Меню

Санитарное состояние почв это

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Санитарное состояние почвы — Санитарный надзор

Санитарный надзор

Санитарное состояние почвы

Санитарное состояние почвы

В условиях технического развития, активной промышленной деятельности связь между состоянием окружающей среды и здоровьем людей становится все теснее. Речь идет, в том числе, о состоянии почвы, которое регулируется определенными санитарными нормами.

При оценке санитарного состояния почвы применяют физико-химические, гельминтологические, бактериологические, энтомологические, радиометрические и другие исследования, в зависимости от поставленной цели. Опасность загрязненной почвы населенных пунктов определяется либо эпидемической значимостью, либо ролью ее как источника вторичного загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха и при непосредственном контакте с человеком.

Чаще всего вред, наносимый почве, имеет антропогенный характер, то есть именно люди ускоряют процесс ее разрушения. Как правило, это происходит при осуществлении следующей деятельности:

— химическая и нефтехимическая промышленность, размещение складов для хранения ее продуктов;

— добыча и транспорт полезных ископаемых, в том числе нефти и газа;

— складирование, утилизация и захоронение токсичных и ядовитых отходов, боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива;

— черная и цветная металлургия;

— производство, строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов;

— размещение крупных сельскохозяйственных и водохозяйственных объектов;

— вырубка лесов на больших площадях;

Вещества, содержащиеся в выбросах индустриальных и бытовых отходов, оседают на поверхность земли, некоторые из них (например, тяжелые металлы – ртуть, свинец, кадмий, цинк и др.) накапливаются в почве и способствуют постепенному изменению ее химического состава, нарушению жизнедеятельности растений, животных и людей. Ухудшается биологическая активность почвы, и замедляются процессы самоочищения. В результате такого загрязнения возможны ухудшение качества воды, продуктов питания, атмосферного воздуха, возникновение и распространение различных заболеваний.

Использование минеральных удобрений, к примеру, в сельскохозяйственной деятельности, способствует постепенному уничтожению полезных живых организмов почвы, истончению слоя гумуса. Применяя ядохимикаты в борьбе с вредителями, люди способствуют разрушению сложных экологических систем и гибели многих животных. Отдельные пестициды, поступив с продуктами питания в организм, вызывают опасные заболевания, некоторые из них воздействуют на генетический аппарат сильнее, чем радиация.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл активно следят за процессами сбора, хранения, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, благоустройства и санитарного содержания населенных мест. В ходе проверок в 2012 году превышений предельно допустимой концентрации по санитарно-химическим показателям в почве установлено не было. Содержание обнаруженных ядохимикатов и солей тяжелых металлов не превышает установленных нормативов.

Также осуществляются проверки почвы на микробное загрязнение. В 2012 году по микробиологическим показателям нормативам не соответствовали 2,8% проб почвы. Требованиям по микробиологии не отвечают пробы почвы, в первую очередь, Оршанского района (12,5%), г. Йошкар-Олы (7,4%), г. Волжска (6,1%). Причины загрязнения здесь, прежде всего, связаны с увеличением количества твердых бытовых отходов, несовершенством системы очистки населенных мест и состояния специализированного транспорта, возникновением стихийных свалок, изношенностью канализационных сетей.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл рекомендуют садоводам сократить частоту использования неорганических удобрений и ядохимикатов, а покупателям – воздерживаться от приобретения продуктов, выращенных в неизвестных условиях. В будущем для сокращения наносимого почве вреда людям предстоит найти методы осуществления хозяйственной деятельности, более щадящие по отношению к окружающей среде.

Источник

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Гигиена почвы — Санитарно-эпидемиологический надзор

Гигиена почвы

Гигиена почвы

Почва имеет важное санитарно-гигиеническое и медицинское значение. В отличие от других сред в почве отсутствует возможность ее быстрого очищения, поэтому химические загрязнители могут сохраняться в ней долгие годы и, включаясь в экологические цепи, обусловливать длительное комплексное и комбинированное воздействие токсикантов на организм человека, что повышает риск возникновения хронических интоксикаций. В частности, вредное действие может передаваться по пищевым цепочкам в системе почва – растения – животные – человек.

