Сбор урожая
Информация про сбор урожая на Руси
Август на Руси исстари назывался «жнивнем». И поскольку с ним приходила главная забота земледельца — сбор урожая и уборка хлебов, с него и начинался отсчет осенних дней. «До Ильина дня дождь — в закрома, после Ильина — из закрома» — торопила ухудшающаяся погода. Маленький горбатенький серп гулял по полям. Низко склонившись, шли с ним женщины; одной рукой захватывали горсть колосьев, другой — подрезали их серпом, потом связывали в снопы. «Хлеб в колоске, не валяйся в холодке».
Хорошее начало, как говорят, половина дела. Чтобы сбор урожая и жатва была скорой, а труд без усталости, зажин поручали вдове достойного поведения или пожилой женщине, хорошей работнице, имевшей «легкую руку». Поздно вечером, чтоб никто не видел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и складывала их крестом. Наутро собирались в поле все жницы. Закончив свой сбор урожая и жать свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным. Ради этого отказывались даже от воскресного отдыха. «На вдовий двор хоть щепку кинь» -поучала молва.
Когда работа сообща, тогда и радость общая. Хлеб нового урожая подавали на «дожинки» по окончании уборки, когда закончился сбор урожая. Веселая эта пора, когда хлеб заполнял закрома, не обходилась без плясок, праздников. Счастливые жницы катались по полю, кувыркались, подпевая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено».
В деревнях собирали «братчину» — общий праздник сбора урожая. Все, что было на полях, появлялось на столах, где хлеб был «всему голова». На «дожинки» готовили любимое и очень сытное блюдо — саламату из первой муки с салом, варили сообща хлебное пиво и квас, пекли множество пирогов.
«Осенью хоть и холодно, да не голодно» — радовалась пословица, и одна за другой появлялась на столах новая снедь. Порядок ее появления зависел от погоды и традиций. Так, 9 августа, в день, который называли «кочанник», когда заканчивался сбор урожая, начинали варить капустные щи.
На август приходились и праздники трех Спасов. Народ, храня благодарность щедрой осени, спасавшей от голода скудных весенних и летних месяцев, дополнял содержание христианских празднеств своими, близкими земледельцам понятиями. «Петровка — голодовка, а Спасовка -лакомка». Первый Спас — 14 августа (1 августа по старому стилю) в средней полосе России называли «медовым». С этого времени начинали подрезать соты, откачивать мед. Второй Спас — 19 августа (6-го по старому стилю) — «яблочный» — собирали садовые и огородные плоды. Третий Спас — 29 августа (16-го по старому стилю) был менее праздничен, но также связан со сбором садовых, огородных и лесных плодов.
Когда заканчивался сбор урожая, в дни Спасов нарядно одетые крестьяне несли в церковь и часовни букеты цветов и первые плоды для освящения. Только после этого подавали их к столу. Здесь же у храмов устраивали общие трапезы, выстраивая ряды лавок и столов. В праздник урожая все должны были быть сыты и счастливы. «Милости просим», — приглашали прохожих, одаривали плодами бедных и неимущих. Обычай этот соблюдался настолько строго, что, если кто-то отказывался поделиться, знаться с ним считалось зазорным.
Сбор урожая был таков что по крупинкам приходилось заготавливать припасы на зиму. «Что в августе соберешь, с тем и зиму проживешь». Когда ягоды полностью созревали, наливались сладким соком, начинались «калинники», «малинники», «брусничники», «рябинники». День, в который можно было выходить на их сбор, определяли на общем сельском сходе. Срок этот никто не нарушал. За порядком следили и специально назначенные люди, и все жители. Сбор урожая этот поручали детворе и молодежи. Наставляли при этом: веток не ломать, всю ягоду не обирать, оставлять птичкам и зверушкам.
