Меню

Шива это бог плодородия

Шива это бог плодородия

Шива — верховный бог, вечный и неизменный источник Знания, дарующий благо Освобождения, сопровождающий по Пути духовного самосовершенствования, устанавливающий правила и законы Вселенной и завершающий цикл космического Творения в преддверии наступления нового этапа существования. Ничто в этом мире не происходит без его Воли.

Имя бога «Шива» (санскр. शिव) с санскрита переводится как «всеблагой», «милостивый», «доброжелательный» и «благодушный». Корень «шиву» трактуется в значении «благословлять», «облагораживать», «обогащать». Само слово «шива» в Веде гимнов «Ригведе» упоминается как эпитет в значении «благой», «добрый», которым описывают многих богов ведического пантеона. Всеблагой Шива, не обладающий ни одним из мирских качеств, является воплощением неизмеримой благости.

Он суть Ниргуна — существующий вне влияния гун материальной природы. Он — создавший Вселенную своим желанием как Высшая Душа этого мира. Шива есть изначальная форма Абсолютной Истины. Он есть совершенная Истина, сокрытая в каждом живом существе. Проявивший свою суть в форме всего мироздания и за его пределами, он пребывает в уме и вне ума.

Всё в мире явлено по воле Шивы — он проявил себя в многочисленных формах творения и сам пребывает в своём творении как творец в сотворённом. Шива соединяет в себе два качества, две природы, одна — светлая, благая, умиротворяющая сила, другая — разрушающая, устрашающая. Он объединяет в себе два этих аспекта, противостоящих друг другу. Он суть поддерживающий Майю, но свободный от её влияния, поэтому его величественный образ — вне сравнения

Шива — божество, олицетворяющее силы преобразующего разрушения

Шива, согласно пуранам, один из богов могущественного Тримурти — божественной Триады высших сил мироздания, которую составляют Брахма — бог, ответствующий за сотворение мира, Вишну — хранитель мироздания, поддерживающий его в течение существования оного, и сам Шива, являющий собой разрушающую силу Вселенной, предваряющую её воссоздание на новом витке Творения. В «Брахма-самхите» говорится, что нет разницы между Вишну, Брахмой и Шивой, который есть бог, сотворивший, поддерживающий и уничтожающий Вселенную, действующий посредством проявления своей материальной энергии.

Шива, пробуждая к духовному прозрению, разрушает страсти и чувства, препятствующие на Пути к осознанию своего внутреннего изначального света, сокрытого под покровом Майи, облачающей ограниченное материальным миром сознание. В «Шива-пуране» он предстаёт как беЗсмертный повелитель всех душ и пятиликий уничтожитель пяти великих грехов, пребывающий одновременно внутри и вовне, подобно эфиру. Он всегда исполненный радости, «белый и чистый как камфора».

Вселенная следует циклическому спиральному пути развития, поэтому каждому творению неизменно предшествует разрушение старого, дабы освободить место для нового. Иначе не было бы эволюционного роста сознания всех живых существ в этом мире, и всё существующее остановилось бы в развитии.

Разрушение Вселенной Шива совершает с той лишь целью, чтобы возродить её на более высоком уровне, чем прежде. Всё в мироздании следует законам развития и эволюции. В этом суть всего Творения. Как раз Шива и есть олицетворение той силы, которая движет мир ввысь по спирали эволюционного восхождения. Он разрушает мир материальных форм, властвующих в нём чувств, страстей и умственных концепций, тем самым прокладывая путь новому миру, — в этом состоит его преобразующая миссия.

В «Махабхарате» (Книга «Лесная» III, гл. 41) упоминается об оружии, которым Шива разрушает Вселенную в конце Юги, когда Властелин обитателей третьего неба, средоточие воли, носитель великого разума, царь гор Шива дарует Арджуне своё грозное оружие Раудра, или Пашупата, именуемое также как «Голова Брахмы».

В момент разрушения Вселенной Шива исполняет космический танец «Тандава» (его женский вариант — Ласья, исполняемый супругой Шивы Парвати, символизирует созидание).

В этом же аспекте он также предстаёт в Ведах как разрушающее божество Рудра — прообраз Шивы. Во многих гимнах-обращениях «Ригведы» о нём упоминается как о лучшем из богов, об отце Рудр, добром, сильнейшем и самом радостном для сердца, сияющем словно яркое солнце (I.43), как о беЗсмертном, властвующем над мужами, щедром (I.114), как об отце марутов, самом блистательном из всего рождённого, мягкосердечном, самом исцеляющем из целителей, сильнейшем среди сильных (II.33), как об обладающем высшей властью, наблюдающем за земным и небесным родом, благожелательном и несущем жизнь (VII.46).