К числу приоритетных тяжелых металлов, загрязняющих почву населенных мест, относятся кадмий, марганец, медь, мышьяк, ртуть, свинец, цинк. Загрязнение тяжелыми металлами является одним из главных факторов, отрицательно сказывающимся на свойствах городских почв и качестве выполнения ими функций, по сравнению с природной почвой. В Архангельской области источниками загрязнения почвы селитебных территорий являются предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства, автотранспорт, хозяйственно-бытовая деятельность человека.

В Архангельской области в 2010 г. эксплуатировалось 7 полигонов для твердых бытовых отходов в городах Коряжма, Котлас, Новодвинск, Северодвинск, Мирный, в населенных пунктах Яренск и Плесецк. Отводы земельных участков, проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО), ввод в эксплуатацию были осуществлены по согласованию с органами Роспотребнадзора. Во всех остальных населенных пунктах обустроены свалки для ТБО. Пункты радиационного контроля на полигонах, свалках не оборудованы. На всех полигонах области и свалке г. Архангельска проводится регулярный производственный лабораторный контроль. Вывоз бытовых отходов производится специализированным транспортом.

Читайте также:  Домашнее выращивание кур несушек

Основная доля твердых отходов в Архангельской области утилизируется на свалки. Санитарно-техническое состояние большинства свалок неудовлетворительное: отсутствует обваловка по периметру, водонепроницаемые основания, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен. На местах разгрузки и складирования ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения.

В сельской местности большинство свалок эксплуатируются без санитарно — эпидемиологических заключений, так как на свалки не переоформлены правоустанавливающие документы из-за изменения владельцев (колхозы, леспромхозы, которые в настоящие время изменили свой статус, реорганизованы). Переоформление затягивается из-за отсутствия средств. Производственный лабораторный контроль на большинстве свалок не организован.

Проблемным вопросом является организация санитарной очистки территории в сельских населенных пунктах. Санитарная очистка проводится в основном в весенне — осенний период года, сбор отходов осуществляется в деревянные помойницы, выгребные ямы. Вывоз ТБО проводится специализированным транспортом или приспособленными машинами муниципальных предприятий или техникой, арендуемой у сторонних организаций, или самовывозом. Графики очистки помойных и выгребных ям, мусорных контейнеров не всегда выполняются, в связи с недостаточным количеством и неудовлетворительным техническим состоянием автотранспорта.

На территории Архангельской области действует долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы», в которую включены следующие мероприятия:

  • утилизация ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций Архангельской области;
  • утилизация и транспортировка бесхозных источников ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения фрагментов металлолома на территории Архангельской области.

На выполнение данных мероприятий было запланировано выделить 1842 тыс. рублей, однако, в 2010 г. финансирование работ не проведено. В 2010 г. правительством Архангельской области совместно с органами местного самоуправления проводилась работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории Архангельской области. Всего выявлено 1012 несанкционированных свалок, ликвидировано – 684, вывезено отходов на свалки – 5333,7 м 3 .

В целях повышения уровня благоустройства, улучшения санитарно — эпидемиологической и экологической обстановки на территории г. Котласа в 2010 г . в рамках целевой программы «Благоустройство и охрана окружающей среды МО «Котлас» на 2008-2010 годы» были проведены:

  • работы по рекультивации старой свалки г. Котласа (освоено 100 тыс. руб. местного бюджета);
  • строительство двух контейнерных площадок в районе жилого частного сектора, (освоено 70 тыс. руб.);
  • утилизация ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций (за счет средств местного бюджета 27 тыс. руб.).