Хоть и сладкая работа, да нелегкая, одолевают к тому же насекомые. Народ примечал: «много комаров — много ягод», «много мошек — припасай для грибов лукошко». Заодно и прогнозы о погоде делали. Краткосрочные: «появились опята — лету конец» — и долгосрочные: «уродилось много рябины — к морозной зиме», «пчелы плотно леток закрывают» — этому подтверждение; а если «летают комары поздней осенью, то «к мягкой зиме», «птицы долго не улетают», о том же оповещают. Примечали и по дням: 16 августа по ветру определяли погоду на октябрь, да и на всю зиму, сильный холодный ветер — к морозной зиме, южный, теплый — к мягкой и снежной. Погода 17 августа показывала, каким будет ноябрь, 18-го — декабрь; 23 августа смотрели в полдень на воду: если она тиха, то и осень будет тихой, а зима без вьюг.
Осень всегда торопила сбор урожая. 17 августа — «Авдотья, кривые огурцы». К этому времени увядают плети, пора думать о засолке. 18 августа повсюду, где росли яблоки, надкусывали их в первый раз и загадывали заветное желание, повторяя: «Что задумано — сбудется, что сбудется — не минуется». Там же, где яблоки не росли, отправлялись в лес по грибы, ягоды, орехи. 1 сентября — «Фекла, дергай свеклу». 8-го — «овсянница», заканчивалась уборка овса. Про этот день говорили: «Андриан толокно месит, Наталья — блины печет» (день мучеников Андриана и Натальи). Особенно пышно отмечали этот день в северных губерниях, где готовили много блюд из овсяного толокна. Косари наряжали овсяный сноп в виде чучела, а хозяйки варили из овсяной муки дежень, кисель, пекли блины.
20 сентября — луков день. Запасали этого овоща помногу, так как шел он не только в пищу, но и на лечение: «Лук — от семи недуг», «Лук да баня — все правят».
25 сентября — «змеи прячутся в вертепы» — земля становится холодной. Полагалось к этому времени заканчивать уборку огородных овощей, так как «всяк корешок не растет, только зябнет».
28 сентября — день Моисея Мурина, который считался целителем от пьянства. Есть особая молитва к нему с просьбой о воздержании. Те, кто хотел избавиться от горькой привычки, давали в церкви принародно зарок не брать в рот вина определенный срок и целовали на этом крест.
Со второй половины сентября начинали сбор урожая на зиму капусты. Самый любимый овощ на Руси, недаром шутливо прозвали ее «огородная барыня» и снабдили свитой пословиц, прибауток, загадок. «Хлеб да капуста лихого не пустят». Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами, бочками и бочонками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. По всем дворам слышался в эти дни дробный перестук сечек, поблескивали их острые лезвия. Управлялись за неделю-две. «Чей, чей праздник, а у капусты — дольше всех».
Молодежь ожидала капустницы с нетерпением. Весело они проходили, с разговорами и переборами, с шутками, прибаутками. Девушки принаряжались и старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая. На «капустных вечерках» и с хозяйским сыном знакомство могло завязаться, а там — и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?» Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется в ответ: «В капусте нашли».
Прежде чем приступить к рубке, хозяйки разбирали кочаны на части, так как квашеная капуста разделялась на 3 сорта: серую, полубелую и белую. Серой называли ту, которую рубили из верхних зеленоватых листьев. Если в дело шел весь кочан целиком, получалась полубелая, а лучшей считалась белая, из одних только туго свернутых внутренних листочков. Смотря по урожаю и состоятельности, отдавали предпочтение той или другой. Капуста серая, вкус которой погрубее, использовалась для щей (серые щи), полубелая и белая — в любом блюде. Квашеная капуста с хлебным квасом составляла обычную пищу крестьянства в постные дни.
Для рубки капусты в каждом хозяйстве имелись деревянные корытца, выдолбленные из дуба или липы, а также металлические сечки в виде подковок с ручкой или в виде лопатки. Мастера-кузнецы украшали сечки узорочьем завитков, похожих на свернувшиеся капустные листья: один другого меньше. Хозяйки же соревновались в разнообразии рецептуры. Имелись общие правила, обычаи и приметы, были и свои «секреты». Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше «на молодой месяц», тогда она крепче и вкуснее.
Более всего ценили капусту шинкованную, то есть нарезанную тонкими стружками. Для ее изготовления необходимы длинный острый нож и специальная шинковальная доска, в которой нож крепится вдоль узкой поперечной щели. Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.
