Меню

Сбор урожая осенью картины русских художников

От Серова до Булатова. Как изображают осень русские художники

«Уны­лая пора, очей оча­ро­ва­нье», — навер­ное, имен­но пер­вая строч­ка из сти­хо­тво­ре­ния «Осень» Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на пер­вой при­хо­дит на ум, когда люди пред­став­ля­ют это вре­мя года. Но она измен­чи­ва и непо­сто­ян­на. Осень может быть раз­ной, сол­неч­ной и дожд­ли­вой, тёп­лой и по-зим­не­му холод­ной, сля­кот­ной и сухой. Рус­ские худож­ни­ки, как и поэты, были оча­ро­ва­ны этим сезо­ном, поэто­му на их полот­нах часто мож­но уви­деть осень. У кого-то дей­стви­тель­но «золо­тую», а у кого-то пас­мур­ную и безрадостную.

Пред­став­ля­ем десять кар­тин рус­ских живо­пис­цев, посвя­щён­ных осе­ни. В под­бор­ке вы уви­ди­те не толь­ко клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния, но и рабо­ты кон­ца XX — нача­ла XXI века.

«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)

Вот что писал искус­ство­вед Вита­лий Манин об этом произведении:

«Реа­ли­сти­че­ским рабо­там Куин­джи было поло­же­но нача­ло „Осен­ней рас­пу­ти­цей“ (1870). Кажет­ся, труд­но най­ти в это вре­мя про­из­ве­де­ние, кото­рое бы так уны­ло, так бес­про­свет­но отра­зи­ло мрак рос­сий­ско­го бытия. Пей­заж име­ет жан­ро­вый отте­нок, вно­ся­щий неко­то­рые сен­ти­мен­таль­ные ноты, более харак­тер­ные для немец­ко­го пей­за­жа, чем русского».

Спу­стя 20 лет, в 1890‑х годах худож­ник начи­на­ет рабо­ту над хол­стом «Осень. Туман», кото­рая зер­каль­но повто­ря­ла «Осен­нюю рас­пу­ти­цу», но была напи­са­на в чуть более тёп­лой цве­то­вой гам­ме. К сожа­ле­нию, это про­из­ве­де­ние оста­лось незаконченным.

«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)

На полотне Вален­ти­на Серо­ва пред­став­ле­но Домо­тка­но­во — это име­ние в Твер­ской губер­нии, в кото­ром худож­ник на момент напи­са­ния рабо­ты про­жи­вал уже око­ло вось­ми лет. Это место заво­ра­жи­ва­ло Серо­ва живо­пис­ной при­ро­дой и про­сто­ра­ми. Сюже­ты, свя­зан­ные с Домо­тка­но­во, не раз появ­ля­лись в твор­че­стве Вален­ти­на Александровича.

В насто­я­щее вре­мя Домо­тка­но­во носит иное, после­ре­во­лю­ци­он­ное назва­ние — посё­лок Крас­ная Новь. В нём рас­по­ло­жен мемо­ри­аль­но-худо­же­ствен­ный музей Вален­ти­на Серова.

«Золотая осень». Василий Поленов (1893)

Это полот­но — насто­я­щий сим­вол рус­ской при­ро­ды, один из наи­бо­лее узна­ва­е­мых и клас­си­че­ских осен­них пей­за­жей. Здесь худож­ник изоб­ра­зил вели­че­ствен­ную Оку. Он дол­гое вре­мя жил у её бере­гов в име­нии Бёхо­во, видя и запе­чат­ле­вая реку в раз­ные вре­ме­на года. Здесь он напи­сал и дру­гие извест­ные про­из­ве­де­ния «Ран­ний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы».

Вот что писал Васи­лий Поле­нов сво­е­му дру­гу худож­ни­ку Кон­стан­ти­ну Коро­ви­ну в 1914 году:

«Как мне хоте­лось бы пока­зать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами пер­вые откры­ли её кра­со­ту и выбра­ли место для жительства».

