От Серова до Булатова. Как изображают осень русские художники
«Унылая пора, очей очарованье», — наверное, именно первая строчка из стихотворения «Осень» Александра Сергеевича Пушкина первой приходит на ум, когда люди представляют это время года. Но она изменчива и непостоянна. Осень может быть разной, солнечной и дождливой, тёплой и по-зимнему холодной, слякотной и сухой. Русские художники, как и поэты, были очарованы этим сезоном, поэтому на их полотнах часто можно увидеть осень. У кого-то действительно «золотую», а у кого-то пасмурную и безрадостную.
Представляем десять картин русских живописцев, посвящённых осени. В подборке вы увидите не только классические произведения, но и работы конца XX — начала XXI века.
«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)
Вот что писал искусствовед Виталий Манин об этом произведении:
«Реалистическим работам Куинджи было положено начало „Осенней распутицей“ (1870). Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского».
Спустя 20 лет, в 1890‑х годах художник начинает работу над холстом «Осень. Туман», которая зеркально повторяла «Осеннюю распутицу», но была написана в чуть более тёплой цветовой гамме. К сожалению, это произведение осталось незаконченным.
«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)
На полотне Валентина Серова представлено Домотканово — это имение в Тверской губернии, в котором художник на момент написания работы проживал уже около восьми лет. Это место завораживало Серова живописной природой и просторами. Сюжеты, связанные с Домотканово, не раз появлялись в творчестве Валентина Александровича.
В настоящее время Домотканово носит иное, послереволюционное название — посёлок Красная Новь. В нём расположен мемориально-художественный музей Валентина Серова.
«Золотая осень». Василий Поленов (1893)
Это полотно — настоящий символ русской природы, один из наиболее узнаваемых и классических осенних пейзажей. Здесь художник изобразил величественную Оку. Он долгое время жил у её берегов в имении Бёхово, видя и запечатлевая реку в разные времена года. Здесь он написал и другие известные произведения «Ранний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы».
Вот что писал Василий Поленов своему другу художнику Константину Коровину в 1914 году:
«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту и выбрали место для жительства».
«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)
Зинаида Евгеньевна так же черпала вдохновение из видов русской природы. Она проживала в усадьбе Нескучное Курской губернии, принадлежавшей её отцу, Евгению Лансере. Именно там были написаны знаменитые сюжеты с крестьянками, портреты детей и пейзажи, запечатлевшие красоту родного имения.
Там же была создана работа «Зеленя осенью». Зеленя — довольно непривычное слово для уха современного человека. Так раньше называли молодые всходы хлебов.
Изначально пейзаж получил название «Ветряки» — ведь именно они выделяются на бескрайнем пространстве полей и притягивают к себе взгляд.Зинаиде Серебряковой эти ветряные мельницы напоминали «Дон Кихота» и были символами движения, жизни, которая ни на минуту не останавливается.
«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)
Василий Кандинский, известный широкому зрителю абстракциями, в начале творческого пути писал другие по формату и стилю работы. Одно из ранних его произведений — это «Осень в Баварии». Но она одновременно является одной из последних, так как уже в 1909 году была написана первая абстрактная акварель.
Если вышеупомянутые художники вдохновлялись именно русской природой, то Василий Кандинский находил прелесть осенних дней и за рубежом. Несколько лет он прожил в Германии, где и сформировался как художник. «Осень в Баварии» находится в Париже, в Национальном музее современного искусства.
«Осень». Михаил Ларионов (1912)
Михаил Ларионов был одним из ярких представителей русского авангарда, новатором и генератором идей. Он постоянно искал новые средства выразительности, и в 1910‑е годы обращается к русскому народному лубку, соединяя его с примитивизмом.
Михаил Ларионов создаёт серию работ, посвящённых разным временам года, каждое из которых воплощено в женском образе. На остальном пространстве картин представлены атрибуты каждого сезона, как, например, осенний сбор урожая. Надпись на полотне гласит:
«Осень счастливая, блестящая какъ золото. Съ зрелым виноградом и съ хмельным вином».
У Ларионова есть ещё вторая работа с женщиной-осенью, которая называется «Осень счастливая». Она, в отличие от представленной, выполнена в ярко-жёлтых оттенках и изображает своеобразную золотую осень.
«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)
Как и у Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой и Василия Поленова, у Константина Юона было своё «место силы». Оно находилось в подмосковной деревне Лигачёво. Художник прожил там практически 50 лет. Свою родную деревеньку Константин Юон изображал в разные времена года, и даже отдельные месяцы.