Одаривала осень сбор урожая не только плодами и овощами, но и светлыми теплыми днями «бабьего лета». В народе различали их два: «молодое» (с 28 августа по 11 сентября), когда после жатвы можно было распрямить спину, и «старое» (с 15 по 29 сентября), в это время выполнялась нетрудная работа по заготовкам. Замечали, что если на «бабье лето» появлялось много тенетника (летающих паутинок), то это предвещало ясную осень и холодную зиму.
1 октября — «Арина — журавлиный лет». Дети провожали улетающих птиц, крича вслед: «Колесом дорога! Колесом дорога!» — может быть, повернут назад, а с ними возвратятся и тепло, и ясное солнышко. Да нет, морозы подступали. 14 октября (1 -го по старому стилю) — Покров, который «Землю кроет, где листком, а где снежком».
На Покров «до обеда осень, после обеда — зима». В этот день подкармливали скотину пожинальным снопом и ставили до весны во дворы. Закончился сбор урожая, заканчивались крестьянские заботы, подходила к концу осень светлая.
Источник
Славянские земледельческие обряды
Как известно, древние славяне очень большое значение придавали природе. Для них она была источником жизни: она давала и пищу, и воду. Именно поэтому славянские божества всегда олицетворяют то или иное природное явление (гром, солнце, плодородие и другие). Этим богам поклонялись, пытались задобрить их. Все это делалось лишь ради милости природы к людям.
Природе приписывались чуть ли не магические способности. Но основная заинтересованность людей заключалась в сборе хорошего и обильного урожая. Для этого славяне и проводили различные земледельческие обряды.
Славянские земледельческие обряды обычно осуществлялись во время праздников, которые отмечали в весеннее время. Весна, как известно, то время, когда природа пробуждается и готовится дарить урожай и свои богатства. Обряды все очень похожи друг на друга по «технике» проведения. Славяне проводили схожие действия во время каждого обряда: вспоминали умерших и погибших, жгли или топили чучела и многие другие.
Вот основные праздники-обряды:
- Святки. Начало их приходилось на двадцать пятое декабря (зимний солнцеворот) и включало в себя поминальный ужин. На столе обязательно должна была быть кутья – еда из цельнозерновой пшеницы, к которой добавляли черемуху и яйца. Кутья символизировала природный цикл жизни и смерти, а также воскрешения.
- Масленица. Это весенний праздник всегда ассоциировался с блинами. Древние славяне пекли их, потому что верили, что их круглая форма привлечет солнце, а значит тепло и хороший урожай. Кроме того, изготавливалось соломенное чучело. Оно символизировало злаковые культуры. С этим чучелом катались по деревне на санках, пели песни и громко смеялись, то есть «встречали Масленицу». А в конце праздника чучело сжигалось. Но делали это не абы где, а на засеянном с осени поле. После того, как костер прогорал, пепел разбрасывали по полю. Славяне верили, что так озимые культуры будут лучше расти. Суть этого обряда состоит в передаче магических сил от чучела к земле, к будущему урожаю.
- Русальная неделя (неделя перед Троицей). Обряд в то время заключался в следующем: из соломы опять же делали чучело (русалку), которое одевали в белые наряды. Затем с веселыми песнями и шутками эту русалку везли прочь из деревни в поле. Смысл этого обряда: русалка – олицетворение водоемов, а вода очень нужна для хорошего урожая. Поэтому оставив ее в поле, славяне «насыщали» таким образом землю влагой.
- Семик – это четверг на русальной неделе. В этот день также проводился земледельческий обряд. Для этого березу (полено, ветки) кидали в воду (речку, пруд) или в рожь. Суть: береза – это воплощение быстрого роста, процветания. А значит, она сделает урожай большим. Кстати, березовые ветви перед тем, как кидать в воду, украшали цветными лентами, цветами. И все это делали весело и шумно.
- Праздник Ивана Купала (летний солнцеворот). Славянские земледельческие обряды летом меняли свое предназначение. Если весной природе и земле помогали, то теперь от нее пытались взять все, что только возможно. Ночью славяне сжигали траву в огне, ветки (которые также украшали цветами), прыгали через костер. Но костры зажигали не обычным способом, а путем трения. Это олицетворяло рождение, жизнь.