«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)

Зина­и­да Евге­ньев­на так же чер­па­ла вдох­но­ве­ние из видов рус­ской при­ро­ды. Она про­жи­ва­ла в усадь­бе Нескуч­ное Кур­ской губер­нии, при­над­ле­жав­шей её отцу, Евге­нию Лан­се­ре. Имен­но там были напи­са­ны зна­ме­ни­тые сюже­ты с кре­стьян­ка­ми, порт­ре­ты детей и пей­за­жи, запе­чат­лев­шие кра­со­ту род­но­го имения.

Там же была созда­на рабо­та «Зеле­ня осе­нью». Зеле­ня — доволь­но непри­выч­ное сло­во для уха совре­мен­но­го чело­ве­ка. Так рань­ше назы­ва­ли моло­дые всхо­ды хлебов.

Изна­чаль­но пей­заж полу­чил назва­ние «Вет­ря­ки» — ведь имен­но они выде­ля­ют­ся на бес­край­нем про­стран­стве полей и при­тя­ги­ва­ют к себе взгляд.Зинаиде Сереб­ря­ко­вой эти вет­ря­ные мель­ни­цы напо­ми­на­ли «Дон Кихо­та» и были сим­во­ла­ми дви­же­ния, жиз­ни, кото­рая ни на мину­ту не останавливается.

«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)

Васи­лий Кан­дин­ский, извест­ный широ­ко­му зри­те­лю абстрак­ци­я­ми, в нача­ле твор­че­ско­го пути писал дру­гие по фор­ма­ту и сти­лю рабо­ты. Одно из ран­них его про­из­ве­де­ний — это «Осень в Бава­рии». Но она одно­вре­мен­но явля­ет­ся одной из послед­них, так как уже в 1909 году была напи­са­на пер­вая абстракт­ная акварель.

Если выше­упо­мя­ну­тые худож­ни­ки вдох­нов­ля­лись имен­но рус­ской при­ро­дой, то Васи­лий Кан­дин­ский нахо­дил пре­лесть осен­них дней и за рубе­жом. Несколь­ко лет он про­жил в Гер­ма­нии, где и сфор­ми­ро­вал­ся как худож­ник. «Осень в Бава­рии» нахо­дит­ся в Пари­же, в Наци­о­наль­ном музее совре­мен­но­го искусства.

Читайте также:  Овечий навоз для цветов

«Осень». Михаил Ларионов (1912)

Миха­ил Лари­о­нов был одним из ярких пред­ста­ви­те­лей рус­ско­го аван­гар­да, нова­то­ром и гене­ра­то­ром идей. Он посто­ян­но искал новые сред­ства выра­зи­тель­но­сти, и в 1910‑е годы обра­ща­ет­ся к рус­ско­му народ­но­му луб­ку, соеди­няя его с примитивизмом.

Миха­ил Лари­о­нов созда­ёт серию работ, посвя­щён­ных раз­ным вре­ме­нам года, каж­дое из кото­рых вопло­ще­но в жен­ском обра­зе. На осталь­ном про­стран­стве кар­тин пред­став­ле­ны атри­бу­ты каж­до­го сезо­на, как, напри­мер, осен­ний сбор уро­жая. Над­пись на полотне гласит:

«Осень счаст­ли­вая, бле­стя­щая какъ золо­то. Съ зре­лым вино­гра­дом и съ хмель­ным вином».

У Лари­о­но­ва есть ещё вто­рая рабо­та с жен­щи­ной-осе­нью, кото­рая назы­ва­ет­ся «Осень счаст­ли­вая». Она, в отли­чие от пред­став­лен­ной, выпол­не­на в ярко-жёл­тых оттен­ках и изоб­ра­жа­ет свое­об­раз­ную золо­тую осень.