В рамках реализации программы социально-экономического развития МО «Город Онега и Онежский район» на 2008-2010 гг. в 2010 г . проведены следующие мероприятия:

  • приобретение установки «Крематор» (освоено 264 тыс. руб.);
  • оборудование площадки для ТБО и подъезда к ней в п. Кодино (освоено 30 тыс. руб.).

Пинежский район вошёл в российско – норвежский проект по снижению ртутьсодержащего загрязнения на территории Архангельской области. Администрация МО «Пинежский район» выступила с техническим заданием на выполнение инженерно -геологических изысканий для разработки проекта генерального плана совмещённого с проектом планировки с. Карпогоры Пинежского района (полигон ТБО МО «Междуреченское»), финансирование на 2010г. составило -250 тыс. руб.

На территории Вельского района действует целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение сбора и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории МО «Вельский муниципальный район» на 2008 – 2010 гг.», объем финансирования на 2010 г. составил 450,1 тыс. руб.

В г. Новодвинске действует социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности муниципального образования «Город Новодвинск» на 2009-2011 годы». На основании Постановления администрации МО «Город Новодвинск» от 18.05.2010г. № 351-па «О внесении изменений в Перечень мероприятий социально-экономической целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности МО «Город Новодвинск» на 2009-2011 годы» на 2010 год (в редакции постановления администрации МО «Город Новодвинск» от 15.02.2010г. № 139-па), в указанную программу были внесены изменения и в 2010 году было запланировано выполнение двух мероприятий по охране почвы. В соответствии с программой в 2010 г. проведены следующие мероприятия:

  • разработана и проведена экспертиза проектно-сметной документации по расширению полигона ТБО г. Новодвинска (освоено 1093,5 тыс. руб.). Получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предпроектных материалов по предоставлению земельного участка для расширения полигона ТБО г. Новодвинска санитарному законодательству;
  • разработана «Генеральная схема санитарной очистки территории г. Новодвинска» (освоено 332,5 тыс. руб.).

В соответствии с Муниципальной долгосрочной целевой программой «Мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования «Северодвинск» на 2010-2012 годы» на территории г. Северодвинска выполнены следующие мероприятия:

  • организация весового контроля на полигоне ТБО (освоено 2239,9 тыс. руб.);
  • утилизация ртутьсодержащих отходов (освоено 17,5 тыс. руб.);
  • содержание территории общего пользования (берега рек, озер, прилегающие территории к домам и др.), освоено 265,8 тыс. руб.;
  • ликвидация несанкционированных свалок (освоено 500 тыс. руб.);
  • выполнение работ по капитальному ремонту очистных сооружений (освоено 582,5 тыс. руб.);
  • проведение дней экологической безопасности (освоено 16,0 тыс. руб.).
Читайте также:  Методы определения капиллярной пористости почвы

В 2010 году за нарушение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны почвы Управлением наложено 96 штрафов, в т.ч. 25 штрафов на юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов – 1037,9 тыс. руб., в том числе на юридических лиц – 613,5 тыс. руб.

Анализ санитарного состояния почвы Архангельской области

В целях контроля загрязнения почвы в области за 2010 год было исследовано 4090 проб почвы (в 2009 г. – 4140) на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические, радиологические показатели, преимагинальные стадии мух. Из указанного числа проб 522 (12,8%) исследовались на санитарно-химические показатели, из них 79 проб (15,1%) не соответствовали гигиеническим нормативам. Из общего числа исследованных проб по санитарно-химическим показателям в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений исследовано 27 проб почвы, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 10 (37,0%), на территории детских учреждений и детских площадок – 240 проб, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 35 (14,6%), в селитебной зоне – 441 проба, из них не соответствовала гигиеническим нормативам 61 (13,8%). Из всех отобранных проб на санитарно-химические показатели 511 проб (12,5%) исследовано на содержание тяжёлых металлов, из них 62 пробы (12,1%) не соответствовали гигиеническим нормативам.