В работе «Мельница. Октябрь. Лигачёво» он пишет людей, занятых трудом на мельнице, живущих в гармонии с собой и природой. Это произведение, созданное Константином Юоном в период расцвета его творчества, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)
Исаак Бродский погружает зрителя в бабье лето. Несмотря на то что опавшие листья — символ увядающей природы, картина по-настоящему живая. Она навевает мысли о людях, оставивших на холодный период своё летнее жильё. Это светлая грусть и воспоминания об уходящем тепле.
Творчество художника, ученика самого Ильи Репина, сильно изменит революция, он станет автором знаменитой ленинианы. Но в 1915 году Исаак Бродский пишет ещё спокойный умиротворённый, такой родной и осенний пейзаж.
«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов — позднесоветский дуэт, выросший на руинах СССР. Работа «Очей очарование» в полной мере отражает слова «Русского репортёра» об их творчестве:
«Художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский — исторический и социальный казус. Они — кооператив, родившийся на обломках советского строя, благополучно переживший лихие девяностые и ставший одной из самых экономически эффективных творческих единиц современного российского арт-рынка. Их огромные полотна с китчевыми образами олигархов, топ-моделей и подмосковных алкоголиков понятны любому зрителю вне зависимости от образования и вовлечённости в современное искусство».
А Анатолий Осмоловский считал, что художники «рисуют сны российской интеллигенции с их наивной брутальностью и пошлой банальностью».
«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)
Эрик Булатов — один из главных представителей соц-арта. Единственный русский художник, чьи работы выставлялись в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду, в Музее современного искусства Парижа. Представленная работа уже более поздняя, создана в 2009–2010 годах.
Изображение севастопольского бульвара на холсте Эрика Булатова больше похоже на старую фотографию. Это произведение находится в частной коллекции Шалвы Бреуса.
Источник
Провожаем осень и собираем урожай вместе с известными художниками
Осень — это не только одно из самых красивых, но и самое плодородное, урожайное время года. Тема сбора урожая, людей за работой в целом и крестьянского труда в частности нашла отражение в фольклоре, литературе и живописи. Журнал Точка ART собрал живописные произведения, создатели которых воспевали труд людей и результат этого труда.
Густав Курбе «Веяльщицы»
В 1850-х годах Густав Курбе, один из крупнейших представителей французского реализма, написал серию картин, изображающих жизнь крестьян Орнана, к которой относятся и «Веяльщицы». В этой серии Курбе изображал самые сложные аспекты сельской жизни, максимально реалистично изображая трудящихся бедняков, вступая в диалог с другим знаменитым французом, барбизонцем Жаном-Франсуа Милле.
В отличие от суровых картин Милле, «Веяльщицы» Курбе более пасторальны. Крестьянки за работой очаровательны в своей простоте; вся картина пронизана ярким светом. Поль Сезанн, будучи поклонником Курбе, был в восторге от картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!».
Жан-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев»
Французский художник Жан-Франсуа Милле — один из основателей барбизонской школы, почти все свое зрелое творчество посвятил теме крестьянства. Он и про себя говорил — «Я крестьянин и ничего больше». «Сборщицы колосьев» — одна из самых известных работа мастера, и кульминация десятилетней работы над крестьянской темой. В ней Милле выразил нечто большее, чем просто живописное изображение давнего, почти забытого обычая, когда женщины из бедных семей собирали обрезки колосьев, оставшиеся после уборки поля. Он очень точно подчеркнул классовый разрыв, ловко используя контраст между светом и тенью, между изобилием и дефицитом: согнутые темные фигуры на переднем плане и теплый пасторальный фон, со стогами сена, телегами и снопами пшеницы — приметами богатого урожая.
В этой картине Милле использует характерный живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой собирают колосья. Своей «документальностью», сосредоточенностью на изображении низших слоев сельского общества, Милле заслужил неодобрение представителей среднего и высшего классов, которые обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики».
Григорий Мясоедов «Страдная пора. Косцы»
Картина Григория Григорьевича Мясоедова была представлена на 15-й выставке «Передвижников», открывшейся в феврале 1887 года в Петербурге, и прямо с экспозиции была приобретена императором Александром III. В 1886 году Мясоедов, считая себя «достаточно опытным в пейзаже», пришел к идее о создании эпического полотна, не только включающего в себя пейзаж с золотым полем ржи на фоне летнего неба, как это исполнено на картине «Дорога во ржи», написанной художником пятью годами ранее, но и воспевающего труд крестьян, занятых на уборке хлебного урожая
Тема крестьянского труда волновала многих русских художников, но никто до Мясоедова не решил ее в таком оптимистическом ключе. Впечатление объединившего людей трудового подъема, яркого летнего дня, буйного цветения природы, шири русских полей создает живую атмосферу деревенской страды. Здесь есть и присущая крестьянину истовость в полевой работе, и величественная красота пейзажа, и выраженная в словно вырастающих из колосьев фигурах крестьян гармония человека и природы.