«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)

Как и у Вален­ти­на Серо­ва, Зина­и­ды Сереб­ря­ко­вой и Васи­лия Поле­но­ва, у Кон­стан­ти­на Юона было своё «место силы». Оно нахо­ди­лось в под­мос­ков­ной деревне Лига­чё­во. Худож­ник про­жил там прак­ти­че­ски 50 лет. Свою род­ную дере­вень­ку Кон­стан­тин Юон изоб­ра­жал в раз­ные вре­ме­на года, и даже отдель­ные месяцы.

В рабо­те «Мель­ни­ца. Октябрь. Лига­чё­во» он пишет людей, заня­тых тру­дом на мель­ни­це, живу­щих в гар­мо­нии с собой и при­ро­дой. Это про­из­ве­де­ние, создан­ное Кон­стан­ти­ном Юоном в пери­од рас­цве­та его твор­че­ства, нахо­дит­ся в собра­нии Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи.

«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)

Иса­ак Брод­ский погру­жа­ет зри­те­ля в бабье лето. Несмот­ря на то что опав­шие листья — сим­вол увя­да­ю­щей при­ро­ды, кар­ти­на по-насто­я­ще­му живая. Она наве­ва­ет мыс­ли о людях, оста­вив­ших на холод­ный пери­од своё лет­нее жильё. Это свет­лая грусть и вос­по­ми­на­ния об ухо­дя­щем тепле.

Твор­че­ство худож­ни­ка, уче­ни­ка само­го Ильи Репи­на, силь­но изме­нит рево­лю­ция, он ста­нет авто­ром зна­ме­ни­той лени­ни­а­ны. Но в 1915 году Иса­ак Брод­ский пишет ещё спо­кой­ный уми­ро­тво­рён­ный, такой род­ной и осен­ний пейзаж.

«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)

Вла­ди­мир Дубосар­ский и Алек­сандр Вино­гра­дов — позд­не­со­вет­ский дуэт, вырос­ший на руи­нах СССР. Рабо­та «Очей оча­ро­ва­ние» в пол­ной мере отра­жа­ет сло­ва «Рус­ско­го репор­тё­ра» об их творчестве:

«Худож­ни­ки Алек­сандр Вино­гра­дов и Вла­ди­мир Дубосар­ский — исто­ри­че­ский и соци­аль­ный казус. Они — коопе­ра­тив, родив­ший­ся на облом­ках совет­ско­го строя, бла­го­по­луч­но пере­жив­ший лихие девя­но­стые и став­ший одной из самых эко­но­ми­че­ски эффек­тив­ных твор­че­ских еди­ниц совре­мен­но­го рос­сий­ско­го арт-рын­ка. Их огром­ные полот­на с кит­че­вы­ми обра­за­ми оли­гар­хов, топ-моде­лей и под­мос­ков­ных алко­го­ли­ков понят­ны любо­му зри­те­лю вне зави­си­мо­сти от обра­зо­ва­ния и вовле­чён­но­сти в совре­мен­ное искусство».

А Ана­то­лий Осмо­лов­ский счи­тал, что худож­ни­ки «рису­ют сны рос­сий­ской интел­ли­ген­ции с их наив­ной бру­таль­но­стью и пош­лой банальностью».

«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)

Эрик Була­тов — один из глав­ных пред­ста­ви­те­лей соц-арта. Един­ствен­ный рус­ский худож­ник, чьи рабо­ты выстав­ля­лись в Лув­ре, в Наци­о­наль­ном цен­тре искус­ства и куль­ту­ры име­ни Пом­пи­ду, в Музее совре­мен­но­го искус­ства Пари­жа. Пред­став­лен­ная рабо­та уже более позд­няя, созда­на в 2009–2010 годах.

Изоб­ра­же­ние сева­сто­поль­ско­го буль­ва­ра на хол­сте Эри­ка Була­то­ва боль­ше похо­же на ста­рую фото­гра­фию. Это про­из­ве­де­ние нахо­дит­ся в част­ной кол­лек­ции Шал­вы Бреуса.