Очень интересно, что во время так называемых «погребальных» действий (сжигание и утопление чучел) славяне смеялись и пели песни. Казалось бы, смерть и смех вещи несовместимые. Но наши предки считали, что смех отпугивает злые сил и недуги. Также в смехе они видели передачу жизни от чучел своему будущему урожаю.
Также к земледельческим обрядам можно отнести очистительные. Обычно они проводились в конце зимы. Люди вычищали свои дома, сараи, хлева от мусора и грязи. Затем все это сжигали и пепел рассеивали по полю. Они считали, что это принесет хороший урожай, удобрит землю. Кстати, и сегодня золу используют в качестве удобрений. Еще на полях могли оставлять муку и яйца. Эти продукты были символом зарождения жизни, богатства.
Если говорить о жертвоприношениях, то многие из них также имели земледельческий уклон. Ведь задобрить соответствующего бога означало, что богатый урожай обеспечен.
Таким образом, многие славянские праздники и ритуалы были связаны с природой. Нам есть чему учиться у наших предков. Ведь они считали природу чем-то божественным, оберегали ее, даже боготворили. И никогда раньше человек не считал себя венцом природы.
Источник
Осенние обряды в народной традиции Руси
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Осенние обряды и обычаи
Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.
Фото истории: предновогодняя Москва
Осень — время праздников
С древности временем для различных празднований была осень. Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия. Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме. Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.
Осенние праздники у славян
Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири – с праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».
Традиции и обряды осени на Руси
Первое сентября на Руси называли бабьим летом, в некоторых областях отсчет вели от 8 сентября. Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.
В Семенов день — первого сентября — совершали сажание на коня. В каждой семье первенца усаживали на коня. Кроме того, в этот же день в течение 400 лет праздновали Новый год. Отменили его только в 1700 году по указу Петра 1. А 14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана. Из новой муки пекли пирог.
21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы. 23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.
Третьи Осенины — 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.
Осенние традиции у белорусов
Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. Издавна в Беларуси справляли окончание жатвы. Назывался этот праздник дожинками. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Последний сноп перевивали цветами и наряжали в женское платье, после чего относили в деревню и оставляли до следующей жатвы. Сейчас дожинки – праздник государственного значения. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. «Богач» находился в одном из домов деревни, куда приглашали священника для проведения молебна. После лубок с зажженной свечой проносили через всю деревню.
Не менее известный ритуальный праздник поздней осени в Беларуси – Дзяды. Этот праздник поминовения предков приходится на 1-2 ноября. Дзяды означает «деды», «предки». Перед Дзядами мылись в бане, прибирали дома. В бане оставляли ведро с чистой водой и веник для душ предков. Вся семья в этот день собиралась за ужином. Готовили различные блюда, перед ужином в доме открывали двери, чтобы души умерших могли войти.
За ужином не говорили лишних слов, вели себя смиренно, вспоминали только хорошее о предках, поминали умерших. На Дзядов подавали нищим, которые ходили по деревням.
Осеннее равноденствие.
Обряды и ритуалы в разных странах мира Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Традиции, празднования и обряды в День осеннего равноденствия — обычное дело. В некоторых странах это государственный праздник, например, в Японии. Здесь по традиции вспоминают в этот день предков. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей. Совершают паломничество к могилам своих предков и поклоняются им. В Мексике в день осеннего равноденствия люди отправляются к пирамиде Кукулькана. Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.
Осеннее равноденствие у славян
День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой — вот основное лакомство на столе. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.
В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.
Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали. Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам – привлекательность. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.
Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили «бабки». После уборки урожая накрывали богатый стол.
Православные осенние праздники, традиции, обряды
Самый большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест. 14 октября – Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.
В третий день ноября праздновали «Казанскую». Это День иконы Казанской Божьей Матери.
Осенние приметы на Руси
11 сентября – Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку. 24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. 16 сентября – Корнилья. Корень не растет в земле, а зябнет. 28 сентября – гусепролет. В этот день стригли овец. 1 октября – журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября. 2 октября – Зосима. Ульи убирали в омшаник. 8 ноября – Дмитриев день. В этот день поминали усопших. 14 ноября – Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.
Фотографии и текст: Мираслава Крылова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник