам дачу передала тёща, то хрущ косил рассаду целыми делянками, просто кошмар. И чего я только с личинкой не делал — результат нулевой.

С 2000 года стал применять Технологию Природы, т. е. мульчировать делянки толстым слоем мульчи, то личинка сама перестала грызть корни у рассады. Я этому очень удивился, но факт есть факт. Я точно не знаю, почему личинки перестали кушать корни у рассады, но предполагаю, что они, возможно, находят себе пропитание в мульче, т. е. в органических остатках, которые я использую в качестве мульчи.

И ещё одна догадка.

Почва под мульчей холодней, чем голая, поэтому личинке в холодной почве не комфортно жить и питаться, поэтому она ползает в почве проходов. А в проходах у меня растут многолетние травы и по всей видимости, она, возможно, грызёт корни пырея или осота. К тому же почва уже не копается 14 лет и тверда как камень. Возможно, и из-за твёрдости почвы её не удаётся двигаться так быстро, как она хотела. И последнее. очень много личинок нахожу в слое мульчи (почти у поверхности почвы), но они уже мёртвые и покрыты каким-то зелёным грибком. По всей видимости, личинки от недоедания погибают и становятся сами пищей для почвенных микроорганизмов.

Теперь про вреднющих насекомых.

Загир, Ваш настой скорее всего против болезней, а не против вредителей, хотя как знать. Многие покупатели пишут, что, когда стали готовить на своей даче мой настой Эликсира, то стала пропадать тля на яблонях и смородине. Возможно, это какая-то счастливая случайность, а может быть и действительно так. Дело тут в том, что своим настоем Эликсира я опрыскиваю высоченные яблони, на которых селится тля и лазить на стремянку и смотреть, погибла тля от Эликсира или нет, у меня нет никакой охоты. На невысоких яблонях у меня тли нет, поэтому точно сказать, что мой настой Эликсира побеждает тлю, не могу, но люди врать не будут.

Поэтому Вам от вредителей нужны другие препараты. В будущем 2015 году, хочу попробовать от смородиновой галловой тли Кока-Колу. О результат расскажу.

Загир ответил:
1 декабря, 2014 в 14:23

Спасибо за столь развёрнутый ответ.

Да,Вы конечно правы,Природное земледелие.Начал заниматься садоводством и огородничеством лет 15 назад.Мы с супругой летом практически живём на даче.Много разных задумок и планов.У нас 18 соток,6 из них отведены под дом(сруб),баню,гараж,сарай и хозпостройки.Ещё 6 соток-под сад,а оставшиеся 6 соток-огород и пруд.Между домом и баней мы устроили цветник,высадили более 50 сортов различных декоративных кустов и многолетние цветы.Пространство слева и справа от дома закрыли перголой,,получилось замкнутое пространство(С севернной стороны дом,спереди метрах в десяти баня,слева и справа пергола,обвитая клематисом,каприфолью и девичьим виноградом)Очень красиво.В свободное от праведных трудов время мы отдыхаем в этом «патио» и наслаждаемся жизнью.Сразу за нашим участком начинается лес,в котором есть грибы и ягоды.А в 2 км от дома у нас Ладога и рыбалка.В общем,»райские кущи».Про свою любимую дачу я могу рассказывать бесконечно,так она мне нравится.Вообще жизнь,согласованная с природой,семейный уют,выращивание экологически чистых овощей и фруктов,чистота помыслов,добрососедские отношения с окружающими, -это и есть «рай на земле».Что может быть прекраснее!

Да,земля стала лёгкая и пушистая.А в начале был лес.Мы с супругой купили участок земли,шесть соток,на окраине садоводства,за которым начинается лес.А на нашем участке росли берёзы,сосны,ели,осины.Не скажу,что лес,а лесок(деревья метров по 10 высотой). Когда-то лет30 назад на месте нашего садоводства рос настоящий лес.Но потом его выкорчевали,и выделили участки для дач.Мы купили у хозяев,которые лет 20 назад приобрели несколько участков,а затем продавали их.

Так вот,купили мы участок летом 1999 года,и приезжали на выходные на дачу всей семьёй(супруга,дочь и собака). Ставили палатку,в которой мы укрывались от дождя(соседи шутили-романтики),и постепенно,дерево за деревом выкорчевали его.Параллельно,выкорчевав деревья, по периметру участка посадили разные кусты,смородину(чёрную,красную и белую),крыжовник,малину,ежевику,аронию и много различных декоративных кустов,которые у меня выполняют функцию живой изгороди.На следующий год поставил фундамент под дом,и заказал сруб 6×6 плюс веранда,в Новгородской губернии.Привезли мне новгородские мужики «знатный еловый сруб»(диаметр брёвен более 40 см). Наши соседи шутят,что дом переживёт своих хозяев и останется правнукам:)).

Увидев такое усердие в благоустройстве участка,соседи предложили купить ещё один участок,который находился по соседству.Подумав,мы согласились.(глаза боятся,а руки делают). На новом участке тоже рос лес.И началось всё по новой,выкорчёвывание,а затем благоустройство.На новом участке посадили сад.Яблони,груши,сливы,вишни,(несколько сортов). Теперь,когда прошло 16 лет,это красивый,плодоносящий сад.Правда,были и трудности,резкие перепады температур весной(мороз в 30 градусов иногда резко сменялся оттепелью,а затем опять морозы). В общем,некоторые деревья гибли,или замерзали,и мне приходилось сажать новые деревья вновь и вновь.Да и опыта посадок не было никакого,ибо мы сугубо городские жители.Соседи по даче в основном сажали картошку.Не у кого было спросить.Пришлось читать много литературы по садоводству и огородничеству,и так,шаг за шагом,постепенно,мы пришли к природному земледелию.Да,у нас почвы кислые,торфяные,пришлось раскислять.Зато сейчас растёт очень много всего.Мы ,практически,ничего из овощей и фруктов,не покупаем,всё своё,экологически чистое,выращенное с любовью.Теперь некоторые соседи,увидев наши результаты,перестали сажать только картошку. Вообще,занимаясь методом природного земледелия,много времени уделяешь себе,любимому.Я наблюдаю,как работают некоторые соседи(те,кто сажает в основном картошку). Когда они работают,то на лицах у них муки и страдания.Спрашиваю у них про урожай,говорят,что какой там урожай,одни слёзы,да и полученный урожай весь гниёт.А сами вбухивают в землю ежегодно тонны навоза.И ежегодно вспахивают участки электроплугом.Мы же никогда не вспахивали(хотя мне неоднократно предлагали доброжелательные соседи). Я только кошу траву и мульчирую.И всё. И результат прекрасный.Всё прекрасно растёт.И не надо тонн удобрений.И никакой химии.Всё органика.И урожай практически не гниёт.А главный результат-здоровье в семье и прекрасные отношения

Сергей Дьяков ответил:
1 декабря, 2014 в 15:09

@Загир , мы тоже планируем облагородить домик, так как он уже старенький с 1972 года. Планируем с сыном сначала стены с внешней стороны чем-то обшить, а потом уже и внутри ремонт заканчивать.

По сути, мы и на даче-то не часто бываем. то к матушке поедешь, то к родственникам супруги в деревню — там рыбалка отменная, ну, и сено с соломой на обратном пути прихватишь. Много времени уходит при высадке рассады и посадке саженцев винограда, а остальное время посвящаем путешествиям, как по родственникам, так и за рубеж.

Источник

Adblock
detector