Камиль Писааро «Сборщики яблок в Эраньи сюр-Эпт»
В апреле 1884 года Камиль Писсарро поселился в деревне Эраньи-сюр-Эпт, расположенной между Парижем и Дьеппом. Здесь он прожил последние двадцать лет жизни, здесь написал множество великолепных пейзажей и жанровых сцен. В этот период Писсарро, с одной стороны, очарованный пуантилизмом, с другой — увлеченный идеей просвещения публики, пишет картины, изображающие людей на работе или дома в реалистичной обстановке, пишет в максимально реалистичной манере, не идеализируя их жизнь.
В «Сборщиках яблок в Эраньи сюр-Эпт», нанося на холст точки красного, синего, зеленого, розового, лавандового, оранжевого и желтого цветов, Писарро создал стилизованную, тщательно сбалансированную сцену сбора яблок во французской провинции. Эти точки, а также маленькие мазки чистого, яркого цвета создают ослепительный эффект яркого полуденного солнца.
Пьер-Огюст Ренуар в 1882 году назвал творчество Писсарро того периода «революционным» в своей попытке изобразить «простого человека». Сам же Писсарро, не используя свое искусство для пропаганды какой-то одной идеи, предполагал, что картины, изображающие скромный быт простого народа, будут интересны его клиентам из высшего сословия.
Эмиль Клаус «Сбор урожая свеклы»
Появление крестьянской темы в творчестве Эмиля Клауса, знаменитого бельгийского пост-импрессиониста и родоначальника люминизма, не случайно: он был двенадцатым ребенком в семье лавочника, и знал эту жизни изнутри. Вопреки воле отца, который хотел видеть сына кондитером, Клаус все же стал живописцем и добился большого признания. В конце XIX века, обосновавшись на родине в Дейнзе, Клаус не оставил активную переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, открывая для себя импрессионизм. Это направление оказалось настолько созвучным художнику, что он полностью поменял свою живописную манеру. К поворотному этапу творчества художника относится и работа «Сбор урожая свеклы».
В это картине Эмиль Клаус, будучи первоклассным пейзажистом и великим наблюдателем природы, мастерски интегрируя в пейзаж фигуры людей. Клаус, как и Курбе и Милле, выступает беспристрастным наблюдателем, не интерпретируя действительность, показывая ее честно и без прикрас: мы видим мерзлую земля, фермеров, собирающих сахарную свеклу, на их лицах запечатлены следы изнурительного труда.
Татьяна Яблонская «Хлеб»
Эта одна из наиболее известных, и одна из самых неоднозначно воспринятых картин Татьяны Яблонской был написана ею летом 1948 года в украинском селе Летава. Здесь художница провела четыре месяца, с июня по сентябрь, сделав около 300 рисунков и этюдов, стараясь «передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда». «Мне хотелось создать большой монументальный образ, хотелось сделать картину очень живой, полной движения, звона и солнечного света. Но в то же время очень устойчивую, сильную и весомую, передающую значительность изображаемого. Я добивалась в композиции неповторимой жизненности и как бы случайности и свежести момента с ясной простотой и закономерностью композиционного замысла», — так говорила Яблонская о своей работе. Картина писалась в первые послевоенные годы, когда страна поднималась после опустошительной войны, но она показывает не столько подвиг людей, сколько «счастье и радость труда».
Есть в картине одна любопытная деталь: на мешках с зерном стоит маркировка «Колхоз им. Ленина с. Летава» и дата — 1949 год. Не 1947 год, когда колхоз прославился высокими урожаями, не 1948-й, когда Яблонская работала в Летаве, а 1949-й — год создания картины; а мог бы быть указан любой год. Таким образом, по мнению критиков, Яблонская сняла актуальность конкретной даты, сделав ее «вневременной»: все, происходящее в данный момент времени, было, есть и будет всегда.
Аркадий Пластов «Сбор картофеля»
Аркадий Александрович Пластов без преувеличения был живописным летописцем жизни деревни, причем, не выдуманной деревни, а родной Прислонихи. Здесь был его источник вдохновения — односельчане, дом, природа. Социалистический реализм Пластова — это художественная правда о настоящей жизни настоящего русского крестьянина, с трудностями, трудом, радостями, взрослыми заботами и детскими играми.
Все творчество Пластова было пронизано неиссякающим восхищением жизнью во всех ее проявлениях. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…», — вспоминал художник.
И даже в тяжелом труде женщин, собирающих картофель, художник видел красоту и восхищался ею: «Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво».
Источник