В 2010 г. исследовано 2 пробы почвы на пестициды, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам.

Из 1395 исследованных проб почвы по паразитологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 77 (5,5%), в том числе в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений 2,4%, в селитебной зоне 5,7%, на территории детских площадок 5,1%.

Из 1128 исследованных проб на микробиологические показатели не соответствовало гигиеническим нормативам 291 (25,8%), в том числе в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений 34,3%, в селитебной зоне 24,6% на территории детских площадок 21,6%.

Исследовано 49 проб почвы на радиоактивные вещества и 996 проб на преимагинальные стадии мух, из них все соответствовали гигиеническим нормативам.

Источник

МУ 2.1.7.730-99 Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест

5. Общие положения

5.1. Программа обследования почвы определяется целями и задачами исследования с учетом санитарно-эпидемического состояния района, уровня и характера техногенной нагрузки, условий землепользования.

5.2. При выборе объектов в первую очередь обследуют почвы территорий повышенного риска воздействия на здоровье населения (детские дошкольные, школьные и лечебные учреждения, селитебные территории, зоны санитарной охраны водоемов, питьевого водоснабжения, земли, занятые под сельхозкультуры, рекреационные зоны и т.д.).

5.3. Отбор, транспортирование, хранение, подготовка к анализу и анализ проб осуществляются в соответствии с утвержденными нормативными документами (позиции 3, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 26, библиографические данные). Принципиальные положения по отбору проб почвы представлены в таблице 1.

Методологические принципы отбора проб почвы для оценки санитарного состояния почв

Частота отбора проб

Размещение пробных площадок

Необходимое количество пробных площадок

Размер пробных пло-
щадок

Количество объединенных проб с одной площадки

Глубина отбора проб, см

Масса объеди-
ненной пробы

не менее 1 раз/год

на разных расстояниях от источника загрязнения

не менее одной в каждом месте контроля

одна из не менее чем 5 точек по 200 г каждая

в местах возможного нахождения людей, животных, загрязнения органическими отходами

на площади 100 м одна площадка

10 из 3-х точечных по 200-250 г каждая

то же, что и для бактериологии

на площади 100 м одна площадка

4-10 каждая из 10 точечных по 20 г каждая

сборники разных типов, свалки, иловые площадки

вокруг одного объекта 10 площадок

1 из 10 площадок

гической активности почв

в течение 3 месяцев (вегета-

1-й мес — еженедельно, затем

не менее 1 экспериментальной и
1 контрольной площадки

ненная из не менее, чем 5 точечных по 200 г

Контроль за загрязнением почв населенных пунктов проводится с учетом функциональных зон города. Места отбора проб предварительно отмечаются на картосхеме, отражающей структуру городского ландшафта. Пробная площадка должна располагаться на типичном для изучаемой территории месте. При неоднородности рельефа площадки выбирают по элементам рельефа. На территорию, подлежащую контролю, составляют описание с указанием адреса, точки отбора, общего рельефа микрорайона, расположения мест отбора и источников загрязнения, растительного покрова, характера землепользования, уровня грунтовых вод, типа почвы и других данных, необходимых для правильной оценки и трактовки результатов анализов образцов.

Читайте также:  Комбинированные агрегаты для основной обработки почвы

5.3.1. При контроле за загрязнением почв промышленными источниками площадки для отбора проб располагают на площади трехкратной величины санитарно-защитной зоны вдоль векторов розы ветров на расстоянии 100, 200, 300, 500, 1000, 2000, 5000 м и более от источника загрязнения (ГОСТ 17.4.4.02-84).

5.3.2. Для контроля санитарного состояния почв детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений, игровых площадок и зон отдыха отбор проб проводят не менее 2 раз в год — весной и осенью. Размер пробной площадки должен быть не более 5х5 м. При контроле санитарного состояния почв территорий детских учреждений и игровых площадок отбор проб проводится отдельно из песочниц и общей территории с глубины 0-10 см.