Источник

Провожаем осень и собираем урожай вместе с известными художниками

Осень — это не только одно из самых красивых, но и самое плодородное, урожайное время года. Тема сбора урожая, людей за работой в целом и крестьянского труда в частности нашла отражение в фольклоре, литературе и живописи. Журнал Точка ART собрал живописные произведения, создатели которых воспевали труд людей и результат этого труда.

Густав Курбе «Веяльщицы»

В 1850-х годах Густав Курбе, один из крупнейших представителей французского реализма, написал серию картин, изображающих жизнь крестьян Орнана, к которой относятся и «Веяльщицы». В этой серии Курбе изображал самые сложные аспекты сельской жизни, максимально реалистично изображая трудящихся бедняков, вступая в диалог с другим знаменитым французом, барбизонцем Жаном-Франсуа Милле.

Читайте также:  Восстановление плодородия деградированных земель

В отличие от суровых картин Милле, «Веяльщицы» Курбе более пасторальны. Крестьянки за работой очаровательны в своей простоте; вся картина пронизана ярким светом. Поль Сезанн, будучи поклонником Курбе, был в восторге от картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!».

Жан-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев»

Французский художник Жан-Франсуа Милле — один из основателей барбизонской школы, почти все свое зрелое творчество посвятил теме крестьянства. Он и про себя говорил — «Я крестьянин и ничего больше». «Сборщицы колосьев» — одна из самых известных работа мастера, и кульминация десятилетней работы над крестьянской темой. В ней Милле выразил нечто большее, чем просто живописное изображение давнего, почти забытого обычая, когда женщины из бедных семей собирали обрезки колосьев, оставшиеся после уборки поля. Он очень точно подчеркнул классовый разрыв, ловко используя контраст между светом и тенью, между изобилием и дефицитом: согнутые темные фигуры на переднем плане и теплый пасторальный фон, со стогами сена, телегами и снопами пшеницы — приметами богатого урожая.

В этой картине Милле использует характерный живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой собирают колосья. Своей «документальностью», сосредоточенностью на изображении низших слоев сельского общества, Милле заслужил неодобрение представителей среднего и высшего классов, которые обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики».

Григорий Мясоедов «Страдная пора. Косцы»

Картина Григория Григорьевича Мясоедова была представлена на 15-й выставке «Передвижников», открывшейся в феврале 1887 года в Петербурге, и прямо с экспозиции была приобретена императором Александром III. В 1886 году Мясоедов, считая себя «достаточно опытным в пейзаже», пришел к идее о создании эпического полотна, не только включающего в себя пейзаж с золотым полем ржи на фоне летнего неба, как это исполнено на картине «Дорога во ржи», написанной художником пятью годами ранее, но и воспевающего труд крестьян, занятых на уборке хлебного урожая

Тема крестьянского труда волновала многих русских художников, но никто до Мясоедова не решил ее в таком оптимистическом ключе. Впечатление объединившего людей трудового подъема, яркого летнего дня, буйного цветения природы, шири русских полей создает живую атмосферу деревенской страды. Здесь есть и присущая крестьянину истовость в полевой работе, и величественная красота пейзажа, и выраженная в словно вырастающих из колосьев фигурах крестьян гармония человека и природы.

Камиль Писааро «Сборщики яблок в Эраньи сюр-Эпт»

В апреле 1884 года Камиль Писсарро поселился в деревне Эраньи-сюр-Эпт, расположенной между Парижем и Дьеппом. Здесь он прожил последние двадцать лет жизни, здесь написал множество великолепных пейзажей и жанровых сцен. В этот период Писсарро, с одной стороны, очарованный пуантилизмом, с другой — увлеченный идеей просвещения публики, пишет картины, изображающие людей на работе или дома в реалистичной обстановке, пишет в максимально реалистичной манере, не идеализируя их жизнь.