В гимне-обращении к Рудре «Атхарваведы» (VII.92.1) к нему взывают как к Повелителю существ, который пронизывает всё сущее: он в огне и в воде, в травах и растениях, он тот, кто придал форму всем живым существам.

«Атхарвашира-упанишада» говорит: «Всё есть Рудра — высшая сущность всего мироздания»

В «Шива-пуранах» о нём сказано как о причине творения, добром защитнике и справедливом судье. В «Махабхарате» Шива предстаёт под такими именами-эпитетами, как Стхану (Незыблемый, Могучий), Трайямбака (Трёхглазый), Шанкара (Благосклонный, Дарующий счастье и благополучие), Пашупати (Покровитель животного царства природы), Бхава (Сущий), Гириша (Обитатель гор), Бхагаван (Всевышний), Махадева (Великий бог), Шамбху (Дарующий счастье). «Махабхарата» также относит Шиву к хранителям стран света, которых всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Читайте также:  Технологии выращивания зелени гидропоника

Самым ранним источником знания, в котором почитается Рудра-Шива, является «Шветашватара-упанишада» (400–200 лет до н. э.). Здесь он предстаёт как Верховный бог, Всевышний, Творец мироздания, всепроникающий владыка, пребывающий во всём сущем. Он есть движущая сила всего существующего, Великий властитель, освобождающий души от перерождения.

Он суть Махакала — верховный бог времени. Он — создавший все миры, вечный владыка всех существ, неистовый Шива, окружённый тысячами духов (бхутов).

Он сам Махешвара, Парамешвара — высшее «Я», вездесущий, всемогущий, безграничный и вечный бог. Ишана — нетленный и вечный. Вишванатха — владыка Вселенной. Он пронизывает

всё мироздание и является воплощением благодати. Он же Махадэв — бог богов, величайший среди дэвов.

В «Шатарудрии» — «Гимне ста Рудрам» («Яджурведа») перечислено сто величественных имён Рудры-Шивы. В этом же гимне есть мантра почитания Рудры: «Oṁ namo bhagavate rudrаya», что означает: «Ом. Всевышнему Богу Рудре — поклонение!»

Он также почитается как избавитель от смерти — Мритьюнджая. В VII книге «Ригведы» приводится гимн, известный как Махамритьюнджая-мантра, защищающая от преждевременной смерти:

Om tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt

«Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Несущего благо! Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради БеЗсмертия!»

Великий Гуру Шива — покровитель йогов

Он Адийоги (первый йог) или Махайоги — Великий Йог и покровитель йогов и всех людей, вставших на Путь познания Истины и стремящихся к духовному самосовершенствованию. Он сам является совершенным полным Знанием. Он духовный наставник трёх миров, правитель всех воплощённых существ, Верховный Гуру, поскольку он считается создателем учения Йоги. Как Гуру он явлен в форме Дакшинамурти (dakṣiṇā — юг, правая сторона; mūrti — лик) — «ликом обращённый к югу (на правую сторону)», когда он предстаёт как Великий Учитель в окружении мудрецов, получающих от него Высшее Знание.

Он Шарва — избавляющий от невежества, порождения сил тьмы, препятствующего возвышению сознания и единению со Всевышним. Огненная ипостась Шивы как всепоглощающий очищающий огонь, являющийся в конце цикла проявленного существования Вселенной, также отражает его образ, символизирующий огонь просветления, ярким пламенем возносящий сознание к вершинам познания светлых Истин бытия.

«Бхагавата-пурана» описывает его как величайшего среди богов, духовного учителя всего мира, лучшего среди смиренных, милостивого, дающего защиту и благо всем.

Шива считается создателем священного слога ОМ. Величественный божественный звук ОМ на заре мироздания изошёл из наивысшего из богов, создателя миров, Шивы, которого, согласно «Шива-пуране», и именуют как «ОМ».

Маха-мантрой, почитающей Шиву, является «Ом Намах Шивайя» (oṃ namah śivāya), которая впервые встречается в Ведах в гимне Яджурведы «Шатарудрия» и считается формой пранавы, т. е. божественного слога «ОМ».

Бог Шива в Индии

Шива — божество, широко почитаемое не только в Индии, но и во многих других странах: Непале, Шри-Ланке, Индонезии.

