Топ песен для уборки урожая
Нам песня строить и жить помогает, согласно словам советского хита. А еще хорошие музыкальные композиции заряжают фермеров бодростью и позитивом во время уборки урожая
В Германии журналист Top Agrar отправился в гости к одному из фермеров, чтобы узнать музыкальные предпочтения агрария во время уборки урожая. Результаты смотрите в сюжете.
Мы желаем всем хорошей пятницы и отличного настроения! Кстати, а что слушаете вы во время полевых работ?
Нет времени прочитать сейчас?
Подпишитесь на материалы AgroXXI
и получайте подборку новостей каждую неделю
Агромагазин
Подпишитесь и получайте персональные новости.
© 1995 — 2021 AgroXXI.ru — ООО «Издательство Листерра» Нашли ошибку? Нашли ошибку?Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter
При использовании информации в интернете и печатных изданиях обязательна гиперссылка на сайт.
Сетевое издание AgroXXI.ru зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09 октября 2013 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57667
Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности
Источник
Чайковский. Времена года. Август — Жатва
Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Август — Жатва
Жатва — это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина — важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. «Жатва» — это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности, «Жатва» — это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж. »
Урожай
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
(А. Кольцов)
Жаркой поре жатвы, уборки полей посвящены многие страницы русской литературы — и прозы, и поэзии. И эпиграфом к пьесе «Август» вместо строк А. Кольцова можно смело поставить стихотворение А. Майкова «Сенокос» (1856):
Пахнет сеном над лугами.
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там — сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают.
Воз растет, растет, как дом.
В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит.
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит.
Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
В живописи тоже можно встретить картины, отображающие образы и время уборки урожая. И, быть может, самая лучшая из них — «На жатве. Лето» А. Венецианова. В первый момент в картине нас привлекает только фигура крестьянки. Присмотревшись, мы замечаем на дальнем плане других жниц. Как великолепно передана атмосфера жаркого летнего дня! Все как бы растворяется в мареве — неба на картине столько же, сколько и бескрайних полей. Картина пронизана единым ритмом, буквально как музыкальное произведение.
А. Венецианов. На жатве. Лето (cередина 1820-х)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта тема встречается в музыке не столь часто, как в живописи, но тем не менее в качестве примера можно привести пьесу знаменитого французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы» — первый номер в его Сюите для клавесина № 6, открывающей второй том его клавесинных произведений (издан около 1717 г.). На названии, правда, сходство и заканчивается.
Сравнение двух «Жатв» — Чайковского и Венецианова — кажется очень уместным: на картине изображены труд и отдых, и в пьесе, написанной в трехчастной форме (еще раз повторяем: в трехчастной форме написаны все пьесы этого цикла), крайние части передают настроение радостной работы, а средняя — минуты отдыха. В распределении работы и отдыха в «Жатве» Венецианова и Чайковского есть, однако, различие. На картине общее освещение и тени указывают на время, когда солнце уже далеко на западе и рабочий день подходит к концу — можно предположить, что жница отдыхает после трудового дня. В пьесе Чайковского возвращение (в репризе) всего первоначального — «трудового» — музыкального материала, в свою очередь, указывает на то, что отдых был в середине работы.
Прислушаемся внимательнее к тому, о чем повествует пьеса. Удивительным образом Чайковский, вообще-то далекий от звукоизобразительности, выражающий большей частью в своей музыке не столько зрительный образ, сколько настроение, душевное переживание, в данном случае очень точно передал именно движение, характерное для этого вида работы: мотив начинается со слабой доли, что может ассоциироваться с захватом левой рукой копны колосьев; на сильной доле так и слышится свист острого серпа, срезающего эту копну. Эта ритмическая и мелодическая фигура господствует во всей первой части пьесы. Конечно, если не знать, что пьеса называется «Жатва», то фантазия слушателя может пойти по совершенно иному пути, но, коль скоро именно такое музыкальное выражение композитор придал пьесе с этим названием, мы вправе искать подтверждение этого в самой музыке. Как будто прямо для нашего случая (хотя по совершенно другому поводу — о статье Ф. Листа, который писал о музыке Ф. Мендельсона к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь») А. Серов, замечательный русский композитор и музыкальный критик, высказал такие соображения о содержании и смысле в музыке: «Можно при этом случае заметить кое-что о картинности в музыке. Как бы мастерски ни была передана звуками мысль автора, все-таки по самому свойству музыкального искусства мысль без подмоги «слова» остается не совсем ясною, никак не может сделаться определенною до осязательности. Между тем не будь над этой увертюрой ее заглавия, не сделай Мендельсон подписи под каждою из составных частей этой музыки, которая употреблена им в течение самой драмы в разных ее местах, не будь всего этого, и вряд ли кто из миллионов людей, так часто слушавших эту увертюру, мог бы догадаться, о чем в ней дело идет, что именно хотел в ней выразить автор. Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно» (Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 2А. — М., 1985).
Однако вернемся к «Жатве». Средняя часть пьесы контрастирует с крайними, так сказать, по всем статьям: стремительное движение сменяется спокойным состоянием, фактура разрежена, что видно невооруженным глазом, — на этих страницах попросту гораздо меньше нот, а те, что есть, фиксируют в основном тянущиеся аккорды: мы слышим здесь то самое «марево», которое видим на картине А. Венецианова. Ощущение покоя создается плавным течением мелодии: она движется либо по отрезкам гамм, либо по самым простым интервалам, причем, когда мелодия помещается в верхнем голосе четырехголосного хора, она движется вниз, но когда она поручена — в качестве ответа, — среднему голосу, идет наверх. Получается, как это часто бывает у Чайковского (и встречается в пьесах данного цикла), выразительный диалог мужского и женского персонажей.
Во всей средней части в музыке нет пауз, отсюда ощущение непрерывности, даже некоторой вязкости — тоже сродни томительному летнему зною. Слушательский интерес, однако, ни на секунду не пропадает — его питает непрерывное гармоническое развитие, чудесные светотени модуляционных поворотов. Фактура в средней части напоминает изложение для струнного квартета. Это совершенно согласуется с певучим характером музыки и довольно удобно пианистически. Задача исполнителя — добиться плавности и певучести всех голосов, проникнуться — только тогда это может быть донесено до слушателя — всеми мелодическими поворотами в каждом голосе, оттенить характерным тембром те или иные интонации.
Возвращение первоначального мелодического материала подготавливается повторением — все более и более затухающим — пунктирного элемента в основной мелодии средней части: так Чайковский привлекает внимание к довольно глубоко скрытому, но, безусловно, имеющемуся родству мелодий этих частей. И если темп средней части оказался по ходу исполнения пьесы более сдержанным, чем в первой (это не противоречит образу средней части, хотя не предписано — об этом следует помнить — самим композитором), то здесь, в момент наступления репризы, следует вернуться к первоначальному движению.
Что касается оживленных пьес во «Временах года», и этой пьесы в частности, то они, попадая в руки пианистов-виртуозов, нередко страдают от преувеличенно быстрого движения. «Жатва» порой превращается в токкату. Художественная — исполнительская — ошибка в таких случаях состоит в том, что внимание обращается только на авторскую ремарку — «Allegro vivace», что действительно означает темп, который «быстрее, чем просто allegro», но при этом не замечается, что пьеса записана не самыми быстрыми длительностями, а восьмушками. К тому же при сверхбыстром темпе совершенно теряется характер, соответствующий какой бы то ни было трудовой деятельности. Иными словами, никакой человеческий труд не может производиться в таком темпе.
И еще одно. Весь цикл написан в расчете на музыканта-любителя, так что Чайковский, безусловно, имел в виду возможность исполнения этой пьесы дилетантом и при этом был уверен, что ее содержание может быть вполне передано. В общем, вкус и здравый смысл должны уберечь пианиста-виртуоза от единственного стремления — продемонстрировать только свою технику в этой пьесе.
Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»
На постере: фрагмент картины Николая Пимоненко «Жатва» (1896)
Источник
Обрядовые песни
Осенние обрядовые песни
Календарно — обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Во время сбора урожая пели житные песни — так раньше народный фольклор называл календарно — обрядовые осенние песни .
Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд «завивание бороды». Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной «бороды» клалось угощение — краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.
Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Приведем тексты осенних календарно — обрядовых песен русского народа.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.
Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!
Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.
И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!
Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали
Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.
Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!
Осенняя календарно — обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.
Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!
Песня рассказывает о совершении обряда «завивания бороды» — специально для несжатых для этой цели колосьев
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!
Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла
Календарно — обрядовая песня осени, которая оповещала об окончании жатвы
У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!
Тексты осенних календарно — обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.
Используемая литература: Круглов Ю.Г «Обряды русского народа»
Источник