В «Сборщиках яблок в Эраньи сюр-Эпт», нанося на холст точки красного, синего, зеленого, розового, лавандового, оранжевого и желтого цветов, Писарро создал стилизованную, тщательно сбалансированную сцену сбора яблок во французской провинции. Эти точки, а также маленькие мазки чистого, яркого цвета создают ослепительный эффект яркого полуденного солнца.

Пьер-Огюст Ренуар в 1882 году назвал творчество Писсарро того периода «революционным» в своей попытке изобразить «простого человека». Сам же Писсарро, не используя свое искусство для пропаганды какой-то одной идеи, предполагал, что картины, изображающие скромный быт простого народа, будут интересны его клиентам из высшего сословия.

Читайте также:  Виноград подкормка весной чем

Эмиль Клаус «Сбор урожая свеклы»

Появление крестьянской темы в творчестве Эмиля Клауса, знаменитого бельгийского пост-импрессиониста и родоначальника люминизма, не случайно: он был двенадцатым ребенком в семье лавочника, и знал эту жизни изнутри. Вопреки воле отца, который хотел видеть сына кондитером, Клаус все же стал живописцем и добился большого признания. В конце XIX века, обосновавшись на родине в Дейнзе, Клаус не оставил активную переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, открывая для себя импрессионизм. Это направление оказалось настолько созвучным художнику, что он полностью поменял свою живописную манеру. К поворотному этапу творчества художника относится и работа «Сбор урожая свеклы».

В это картине Эмиль Клаус, будучи первоклассным пейзажистом и великим наблюдателем природы, мастерски интегрируя в пейзаж фигуры людей. Клаус, как и Курбе и Милле, выступает беспристрастным наблюдателем, не интерпретируя действительность, показывая ее честно и без прикрас: мы видим мерзлую земля, фермеров, собирающих сахарную свеклу, на их лицах запечатлены следы изнурительного труда.

Татьяна Яблонская «Хлеб»

Эта одна из наиболее известных, и одна из самых неоднозначно воспринятых картин Татьяны Яблонской был написана ею летом 1948 года в украинском селе Летава. Здесь художница провела четыре месяца, с июня по сентябрь, сделав около 300 рисунков и этюдов, стараясь «передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда». «Мне хотелось создать большой монументальный образ, хотелось сделать картину очень живой, полной движения, звона и солнечного света. Но в то же время очень устойчивую, сильную и весомую, передающую значительность изображаемого. Я добивалась в композиции неповторимой жизненности и как бы случайности и свежести момента с ясной простотой и закономерностью композиционного замысла», — так говорила Яблонская о своей работе. Картина писалась в первые послевоенные годы, когда страна поднималась после опустошительной войны, но она показывает не столько подвиг людей, сколько «счастье и радость труда».

Есть в картине одна любопытная деталь: на мешках с зерном стоит маркировка «Колхоз им. Ленина с. Летава» и дата — 1949 год. Не 1947 год, когда колхоз прославился высокими урожаями, не 1948-й, когда Яблонская работала в Летаве, а 1949-й — год создания картины; а мог бы быть указан любой год. Таким образом, по мнению критиков, Яблонская сняла актуальность конкретной даты, сделав ее «вневременной»: все, происходящее в данный момент времени, было, есть и будет всегда.

Аркадий Пластов «Сбор картофеля»

Аркадий Александрович Пластов без преувеличения был живописным летописцем жизни деревни, причем, не выдуманной деревни, а родной Прислонихи. Здесь был его источник вдохновения — односельчане, дом, природа. Социалистический реализм Пластова — это художественная правда о настоящей жизни настоящего русского крестьянина, с трудностями, трудом, радостями, взрослыми заботами и детскими играми.

Все творчество Пластова было пронизано неиссякающим восхищением жизнью во всех ее проявлениях. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…», — вспоминал художник.

И даже в тяжелом труде женщин, собирающих картофель, художник видел красоту и восхищался ею: «Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво».

Источник

Adblock
detector