Несмотря на то, что индийский бог Шива единственный почитается как Нишкала, что значит безатрибутный, то есть не имеющий формы, он также почитается как Сакала — имеющий явленные формы. Он одновременно и имеющий форму и не обладающий ей. В аспекте Нишкала Шива явлен в форме лингама — символа плодородия и неиссякаемой божественной энергии. Лингамы расположены в храмах Шивы. Сам лингам представляет собой столб цилиндрической формы, установленный на особом месте для подношений. Двенадцать главных объектов поклонения Шивы-Лингараджа именуются как Джьотирлингамы («джьоти» (санскр. ज्योतिस्, jyótis) — ‘свет’) — места почитания его божественного проявления в форме лингамов света, расположенных в разных местах Индии. Самой известной формой поклонения, помимо лингамов, является его изображение в образе повелителя танца — Натараджа (Нартака и Нитьянарта). Танец, исполняемый Шивой в форме Натараджи, олицетворяет собой Великую Истину и является символом избавления от невежества и страданий.

Традиционно в индуизме Шиву почитают в определённые дни, которые называются Шиваратри, главный из которых — «Великая ночь Шивы» — Махашиваратри («ратри» (rā́tri — ‘ночь’; mahā — ‘великая’), отмечаемый в феврале-марте в ночь перед новолунием. В этот день в храмах зажигают множество светильников, совершают пуджи (обряды почитания), воспевают мантры Шиве.

Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:

Читайте также:  Характеристика тундрово глеевых почв кратко

— трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);

— кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;

— изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,

— в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;

— чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;

— маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;

— в его руках пылает божественное пламя Агни;

— серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.

Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.

Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.

На лице Шивы всегда играет умиротворенная спокойная улыбка. Также отличительными признаками его являются: простое аскетичное одеяние без украшений; третий глаз Шивы-Трайамбака означает, что от его вездесущего взора ничто не скроется, он также символизирует проницательность и мудрость (с третьим глазом Шивы связана легенда, согласно которой, он сжигает им дотла Камадэва, олицетворяющего желания); джата или капарда представляют собой скрученные в пучок волосы на макушке, что отражено в его именах Джатадхара и Капардин; синее горло стало также одной из его отличительных черт, когда Шива, прославленный как спасший мир от разрушения, для блага всех живых существ принял в себя яд змея Васуки, которого использовали в качестве верёвки для горы Мандары во время пахтания Млечного Океана дэвами и асурами, — с этого момента его горло приобрело синий цвет, в связи с чем, одно из его имён — Нилкантха («С синей шеей»); полумесяцем-Ардхачандрой, который олицетворяет собой контроль ума, увенчана голова Шивы-Чандрашекхара; трипундра, нанесённая на лоб Шивы тремя линиями священного пепла (бхасма и вибхути), олицетворяющая беЗсмертие, владыкой коего является Шива-Амарнатх, и отрешённость от мирского, тленность всего сущего в материальном мире форм, бренность всего преходящего и временного, ибо всё обращается в прах, — это указывает на то, что единственно важными в нашей жизни должны быть возвышенные стремления и духовные ценности. Как гласит «Сканда-пурана», кто оставляет Шиву и почитает что-то нереальное, оставляет нектар и гоняется за миражом.

Источник

Шива это бог плодородия

Шива Сахасранама (1008 имен Господа Шивы) включает в себя такие имена:

Рудра — тот, кто побеждает печаль.

Пашупати — властелин всех живых существ.

Махадева — великий Бог, обладающий великой божественной силой.

Боленатх — сострадательный и щедрый.

Натараджа — царь танца, танцующий танец Тандава.

Махакала — тот, кто управляет временем.

Ишвара — верховный бог

Махайоги — великий аскет, который символизирует высшую форму сурового покаяния и медитации, ведущей к спасению.

Шива Пурана в главе 3, Шатарудра Самхита, Раздел 17, рассказывает о Рудре (одна из форм Господа Шивы). Согласно Шветашватара-упанишаде Кришны Яджурведы, Рудра — это всё, личность, Брахман , Рудра неповторим.

Рудра действительно един; ибо знающие Брахмана не допускают существования второго, только Он управляет всеми мирами Своими силами. Он обитает как внутреннее «Я» каждого живого существа. Создав все миры, Он, их Защитник, возвращает их в Себя в конце времен. — [Шветашватара Упанишада 3.2]

Читайте также:  Таблица название природной зоны географическое положение климат почва растительный мир животный мир

Он, всеведущий Рудра, создатель богов и дарователь их сил, опора вселенной, Тот, Кто вначале дал жизнь Хираньягарбхе — пусть Он наделит нас ясным разумом! [Шветашватара Упанишада 3.4]

Рудра — это тот, кто создает, защищает и снова растворяется в себе. Он создатель времени, всемогущий, всезнающий, тот, кто породил золотое яйцо, из которого возникла вселенная. Он — состояние «существования, сознания и блаженства» — Сатчидананда.

