Меню

Схемы снятия плодородного слоя почвы

Снятие и складирование плодородного слоя почвы

Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. До снятия слоя почвы необходимо выполнить разбивку, заключающуюся в выноске в натуру срезки и контуров валов складирования.

Для снятия и перемещения плодородного слоя почвы организуют специальное звено, оснащенное бульдозером на тракторе класса тяги 100 кН, экскаватором с ковшом объемом 0,5—1,25 м 3 , погрузчиком грузоподъемностью 2 т и автомобилями-самосвалами грузоподъемностью не менее 7 т. Число автомобилей зависит от расстояния, на которое перемещают почву до места использования.

Толщина снимаемого слоя в Центральном районе ЕЧС на задернованных участках примерно 8—12 см, на пахотных 15—18 см, на залесенных 15—20, реже 25 см. Дополнительно толщину снимаемого слоя уточняют непосредственно на месте работ.

Различают следующие схемы срезки и перемещения плодородного слоя почвы: а) челночную с валами срезанной почвы, расположенными в шахматном порядке; б) поперечную с валами по обе стороны земляного полотна; в) поперечно-участковую; г) продольно-поперечную.

Первую схему применяют при односторонней срезке плодородного слоя на полосе шириной до 25 м. Срезанную почву укладывают в виде продольных валов на расстоянии [28] от подошвы насыпи (при ее возведении из привозных грунтов), обеспечивающем проезд дорожных машин и грузовых автомобилей. Бульдозером зарезают плодородный слой с одного края полосы срезки и перемещают на противоположный край, где укладывают почву в продольные валы. Скорость движения бульдозера в обратном направлении в 1,5 раза больше, чем при зарезании. Для повышения производительности бульдозера зарезать грунт следует под уклон.

Длину продольного вала рассчитывают исходя из его объема и потребности в почве для укрепления одной половины земляного полотна. Излишек почвы укладывают на противоположной стороне, недостаток восполняют привозным торфом или илом.

Вторая схема, т. е. поперечная с валами, расположенными по обе стороны земляного полотна на всем его протяжении, применима, если ширина срезки более 25 м. В отличие от первой схемы плодородный слой почвы срезают и перемещают бульдозером только от оси улицы, вначале в одну, а затем в другую сторону.

Третью, поперечно-участковую схему (рис. 8.1), применяют при ширине срезки до 40 м или значительной толщине срезаемого плодородного слоя. Почву срезают и перемещают по длине поперечной полосы срезки в 3—4 приема.

Четвертая, продольно-поперечная схема целесообразна при полосах шириной более 44 м, значительной толщине плодородного слоя и наличии универсального бульдозера. Продольными проходами бульдозера с отвалом, установленным под углом к оси улицы, срезают плодородный слой по всей длине захватки; образуются промежуточные валики почвы (рис. 8.2). В дальнейшем возможно использование и обычного бульдозера, который перпендикулярно оси улицы переместит почву за пределы полосы срезки. Если объем почвы в пределах поперечной полосы перемещения превышает объем, забираемый бульдозером за один проход, то изменяют направление его движения: почву перемещают под углом к оси дороги более 45°, забирая ее столько, сколько в состоянии сдвинуть бульдозер.

Длина захватки зависит от мощности отвала бульдозера, толщины срезаемого плодородного слоя, его влажности и плотности, а также от дневной выработки, не допускающей укладки в валы пересушенной почвы. Участок зарезания обусловлен толщиной срезаемого слоя и объемом почвы, перемещаемой бульдозером за один проход. При хорошо задернованной поверхности объем забираемого почвогрунта тяжелым бульдозером достигает 4 м 3 (в рыхлом состоянии). Если срезают гумусированную почву, например тучный чернозем с размером грунтовых частиц менее 25—30 мм, то объем снижается до 3 м 3 .

При недостатке почвы для отделочных и укрепительных работ в валы добавляют торф и минеральные удобрения, чтобы получить компост высокого качества. Расходы, связанные с его заготовкой, всегда окупаются; при этом слой плакировки земляного полотна с успехом можно уменьшить на 20—30 % по сравнению с действующими нормами.

Читайте также:  Длительное применение удобрений статья

Рабочим циклом бульдозера считают срезку плодородного слоя поперек проектной расчищенной полосы на суммарную ширину отвала и дополнительную ширину полосы (0,5—0,6 м), на которой срезают с одновременной зачисткой и подборкой оставшийся грунт.

Снижения потерь почвогрунта при перемещении бульдозером и тем самым повышения коэффициента Кп достигают использованием отвала с открылками и козырьком, а также производством работ по траншейной схеме (см. гл. 12).

Пользуясь вычисленными значениями производительности при расчистке полосы для строительства проезжей части и тротуаров, составляют линейный график для каждого конкретного участка улицы (городской дороги).

Источник

Снятие и складирование плодородного слоя почвы

5.6.1Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектной документацией.

5.6.2Разбивочные работы по снятию плодородного слоя заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров валов складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой от 1 до 1,5 м, устанавливаемые через 20 – 25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ – бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

5.6.3Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления пней, то до начала срезки слой рыхлят навесными рыхлителями.

5.6.4Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

5.6.5Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

— при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют схему, приведенную на рисунке 5.12;

В — вал растительного грунта на полосе шириной менее 25 м

Рисунок 5.12 — Схема снятия плодородного слоя почвы поперечным способом

­ при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 25-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси дороги, а затем с другой ее половины (рисунок 5.13);

В — вал растительного грунта;

m — расстояние, обеспечивающее продольный проход землеройных машин; h —толщина слоя

Рисунок 5.13 — Схема снятия плодородного слоя почвы поперечным способом на полосе шириной более 25 м

— при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большаяширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещениемавтогрейдером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднеегрунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. Поперечноеперемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги) с тем, чтобы прикаждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности (рисунок 5.14);

— вывозится автотранспортом в штабель для дальнейшего использования при выполнении укрепительных работ согласно 9.2.3.

А — вал растительного грунта; 1, 2, 3, 4 — продольные и косые проходы автогрейдера

Рисунок 5.14- Схема продольно-поперечной срезки и перемещения плодородного слоя почвы

5.6.6Для повышения производительности бульдозера при перемещении почвенного грунта в отвал целесообразно устанавливать открылки или применять отвал совкового типа.

Читайте также:  Минеральная подкормка для коров

5.6.7В случаях прохождения дороги по пашням, лесным массивам или другим ценным землям отвод боковых полос для временного складирования почвенного грунта, как правило, нецелесообразен. В таких случаях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этой цели площадках, расположенных на малоценных землях. При этом после снятия и окучивания бульдозером грунт грузят в транспортные средства фронтальными погрузчиками, вывозят на отведенные для складирования площадки и оформляют в виде штабеля.

5.6.8При снятии и складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие снижение его качества (смешивание с подстилающими минеральными слоями, загрязнение, размыв, выдувание и т.п.), а также по обеспечению водоотвода. При сроке складирования более года валы почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 3238 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Bau-enginer

Июнь 2012

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна

Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.

Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.

Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;

при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;

при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.

При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.

При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.

Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.

При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания ( СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.

При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.

Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).

Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.

До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.

Источник

Adblock
detector