5.3.3. С каждой песочницы отбирается одна объединенная проба, составленная из 5 точечных. При необходимости возможен отбор одной объединенной пробы из всех песочниц каждой возрастной группы, составленной из 8-10 точечных проб.

Пробы почвы отбирают либо с игровых территорий каждой группы (одна объединенная из не менее пяти точечных), либо одна объединенная проба с общей территории из 10 точечных, при этом следует учитывать наиболее вероятные места загрязнения почв.

5.3.4. При контроле почв в районе точечных источников загрязнения (выгреба, мусоросборники и т.п.) пробные площадки размером не более 5х5 м закладываются на разном расстоянии от источника и в относительно чистом месте (контроль).

5.3.5. При изучении загрязнения почв транспортными магистралями пробные площадки закладываются на придорожных полосах с учетом рельефа местности, растительного покрова, метео- и гидрологических условий. Пробы почвы отбирают с узких полос длиной 200-500 м на расстоянии 0-10, 10-50, 50-100 м от полотна дороги. Одна смешанная проба составляется из 20-25 точечных, отобранных с глубины 0-10 см.

5.3.6. При оценке почв сельскохозяйственных территорий пробы почвы отбирают 2 раза в год (весна, осень) с глубины 0-25 см. На каждые 0-15 га закладывается не менее одной площадки размером 100-200 м в зависимости от рельефа местности и условий землепользования (26).

5.3.7. Геохимическое картирование территории крупных городов с многочисленными источниками загрязнения проводится по сети апробирования (12, 15). Для выявления очагов загрязнения геохимиками рекомендуемая плотность отбора 1-5 проб/км с расстоянием между точками отбора 400-1000 м. Для дальнейшего выделения территории с максимальной степенью загрязнения сеть апробирования сгущается до 25-30 проб/км и расстоянием между точками отбора около 200 м. Пробы рекомендуется отбирать с глубины 0-5 см. Размер сети апробирования может меняться в зависимости от масштаба картирования, характера использования территории, требований к уровню их загрязнения (приложение 1), а также пространственной вариабельностью содержания загрязнения на отдельных участках обследуемых территорий.

Картирование осуществляется специализированными организациями.

5.3.8. Точечные пробы отбирают в соответствии с ГОСТом (5), с соблюдением стерильности для санитарно-микробиологического и гельминтологического анализов и в доверху заполненные контейнеры с притертыми крышками при определении загрязнения летучими веществами, на пробной площадке методом конвертов. Объединенную пробу составляют из равных по объему точечных (не менее 5), отобранных на одной площадке. Объединенные пробы должны быть упакованы в чистые полиэтиленовые пакеты, закрыты, маркированы, зарегистрированы в журнале отбора проб и пронумерованы. На каждую пробу составляется сопроводительный талон, вместе с которым проба вкладывается во второй внешний пакет, что обеспечивает целостность и безопасность их транспортирования. Время от отбора проб до начала их исследований не должно превышать 1 суток.

Подготовка проб к анализу проводится в соответствии с видом анализа (5). В лаборатории проба освобождается от посторонних примесей, доводится до воздушно-сухого состояния, тщательно перемешивается и делится на части для проведения анализа. Отдельно оставляется контрольная часть от каждой анализируемой пробы (около 200 г) и хранится в холодильнике 2 недели на случай арбитража.

5.4. Перечень показателей химического и биологического загрязнения почв определяется исходя из:

— целей и задач исследования;

— характера землепользования (приложение 2);

— специфики источников загрязнения, определяющих характер (состав и уровень) загрязнения изучаемой территории (приложения 3, 4);

— приоритетности компонентов загрязнения в соответствии со списком ПДК и ОДК химических веществ в почве и их класса опасности по ГОСТу 17.4.1.02-83. «Охрана природы. Почва. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», (приложение 5).

Источник

Adblock
detector