Тайтария Араньяка из Яджурведы в 10.23, 24 также говорит о Рудре как об абсолютной реальности, Верховном Брахмане.

Верховный Брахман, Абсолютная Реальность, превратился в андрогинную Личность в форме Умамахешвара, темно-синего и красновато-коричневого оттенка, абсолютно целомудренной и обладающей необычными глазами. Приветствие только Тому, Кто есть Душа вселенной или чья форма — вселенная. Все это поистине Рудра. Мы приветствуем Рудру, который таков. Мы снова и снова приветствуем это Существо, Рудру, который единственный есть свет и Душа созданий. Материальная вселенная — сотворенные существа и все, что много и обильно создано в прошлом и в настоящем в форме мира, — все, что действительно является этим Рудрой. Приветствую Рудру, который таков.

Шива — это состояние чистого сознания. Он — Господь души и природы. От Него происходит изменение жизни и освобождение, заключение во времени и свобода в вечности.

Насколько велик Шива

Хотя Шива не личность, но если нужно увидеть, насколько велико сознание Шивы, то можно сказать: «Брахмананда вьяпта деха».

Тело Шивы выходит за пределы галактик. Вся Вселенная — его тело. Все звезды, туманности составляют волосы, тысячи Солнц вместе — глаза. Вода — живот. Змея олицетворяет разум. Мир наполнен миллионами неповторимых вибраций, связанных с разумом, планетами и даже пищей. Всё взаимосвязано.

Namaam-Iisham-Iishaana Nirvaanna-Ruupam
Vibhum Vyaapakam Brahma-Veda-Svaruupam |
Nijam Nirgunnam Nirvikalpam Niriiham
Cidaakaasham-Aakaasha-Vaasam Bhaje-[A]ham |

Приветствия Ишане (другое имя Шивы), форма которого является состоянием высшей нирваны (прекращение всех желаний и страстей, высочайшее блаженство),
Кто проявляет себя в форме, хотя, по сути, Он проникает всюду; и Его форма воплощает в себе высшее знание Брахмана, присутствующее в основе Вед.
Кто постоянно пребывает в Своём собственном Я, которое находится за пределами трех гун (саттва, раджас и тамас), и которое находится за пределами любых викальп (изменение и многообразие), и которое свободно от любого движения (из-за желаний и т. Д.),
Кто пребывает в небе Чидакаша (Духовное небо); Я почитаю этого Ишану (Шиву).

Почему Шива разрушитель?

В концепции индуизма каждый из троицы (тримурти) Богов выполняет определённые задачи для существования Мироздания: Брахма — создатель миров и живых существ, Вишну — тот, кто управляет и поддерживает миры, Шива — разрушает и растворяет их материальное проявление.

С периодичностью в несколько милионов лет в точке Маха-Пралайя, всё проявленное Творение уходит обратно в Великую Пустоту. Это происходит когда Шива начинает свой космический танец Тандава.

Всякий раз, когда Шиву называют Разрушителем, это означает, что Он разрушает зло и невежество, открывает начало новому. Шива выполняет задачу растворения и преобразования.

Он разрушает грубую форму — отождествление с Эго, так что происходит возвращение к источнику, в котором когда либо зародилась каждая живая душа и откуда начала своё путешествие творя и познавая мир и себя. И душа снова сливается с абсолютным Блаженством, называемым самим Шивой.

Как познать Шиву

Для познания и понимания Шивы учителя в направлении Трика кашмирского шиваизма рекомендуют четыре шага:

Анавопая — дисциплинирование эго
Анава — медитация
Сактопая — развитие внимания в тишине
Самбавопая — освобождение от мыслей

Так способы понимания Шивы требуют обращения к духовному и медитации.

Это подчеркивается в описании Шивы:

«Шивам Шантам Адвайтам Чатуртам Маньянте са Атма Са виннейаха»

(То бытие, которое находится за пределами трех состояний бодрствования, сновидения и сна и которое пронизывает их все, — это Шива, и это то, что стоит знать.)

Поскольку это состояние находится за пределами нашего понимания или не имеет формы, которую можно познать и воспринимать, оно сродни бесформенности. Его также можно называть арупа или турия авастха — четвертое состояние. В этом состоянии тело отдыхает, а ум находится в высшей степени осознанности.

Шива Бог богов, Махадев — это тот источник, откуда всё пришло, который всё поддерживает и в который всё возвращается. Это Шива или Шива-таттва. Вы не можете оказаться вне Шивы, потому что Творение создано из Шивы. Ваш ум, тело, всё создано из Шива-таттвы. Поэтому Шиву называют «Вишварупа» — вся Вселенная является его формой.

Источник

Adblock
detector